Изучать музыку — интересно! Лучшие книги и пособия для детей
Дети очень чувствительны. Они всегда понимают, когда родители сами интересуются музыкой, а когда нет. Часто мама говорит: «Быстро сделай задания по сольфеджио». Как вы думаете, захочется ли ребенку, который к тому же это сольфеджио ненавидит, заниматься? А если мама скажет : «Что вы сейчас учите? Септаккорды? А ты знаешь, что в «Лунной сонате» Бетховен так красиво их использует? Не знаешь «Лунную Сонату»? Так давай послушаем!»
Конечно, вы скажете, что не каждый родитель является музыкантом и обладает временем и знаниями. Если вы учились в музыкальной школе (и еще что-то помните), то хорошо. Но, даже если знаний нет — не беда! Мы подготовили для вас самые интересные книги о музыке, с помощью которых очень просто заинтересовать даже самого упрямого!
Возможно, вам пригодится что-то из этого списка (почти все книги можно скачать совершенно бесплатно в формате pdf) :
- «Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей», автор — Т.Е. Первозванская
Это и сказка, и учебник, которые музыкальные понятия объясняет очень просто и интересно.
- «Королева Гамма», автор — Е. Поплянова.
В принципе, у этого автора очень много хороших книг для начинающих, которые помогут ребенку полюбить сольфеджио.
- «Нотная азбука», автор Н.П. Кончаловская
Это очень добрая книга-пособие для маленьких и больших начинающих музыкантов
- «Нотная азбука и для дошкольников, и для младших школьников», автор И.С. Королькова.
- «Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории!», автор О. Камозина
Эту книгу ребенок может читать сам, но потребуются знания азов музыкальной грамоты
- «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках», автор Королева Е. А.
Это пособие предназначено для занятий с дошкольниками (5 и 6 лет), но обязательно понравится и младшим школьникам. Там очень много игр, стихотворений и рассказов.
- «Музыкальное воспитание ребенка», авторы Лев Мадорский и Анатолий Зак
А эта книга нужна, если вы хотите понять заниматься ли вашему ребенку музыкой и что нужно сделать, чтобы дети ее любили и интересовались.
- «Музыка от А до Я», автор Э. Финкельштейн
Это достаточно «старая» и известная книга, которую еще можно встретить в книжных магазинах. Очень часто учителя детских музыкальных школ рекомендуют именно ее
- Пособия В. Жилина «Как проводить уроки по игре на музыкальных инструментах»
В основе его работы лежит система К. Орфа, которая способствует формированию творческой фантазии у ребенка, прививает любовь к вокалу, музыке и вырабатывает чувство ритма. Книг Жилина в продаже очень мало.
- «Элементарная теория музыки», автор И. В. Способин
А эта книга нужна тем, кто изучает или хочет вспомнить музыкальную грамоту.
Если у вас не получается вникнуть в музыкальную тему, но помочь ребенку очень хочется, то уделите своему юному музыканту немного времени, можно 2 раза в неделю:
- узнайте, что он изучает
- интересно ли ему
- попробуйте поиграть в музыкальную викторину ( вопросы как раз можно найти в учебниках, приведенных выше).
А чтобы интерес к занятиям музыкой не угас, поставьте ребенку мультфильмы с хорошими мелодиями, например:
- «Золушка»
- «Карандаш и ластик»
- «Щелкунчик»
- «Балерина на корабле»
«Музыкально -дидактические пособия» для дошкольников.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ.
Наглядный материал.
На музыкальных занятиях педагоги знакомят детей с творчеством композиторов. Детям показывают портреты известных русских и советских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Д. Шостаковича; современных детских композиторов: Е. Тиличеевой, В. Герчик, Т. Попатенко, М. Красева, А. Филиппенко и др. Примерный размер портретов 30 ´ 50 см. Для удобства пользования на обратной стороне записывают краткие биографические сведения о каждом композиторе, доступные для детей дошкольного возраста. Портреты помещают в зале и в групповых комнатах (в музыкальном уголке в старшей группе).
Для более полного художественно-образного восприятия детьми содержания разучиваемых песен педагоги используют картины1 (размер картин 30 ´ 50 см). Это помогает наглядно объяснить детям новые для них, непонятные по значению слова.
Картины используются и во время слушания музыки в качестве иллюстрации к музыкальным образам. Например, перед слушанием музыкальных отрывков к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» дети рассматривают иллюстрации этой сказки. Многие дети не знают, что такое шарманка. Поэтому перед слушанием пьесы «Шарманка» Д. Шостаковича хорошо показать картинку с ее изображением.
Картинки (открытки) с изображением различных музыкальных инструментов
(скрипка, труба, аккордеон, баян, балалайка и др.) используют для знакомства детей с этими инструментами.
Примерный размер картинок – 25 ´ 30 см.
Настольные музыкально-дидактические игры
2
Музыкальное лото
– деревянный ящик с набором органчиков (6 шт.), исполняющих музыкальные предложения из знакомых детям песен; деревянных пластинок (карточки лото), разделенных на квадраты, в которых изображены (есть и незаполненные) предметы и образы любимых детских песен; фишек – небольших кружочков разного цвета. Музыкальное лото развивает у детей восприятие музыкальных интонаций и мелодий, музыкальную память, используется для детей старшей и подготовительной к школе групп.
«До, ре, ми»
– игра, состоящая из трех больших карт с изображением на каждой нескольких картинок, сюжет которых соответствует выученным детьми песням. Фишками дети закрывают картинки в зависимости от услышанной мелодии. Мелодии песен проигрывает вначале взрослый, а затем и ведущий игру ребенок на любом детском музыкальном инструменте. Играют дети старшей и подготовительной групп.
«Узнай бубенчик»
– музыкально-дидактическая игра для детей 6–7 лет, состоит из 4–5 игровых карт размером 15 ´ 10 см и цветных фишек, каждая из них соответствует высокому, среднему или низкому звуку. Карточки и фишки помещаются в коробке с двумя отделениями: большим – для карт и маленьким – для фишек, которые сделаны в виде цветного бубенчика.
Для организации игры используют любой детский музыкальный инструмент или фортепиано. Дети упражняются узнавать звук (по высоте), ищут его место на игровой карточке (где нарисованы три линейки) и кладут фишку соответствующего цвета на нужную линейку. В игре участвует 4–5 детей.
«Выложи мелодию»
– музыкально-дидактическая игра для детей 6–7 лет, состоит из карточек (размером 30 ´ 15 см), нотного стана, квадратиков для выкладывания долгих звуков и прямоугольников – коротких звуков. Карточки и материал для выкладывания помещены в коробку с двумя отделениями – большим и маленьким.
Для организации игры используется фортепиано или металлофон. Игру применяют с целью обучения детей графически изображать мелодию: выложить ритмический рисунок мелодии на нотном стане, используя квадраты и прямоугольники, отметив в мелодии долгие и короткие звуки. В игре участвует 5–6 детей.
«Узнай по голосу»
– музыкально-дидактическая игра для детей 2–3 лет. Для игры берут небольшую ширму и коробку с карточками, на которых изображены различные животные, набор озвученных образных игрушек (можно предложить узнать, кто кричит, используя звукоподражание с голоса).
Игра способствует музыкально-сенсорному развитию. У детей закрепляется умение различать звуки по тембру. Узнавая озвученную образную игрушку или голос взрослого, ребенок называет, показывая соответствующую карточку, и повторяет звукоподражание («тяв-тяв», «га-га-га», «иго-го» и т. д.). В игре участвует от одного до 10 детей.
«Найди маму»
– музыкально-дидактическая игра для детей 2–3 лет, состоит из карточек размером 15 ´ 10 см, которые разделены на две части. С одной стороны наклеивается картинка с изображением животных-мам, другая – открыта. Кроме карточек, в пособие входят картинки размером 10 ´ 7 см с изображением животных-детенышей. С помощью этой игры детей упражняют в различении звуков по тембру, развивают слуховое внимание.
Дети по звукоподражанию «кря-кря-кря», «му-му», «мяу» и т. д., которое извлекается из озвученных образных игрушек, спрятанных за ширму (или с голоса воспитателя), узнают, кто кричит, и из нескольких картинок выбирают нужную, чтобы закрыть пустой квадрат на карточке с изображением данного животного («Котенок нашел маму») и т. д. Каждому ребенку раздают 3–4 карточки и столько же картинок. В игре участвует любое количество детей.
«Найди и покажи»
– музыкально-дидактическая игра для детей 2–3 лет. Имеет 5–6 наборов карточек-картинок (по 6–8 в каждом) размером 10 ´ 7 см, на которых изображены животные-мамы или животные-детки. Услышав соответствующее звукоподражание, дети поднимают карточку с изображением кошки-мамы или котенка, лошадки или жеребенка и пр. Показ картинки сопровождают звукоподражанием на высоком или низком звуке. Игра способствует развитию у малышей звуковысотного слуха. В игре участвует 5–6 детей.
«Узнай, какой инструмент звучит»
– лото, состоит из 3–4 картонных полос размером 21 ´ 7 см с изображением различных музыкальных инструментов (по три на каждой полосе) и отдельных карточек из картона, на каждой из которых изображен один какой-либо инструмент (всего 12 карточек): барабан, треугольник, бубен, труба, рояль, скрипка, баян, балалайка и др.
С помощью игры детей учат различать и называть некоторые музыкальные инструменты, упражняют музыкальный слух, музыкальную память. (По аналогии можно организовать игру с детскими музыкальными инструментами.) Игра проводится с детьми 6–7 лет.
«Слушай внимательно!»
Игра состоит из 6–8 картонных или деревянных карточек размером 10 ´ 30 см и 24 разноцветных фишек (кружочки из дерева или пластмассы). На каждой карточке три картинки, условно обозначающие жанр музыкального произведения. Например: а) девочка, убаюкивающая куклу («Колыбельная»), б) мальчик, марширующий с барабаном («Марш»), в) танцующая девочка в русском национальном костюме («Плясовая»). Или: а) пляшущая девочка в русском национальном костюме («Русская плясовая»), б) пара (мальчик и девочка), исполняющая парный танец («Полька»), в) пара (мальчик и девочка), танцующая вальс («Вальс»). С помощью игры воспитатели учат детей старшего дошкольного возраста различать жанры музыкальных произведений. Музыкальное сопровождение к игре дают в грамзаписи или в исполнении фортепиано или детских музыкальных инструментов.
«Музыкальная шкатулка».
В ней имеется устройство с переключателем, что дает возможность воспроизводить 3–4 народные мелодии. Дети должны узнать и назвать их. Пособие имеет кнопки-сигналы, контролирующие качество выполнения заданий: дети слушают одну из народных мелодий, записанную в шкатулке, узнают ее и называют, например: «Это русская народная мелодия!». Воспитатель нажимает кнопку напротив куколки в русском костюме. Если ответ верный, то кукла начинает двигаться.
С помощью этой игры воспитатель развивает у детей умение различать музыку по характеру, прививает им любовь к музыке народов нашей страны.
Пособие используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Аналогичные задачи решаются и в другой игре «Узнай, чья это музыка» (игра-лото). Ребенок, узнав мелодию, фишками закрывает на карточках соответствующие картинки (изображены дети в национальных костюмах). Народные мелодии (3–4) проигрывает музыкальный руководитель или воспитатель на фортепиано или на одном из детских инструментов.
«Вертушка»
– двойной диск, скрепленный коротким стержнем так, чтобы верхний диск (немного больше нижнего) мог вращаться. Нижний диск разделен на радиусы (от 8 до 16), в каждом секторе наклеена картинка, соответствующая содержанию одной из знакомых детям песен. Верхний диск яркий, цветной, с окошечком, равным размеру одного сектора.
Ведущий (вначале взрослый, а потом ребенок) движением руки перемещает верхний диск, в окошечке которого при остановке вращения появляется картинка нижнего диска. Дети поочередно или все вместе исполняют данную песню.
С помощью этой игры педагог закрепляет у детей навык пения без музыкального сопровождения, упражняет их музыкальную память.
«Музыкальная карусель»
– подвижный шестигранник (каждая грань размером 10 ´ 15 см), делают из фанеры (можно из цветного оргстекла), крепят на металлическом стержне к деревянной подставке (высота стержня – 20–25 см). На каждой стороне шестигранника – картинка (петелька картинки накидывается на кнопку-гвоздик с пластмассовой широкой шляпкой, который имеется на каждой грани у верхней ее линии).
Играя в «Музыкальную карусель», дети садятся по кругу, воспитатель или ребенок-ведущий становится в центре круга у столика, на который ставят карусель. Ведущий раскручивает ее, и, когда она останавливается, ребенок рассматривает ту картинку, которая оказалась напротив. Каждый поочередно исполняет музыкальное задание, указанное на картинке: поет, танцует, играет на детских музыкальных инструментах и т. д. (на картинке рисунок или аппликация, которая своим содержанием подсказывает детям соответствующее действие).
Данный игровой материал используется в работе с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Он помогает закреплять певческие, двигательные навыки детей, навыки музицирования на детских музыкальных инструментах; способствует приобретению умения детьми самостоятельно пользоваться им в игровой деятельности.
«Музыкальный будильник»
– большой диск (диаметр – 40–50 см) из фанеры или картона, цветного оргстекла, в центре которого укреплены две стрелки – большая и маленькая. Диск оклеен белой или цветной (светлых тонов) бумагой и разделен на 8–16 секторов. В широкой части каждого сектора рисунок, соответствующий по содержанию какому-либо виду детской исполнительской деятельности: пение, художественное чтение, игра на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое задание, показ кукольного представления и т. д. В нижней части сектора картинки-метки. Играющие договариваются, какая картинка-метка будет считаться за тем или иным ребенком.
Ведущий (взрослый или ребенок) устанавливает большую стрелку будильника на картинке. Маленькая стрелка указывает, кто будет выполнять то или иное задание (дети узнают об этом по соответствующей картине-метке). Ведущий объявляет каждого ребенка, называя полученное им задание. Таким образом организуется как бы концерт детской художественной самодеятельности. Данный игровой материал используют только для подготовительной к школе группы.
«Домик-ширма»
– небольшой, красочно оформленный домик из фанеры, картона или деревянного конструктора. Имеет три стенки, четвертая открыта для различных действий взрослого с игрушками; на центральной – окно.
Для организации игр-упражнений с домиком в младших группах необходимо иметь небольшие игрушки (солдатики, матрешки, озвученные игрушки, животные). Домик-ширму используют для упражнений на развитие у детей ритмических отношений, например: «Кто в домике к окошку подойдет: большая или маленькая матрешка? Шагает или бегает солдатик?» и т. д. С помощью этого игрового материала дети различают звуки, по тембру (по голосам узнают птиц, животных), по высоте звуков (большой – маленький петушок, кошка – котенок и т. д.).
«Парные шкатулочки».
Большой деревянный ящик, имеющий два отделения. В каждом – по образной игрушке. Механизм шкатулки издает звукоподражания голосам животных, птиц, контрастные по высоте и тембру (кошка – котенок, курица – цыпленок, корова – теленок, большая птица – маленькая и пр.). Игра развивает у детей музыкально-сенсорные способности, закрепляет умение различать звуки по тембру и высоте.
На музыкальных занятиях для проведения различных развлечений педагоги используют звуковые и экранные (аудиовизуальные) пособия.