Открытое занятие по грамоте «Звуки М, МЬ. Буква М»


Цель.

Учить детей выделять первый согласный звук в слове; ознакомить с буквой
Мм;
учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным; ввести условное (цветовое) обозначение твердых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зеленый цвет).

Оборудование.

Картинки со звуками [м—м’]; палочки; картинки с изображением цветов; фломастеры; звуковые домики.

Ход занятия

I. Педагог предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей и послушать историю.

1. — Жила-была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»

Какой первый звук в песенке коровы? ([м]).

Какой первый звук в песенке кошки? ([м’]).

Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м—м’]». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме: «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоем слове есть сразу два звука».

— Какие два звука имела в виду Маша? ([м]). Где в слове мама

слышен звук [м]? (В начале и середине слова)

Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м—м’]. На клумбе росли цветы: ирисы, маки,

пионы.

— Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки) Почему? Маша вернулась с букетом маков.

Поставила их в вазу. А на столе уже стояла
манная
каша и
молоко.
Маша засмеялась:
«Мамочка,
какая ты молодец! Ты помогаешь
мне
в
моей
игре».

— Почему так сказала Маша? (В словах манная, молоко

— первый звук [м]).

После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша

сорвала
морковь
для супа,
малину
для компота.

— Какой первый звук в словах морковь

и
малина?
(Звук [м]). Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали
макароны
и
мясо
. Догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

— Какие звуки слышны в начале слов макароны,

мясо? (Звуки [м—м’]).

К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»

«Я играю в слова со звуками [м—м’]», — ответила Маша.

«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю, — сказал папа, посадил Машу себе на колени и стал загадывать ей загадки, — ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. Кто это?» (Мышки)

— Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

«Я привез тебе игрушку. Угадаешь — будет твоя:

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут». (Мяч)

— Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?

2. Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки [м—м’] в словах мышь

и
мяч.
Определяют, что в первом слове звук произносится твердо, во втором слове — мягко.

Артикуляция звуков.

При произнесении звуков [м—м’] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда; воздушная струя как бы разрывает губы.

Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными.

Как видно из примеров, согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Характеристика звуков.

Звуки [м—м’] — согласные; могут быть твердыми и мягкими.

II. 1. Звуковой анализ слов мышь

и
мяч
(с закрашиванием фломастерами окошечек в домиках).

2. Игровая ситуация «Фокус».

Воспитатель привлекает внимание детей к схемам слов, на которых гласные звуки [м—м’] закрашены синим фломастером.

— Мы с вами обнаружили, что согласные могут произноситься мягко и твердо. А на нашей схеме этого не видно. Как бы нам показать, что звук [м] в первом слове звучит твердо, а во втором — мягко, но солнышко растопило всю его твердость?

Воспитатель берет желтый фломастер и закрашивает им синий квадратик во втором слове (как будто на него упал лучик солнца). Синий квадратик превращается на глазах детей в зеленый. После этого принимается решение обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые остаются синими. Красным цветом, как раньше, обозначается гласный звук.

III. Закрепление нового материала.

1. Воспитатель предлагает из пары слов выбрать и назвать те, которые начинаются со звука [м’].

Примерные пары слов: масло


мясо, мак

мяч, море

мель, мышка

мишка, машина

метро
и т. п.

2. Воспитатель показывает картинки со звуком [м] — дети подбирают к ним глаголы действия. Например: муха


летала, жужжала, надоедала.
Примерный набор слов: машина (ехала, остановилась, везла), морковь (росла, зеленела), макароны (лежали, варились, жарились), мышка (бежала, пищала), мальчик (прыгал, бегал, рисовал, спал, играл)

и др.

IV. 1. Знакомство с образом буквы. Педагог интересуется у детей:

— Как вы думаете, звук [м] имеет свой знак — букву? А звук [м’] имеет свою букву? Я вам раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м—м’]. Показ демонстрационной буквы и размещение ее на панно по адресу: четвертый этаж (четвертый ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева). Квартиры для букв, обозначающих согласные звуки, выделяются синим цветом.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет».

Цель: упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы.

Педагог рисует на доске схематичные изображения различных предметов (стол, стул, снеговик и т. п) и предлагает ответить на вопросы: из каких элементов состоит изображение каждого предмета? Сколько всего элементов?

Групповое логопедическое занятие на тему «Звуки [м], [м’]. Буква М»

Разделы: Логопедия

Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

Организационный момент.

Психогимнастика. Мимические упражнения.

– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

Наша мама варит кашу Кормит кашей дочку Машу.

И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

Сообщение темы занятия.

– Ребята, отгадайте загадку:

Где семье комфортно нашей? Где поутру пахнет кашей? Там ступают кошки лапки, А у входа стоят тапки. (Дом)

Выставляется картинка “Дом”.

– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются.
Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук
[М’]
– чуть-чуть улыбаются).
Воздух выходит через нос или через рот? (
Через нос
). Голос “спит” или “просыпается”? (
Просыпается)
. Значит звуки [М], [М’] какие? (
Согласные, звонкие
). Звук [М] – (
твердый
), а [М’] –
(мягкий).
Звук [М] мы обозначаем квадратиком (
синего
) цвета, [М’] – (
зеленого).

Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

Игра “Слушай внимательно”

– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

Слова: м

олоко,
м
едведь,
м
ост,
м
олоток, ко
м
пот,
м
есяц,
м
ышка, се
м
ья.

Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

Игра “Посчитай звуки”

– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

Игра “Давай дружить”.

– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и)

. Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др

.) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова.
Работа со звуковыми домиками
– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей

). А как вы ласково называете свою маму? (
Мамочка, мамулечка, мамуленька и др
). Что вы заметили, когда произносили эти слова?
(В этих совах два звука [М])
Какая она, ваша мама? (
добрая, ласковая, милая и др).

Физминутка.

А теперь давайте “зарядимся”

Мы топаем ногами: – Топ – топ – топ. Мы руки поднимаем: – Хлоп – хлоп – хлоп. Мы руки разведем И побежим кругом.

Развитие фонематических представлений.

Игра “Отгадай словечко”.

Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

Карточки: корона, облако, мост – ком

санки, ослик, молоток –
сом
дверь, огурец, машина –
дом
морковь, аист, кран –
мак

Развитие просодии.

– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила.

(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса)

.

Знакомство с буквой “М”.

– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

Взялись за руки друзья. И сказали: “Ты да я – это мы!” А между тем Получилась буква “М”.

(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

Пока глазки крепко спали, Буквы в книжке меньше стали, Свои глазки открывай Что добавить, угадай! (Слова авторские)

Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Раскрашивание буквы в тетрадях.

Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки

). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  • Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  • Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.

Звуки [М]-[МЬ], буква М — конспект фронтального занятия

Развитие фонематического слуха.

Фронтальное занятие. Старшая группа ОНР-III

Первый год обучения (I период)

Тема: Звуки «М»-«МЬ». Буква М. Второе занятие.

  • Развитие фонематических процессов.
    1. Дальнейшая дифференциация понятий «звук-слово», «звук-буква»
    2. Уточнение слухового восприятия.
    3. Формирование фонематических представлений.
    4. Развитие фонематического анализа.
    5. Развитие слухоречевой памяти.
    • Предметные картинки, сигналы (символы), мяч, магнитные буквы, фишки

    План занятия.

    1.​ Организационный момент.
    2.​ Игра «Сосчитай гласные звуки».

    — Подними столько пальчиков, сколько слышишь гласных звуков (АУ О АУИ ).

    — Какие звуки считали? (гласные)

    Уточнение артикуляции гласных звуков.

    3.​ — Какие согласные звуки учимся различать?

    Сравнительная характеристика М — МЬ по артикуляционно-акустическим свойствам.

    — В каких «домиках» живут?

    — Какой буквой обозначаем? Уточнение образа буквы М

    4.​ Игра «Чьи ушки лучше слышат?»

    мяч, мак, мышка,медведь, моет, милый, дом, смелый, мокрый, смешной.

    — Что буду делать я? (говорить слова)

    -​ А вы? (поднимать нужный сигнал)

    — Какой сигнал вы поднимите, когда услышите звук М? (синий)

    — Звук МЬ? (зеленый)

    Дети поднимают нужные сигналы.

    5.​ Игра с мячом «Запомни и повтори».

    Проговоривание «цепочек» слов. По три слова со звуками М МЬ.

    — Что вы говорили звуки или слова? (слова)

    6.​ Игра «Кто больше вспомним слов?»

    Раздаются цветные фишки (полосочки).

    — Что вы вспоминали? Слова)

    7.​ Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».

    Картинки разложены на ковре. Мальчики выбирают на звук М, девочки на звук МЬ. По одной относят на свои места. Игра начинается и заканчивается по сигналу логопеда. Проверка.

    8.​ Игра «Волшебники».

    Анализ слогов АМ МА МИ.

    — Сколько звуков слышишь?

    Работаем на маркерной доске. Сначала обозначаем звук нужным сигналом. Рисуем цветными фломастерами, затем подставляем магнитные буквы.

    9.​ Чтение слогов.

    АМ МА ОМ МО УМ МУ ИМ МИ ЭМ МЭ МЫ

    При чтении второго столбика дается инструкция:

    — Буквы «дружат».Сначала посмотри на вторую, она подскажет на какой гласный звук надо открыть рот потом, и как читать: мягко или твердо. Буква И подсказывает, что буква М перед ней обозначает мягкий звук. Здесь эту «одежду» (М) надел мягкий «братец» МЬ.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]