Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группахматериал на тему


Каких животных нельзя держать в зооуголке

Не рекомендуется содержать в живом уголке диких животных: ежей, сурков, енотов, сонь, сусликов. Чаще всего их не разводят в неволе, а отлавливают в дикой природе, поэтому они не приручены и могут укусить. Кроме того, некоторые виды грызунов переносят опасные заболевания: бешенство, чуму, бруцеллез, тиф, дизентерию. Возбудители болезней выделяются с экскрементами животного и могут заражать других обитателей зооуголка и людей.

Запрещено приобретать в дошкольное учреждение ядовитые растения и рептилии. Например, есть риск, что паслён привлечет детей яркими ягодами, которые ядовиты. А сок монстеры и филодендрона вызовет ожоги на коже.

Даже специально выведенные домашние виды птиц и рептилий переносят сальмонеллез. Чтобы предупредить заболевания, требуются ежемесячный осмотр питомцев ветеринарным врачом, своевременная обработка от паразитов и вакцинация.


Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата

Если в группе аллергик, следует проконсультироваться с аллергологом, узнать, на кого из животных есть реакции, и по возможности меньше контактировать с этим видом, а перед посещением живого уголка принимать антигистаминные препараты. Иногда со временем аллергия проходит, организм привыкает. Часто аллергическая реакция бывает не на самих животных, а на корм, подстилку, выделения, пыль.

Каких животных выбрать

«В нашем живом уголке находятся в основном неприхотливые домашние животные: сирийские и джунгарские хомяки, крысы, мышки песчанки, иглистые мыши акомисы, кролики, морские свинки, волнистые попугаи, рыбки, — рассказывает Мария Скрипник. — Но есть и такие, которым необходимо создавать особые условия для полноценной жизни: среднеазиатские и красноухие черепашки, шиншиллы, дегу, улитки ахатины».

Кого же можно поселить в зооуголке?

Рыбки

Полезно выбирать рыбок разных пород, чтобы дети могли сравнивать их, находить отличия. Самыми неприхотливыми породами считаются гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики, золотые рыбки. Аквариум лучше поставить в прохладное, темное место подальше от окна.

Некоторые виды рыб нельзя содержать в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими породами (они их попросту съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио, рыбы-попугаи.

Кроме того, необходимо учитывать чистоту, жесткость и кислотность воды. Гуппи не выносят грязи в аквариуме, поэтому плохо уживаются с золотыми рыбками. Обо всем этом стоит заранее узнать у консультанта в зоомагазине и почитать в специальной литературе.

Рептилии

Интересный экспонат — хамелеон. Наблюдая за ним, дети узнают о таком явлении, как мимикрия. В зооуголке приживутся сухопутные и водоплавающие черепахи.

«Но черепахам требуется большой аквариум или клетка, ультрафиолетовая лампа для обогрева, особое питание», — предупреждает Мария Скрипник.

Водоплавающим видам необходим аквариум с камнями. Причем часть камней должна располагаться над водой, чтобы черепашки могли выползать на сушу и греться под лампой.

Грызуны

В зооуголке дошкольного учреждения разрешается держать кроликов, морских свинок, мышей, крыс, хомяков. Мария Скрипник рассказывает, что каждый вид имеет свои особенности содержания:

«За кроликами, крысами, морскими свинками приходится часто чистить клетку, много кормить. А вот иглистые мышки не требуют частой смены подстилки, пьют мало, неприхотливы в еде, но они любят жить в компании сородичей. Хомячки наоборот предпочитают жить по одному. Им не нужна большая клетка, они мало едят, за ними легко ухаживать. Некоторые животные (хомяки, шиншиллы, крысы, улитки ахатины) более активны ночью, а днем спят — наблюдать за ними интереснее к вечеру».

Если грызуны живут в клетках, то их надо ставить на небольшом расстоянии, чтобы обитатели соседних клеток не могли поранить друг друга. Если животные содержатся в аквариумах, такой необходимости нет.

Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата

Птицы

Обычно в зооуголке живут волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы, зеленушки. Они неприхотливы в уходе, имеют яркую окраску и нравятся детям. К тому же некоторые виды размножаются в неволе, а значит, малыши смогут наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть виды попугаев, у которых сильно проявляется половой диморфизм — отличие внешнего вида самцов от самок. Это тоже тема для занятия.

Растения

Растения удобно разделить по климатическим зонам. Например, тропическую зону представить фикусом, хамедореей. Пустыню — алоэ и другими суккулентами, субтропики — азалией и геранью.

Во время занятий в зооуголке ребенок включается в различные виды деятельности: игру, труд, наблюдение, обсуждение. Это способствует комплексному, разностороннему развитию. Живой уголок даст дошкольникам обширные знания о природе, привьет любовь к окружающему миру. Знакомясь с живой природой, ребенок будет развиваться нравственно, духовно и эстетически.

Зачем нужен живой уголок

По результатам исследования, наблюдение за животными увеличивает активность в префронтальной коре головного мозга. Эта область отвечает за установление социальных контактов и принятие решений. И это не единственная польза, которую принесет ребенку общение с животными.

  • Изучение природы на практике формирует у детей реалистичное представление о животных и растениях, расширяет кругозор, развивает логическое мышление и умение искать межпредметные связи.
  • По мнению американского журналиста Ричарда Лоува, дети, которых с малых лет приобщали к исследованию природы во всех ее проявлениях, во взрослом возрасте более ответственно и бережно относятся к окружающему миру. У ребенка, который заботится о домашних животных, снижается уровень агрессивности и конфликтности, развивается эмпатия.
  • Согласно исследованиям, контакт с животными помогает человеку снизить уровень стресса и создает позитивный настрой.

По мнению Марии Скрипник, зооуголки развивают в детях эмоциональный интеллект, приучают к самостоятельности:

«Нужно учить детей любить, правильно ухаживать и нести ответственность за своего питомца. Для этого и нужны живые уголки, — считает она. — Занимаясь с детьми, участвуя в различных акциях, мы не только исследуем вопросы экологии, но и прививаем малышам любовь к животным, учим заботиться о живом существе, нести за него ответственность. Часто ребята хотят завести милое зверюшку, но совершенно ничего о нем не знают — как его содержать, чем кормить. Потом оно им быстро надоедает и попадает на улицу или к другим людям. Для животного это большой стресс. У нас есть такие питомцы, которые надоели и их выбросили на улицу, неправильно содержали».


Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]