Рекомендации по оснащению книжного уголка в группах ДОО

Важной частью предметно-развивающей среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книги» может сыграть существенную роль в формировании у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового.

В публикациях, представленных в этом разделе, педагоги делятся позитивным опытом создания красивых, грамотно оформленных и функциональных книжных уголков, дают полезные советы по эстетическому оформлению этой части предметно-развивающей среды группы.

Сделайте книжный уголок гордостью Вашей группы!

Содержится в разделах:

  • Книга. Все материалы по теме книг 6806
  • Уголки и центры в группах 6028

Показаны публикации 1-10 из 254. Все разделы | Книжный уголок, центр. Примеры оформления

Новое

Фото

Лучшее

Организация книжного уголка в первой младшей разновозрастной группе


Важную роль в развитии у детей познавательных и творческих способностей имеет чтение художественной литературы. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение…

Наш книжный уголок. Фотоотчет


Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание…

Все для развития ребенка

Прививайте любовь к книгам с детства. Чтение, особенно, бумажных книг развивает фантазию и творческие способности. Задача родителей — создать для ребенка комфортную зону для чтения, где будет приятно устроится вместе с мамой или одному с любимой книгой. Организовать читальный уголок дома легко. Вы можете расположить его в детской комнате или в общей гостиной, где собирается вся семья. Просто добавьте книжный шкаф, кресло или подушку для удобства.

Как организовать зону для чтения

  • Место для чтения книг должно хорошо освещаться. Если не достаточно естественного света, установите дополнительные световые приборы (люстры для детской с Алиэкспресс).
  • Сделайте уголок многофункциональным, чтобы дети могли там не только читать, но и играть.
  • Сделайте зону веселой и привлекательной для ребенка с помощью ярких цветов, необычного декора с изображением любимых героев книг, вдохновляющих надписей (Алиэкспресс).
  • Если читальный уголок организовать в комнате, где собирается вся семья, тогда он будет использоваться чаще.
  • Разместите детские книги так, чтобы они были видны и доступны ребенку.

Идеи для оформления уголка для чтения

Посмотрите идеи и вдохновитесь на создание идеального уголка для чтения книг в детской комнате или гостиной.

Положите на пол подушки или кресло-мешок (Алиэкспресс) и уютный уголок для чтения готов!

Дети обожают декоративные подушки, особенно пушистые (Алиэкспресс).

Организуйте правильное хранение книг. Все книги должны быть на виду и ребенок самостоятельно мог их достать. Например, с помощью полок с Алиэкспресс.

Украсьте читальный уголок детскими постерами (Алиэкспресс)

Повесьте над креслом полог (Алиэкспресс) и получится идеальная зона для уединения с любимой книжкой.

Читальную зону можно устроить прямо на полу, постелив теплый коврик (Аиэкспресс).

Отличным решением для читального уголка станет палатка-вигвам (Алиэкспресс).

Организуйте место для чтения в шкафу или кладовой.

РЕКОМЕНДУЕМ Положите матрас и подушки (Алиэкспресс) на стеллаж и получится удобное место для чтения.

Если вы являетесь счастливыми обладателями широких подоконников, то обустроить уголок для чтения можно там.

Используйте занавески (Алиэкспресс) для создания укромного местечка для чтения книг.

Организуйте читальное место под лестницей.

Местом для уединения может послужить домик для игрушек.

Задействуйте зону под кроватью-чердаком.

Для особо смелых организуйте читальную зону в верхней части комнаты.

А если детей двое и каждый хочет свой собственный уголок для чтения? Решение есть!

Летом организуйте читальное место за городом на природе.

Нестандартные решения. Читаем книги в гамаке (Алиэкспресс).


РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Книжный уголок, центр. Примеры оформления — Книжный уголок в группе раннего возраста

Публикация «Книжный уголок в группе раннего…»


В группе раннего возраста «Радуга» мы создали книжный уголок, в котором дети самостоятельно могут выбрать книги и спокойно рассмотреть их. Книжный уголок получился уютный и привлекательный. Он расположен вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка, хорошо…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Основные требования к оформлению книжных уголков


Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой…

Книжный уголок группы


«Книжный уголок группы «Ромашка»» В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Дошкольное детство — очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя,…

Книжный уголок в первой младшей группе


Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром человека, будь то ребёнок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Сказка может помочь ребёнку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передаваться через образные…

Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе «Центр литературного чтения»

Дорогие друзья, мы рады представить вам Шабалову Светлану Федоровну, воспитателя высшей квалификационной категории СП «Детский сад «Аленушка»» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Светлана Федоровна любезно поделится своими методами создания педагогических условий по воспитанию у дошкольников интереса к чтению. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Федоровны:

«Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности».

Полезного чтения…

Дизайн-проект предметно-развивающей среды в группе «Центр литературного чтения»

Посмотреть статью в полной версии

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Ни для кого не секрет, что современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослые (педагоги и родители) должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

В детском саду работа по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-развивающей среды в группе.

Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей, что особенно важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой группе любого детского сада имеется книжный уголок или центр. Был он и в нашей группе для детей с нарушениями зрения. Но соответствует ли его содержание методическим и педагогическим требованиям в свете новых нормативных документов? Как сделать этот центр действительно интересным, полезным детям, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, а дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы? Как привлечь самих детей и их родителей к участию в преобразовании нашего книжного центра?

Эти размышления натолкнули нас на идею проведения в группе образовательного проекта по преобразованию, обогащению книжного центра. Так родился наш дизайн-проект «Центр литературного чтения».

Воплощению данного проекта способствовало и то, что в рамках «Книжкиной недели» в нашем ДОУ был объявлен конкурс между группами — «Дом для наших любимых книг».

Вид проекта: средне-срочный (3 недели), информационно-творческий, групповой, открытый.

Участники проекта: педагоги группы, дети старшей группы с нарушениями зрения, родители.

Цели проекта:

  • воспитание у дошкольников интереса и любви к книге, развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе преобразования «Центра литературного чтения»;

Задачи:

  • создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению, развитию познавательной активности, творческих способностей детей, а также взаимодействию всех участников образовательного процесса;
  • формирование у дошкольников устойчивого интереса и любви к книгам, чтению;
  • развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды.

Ресурсное обеспечение проекта:

информационное — формирование базы данных по реализации проекта; материалы мониторинга; организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

методическое – разработка, составление планов, конспектов, презентаций, рекомендаций для родителей, памяток, статей и др.;

материально-техническое — приобретение дидактических средств обучения: книг по программе возраста, иллюстраций, игр, пособий по обучению грамоте, подставок для чтения и т.д.

оснащение Центра литературного чтения необходимой эргономичной мебелью, полками, конторками, дополнительными источниками света.

Предполагаемые результаты проекта:

для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье,

для педагогов – повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы.

для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.

Реализация проекта проходила в три этапа.

I этап – вводный этап проекта

Задачи:

  1. Довести до всех участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта.
  2. Определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата.
  3. Совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
  4. Подбор, приобретение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме.
  5. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Разрабатывая проект, мы использовали традиционную для проектной деятельности модель «трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».

На общем обсуждении, мы выяснили знания детей о книгах, зачем они нужны, где их можно приобрести и т. д. Ответы детей записывали.. Модель «Трех вопросов» помогла составить конкретный план действий.

Дополнительно провели опрос детей по теме «Твоя любимая книга». Данные опроса показали, что нашим детям одинаково нравятся и фольклорные произведения и научно-познавательная литература – по 35% . Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в процессе составления библиотечек и консультаций для родителей.

II этап – продуктивный этап реализации проекта

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекали родителей наших воспитанников и коллег.

Реализация намеченного на I этапе проекта плана прошла через все образовательные области.

Задачи:

  1. Развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
  2. Формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношения к книге.
  3. Повышение интереса детей к детской литературе, обучение изготовлению книги.
  4. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в Центре литературного чтения.
  5. Привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.

Привлечение к участию в проекте узких специалистов (учителя- логопеда, воспитателя по изодеятельности, муз. руководителя)

Содержание образовательной работы с детьми в процессе реализации проекта:

Познавательно-речевое развитие

Познание:

Беседы с детьми: «Как появилась книга?», «Какие книги ты любишь больше всего?», «Какие бывают книги?» и т. д.

Познавательное занятие с использованием мультимедийной презентации «История создания книги»

Экскурсии в детскую библиотеку им. П.П. Бажова

Занятие-путешествие «В книжной стране» (презентация-знакомство с творчеством детского писателя С.Я. Маршака)

Рассматривание разных видов книг, иллюстраций в книгах, фотографий,

Знакомство с детскими писателями, литературными жанрами в процессе составления каталога книг в библиотеке группы, классификация их по разделам.

Чтение художественной литературы:

Чтение произведений, заучивание стихотворений, пословиц о книге

Игры-викторины с использованием ИКТ по произведениям детских писателей «В стране Чуковского», «Знаешь ли ты сказки?» и др.

Детское книгоиздательство

Коммуникация:

«День любимой книги» — презентация книг на основе составления творческих рассказов (домашнее задание).

Составление описательных рассказов об экспонатах Музея книги.

Социально-личностное развитие

Социализация:

Беседы о бережном отношении к книгам, о правилах поведения в читальном зале, библиотеке

Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «В читальном зале», «Маленькие экскурсоводы (в Музее книги)», «Книжный магазин»

Труд:

«Мастерская для книг» — ручной труд по ремонту старых и рваных книг

Изготовление книжек-малышек для с/р игры «Библиотека»,

Изготовление закладок для любимой книги.

Безопасность:

Беседы о правилах чтения, о вреде чтения лежа, в темноте, о правильной позе при чтении для хорошей осанки.

Физическое развитие

Физическая культура, Здоровье:

Проведение зрительных гимнастик и динамических пауз для тренировки зрительных функций, повышения остроты зрения, профилактики глазного утомления

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество:

Участие в сборе экспонатов и оформлении Музея книги,

Оформление книги-самоделки «Разноцветная книга» по С. Маршаку

Рисование иллюстраций по произведениям С. Маршака, создание макетов, поделок совместно с родителями для выставки «В стране Чуковского»

Музыка:

Театрализованное представление «В стране Чуковского»

Описание «Центра литературного чтения»

Для создания книжного центра в нашей группе мы отвели хорошо освещенное естественным светом место. Книжный центр находится в группе, он расположен далеко от игровой зоны. В Центре имеется подбор художественной литературы, соответствующий программе и возрастным особенностям детей. Здесь же находятся настольные и дидактические игры по знакомым произведениям. Есть папка, где представлены книги и иллюстрации по изучаемой теме в течение месяца, алгоритмы для составления рассказов. Эта папка находится в свободном доступе для каждого ребенка. Выделено место для игр по обучению грамоте: в нем есть буквы, схемы, магнитные доски, материал для обучения чтению, книги серии «Читаем сами», «Читаем по слогам».

Имеются театральные атрибуты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».

Также в книжном центре мы оформили тематическую выставку по произведениям С.Я. Маршака:

— книги, портрет писателя, цитаты, стихи,

— игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора,

— конспекты занятий, викторин, досугов.

  • Как продолжение книжного центра планируется оборудование уголка уединения, где ребенок может в соответствии со своими интересами полистать журналы, посмотреть любимые книги, а также обыграть эпизоды любимых произведений с помощью театра игрушек и др., «позвонить» родителям по телефону.
  • Также планируется оформление подставки-витрины для интересной книги.

Наши воспитанники часто приносят в группу свои любимые книги, в том числе, познавательного характера, ориентирующие их на изучение окружающего мира, дающие им возможность приобрести новые знания. Такие книги у нас размещены в специально отведенном месте в ярком лоточке, чтобы привлекать внимание детей.

В книжном центре дети имеют возможность не только познакомитьтся с книгами, но и пособирать пазлы, кубики по хорошо известным и знакомым им литературным произведениям.

Элемент дизайн-проекта

«Мини-музей книги»

В процессе реализации основного дизайн-проекта, мы организовали еще один маленький проект, включив его как составной элемент в основной проект. Назвали его «Мини-музей книги». Идею подсказали сами дети, задав вопрос о том, где можно увидеть старинные книги кроме библиотеки?

Цели и задачи организации мини-музея:

знакомство детей с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, расширение знаний о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Расположение. Занимает часть книжного центра, также экспонаты размещены на подвесных настенных полках и столе.

В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги и т. д.

Отдельно выделены произведения о природе, книги для мальчиков и книги для девочек, необычные книги (книги-малютки, книги-великаны, книги-шкатулки, книги на разных языках). Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей XIX и XX вв.: А.Пушкина, Л.Толстого, А. Барто, Б. Заходера и др.

Особый интерес у дошкольников вызвало создание экспозиции, в которой собраны макеты, образцы самых первых книг – каменные книги, пергамент, папирус, берестяные грамоты, глиняные дощечки, а также «орудия труда» писателей. Здесь у нас собраны не только гусиные перья и чернильницы. Из дома дети принесли необычной формы и размера сувенирные карандаши, ручки, фломастеры. Также мы включили в экспозицию пластилиновые и глиняные пластины и деревянные зубочистки, чтобы дать детям возможность самим попробовать написать на них что-нибудь, как когда-то писали наши предки.

Элемент дизайн-проекта – детское книгоиздательство:

«Разноцветная книга» по С. Маршаку

План реализации:

  1. Знакомимся с оригиналом книги, рассматриваем, читаем, беседуем о прочитанном.
  2. Совместными усилиями разрабатываем макет книги.
  3. Рисуем, оформляем свои иллюстрации для книги вместе с педагогами группы.
  4. Печатаем текст к страницам-иллюстрациям книги, раскрашиваем буквы на обложке книги.
  5. Знакомимся с разными видами переплетов у книг, выбираем возможные варианты переплетов для нашей книги.
  6. Брошюруем книгу на брошюровальной машине.
  7. Проводим презентацию для детей средней группы и родителей.

III этап –заключительный этап реализации проекта

Задачи:

  1. Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.
  2. Обобщение опыта работы педагогов группы.
  3. Подготовка и презентация Центра литературного чтения в рамках смотра-конкурса «Дом для наших любимых книг».
  4. Планирование дальнейших действий на следующий период.
  5. Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.

Формы презентации проекта:

Презентация Центра литературного чтения в рамках смотра-конкурса ДОУ (I место)

Открытие и презентация музея на педагогическом часе

Проведение экскурсий для детей и педагогов др. групп, родителей

/Заведена книга отзывов/

Праздник «В стране Чуковского» для детей и родителей

Работа над проектом в группе способствовала:

  • развитию познавательных, творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности, достижению высоких результатов в освоении детьми знаний по образовательным областям «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация» (что подтвердили данные мониторинга)
  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы
  • активизации и обогащению педагогических знаний о музейной педагогике и проектной деятельности всех участников
  • Возможные точки роста:
  • продолжение работы по привлечению родителей и воспитанников к проектной деятельности ДОУ
  • представление опыта работы по проектной деятельности городскому педагогическому сообществу.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]