Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ
Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» В связи с этим меняется позиция детского сада в
работе с семьей
, возникает необходимость активного включения
родителей в жизнь ДОУ
.
Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе
?Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых
форм
взаимодействия с семьями воспитанников. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и
родителей
, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.
Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии
тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Поэтому педагоги все чаще используют новые формы в работе
с семьями воспитанников.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями
является проведение
мастер – классов
.
Эта форма работы
позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и
родителями в пространстве ДОУ
, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Основные преимущества
мастер
-класса — это уникальное сочетание:
короткой теоретической части,
индивидуальной работы
,
направленной на приобретение
закрепление практических знаний и навыков.
Мастер
-класс — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими
наработками
.
Мастер–класс – это особая форма
, которая основана на
«практических»
действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Я остановлюсь более подробно на использовании мастер
-классов как активной
формы взаимодействия с родителями
в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников
Любой ребенок может стать творческой личностью. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать у детей в дошкольном детстве творческое мышление, умение способность нестандартно мыслить.
Эффективным
методом развития творческих способностей детей является знакомство не только их, но и
родителей
с нетрадиционными техниками рисования, различными материалами, интересными приёмами, используемыми в художественном творчестве.
Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»
Ирина Гридчина
Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»
(Слайд 2)
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.
Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.
Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.
Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.
У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.
Мастер-классимеет определенную структуру: (Слайд 3)
• теоретическую часть;
• показ или демонстрацию технологии процесса;
• практическую часть – создание продукта;
• презентацию продукта (афиширование)
;
• выводы (рефлексию)
.
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. (Слайд 4)
Согласно ему,
педагог-мастер:
• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
• представляет участникам мастер-класса технологию;
• формирует рабочие творческие группы;
• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.
Предлагаю вам заранее продумать расположение столов и стульев для практической работы. Существует множество способов размещения участников мастер-класса в зависимости от целей и формы поведения. (Слайд 5 —
Пример подготовки и проведения мастер-класса
Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса.
Это будет мастер-класс по ознакомлению педагогов с технологией изготовления лепбуков.
Структура мероприятия включает три части: общую организационную (теоретические аспекты, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским)
и заключительную
(презентацию полученных продуктов)
.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА «Использовани елепбуков в работе с детьми дошкольного возраста»
• Рассказ о видах лепбуков и возможности их применения.
• Создание творческих групп и распределение тем работы
• Практическая часть (мастерские)
– создание лепбуков.
• Презентация лепбуков
• Обсуждение и обмен мнениями.
На этапе подготовки мастер-класса формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.
Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских,решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, оформляет презентации.
После определения цели и этапов практической работы участники разбиваются на творческие группы по 3 – 4 человека. В мастерских они определяют форму своего лепбука и самостоятельно изготавливают его.
На заключительном этапе – этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют изготовленные лепбуки, и предлагают варианты их использования в образовательной деятельности.
Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.
Изготовление лепбуков – увлекательное занятие. Педагог в совершенстве овладевший этой техникой может не только изготавливать их самостоятельно, но и привлекать к работе детей и их родителей. Лепбук можно использовать как для изучения какого-либо предмета или явления, но и для закрепления знаний по заданной теме. Работать с лепбуком ребенок может как самостоятельно, так и в группе сверстников. Создание лепбука может стать отличным завершением любого проекта.
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
2. Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.
3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.
6. Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
7. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.
8. Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.
9. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.
10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Образовательная технология «Детский совет»
Мастер-класс для педагогов детского сада «Образовательная технология «Детский совет», как условие индивидуализации детей».
Автор: Макарова Ирина Вячеславовна, воспитатель МБДОУ № 23 «Золотой петушок». Данный мастер класс будет полезен для педагогов дошкольного образования, студентов педагогических факультетов, родителей. Цель: поиск новых форм работы и способов применения технологии «детского совета» в дошкольной организации в условиях ФГСО ДО. План проведения мастер-класса: 1.Вступительное слово; 2.Практические игровые упражнения; 3.Подведение итогов, обмен мнениями. Количество участников: до 10 человек. Длительность проведения: до 20 минут. Ход мастер-класса: На сегодняшний день, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогу, стоящему у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок. Одна из основных составляющих педагогической компетентности воспитателя, на мой взгляд, это уважение и признание личности воспитанника, поддержка детской уникальности. Оттого насколько мы взрослые, будем этим руководствоваться, зависит будущее развитие ребенка-дошкольника. Помочь педагогам в этом, призвана образовательная технология «Детский совет». Уважаемые коллеги, кто из вас знаком и работает по этой технологии? Я думаю, вы со мной согласитесь, что детский совет — это место и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл всей жизни группы. Смысл детского совета – объединить детей и взрослых вокруг событий, совместных дел, действий. Детский совет не имеет определенную структуру. Для себя мы выделили некоторые смысловые части: приветствие, коммуникативные игры, обмен новостями, филосовствование. В совместном диалоге мы обсуждаем мысли идеи и планы, составляем план деятельности, определяем, кто, чем будем заниматься, в соответствии с выбором дети распределяются по центрам активности. Такая форма взаимодействия предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования. Итак, Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры и упражнения. Приглашаю для участия в мастер-классе коллег и предлагаю объединиться в две группы. Для того чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия. Вашему вниманию предлагаю следующие упражнения: «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Первой группе участников: •Детский совет – это…. (ваши варианты ответов). Второй группе участников: •Детский совет не… Время на выполнение задания 3минуты. А вас уважаемая аудитория я попрошу ответить на следующий вопрос: «СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК, КАКОЙ ОН? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ОН ОБЛАДАЕТ?» •любознательный, интересующийся, активно познающий мир; •способный к организации собственной деятельности; •доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнера, уважающий свое и чужое мнение; •готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Таким образом, у нас получился портрет современного ребенка дошкольника. А теперь вернемся к нашим группам и послушаем, что у них получилось.
Детский совет – это….
-выбор; -участие; -соучастие; -новости; -инициатива; -сотрудничество; -обсуждение; -взаимодействие; -жизнетворчество; -общение; -содействие; -планирование; -активность; -коммуникация; -объединение.
Детский совет не…
-занятие; -образовательная деятельность; -имеет регламента; -имеет единых правил; -обязательное участие; -принуждение; -имеет структуры; -учебно-тренировочные действия; -единичная акция. При всей внешней простоте проведения детского совета хочу сказать, что проблемные ситуации, возникают нередко и не всегда быстро и виртуозно их можно разрешить. Я предлагаю коллегам этим сейчас заняться. «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…..» Работаем по группам. Задание для первой группы: 1.Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть? Задание для второй группы: 2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть? Регламент работы 3 минуты. Пока группы готовятся, давайте с вами еще порассуждаем. Придумайте, пожалуйста, предложение с аббревиатурой
ФГОС. Наш вариант: Философия гениальности – основа смысла. Вернемся к заданиям наших групп и выслушаем их ответы. 1.Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть? •После того, как большинство детей сделают свой выбор, повторите еще раз оставшимся, какие материалы есть в центрах активности, при необходимости назовите возможные действия, выждите минуту и вновь о принятом ими решении. •Пригласите затрудняющегося в выборе ребенка присоединиться к вашей работе. •Предложите ему (если психологически ребенок готов к сотрудничеству с вами) игру в разведчиков (инопланетян, журналистов), в ходе которой он должен будет обойти все центры активности и рассказать вам о том, что интересного делают дети. Здесь важно не поддаваться на отрицательные высказывания (ничего не делают, балуются). Подержите ребенка в этой роли несколько дней: «А для тебя есть особое задание – ты будешь снова как разведчик», и, возможно, скоро вы заметите его стремление сделать свой выбор самостоятельно. 2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть? •Если ребенок увлечен, не стоит его тревожить. •Если необходимо сменить малоподвижное состояние – предложить подвигаться, выполнить ответственное поручение. •Если нет динамики в действиях ребенка – предложить разнообразить привлекательными для ребенка дополнениями. •«Закрыть» центр на некоторое время, мотивируя запрет. Я предлагаю ответить вам на вопрос: ВИДИТЕ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ СОВЕТЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА ИХ РОЛЬ? Для обеих групп. Пока группы готовятся, предлагаю выполнить практическое задание для зрителей. Выразите свое отношение к детскому совету, если ваше отношение к данной технологии положительное, то – положите камешек в баночку с веселым смайликом, если ваше отношение нейтральной или сомнительное — то в баночку с грустным смайликом. После ответов участников резюмирую. Родитель — активный, добровольный, равноправный участник. Взаимодействие с родителями в детском совете: •Приглашаем в удобное для родителей время. •Интересуемся, нужна ли наша помощь. •Создаем памятки для родителей о том, что и как можно делать в центрах активности. •Подбадриваем родителей, но не задаем лишних вопросов и не мешаем. •Открыто и искренне благодарим, привлекаем к обсуждению жизни детей в группе. Я хочу поблагодарить коллег за работу в мастер-классе, подарить буклеты. Рефлексия. Итог с баночками. Использовать или не использовать такую форму взаимодействия с детьми, решать только вам, дорогие коллеги! Но мне бы хотелось, чтобы Детский совет имел место быть. Потому, что… •Знание своих прав и обязанностей, умение свободно выражать свое мнение – один из показателей социально развитой личности. •Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей. •Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей. Мне хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу: Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей. В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. От нашего мастерства, уважаемые коллеги, зависит каким «выпорхнет» ребенок из детского сада: и я верю, он будет творческим, любознательным, мыслящим человеком, готовым осознано делать выбор и нести ответственность за него. Все в наших руках! Спасибо за внимание и сотрудничество!
Рекомендуем посмотреть:
Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова «Подснежник»
Похожие статьи:
Методика проведения физкультурных занятий в детском саду
Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме
Игры дразнилки для детей 5-6 лет
Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий
Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка