Конспект ОД в средней группе «Федорено горе», хозяйственно – бытовой труд


Конспект ОД в средней группе «Федорено горе», хозяйственно – бытовой труд

Совместная деятельность педагогов и детей «Федорено горе», хозяйственно – бытовой труд в средней группе (4-5 лет)
Автор: Грибанова Анна Леонидовна Соавтор: Седельникова Анна Евгеньевна Должность и место работы: воспитатели, МБДОУ №109 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово. Описание материала: Предлагаем вашему вниманию конспект совместной деятельности воспитателя и детей по трудовому воспитанию. Материал включает в себя следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие». Конспект может пригодиться воспитателям, работающим на средней группе. Цель: расширять представления детей о хозяйственно-бытовом труде. Задачи: 1. Продолжать учить ухаживать за посудой, прививать навыки самообслуживания. 2. Закрепить названия посуды, виды посуды, материал для изготовления. 3. Развивать способности сравнивать предметы, находить общее, видеть геометрическую фигуру в основе предмета. 4. Совершенствовать бережное отношение к посуде. 5. Воспитывать бережное отношение к посуде. 6. Развивать умение работать двумя руками одновременно. 7. Способствовать сплочению коллектива, снятию напряжения, коррекция застенчивости. 8. Развивать умение входить в образ предмета, показать звуками, жестами, мимикой не живой предмет. Предварительная работа: изучение тем: «Посуда», «Профессия – повар, воспитатель, младший воспитатель», «Домашние обязанности», чтение произведений К.И.Чуковского. Оборудование: мяч для игры, четыре листа с изображением геометрических фигур для игры «Что к чему» и картинок с изображением посуды, тазы, губки, фартуки, посуда, полотенца, клеенки для мытья посуды, кукла повар, воспитатель, младший воспитатель.
Ход образовательной деятельности:

Воспитатель читает отрывки из сказок К.И.Чуковского, а дети угадывают из какой сказки отрывок.
Воспитатель: 1. Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите, Чтобы жадный Крокодил Солнце в небо воротил! Узнали, из какого произведения эти слова? Дети: «Краденое солнце» 2. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица? 3. Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А теперь давайте подуем сильно сильно на море из путанице? Дыхательная гимнастика

Воспитатель: а следующий отрывок вы послушаете в записи. Воспитатель включает запись из сказки «Федорено горе»
Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы, Испугалася коза, Растопырила глаза: «Что такое? Почему? Ничего я не пойму». И я ничего не пойму! Кто от кого убегал? Дети: Посуда от Федоры.
Воспитатель: Вы, конечно, узнали это произведение? Дети: да, это сказка «Федорено горе» Воспитатель: которую написал… Дети: Корней Иванович Чуковский. Далее беседа о посуде, об отношении Федоры к ней. Воспитатель: 1. Ребята, а почему вся посуда от Федоры убежала? 2. А зачем мыть посуду? Можно купить много кастрюль и все, зачем же готовить, кушать, а потом мыть? 3. А как Федора относилась к своей посуде? Она все делала не правильно, посуду нужно любить и за ней ухаживать. 4. А какая бывает посуда? (кухонная и столовая) Из чего делают посуду мы узнаем во время игры. Я буду называть предмет, а вы из чего он сделан (стакан, тарелка и т.д.) Ребята, а кто в нашем детском саду пользуется посудой? (повара, помощник повара, воспитатели, дети, младший воспитатель, куклы игрушечной посудой) Воспитатель помогает детям ответить на этот вопрос при помощи кукол со словами «посмотрите кто к нам пришел в гости?» Затем разбирают, зачем каждому из них посуда.


Воспитатель: А теперь мы поиграем. У меня есть плакат с геометрическими фигурами, а у вас карточки, нужно подобрать каждой карточке свое место.
Проводится игра «Что к чему?», после игры входит Федора и плачет.

Воспитатель: А вот и Федора Егоровна пожаловала, здравствуй дорогая, проходи. Что ж ты плачешь теперь? Федора: от меня вся посуда убежала. Воспитатель: Ребята, что нужно было делать со своей посудой, чтоб она не убегала от тебя. Дети: мыть и ухаживать за ней. Федора: Да как же, я ведь не умею. Воспитатель: Что же с тобой делать? Ну для начало нужно посуду стою вернуть. Ты хоть помнишь, что у тебя было? Федора: Да, у меня тут целый список, только нужно отгадать, что у меня там, и отгадку показать. — Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в … (Тарелке) — Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… (Кастрюлей) — Будет вкусная еда С золотою коркою, Если пользуешься ты… Верно, … (Сковородкою) — Под Новый год их достают, Гостям напитки в них нальют, И, славные своим вокалом, Под бой часов звенят … (Бокалы) — Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. (Терка) — По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка) — А на чай и простоквашу Подставляй, дружочек, … (Чашку) — На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… (Чайник)


Воспитатель: Вот мы и угадали и показали все ответы на загадке. Где же искать твою посуду? Воспитатель обращает внимание на куклу Повар, которая видела, куда спряталась посуда. И по подсказке, считая шаги ищет посуду вместе с детьми.

Федора вместе с детьми готовит рабочее место, раздает губки, полотенца, ставит тазы и обговаривает, кто, что будет делать (мыть, ополаскивать, протирать, уносить на сушку).

Дети с воспитателем разбирают на две группы посуду, кухонную и столовую, и приступают к мытью, с показом для Федоры.


После деятельности воспитатель хвалит детей, и вместе убирают свое рабочее место.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД в средней группе «Помоги Петушку» Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?» Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Конспект НОД по развитию навыков самообслуживания

Гренц Екатерина Сергеевна

МАДОУ «Колобок», г. Ноябрьск

Воспитатель

Конспект НОД по развитию навыков самообслуживания

Цель:

Продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за своим внешним видом и состоянием одежды.

Задачи:

1. Закрепление умения детей убирать вещи на свои места

2. Формирование навыков по уходу за одеждой;

3. Формирование стремления к опрятности; к умению замечать и исправлять несовершенства внешнего вида у себя и других детей;

4. Совершенствование умения самостоятельно одеваться в правильной последовательности;

5. Обогащение словаря с помощью пословиц и поговорок по теме

Ход занятия

Стук в дверь.

Воспитатель:

Дети, слышите, к нам кто — то пришел в гости. Вика, пойдем, откроем дверь и встретим гостя.

(В группу входит расстроенная кукла, представляется, начинает снимать верхнюю одежду и на ходу разбрасывает вещи.)

Воспитатель:

Здравствуй! Что случилось, почему ты такая расстроенная?

Кукла:

«Здравствуйте! Меня зовут кукла Маша. Мои подружки не зовут меня с собой гулять! Вот я и расстроена. Они говорят, что я неаккуратная, неряшливая! Ребята, подскажите, что это за слова, что они означают? Я к вам пришла за помощью, вы же в детском саду все знаете и все умеете!

Воспитатель:

Кукла Маша, мы тебе поможем! Во-первых, дети, давайте вспомним, что означают эти слова — неаккуратный, неряшливый?

(Это человек, который не следит за порядком и чистотой в своих вещах и не следит за своим внешним видом.

)

Что кукла Маша сделала неправильно, когда вошла к нам в группу? (Разбросала свои вещи.

) Давайте расскажем, что с ними на самом деле нужно делать.

Индивидуальные ответы детей:

— сапоги поставить на обувную полку,

— куртку повесить на крючок в шкафчик,

— шапку положить на верхнюю полку в шкафчике.

Воспитатель:

А теперь Ваня и Николина помогут мне убрать вещи куклы Маши на свои места.

Чтобы не забылись наши советы, запомни пословицы и поговорки про аккуратность, которые знают наши дети.

Кирилл:

«Аккуратностью весь свет держится»,

Алиса:

«Где аккуратность, там и опрятность»,

Даниил:

«Кто аккуратен, тот и людям приятен».

Воспитатель:

За всеми вещами нужно ухаживать не только когда они состарились, но и когда они ещё новые.

Кукла:

Ой, а у меня тут ещё много вещей! Они все перепутались, и я не знаю, что с ними делать! Научите меня вещи раскладывать! (
Высыпает из пакета вещи.)
Несколько детей помогают кукле Маше разложить вещи по парам, а непарные вещи аккуратно сложить или развесить на стуле.

Воспитатель:

А еще наши дети знают, что вещи нужно не только аккуратно раскладывать на свои места, но и аккуратно их носить, следить за своим внешним видом. Ребята, давайте посмотрим на нашу гостью — что не так в её наряде?

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада»

Цель:

Формирование положительного отношения к труду у детей 4-5летнего возраста.

Задачи:

  1. Воспитывать желание трудиться.
  2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело.
  4. Разъяснять детям значимость их труда.
  5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.
  6. Учить доводить начатое дело до конца.

Виды труда дошкольников:

  • Самообслуживание.
  • Хозяйственно-бытовой труд.
  • Труд в природе.
  • Ручной труд.

Формы организации труда:

  • Поручения.
  • Дежурства.
  • Коллективный труд (общий, совместный).

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, сосредоточенности, тренирует память. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Для детей средней группы детского сада характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд — самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке.

В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Перед детьми ставится задача оказания взаимопомощи при одевании завязать шарф, научить завязывать ботинки, помочь малышу одеться и т.д.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда. Так в начале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе и на участке, принимают участие в уборке (протереть полки, помыть игрушки и т.д.). В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, накрывают на стол). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций, умения пользоваться ими в нужной последовательности.

Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, с помощью организации трудовой деятельности:

  1. Поручения
  2. Совместная деятельность детей с педагогом.
  3. Дежурство по столовой и занятиям.

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже коллективные, маленьким подгруппам 2-3 человека. Так как научить одного-двух ребят гораздо легче, чем целую группу, при этом контроль за действиями каждого более удобен.

Дежурства – более сложная форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, это требует от детей знания последовательности необходимых действий.

Объём задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приёмами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

Следующая >

Самообслуживание у детей средней группы

Привлечение детей к оказанию помощи своим сверстникам имеет успех лишь в том случае, если первые заранее знают, в каком виде эту помощь можно оказать, и владеют этими умениями. Если ребенок, например, не умеет застегнуть туфлю себе, он не сможет этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощники другому, является самообслуживание. Ребенок, действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому . Вместе с тем практика показывает, что дети, даже владея навыками одевания, раздевания, не могут иногда применить усвоенный способ действий по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков в другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждать в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивает общими напоминаниями: » Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво». Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходит на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно. К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помочь кому-то, но и пытаются » научить » опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения. При закреплении у детей навыков самообслуживания воспитатель все чаще обращается к их сознанию. Он указывает детям на постоянные обязанности в этом виде труда, объясняется, почему надо их выполнять, показывает их значимость для окружающих. Иногда у детей к 5 годам можно наблюдать снижение интереса к труду по самообслуживанию. Это вызывается простотой и однообразием действий, частой повторяемостью деятельности (одевание, уборка игрушек, еда и пр.), а также недостаточно сформированными у ребенка на предыдущей ступени навыков самостоятельности, опрятности и чистоты. Поэтому необходимо заинтересовывать их разнообразием этого труда, создать определенную эмоциональную атмосферу. Таким образом, закрепление навыков самообслуживания, превращения их в привычки, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Этому содействуют те эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при раздевании, одевании. Вот почему и на данной возрастной ступени так необходимы поощрения и объективная оценка его деятельности. Возникновению положительно-эмоционального состояния в деятельности самообслуживания способствует и то, что воспитатель доводит до сознания детей, что хорошо в их поведении, подчеркивая значимость самостоятельной деятельности для другого и для группы детей в целом. Воспитатель говорит: «Посмотрите, как сегодня быстро оделись Ваня и Саша. Им Света, Соня помогали. А теперь все дружно поиграем». Анализ результатов труда, объективная их оценка становится эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя. Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Воспитанию у детей средней группы самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям ( плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей на музыкальное занятие), воспитатель вместе с товарищами осуждает его. По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязательность выполнения их требований. В этом возрасте от ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

Стремление к самостоятельности и активности детей сред­него дошкольного возраста позволяет не только развивать у них чувство уверенности в собственных силах при выполнении про­стейших процессов самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и пр.), но и включать детей в несложный хозяйст­венно-бытовой труд семьи и детского сада (сервировка стола, мытье игрушек и чайной посуды, вытирание пыли, стирка ку­кольной одежды и мелких детских вещей и пр.). Задача педа­гога — учить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места), осваивать рациональные способы трудовых действий, самостоятельно контролировать качество результатов труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто и т.д.). Именно целост­ное освоение трудового процесса и способность получить ре­зультат дают возможность ребенку стать действенным субъектом посильной ему трудовой деятельности, почувствовать свою уме­лость, самоутвердиться, вызывают желание взять на себя по­вседневные трудовые обязанности, освобождая от них взрослых (уборка игрового уголка, дежурство по столовой и пр.). Освое­ние позиции субъекта детского труда — главное педагогическое условие для вхождения ребенка в реальные трудовые связи с близкими. Введение в этом возрасте дежурств, длительных трудовых поручений, коллективного труда важно для становле­ния отношений со взрослыми и сверстниками, воспитания эмо­циональной отзывчивости, сопереживания, добросовестности, ответственности, товарищества и других личностных качеств.

Представления, познавательные, речевые, трудовые и игро­вые умения. В ходе собственной трудовой деятельности вычле­нять цель, предмет труда, трудовые действия, результат в само­обслуживании и хозяйственно-бытовом труде, правильно назы­вая их. Уметь устанавливать последовательность в конкретных процессах хозяйственно-бытового труда.

Переносить представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную деятельность, выполняя посильные трудовые процессы (сервировка стола; мытье посуды, баночек из-под краски; вытирание пыли; стирка кукольной одежды, мелких детских вещей и пр.).

Проявлять самостоятельность в самообслуживании (умение пользоваться туалетом, тщательно умываться, пользоваться всеми столовыми приборами, одеваться и раздеваться; умение следить за своим внешним видом, устраняя неполадки с не­большой помощью взрослого).

Освоить некоторые специальные трудовые умения: правиль­но и симметрично расставлять столовые приборы; наливать до­статочное количество воды; намыливать; тереть губкой (тряпоч­кой), оттирая грязь; споласкивать; выжимать; тереть ткань о ткань при стирке, развешивать для просушки и т.д.

Отражать процессы самообслуживания и хозяйственно-бы­тового труда в играх на бытовую тематику.

Отношение к труду. Испытывать радость от участия в труде, от оказанной взрослому помощи. Проявлять добросовестность, ответственность, активность, инициативность в труде. Быть уве­ренным в своих способностях. Стремиться помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно относиться к результатам чу­жого труда; уважать умелость и самостоятельность другого че­ловека.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоя­тельности в самообслуживании не выражено. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь советами и указаниями по подготовке к работе и выполнению трудовых действий.

Средний. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, без напоминаний следит за своим внешним видом. В хозяйствен­но-бытовом труде требуется помощь, самоконтроль недостато­чен. Ребенок ярко проявляет эмоции по поводу успехов и не­удач в труде, стремится научиться, стать умелым, войти в ре­альные трудовые связи с близкими. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

Высокий. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий, его труд результативен. Ребенка отличают быстрота, точность, слаженность трудовых действий, самоконтроль. Иног­да он выступает в роли организатора в коллективных формах трудовой деятельности. Стремится к выполнению трудовых обя­занностей, охотно входит в реальные трудовые связи со взрос­лыми и сверстниками дома и в детском саду, способен к де­ловому сотрудничеству, проявляет внимание и заботу к детям, уважение к старшим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]