Использование кругов Луллия в работе по развитию познавательной и речевой активности дошкольников


Использование кругов Луллия в работе учителя — логопеда

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач:

  • закрепление произношения поставленных звуков в речи;
  • развитие фонематических процессов;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • формирование структуры предложений;
  • совершенствование развития связной речи.

Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.

Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.

Игровые задания:

  1. Закрепление произношения поставленных звуков в речи
— На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звукомКолесо крути, слова со звуком Ш произноси.
— На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы)«Называй предметы парами т.о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет»
«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.)

— На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.)
  1. Развитие фонематических процессов
— На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные

«Объедини картинки с символами первых звуков».
— На кругах предметные картинки«Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками»
— На обоих кругах предметные картинки – паронимы«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д.
— На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки«Объедини картинки с подходящими схемами»
  1. Совершенствование слоговой структуры слова
— На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки

«Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов».
— На обоих кругах предметные картинки

«Объедини картинки с одинаковым количеством слогов».
Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток.

«Придумай предложение с получившейся парой слов».

Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы.

— На одном круге слоги, на другом – слоги

«Прочитай получившееся слово»
Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА

«Сложи названное мной слово».

Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА – РОЗА.

«Придумай предложение с получившимся словом»

  1. Формирование лексико-грамматических категорий
— На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки

«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.)
— На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки

«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: Буратино выглядывает из-за берёзы.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.

Литература:

  1. Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
  2. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2014.

Развивающее пособие по развитию речи «Кольца Луллия»

1. Фото развивающего пособия.

2. Описание алгоритма изготовления пособия.

Для изготовления пособия нужно взять: два прямоугольных куска любого твёрдого материала, например: оргстекла, фанеры, толстого картона, пластмассы шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, необходимо укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки или петли. В верхнем прямоугольнике необходимо вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Если игра будет стоять только на столе, то крышку можно не крепить, а просто накладывать на бортики основания. Если пособие можно будет повесить на стену, то крышка должна быть закреплена.

Для свободного и удобного вращения колец предлагается использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок.

3. Задачи, которые помогает решить данное пособие.

  • развивать фонематические процессы;
  • уточнять и активизировать словарный запас;
  • совершенствовать слоговую структуру слова;
  • автоматизировать звуки речи;
  • формировать структуру предложений;
  • совершенствовать развитие связной речи.

Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

4. Вариант использования пособия.

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги». «Звукарики», « Где спрятался звук?»

Цель игр:

  • совершенствование навыков звукового анализа
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..), на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один — много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»

Цель игр:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • закрепление навыка словообразования и словоизменения.
  • расширение и активизация словаря
  • развитие связной речи

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.

Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»

Цель игр:

  • совершенствование артикуляционных способностей детей
  • развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
  • формирование навыков сотрудничества и самостоятельности

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Авторы: Данилива Ольга Ивановна, учитель-логопед; Шумилина Евгения Николаевна, воспитатель; МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53, г. Волжский, Волгоградская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]