Использование кругов Луллия в работе учителя — логопеда
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач:
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- формирование структуры предложений;
- совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.
Игровые задания:
| |
— На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком | Колесо крути, слова со звуком Ш произноси. |
— На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) | «Называй предметы парами т.о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет» «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.) |
— На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.) |
| |
— На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные | «Объедини картинки с символами первых звуков». |
— На кругах предметные картинки | «Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками» |
— На обоих кругах предметные картинки – паронимы | «Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д. |
— На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки | «Объедини картинки с подходящими схемами» |
| |
— На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов». |
— На обоих кругах предметные картинки | «Объедини картинки с одинаковым количеством слогов». Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы. |
— На одном круге слоги, на другом – слоги | «Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА «Сложи названное мной слово». Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА – РОЗА. «Придумай предложение с получившимся словом» |
| |
— На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.) |
— На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: Буратино выглядывает из-за берёзы. |
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.
Литература:
- Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
- Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2014.
Развивающее пособие по развитию речи «Кольца Луллия»
1. Фото развивающего пособия.
2. Описание алгоритма изготовления пособия.
Для изготовления пособия нужно взять: два прямоугольных куска любого твёрдого материала, например: оргстекла, фанеры, толстого картона, пластмассы шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, необходимо укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки или петли. В верхнем прямоугольнике необходимо вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Если игра будет стоять только на столе, то крышку можно не крепить, а просто накладывать на бортики основания. Если пособие можно будет повесить на стену, то крышка должна быть закреплена.
Для свободного и удобного вращения колец предлагается использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок.
3. Задачи, которые помогает решить данное пособие.
- развивать фонематические процессы;
- уточнять и активизировать словарный запас;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- автоматизировать звуки речи;
- формировать структуру предложений;
- совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
4. Вариант использования пособия.
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги». «Звукарики», « Где спрятался звук?»
Цель игр:
- совершенствование навыков звукового анализа
- обучение грамоте
- расширение и активизация словаря
Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..), на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один — много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»
Цель игр:
- совершенствование лексико-грамматического строя речи
- закрепление навыка словообразования и словоизменения.
- расширение и активизация словаря
- развитие связной речи
Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.
Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»
Цель игр:
- совершенствование артикуляционных способностей детей
- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
- формирование навыков сотрудничества и самостоятельности
Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
Авторы: Данилива Ольга Ивановна, учитель-логопед; Шумилина Евгения Николаевна, воспитатель; МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53, г. Волжский, Волгоградская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции