Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города»


Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города»

Библиографическое описание:

Соколова, О. В. Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города» / О. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (9). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2563/ (дата обращения: 19.12.2021).


Ключевые слова: социо-игровые технологии, посыльный, команда, взаимодействие

Цель:

− повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного взаимодействия в команде.

Задачи:

  1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо-игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
  2. Обучить приемам социо-игровой технологии;
  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оборудование: 4 стола, колокольчик, нарисованный макет улицы, разделенный на 4 части; любой некрупный конструктор, ножницы, фломастеры, клей, разноцветный картон, мелкие игрушки для обыгрывания (для 4-х команд); мольберт, мел.

Ход мастер-класса:

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы научиться организовывать учебную деятельность детей с использованием социо-игровых технологий.

Я предлагаю вам поиграть в одну из игр для рабочего настроя — «Скажи приятное другу».

Ход игры: все участники встают в круг, ведущий или любой педагог (как договорятся), передает соседу колокольчик и говорит что-то приятное.

Например: «Вы всегда так любезны, у вас обаятельная улыбка и т. п».

Ведущий: Чтобы продолжить нашу работу, нам необходимо разделиться на команды. Я предлагаю разделиться на команды по временам года — зима, весна, лето, осень. (Кто в какое время года родился).

Участники мастер-класса делятся на 4 команды иподходят клюбому из четырех столов.

Ведущий: Сейчас вам надо выбрать одного посыльного от каждой команды, который подойдет ко мне, чтобы получить первое задание. За каждым новым заданием будет подходить новый посыльный. (Если в команде закончились участники, которые уже были посыльными, то посыльные выбираются по второму кругу).

К ведущему подходят первые посыльные иполучают первое задание. Придумать название своей команды. Название должно состоять из двух слов, относящихся к городу. Когда команда придумает название, то все члены команды должны взяться за руки, поднять их вверх и прокричать хором: «Мы готовы!»

Посыльные возвращаются к своим командам.

Когда все команды готовы, они, хором, кричат по очереди название своей команды, ведущий записывает эти названия на доске.

Ведущий подзывает вторых посыльных для получения нового задания.

Рис. 1.

Посыльные получают по одной части макета улицы города и разрешение взять только по 10 любых деталей конструктора и построить свою часть улицы на полученном макете. (Если какие-то детали конструктора не подошли, то их можно обменять на другие любые детали, но общее их количество должно быть 10).

Посыльные возвращаются к своим командам и объясняют другим членам команды, что надо делать.

Следующие посыльные получают новое задание.

Можно взять дополнительный материал (бумагу, картон, ножницы, клей, фломастеры) и благоустроить свою часть улицы.

Члены команд подходят за дополнительным материалом и сообща придумывают, как благоустроить свою часть улицы.

Рис. 2.

Когда команды закончат свою работу, ведущий сдвигает все столы вместе, чтобы получилась одна большая улица.

Рис. 3.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам поближе и отметить, что интересного построили другие команды.

Следующие посыльные получают новое задание.

Предложить по одной гласной букве.

Ведущий записывает эти гласные на доске. Затем всем командам сразу дается новое задание.

Придумать название улицы, чтобы в названии использовались первые буквы названия команд и предложенные гласные. (Количество слов в названии улицы не ограничивается). Из предложенных вариантов выбирается наиболее понравившееся название.

Следующие посыльные получают новое задание.

Можно взять предложенные игрушки (машинки, деревья, человечки) и обыграть постройки.

Итог.

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые приемы организации учебной деятельности и использования социо-игровой технологии в работе с детьми подготовительного к школе возраста. Надеюсь, они пригодятся Вам в вашей повседневной работе. Желаю Вам успехов!

Литература:

  1. Букатов В. М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов.
  2. Букатов В. М. «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада».
  3. Букатов В. М. Ершова А. И. «Возвращение к таланту» учебное издание.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: команда, социо-игровая технология, посыльный, ведущий, часть улицы, дополнительный материал, задание, участник мастер-класса, член команды.

в работе педагога-организатора »

Разработала

Мурашова И.Ю.

педагог-организатор

МБОУ УСОШ №4

Игра наряду с трудом и обучением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра

— это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную

(это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную:

освоение диалектики общения;

— функцию самореализации

в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую:

преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую:

выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции:

внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации:

усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации:

включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

свободная

развивающая деятельность
,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческий,

в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

эмоциональная приподнятость

деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие

прямых или косвенных
правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Наблюдение показывает, что многие современные дети не умеют организовать свою деятельность, наполнять её смыслом. У многих не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно её правила, сюжет, распределение ролей – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывая действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.

Игра – особый вид деятельности. Во-первых

, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим единодушный ответ: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь единодушным: «Да!». Столь же радостно вступаем в игру и мы, педагоги. Человек есть «человек играющий».

Во-вторых

, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не сможет поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет «взахлёб».

В-третьих,

любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенным человеком. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвёртых,

в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придаёт интригу, держит интерес играющих на уровне высокой активности. О свободе мечтают и малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых,

игра – самый демократичный вид деятельности, в игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого не достаёт в социальном мире. Ребёнок оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение на равных.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Понятие «игровые педагогические технологии»

включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод

используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения новых понятий;
  • как элемента более обширной технологии,
  • как технологии внешкольной работы.

Реализация игровых приемов

происходит по таким направлениям:

  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
  • учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте

отличаются качественным своеобразием.

  • психофизиологическое обоснование
    : В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
  • педагогический принцип:
    Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.
  • решение педагогических задач:
    Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, развития творческих способностей. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой — способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков;

• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровые технологии различаются:

  • по виду деятельности (интеллектуальные, т.е. умственные; коррекционные; психологические; физические, т.е. двигательные, трудовые);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; творческие; коммуникативные; диагностические, профориентационные,
  • по игровой методике (предметные, сюжетные, дидактические, ролевые, деловые, имитационные).

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

В своей работе с детьми я применяю игровые технологии для решения следующих педагогических задач: расширения кругозора; развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; воспитания коммуникативности, активности, повышения самооценки.

Для этого я использую подвижные, интеллектуальные, деловые, ролевые, познавательные, развивающие, сюжетные и ролевые игры.

В процессе игры мне удаётся лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.

Поэтому первоочередное внимание направляю на создание в коллективе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия. Организуя коллективные игры, привлекаю каждого ребёнка к выполнению ролей; готовлю вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появляется интерес к содержанию игры, будущим ролям и развёртыванию сюжета; непосредственно участвую в игре, выполняю наряду с детьми игровую роль.

Беря на себя роль в игре, я имею возможность естественно (изнутри) видеть всю игру; контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений; при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов; подчёркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива; вызывать положительные эмоции, настроение; стимулировать инициативу и творчество.

Осуществляю индивидуальный подход к детям (учитываю знания, интересы, способности, игровые навыки и умения каждого ребёнка):

  • подбираю роли, соответствующие возможностям ребёнка, его игровым интересам и навыкам;
  • предлагаю решение посильных задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, проявлении активности и самостоятельности;
  • поддерживаю атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.

Во время игры чрезвычайно важно сохранить этику взаимоотношений, не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые они могут допустить в запальчивости. Здесь многое зависит от нашего с вами тона, в котором должна совмещаться мягкость, весёлость, чёткая распорядительность, исключающая небрежное отношение к человеку.

Завершающим этапом каждой игры является рефлексия. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо… Я понял, что… Теперь я постараюсь…». Приведу пример одного высказывания подростка: «Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один – для себя, другой – для дамы, которой вдруг нужна будет помощь».

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в играх, которые я провожу со своими детьми.

Для расширения словарного запаса детей, развития речи я провожу развивающие игры, например, «Звуковые цепочки» и ««Да» и «Нет» не говорить…».

Игра «Звуковые цепочки». Правила игры: первый игрок произносит слово. Следующий игрок придумывает слово так, чтобы последний слог сказанного слова стал первым в новом слове. Например: машина – народ – родня – няня…

Проводится игра «Звуковые цепочки»

Старинную народную игру ««Да» и «Нет» не говорить…» очень любят все дети. Она развивает быстроту переключения и распределения внимания, познавательную активность. Правила игры: водящий говорит:

Бабушка прислала сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черное и белое не берите.

«Да» и «Нет» не говорите.

Затем игрокам предлагается ответить на вопросы, при этом запрещается говорить «да», «нет», «черное» и «белое».

Кто нарушил правила — выбывает из игры.

Примерные вопросы:

  • Ты любишь зиму?
  • А тебе не бывает холодно?
  • А какого цвета лежит снег?
  • Почему ты надела белую блузку?
  • А ты умеешь кататься на коньках?
  • А какого они у тебя цвета?
  • Ты завтра пойдёшь на работу?
  • А каким цветом у тебя в клубе потолок?
Проводится игра ««Да» и «Нет» не говорить…»

С целью развития внимания, математических способностей с детьми можно проводить интеллектуальные игры «Узнай своё число», «Не скажу» и «С листком календаря».

Игра «Узнай своё число». Правила игры: вызывается четыре человека и каждому к спине прикалывается табличка с числом. Никто не должен знать какое число ему досталось, но сумма чисел (21) объявляется всем. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы определить, какое число у него на спине. Выяснить это можно единственным способом: подсмотреть, какие числа на спине у остальных трёх играющих и сумму этих чисел вычесть из объявленной суммы – 21. Но никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать своё число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы возможно скорее узнать все числа и одновременно скрыть своё. Стоять на месте, прислонившись к стене, не разрешается. Зрители должны сидеть молча, не подсказывать. Побеждает тот, кто первым назовёт своё число.

Проводится игра «Узнай своё число»

Игра «Не скажу!». 1-ый вариант игры:

игроки встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку до 30, но вместо чётных чисел говорят «Не скажу!».

2-ой вариант

: вместо чисел, которые делятся на 3, говорить «Не скажу!».

Проводится игра «Не скажу»

Игра «С листком календаря». Содержание игры: всем играющим прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Задания:

  • Выстроиться по дням недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье);
  • Найти вчерашний день (например, «7 декабря», если сегодня «8 декабря»);
  • Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась 19 (9+8+2), 25 (15+9+1), 30 (20+9+1);
  • Собраться так, чтобы образовался 2012 год.

Семинар «Современные игровые технологии в ДОУ»

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии

— создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи игровой технологии
:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)

; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии

не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

знания методики игровой деятельности;

профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части
(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
; как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]