Доклад «Оздоровительная работа в бассейне детского сада»


СанПИН к бассейнам. Нормы и правила посещения для детей: какая должна быть температура воды? Плавательный инвентарь для бассейна.

В данной статье мы поговорим о бассейне в детском саду, рассмотрим его оздоравливающее воздействие на детей. Приведем подробные описания требований к гигиене бассейна и прилегающих помещений, расскажем о функциях обслуживающего персонала, описанные в СанПиН. Также отдельно оговорим безопасность детей и необходимые для посещения бассейна вещи.
Водоём в садике имеет специфические отличия от общественного: всё должно быть рассчитано на детей, а их интересы и особенности, в обязательном порядке, должны учитываться. К детским учреждениям предъявляются максимально жесткие требования по гигиене и санитарным нормам, чтобы пребывание в воде было абсолютно безопасным и приносило только пользу. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты и особенности бассейнов при детских садах.

Оздоравливающее действие плавания на организм ребенка

Польза плавания в бассейне для гармоничного развития и здоровья ребёнка доказана многократно. Занятия в воде помогают развивать и укреплять мышечный корсет и правильную осанку, а ритмичное дыхание способствует профилактике вирусно-респираторных заболеваний. Также плавание – один из самых менее травмоопасных видов спорта, так как тело полностью поддерживается водой, и нагрузка распределяется равномерно на все группы мышц. Улучшение кровообращения в ходе занятия способствует повышению мозговой активности.

Плавание сочетает в себе одновременно и работу и расслабление, поэтому мышцы напрягаясь, а затем, растягиваясь, становятся сильнее и крепче, но при этом не увеличиваются в объеме. Детские занятия в бассейне не могут нанести вреда, ведь их даже используют при реабилитации больных.

На занятиях детей учат не только разным стилям плавания, но и нырянию в бассейне, которое способствует улучшению работы лёгких, координации, выработке навыка выдоха под водой. А еще правильное дыхание помогает насытить клетки мозга кислородом. Играя в водоёме, дети могут освободить лишнюю энергию, а волны воды, поддерживающие тело, как массаж – расслабят, успокоят и на некоторое время избавят ребенка от гиперактивности.

Кроме положительного влияния на общее состояние здоровья, игры в воде улучшают эмоциональное и психологическое состояние ребенка.

СанПиН-требования к детским бассейнам

СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) – являются основополагающим сводом правил при организации бассейна. В данном документе прописаны все указания, требования и нормы, которые должны строго и полностью соблюдаться. Рассмотрим некоторые, наиболее важные из них.

Итак, что же должно в обязательном порядке быть вблизи бассейна?

  • 2 раздевалки;
  • Просторный зал с водоёмом;
  • Душевые, туалетные комнаты;
  • Кабинет медсестры и комната тренера по плаванию;
  • Помещения, в которых находится техническое оснащение бассейна;
  • Лаборатория для анализа воды.

Теперь рассмотрим функции и обязанности людей, которые должны присутствовать в течение всего занятия по плаванию: инструктор и медсестра.

Инструктор по физической культуре (именно он обучает плаванию в бассейне) должен проследить, чтобы дети приняли душ до того, как они пойдут в бассейн и после занятия, чтобы смыть воду с содержанием хлора.

Медсестра должна осматривать детей перед началом каждого занятия, на предмет выявления у них раздражения кожи и заболеваний. В случае жалоб детей на самочувствие, как предусматривает СанПиН, медсестра освобождает от занятия. Она должна находиться с детьми в течение всего занятия. Бассейн должен иметь размеры от 3 на 7 до 6 на 10 метров. Оптимальная температура воды;30-32 градуса, дети очень любят теплую воду и охотно в ней занимаются. Медсестра следит за детьми во время занятия, осуществляет надзор за гигиеническим состоянием бассейна, оборудования и всех прилегающих комнат, контролирует температуру воды и воздуха, помогает детям мыться и одеваться, оказывает первую медицинскую помощь в случае необходимости.

Большое значение в СанПиН придаётся мероприятиям по дезинфекции и дезинсекции бассейна, тому, сколько раз и как нужно снимать пробы и анализы воды, бактерий и т.д. СанПиН также уделяет внимание чистоте воды. Её полная замена при постоянной циркуляции, должна осуществляться за 8 часов. В случае если нет постоянно циркуляции, то сброс и набор воды должен осуществляться ежедневно, согласно СанПиН. Очистка бассейна в детском саду должна производиться специальными службами или ответственными за данную операцию работниками.

Согласно СанПиН, бассейн и прилегающие комнаты в детском саду могут стать очагами массового заражения – грибковой, аденовирусной, паразитарной инфекции. Поэтому, обработка и дезинфекция должна производиться регулярно и по установленным правилам. Ежедневной обработке подлежат душевые и туалетные комнаты, раздевалки, поверхности скамеек.

Генеральная уборка в бассейне стандартно проводится раз в месяц. Контроль качества воды осуществляется раз в сутки, параметры микроклимата – 2 раза в год, состояние воздушной среды, уровень шума и освещения – раз в год, бактериологические и паразитологические анализы поверхности воды – раз в квартал. Интересный факт: Рекомендуемое время пребывания в бассейне, регулируется исходя из возраста детей: младшая группа – 15-20 минут, средняя группа – 20-25 минут, старшая и подготовительная группы – 25-30 минут.

Зимой занятия в бассейне должны проходить после прогулки, если нет возможности это сделать, то между купанием и прогулкой должно пройти не менее 50 минут.

Мой детский сад

Автор: Плотникова Яна Александровна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад N318 города Перми.

Плавание в детском саду.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.

Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.

На занятиях решаются задачи по формированию:

  • навыков плавания;
  • бережного отношения к своему здоровью;
  • навыков личной гигиены;
  • умение владеть своим телом в непривычной среде.

Какое же влияние оказывают занятия плаванием на организм ребёнка?

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.

Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи.

Плавание влияет на рост ребенка. Плавание – незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Плавание – одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций. Занятия плаванием способствуют уменьшению лишних жировых отложений. В то же время у очень худых детей эти занятия способствуют увеличению подкожного жира, что вместе с увеличением силы и объема мышц улучшает осанку.

Организация занятий плаванием в детском саду.

Занятия по плаванию должны проводиться не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5 – 2 часа до ночного сна. В условиях детского сада наиболее приемлемым временем для проведения занятий по плаванию считается: время до обеда – с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут;

Обучение плаванию проходит в форме подгрупповых занятий. Для занятий в бассейне детей разделяют на две подгруппы. В зависимости от возраста количество детей в подгруппах будет разным.

Обучение в ДОУ плавание проводится для каждой группы 2 раз в неделю.

  • младшая группа занимается 15-20 минут;
  • средняя группа – 20 -25 минут;
  • старшая группа – 25 минут-30 минут.
  • подготовительная группа – 30 -35 минут.

Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой инструктор знакомит с правилами поведения в бассейне ( показывает детям, где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).

Обучение состоит из трех этапов:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение плавательными движениями.

В нашем детском саду плаванию уделяется большое значение. Данная работа осуществляется инструктором по плаванию.

О значении плавания для детского организма.

Плавание в бассейне детей раннего дошкольного возраста с целью их оздоровления и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70 годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода уходят в глубокую древность). Известно, сколь часто фиксируются несчастные случаи на воде, происходящие из-за того, что потерпевшие, в том числе дети, не умеют плавать. Если бы детей с ранних лет научили свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировали у них культуру поведения на воде, то многие были бы ограждены от возможного несчастья.

Вместе с тем основная цель обучения дошкольников плаванию — содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и несформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычке к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию. Методика обучения плаванию дошкольников опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.

Задачи обучения плаванию по возрастным группам.

Вторая младшая.
  1. Учить детей не бояться входить в воду , научить плескаться в ней.
  2. Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине.
  3. Учить погружаться в воду , открывать в ней глаза. Учить задерживать дыхание под водой , подныривать. Учить выполнять выдох в воду с погружением до носа . и с погружением лица , головы.
  4. Учить лежать на воде(на груди), держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой. Учить лежать самостоятельно.
  5. Учить выполнять скольжение на груди со вспомогательными снарядами.

При обучении детей младшего возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.

Обучение каждому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности , поэтому оно сводится к игре.

Средняя группа
  1. Учить передвигаться в воде самостоятельно в разных направлениях , разными способами.
  2. Учить погружаться в воду , задерживать дыхание , подныривать под игрушку. Учить нырять и собирать предметы со дна бассейна .
  3. Учить выполнять выдох в воду с погружением лица ,головы.
  4. Учить лежать на воде с поддержкой преподавателя и самостоятельно.
  5. Учить скользить на поверхности воды на груди и на спине с помощью взрослого , и со вспомогательными снарядами.
  6. Учить выполнять движения ногами и руками на суше и в воде как при плавании кролем.
  7. Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.

У детей среднего дошкольного возраста закрепляются умения и навыки плавания приобретенные на занятиях в младшей группе .Большое внимание в этом возрасте уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные упражнения для специальной подготовки и игры для освоения передвижений в воде . Игры для приобретения навыков погружения в воду.

Старшая группа.
  1. Учить погружаться в воду на более длительное время.
  2. Учить выполнять выдох в воду (чередовать вдох над водой с выдохом в воду).
  3. Учить скольжению. На груди на спине отталкиваясь ногами от дна и стен бассейна.
  4. Учить скользить в сочетании с выдохом в воду.
  5. Учить координационным движениям ногами в воде, опираясь на руки , лежа на спине и на груди.
  6. Учить движениям ногами в скольжении на груди, на спине (по типу кроля) с подвижной опорой (доски) и без нее.
  7. Обучение координационными возможностям в воде . учить движениям руками в плавании на груди и спине.

На занятиях в старшей группе включают в себя: упражнения и игры для развития кистей, дыхательные упражнения, упражнения для специальной подготовки, игры для овладения навыков скольжения, игры –эстафеты.

Подготовительная группа.
  1. Учить лежать в воде на спине и на груди длительное время.
  2. Учить скольжению в воде на груди, на спине в сочетании с движениями ног, рук.
  3. Учить нырять в воду.
  4. Обучение облегченным способам плавания с работой ног и поддерживающими гребковыми движениями рук (на спине, на груди).
  5. Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде, обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.

Игры и развлечения на воде

Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение. Однако надо отметить и некоторые отрицательные моменты. Увлекшись процессом игры и стремясь выйти в победители, дети перестают следить за точностью выполнения элементов плавательных движений, выполняют их неверно. Многократное повторение неправильных (с точки зрения техники плавания) движений может привести к тому, что они станут привычными. Поэтому игры, применяющиеся для закрепления какого-либо навыка, должны быть составлены так, чтобы правильное выполнение движения было главным условием.

Простые бессюжетные игры проводятся в основном с новичками, чтобы они увереннее чувствовали себя в воде и научились передвигаться. Когда эта цель достигнута, можно переходить к сложной игре с сюжетом и элементами состязания.

Объяснение правил игры должно быть кратким и образным. Если движения сложны, то рассказ сопровождается показом. Сначала нужно проиграть игру на берегу, а уж потом в воде. Нельзя удалять из игры отдельных участников до ее окончания.

Плавание — дело семейное

Плавание является эффективным укрепляющим и оздоравливающим средством для всех членов семьи, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми старшими.

В воде человек обретает спокойствие и уравновешенность, стрессы и волнения отсутствуют, количество семейных ссор и скандалов существенно уменьшается.

Занимаясь в воде с детьми, Вы не только помогаете им расти здоровыми, но и ненавязчиво воспитываете их, т.к. в самом процессе занятий формируются такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, сила воли. А ведь именно их порой так не хватает детям.

Вы лучше узнаете своего ребенка, научитесь понимать друг друга, станете более дружными.

Итак, хотите быть здоровой и дружной семьей?

Плавайте и учите плавать своих детей!

Занятия по плаванию в детском саду

Перед занятием с детьми нужно провести краткий инструктаж по поведению в воде: внимательно следить за инструктором по физической культуре и выполнять его распоряжения, ни в коем случае не бегать и не шуметь, а в случае плохого самочувствия немедленно сообщить об этом.

Следующий этап: дети обязательно должны помыться в душе, чтобы пыль и какие-либо еще загрязнения не попали в бассейн. В случае необходимости воспитатели, инструктор и медсестра могут помочь.

Для того, чтобы вашего ребенка пустили в бассейн, нужно подготовить следующие вещи:

  • Закрытый купальник для девочки, плавки для мальчика;
  • Длинный халат с капюшоном;
  • Несколько полотенец;
  • Мыло;
  • Плавательные очки;
  • Купальная шапочка и резиновая обувь.

После каждого занятия, вещи нужно забирать домой, чтобы выстирать и просушить.

Занятие начинается с короткой физической разминки на суше, в ходе которой дети должны размяться и разогреть мышцы для дальнейшей работы в воде. Это необходимый этап, так как если сразу, не разминаясь пойти в воду – мы не добьемся желаемого оздоровительного эффекта.

В воде бассейна дети выполняют указания инструктора, обучающего какому-либо стилю плавания, и тут же отрабатывают приобретенные навыки. После обучения, начинаются игры, которые очень нравятся детям и приносят массу положительных эмоций.

Финальная часть занятия по плаванию в детском саду – свободное плавание, когда дети просто резвятся в воде, без какого-либо задания.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством занятий в бассейне

 Здоровый образ жизни играет огромную роль для человека, ведь здоровье — неотъемлемая часть всей жизнедеятельности личности. На сегодняшний день проблема воспитания культуры здоровья является достаточно актуальной, особенно у детей дошкольного возраста, в связи с современными условиями жизни. С каждым годом рождается всё меньше здоровых детей. Сохранению уровня здоровья населения страны препятствуют реформирование системы здравоохранения, проведение профилактической работы на недостаточном уровне, низкая грамотность многих родителей по данному вопросу. Всё вышеперечисленное подтолкнуло дошкольное образование к поиску эффективных методов и средств сохранения, преумножения и повышения уровня культуры здоровья подрастающего поколения [1].

Одним из направлений оздоровления и формирования у детей дошкольного возраста в полной мере можно считать занятия в бассейне, с помощью которых решаются не только образовательные и воспитательные задачи (научить детей плавать, развить умение вести себя в воде, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам), но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма и укрепление здоровья.

В рамках самообразования по теме «Формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья у дошкольников через организацию оздоровительных процедур в бассейне» в сентябре 2015 года было проведено анкетирование родителей воспитанников, поступивших в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42 «Кораблик» г. Йошкар-Олы». Анкета была составлена с целью выяснения отношения родителей к наличию бассейна в детском саду и регулярным занятиям в нем. В анкетировании приняли участие 28 родителей.

По результатам анкетирования, 46 % родителей отметили наличие у их ребенка страха перед водой, а именно дети боятся выполнять упражнения в бассейне, связанные с попаданием воды в лицо; с опусканием лица в воду, задерживая дыхание; с принятием безопорного положения в воде. Такие дети стараются всеми способами избежать посещения бассейна, придумывая различные поводы и причины, чтобы не ходить на занятия. Стоит отметить, что любые страхи, в том числе и страх воды, негативно сказываются на здоровье ребенка.

Также было выяснено, что для 43 % родителей (12 человек) безразлично наличие бассейна в дошкольной организации. По мнению данных родителей, занятия в бассейне не оказывают особого влияния на детский организм, а плавать их ребенок уже умеет. Двое родителей (7 %) высказали отрицательное отношение к бассейну. Остальные 14 родителей (что составило 50 % от общего числа опрашиваемых) положительно отнеслись к наличию функционирующего бассейна в детском саду. В первый год посещения детского сада шла адаптация детей, в связи с чем на занятиях в бассейне присутствовало незначительное количество ребят (50–61 % детей).

В мае 2021 года было проведено повторное анкетирование родителей. В анкету были добавлены следующие вопросы:

− «Заметили ли Вы улучшения в здоровье ребенка в течение года?»,

− «Связаны ли данные улучшения с посещением бассейна в детском саду?».

Результаты повторного анкетирования показали следующее:

− родителей, положительно относящихся к наличию бассейна в детском саду и регулярными занятиями в нём, повысилось на 11 %; родителей, отрицательно относящихся к бассейну, не осталось; остальные 49 % родителей по-прежнему показали нейтральное отношение по данному вопросу;

− 29 % родителей заметили улучшения в состоянии здоровья своего ребенка, но лишь половина из них связало эти улучшения с регулярным посещением бассейна в детском саду.

В группе присутствуют дети с абсолютной посещаемостью (14 % от общего количества детей в группе). По результатам наблюдений и беседы родителями, у данных детей нет особых улучшений в состоянии здоровья, в связи с чем их родители нейтрально относятся к наличию бассейна в детском саду и занятиям в нём.

В 2016–2017 учебном году посещаемость занятий в бассейне увеличилась до 79 %. Было замечено: если в младшей группе около половины детей испытывали страх перед водой и, в связи с этим, побаивались занятий в бассейне, не хотели его посещать, то уже в средней группе ребята стали с удовольствием ходить на занятия, некоторые даже с нетерпением ждали очередных посещений бассейна. В мае 2021 года вновь было проведено анкетирование родителей, по результатам которого было выявлено следующее:

− родителей, положительно относящихся к регулярным занятиям в бассейне, стало больше на 13 %, что составило в итоге 64 % (18 родителей);

− улучшения в состоянии здоровья своего ребенка заметили половина семей, из них более половины (57 %) связывают это с регулярным посещением бассейна в детском саду. Помимо этого, родители отметили у своих детей положительный настрой на занятия в бассейне.

В период пребывания воспитанников в детском саду (2015–2016 и 2016–2017 учебные года) с детьми проводились следующие мероприятия:

− беседы о пользе воды для человеческого организма,

− игры-эксперименты с водой,

− занятия по здоровому образу жизни,

− дидактические игры;

− были организованы просмотры тематических мультипликационных фильмов.

Помимо этого, велась активная работа с родителями воспитанников:

− тематические консультации «Бассейн и его польза», «Как справиться с боязнью воды»;

− круглый стол «Влияние занятий в бассейне на здоровье дошкольника»,

− родительское собрание «Закаливание детского организма: солнце, воздух и вода»,

− оформление наглядности с целью подачи необходимой информации о пользе закаливающих процедур для детского организма и эффективности регулярного посещения занятий в бассейне.

Таким образом, посещение бассейна поспособствовало формированию у дошкольников здорового образа жизни и повышению их культуры здоровья; результаты наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей показали положительную динамику в улучшении состояния здоровья воспитанников посредством регулярных занятий в бассейне. Также было отмечено, что многие дети справились с боязнью воды, начали испытывать радость от занятий в бассейне и показывать своё положительное отношение к занятиям в бассейне внутри семьи.

Помимо наблюдений за детьми, бесед и анкетирования родителей, был проведен сравнительный анализ непосещаемости детского сада воспитанниками в связи с заболеваемостью. Для сравнительного анализа были взяты данные двух средних групп (по 30 воспитанников в каждой) МБДОУ «Детский сад № 42 «Кораблик» и МБДОУ «Детский сад № 17 «Ивушка» г. Йошкар-Олы. Также были опрошены родители воспитанников детского сада № 17, в ходе чего было выяснено, что ни один ребенок не посещает бассейн.

Результаты проведенного сравнительного анализа непосещаемости детского сада воспитанниками в связи с заболеваемостью представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Количество детей, пропустивших детский сад по болезни (%)

Согласно рисунку 1, количество пропусков среди детей, посещающих детский сад № 42, ниже на 8–18 %, по сравнению с данными детского сада № 17: на 8 % в сентябре, декабре и мае; на 9 % в октябре, ноябре и феврале; на 10 % в январе; на 11 % в марте; на 18 % в апреле.

Таким образом, согласно вышеуказанным данным, можно сделать вывод о том, что дети, регулярно посещающие занятия в бассейне, болеют реже по сравнению с воспитанниками, посещающими детский сад с отсутствием бассейна. Помимо сравнительно низкой заболеваемости у дошкольников, посещающих занятия в бассейне, быстрее обогащаются двигательные навыки; формируются первоначальные навыки плавания, которые сохраняются на всю жизнь.

Регулярное посещение занятий в бассейне положительно влияет на детский организм:

− укрепляется иммунная и центральная нервная системы, опорно-двигательный аппарат;

− улучшается состояние сердечно-сосудистой системы;

− совершенствуется механизм терморегуляции;

− предупреждаются нарушения осанки; повышается общий тонус организма, общая выносливость и физическая работоспособность;

− развивается смелость, решительность, целеустремлённость, настойчивость [1, 2].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что занятия в бассейне обладают важнейшим значением в оздоровлении детей дошкольного возраста. При этом большую роль играет не только работа с детским коллективом, но и с родителями воспитанников. Важно донести до родителей информацию о том, как необходимы водные процедуры для оздоровления дошкольников; что занятия в бассейне способствуют лишь оздоровлению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, а не являются причиной заболеваемости. Родители должны полностью осознать важность занятий в бассейне, пользы плавания для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов и кифозов, полиомиелита. Этому могут способствовать:

− приглашения родителей на занятия в бассейне;

− консультации медицинского персонала дошкольного учреждения;

− демонстрация научных фильмов;

− статистика заболеваемости детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих занятия в бассейне;

− индивидуальные беседы и тематические родительские собрания. Именно тогда родители станут союзниками в оздоровлении дошкольников с помощью занятий в бассейне, помогая своим детям справиться со страхом воды, приобщая их к здоровому образу жизни через занятия в бассейне, повышая культуру здоровья дошкольников.

Необходимо создавать необходимые условия для привлечения всех воспитанников к занятиям в бассейне, потому что каждый ребенок должен получить определенные плавательные навыки и эффект от закаливающих мероприятий.

Триединство (воспитатели — дети — родители) даст положительный результат в формировании у дошкольников здорового образа жизни и культуры здоровья; в преодолении ребенком боязни воды и глубины, неуверенности в собственных силах; в оздоровлении детского организма.

Литература:

  1. Сингур М. Е. Эффективность использования методики организации занятий оздоровительным плаванием с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста / М. Е. Сингур // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2021. — № 1 (131). — С.213–216.
  2. Токтаева Т. Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3–7 лет / Т. Э. Токтаева. — М.: Сфера, 2021. — 112 с.

Безопасность детей в бассейне

За тем, чтобы во время занятия с детьми ничего не приключилось, внимательно следит инструктор по физической культуре, медсестра и в некоторых случаях воспитатели.

Поскольку перед тем, как пойти в бассейн дети должны помыться в душе, кабины снабжены должны быть снабжены антискользящими ковриками, что делает пребывание там детей полностью безопасным.

В некоторых группах практикуется такая методика, как использование надувных нарукавников, так детям будет намного проще и безопасней держаться на воде.

В обязательном порядке нужно объяснить детям, что возле бассейна нельзя бегать, так как можно поскользнуться и упасть. Также опасность представляет плитка, которой выложен бассейн, ею можно порезаться, например, если дети будут прыгать с бортиков бассейна в воду, не используя лестницу. Обо всех опасностях нужно провести с детьми беседу, что поможет уберечь их от возможных травм.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Опыт работы по обучению детей плаванию в дошкольном отделении

Инструктор по физической культуре БОУ школа 1150 имени дважды героя Советского союза К. К. Рокоссовского Голуб Елена Александровна

ЦЕЛЬ: систематизировать опыт работы по обучению плаванию детей в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ:

  • обобщить опыт работы по обучению плаванию детей младшего дошкольного возраста;
  • показать целесообразность использования элементов одновременной методике при работе с детьми младшего дошкольного возраста;
  • ознакомить с приемами и методами, используемыми мной в работе.

Формирование умения плавать предусмотрено программой со II-ой младшей группы. Но на четвертом году жизни ребенок мало приспособлен к организованной деятельности. В связи с этим, чтобы добиться правильного и успешного выполнения необходимых упражнений и команд нужно сделать занятия интересными и вызвать у малыша сознательное желание выполнять задание. Опыт работы показывает, что это возможно, если превратить урок по плаванию в игру и использовать простые и доступные упражнения.

Малыши достаточно сложно адаптируются к условиям детского сада, часто «отрыв от мамы» вызывает у детей стресс. Мои наблюдения показывают, что малыши лучше, быстрее, менее болезненно адаптируются к новым условиям жизни, если с первых же дней посещения детского учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне.

В методической литературе по обучению плаванию в основном широко рассматриваются методики и рекомендации по занятиям с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, и совсем немного, на мой взгляд, внимания уделяется работе с малышами. А ведь самый большой процент несчастных случаев на воде приходится на 6-10 лет, когда ребенок активно стремится проявить самостоятельность. Поэтому желательно, чтобы к 6-ти годам как можно больше детей овладели навыками плавания.

Если в работе с детьми II-ой младшей группы и средней группы детского сада использовать одновременную методику обучения, то процесс овладения плавательными навыками будет проходить более эффективно.

Можно предположить, что чем раньше начнется процесс обучения, тем больше возможностей обучить большинство детей с учетом индивидуальных данных развития, физической подготовленности и состояния здоровья.

Это открывает хорошие перспективы для систематических занятий плаванием в дальнейшем, для занятий спортивным плаванием, а также снижает вероятность возникновения несчастных случаев на воде.

Я предполагаю, что если использовать элементы одновременной методики при обучении во II-ой младшей группе, то дети быстрее адаптируются к воде и овладевают плавательными навыками, чем если начинать обучения по классической методике.

В широко представленной методической литературе по обучению плаванию в основном подробно освещены материалы по работе с детьми старшей и подготовительной групп, так как классически благоприятными оптимальным возрастом для начала занятий плаванием считается возраст 7-8 лет (из-за организационной готовности детей к этому периоду). Актуальность данной статьи в том, что возникла необходимость систематизировать свой опыт работы с младшими детьми, т.е. с детьми 3-5 лет, который опирается на широкое использование элементов одновременной методики, разработанной Т.А. Протченко и Ю.А. Семеновым.

Работа проводилась в детском саду, где имеется бассейн 3х7м глубиной 0,7 м. В дошкольном отделении работали четыре группы, из которых две группы — вторые младшие, одна средняя группа, одна старшая и одна подготовительная. Занятия проводились два раза в неделю по 15 минут во второй младшей группе; 20 минут в средней группе и 25 минут в старшей группе, 30 минут – в подготовительной.

В связи с тем, что детский сад посещают в большинстве дети младшего дошкольного возраста, возникла необходимость особое внимание обратить на работу с детьми именно этой возрастной группы и систематизировать свой опыт работы.

В дошкольном отделении проводились физкультурные занятия во всех возрастных группах детского сада, а также индивидуальные занятия с ослабленными детьми и дополнительные занятия по подготовке к соревнованиям «Я умею плавать!».

Посещаемость занятий в среднем по детскому саду — 70% (с учетом болеющих и временно освобожденных от занятий плаванием детей).

Если не объявлен карантин, в течение года дети имеют возможность посетить 72 занятия. С учетом карантинов в среднем по детскому саду проводится примерно 60 занятий в год.

Для облегчения процесса обучения в бассейне имеются плавательные доски, мячи, ласты, аквапалки, тонущие и плавающие игрушки. В помощь преподавателю имеется «Уголок спасателя» и литература по методике проведения практических занятий по плаванию с детьми всех возрастов, а также литература по обучению технике спортивного плавания.

Овладение техникой плавания предполагает использование подготовительных и подводящих упражнений, в том числе и на суше. Новые движения рук, ног, дыхание и их согласование выполняются сначала на бортике, а потом переносятся в воду. До последнего времени эти упражнения проводились мной на занятиях по плаванию, занимая при этом до 15% времени урока. Сейчас подготовительные упражнения я перенесла на физкультурные занятия, включив их в подготовительную часть занятия и в ОРУ, тем самым увеличив время нахождения детей в воде.

После овладения детьми вдохов – выдохов в воду, скольжения на груди и спине переходим к разучиванию движений рук и ног, как при плавании кролем. Обучение начиналось с освоения способа «кроль» на груди и на спине. Но не у всех это успешно получалось. К концу учебного года лишь 50% обучаемых детей могли проплывать 14 и более метров без оступания на дно и без вспомогательных средств.

Многие дети стремились выполнить свои произвольные движения руками, подбирая дыхание как им удобно, и при этом дольше оставались на воде в безопорном состоянии. Таким образом оказалось, что не для всех детей «кроль» является любимым и удобным способом.

Со следующего года я решила, после овладения упражнениями на дыхание и техником скольжения разучить с детьми движения рук и ног, как при плавании способами «кроль», «брасс», «дельфин», одновременно. Разучивание было проведено на нескольких занятиях по физкультуре. Далее, в воде детям было предложено проплыть «сколько сможешь», работая руками «брассом», ногами «кролем», руками «кролем без выноса руки», ногами «кролем», «брассом» или «дельфином» и т. д. Самым удобным вариантом, как оказалось, стал – руки «брасс» — ноги «кроль» и руки «кроль без выноса руки» — ноги «кролем». При этом многие ребята быстро научились сочетать плавательные движения со вздохом и выдохом в воду. В дальнейшем я стала работать, сочетая классическую методику (на начальных и последних занятиях) с одновременной (в середине обучения). К концу учебного года 85% детей старшего дошкольного возраста проплывали более 15 метров любым удобным способом. 50% детей подготовительной группы проплывали 25 метров, что подтвердили соревнования «Я умею плавать!» проведенные в бассейне «Орбита» (г. Зеленоград) на глубокой воде, где команда нашего детского сада заняла первое место и представляла Зеленоград на водно-спортивном фестивале в СК «Олимпийский» (Москва), участвуя во всех номинациях.

Уверенно держащиеся на воде дети на последних 6-8 занятиях перед соревнованиями быстро освоили основы спортивных способов плавания «кроль», «брасс», «дельфин».

У детей младшей, второй средней групп закрепляются умение и навыки движений в воде, приобретенные в более раннем возрасте (ясельная группа).

Нужно учитывать, что чем меньше ребенок, тем более образно его мышление. Поэтому все занятия с малышами я провожу в имитационной форме. Чтобы ребенок понял суть задания, он должен представить образ – «лягушка», «фонтанчик», «дождик» и т.д.

С начала учебного года на занятиях по физкультуре мы разучиваем движения рук как при плавании «брасс»«лягушка», «кроль»«мельница», «кроль без выноса рук»«собачка»; ног – «лягушка», «ножницы». На занятиях по плаванию дети быстро вспоминают эти движения и пытаются выполнить их в воде, опираясь ногами за дно или держась за бортик, или с поддерживающим средством (доска, мяч).

Первое занятие малышей – это экскурсия в бассейн, знакомства с правилами, которые они должны соблюдать. Очень хорошо если в раздевалке детей встретит какой-нибудь сказочный герой (переодетый взрослый сотрудник детского сада) и расскажет им об этих правилах, покажет душевые, объяснит, зачем это нужно, а потом проведет в помещения бассейна. Затем дети подготовительной группы показывают малышам свое умение плавать и игры на воде. Демонстрация этого должна вызвать у малышей желание войти в воду, поплескаться и поиграть в ней с другими детьми.

Занятия с малышами проводятся по следующей схеме.

В подготовительной части занятия дети выполняют упражнения «дождик» (сидя на бортике опустить ноги в воду, выполнить движения ногами вверх, вниз – сделать «дождик»). Затем, спустившись в воду и держась рукой за бортик, пройти по периметру бассейна в обе стороны.

Далее переходим к упражнению на дыхание и погружение лица в воду. Здесь я широко использую плавающие игрушки. Такие упражнения как «подуть на кораблик», «сделай ветер», «утки» — довольно быстро помогают детям вспомнить или научиться выполнять вдох – выдох в воду.

В основной части занятия, держась руками за бортик или доску, выполняем движения ногами способом «кроль», «брасс»«ножницы», «лягушка». Постепенно учимся выполнять эти упражнения с погружением лица в воду. С первых уроков передвигаемся по бассейну, выполняя движения руками, как при плавании способом «брасс»«лягушки» способом «кроль»«мельница». Я добиваюсь выполнения этого упражнения с погружением лица в воду.

Когда дети начинают безбоязненно отрывать ноги от дна и опускать лицо в воду, т.е. освоены все предыдущие этапы, мы переходим к разучиванию скольжения – «стрелка».

На следующем этапе детям предлагается поработать ногами и руками в разных сочетаниях, выполняя движения рук и ног, имитирующие «лягушку», «мельницу», «ножницы», «хвостик» (ноги «дельфин») и при этом доплыть «на другой берег». Опыт показывает, что дети во II-ой мл. группе выполняют задание с удовольствием. Занятия вызывают интерес и концу учебного года 30% детей могут удержаться на воде без поддерживающих средств до 5-7-и метров во второй младшей группе и 60% в среднем.

Далее приведен конспект занятия №2 во II-ой мл. группе в период адаптации.

«Работа с детьми младшего дошкольного возраста в бассейне в период адаптации к детскому дошкольному учреждению» (конспект занятия).

Цель: учить самостоятельно передвигаться по бассейну, воспитывать безбоязненное отношение к воде, развивать координацию движений.

Ход занятия:

Дети заходят в бассейн. Вбегают золотые рыбки (дети старшего дошкольного возраста):

Здравствуйте, ребята!

Мы рыбки золотые В бассейн к вам приплыли. Хотим всем показать Чему нас научили.

Дети садятся на скамейку. Золотые рыбки показывают танец в воле иод музыку с элементами спортивного и синхронного плавания.

Воспитатель:

— Золотые рыбки, а что нужно делать для того, чтобы научаться так плавать?

Рыбки:

— Нужно делать разминку.

Дети вместе с рыбками выполняют комплекс подготовительных упражнений под музыку.

Воспитатель:

-Давайте, ребята, посмотрим, какая хорошая водичка в нашем бассейне.

  • Проводятся упражнения:

Упражнение «Дождик»

Сидя на бортике работать йогами по воде как при плавании «кролем»

Дети спускаются в воду

Упражнение «Умываемся»

Упражнение «Путешественники»

Ходьба по дну бассейна, держась за бортик попеременно правой и левой рукой

Упражнение «Ветер на море»

В кругу, взявшись за руки, подуть па воду.

Упражнение «Пузырики»

Упражнение

Держась руками за бортик:

  • прыгать верх
  • работать ногами как при плавании «кролем»

Игровое упражнение «Кораблик»

Игровое упражнение с мячом «Дельфин»

Упражнение

Бросить мяч вперед из-за головы, догнать, «приплыть» к бортику, держась за мяч руками.

Игровое упражнение «Перевези игрушку на другой берег»

Игровое упражнение «Рыбаки»

Воспитатель: — Молодцы, ребята, хорошо играли. Понравилось вам у нас? Тогда

приходите еще. А сейчас вам пора одеваться и идти в группу.

В средней группе большинство детей, кроме вновь прибывших и тех, кто много занятий пропускал в прошедшем году, уже хорошо адаптированы и без труда выполняют скольжение и «торпеду» (руки «стрелка» — ноги «кроль»). Они легко проплывают с доской 15-25 метров, выполняя выдох в воду.

Параллельно с совершенствованием и закреплением этих упражнений мы начинаем разучивание способов плавания в полной координации. Дети знакомятся со способами – «кроль», «дельфин», «кроль на спине».

В процессе обучения использую вспомогательные средства – доски и ласки. Для принятия правильного положения тела и головы предлагаю детям задания с проплыванием в обруч и под натянутую веревку.

Те, у кого плавание спортивным способом вызывает сильные трудности, продолжает осваивать плавание «своим» способом по одновременной методике.

3-4 раза перед соревнованиями при добровольном желании родителей, по воскресеньям, я занимаюсь с детьми на «большой» воде в бассейне МИЭТ. Те, кто проплывает в детском саду 2-3 круга без оступания на дно (28-42 м.), часто уже на первом занятии на глубокой воде без труда проплывают 25 метров «любимым» способом. Преодолеть страх перед глубокой водой помогает прыжок «соскок» в воду ногами вниз «солдатиком», потому что использование учебных прыжков в воду значительно облегчает и ускоряет процесс адаптации с водой, обучение проходит более эмоционально. Первые прыжки можно разрешить сделать ребенку, держась руками за шест. Вначале дети проплывают25 метров с глубокого места на мелкое место с доской в руках 2-3- раза. Далее без доски, рядом со мной, по одному, мы пытаемся проплыть 25 метров. Как правило, все, кто хорошо плавают в малом бассейне детского сада на третье занятие легко и без страха, самостоятельно проплывают 25 метров.

Наша команда принимает участие в фестивале «Я умею плавать!» ежегодно. Мы полностью выполняем все условия программы соревнований, т.е. проплывание 25 метров по глубокой воде, показывая четыре способа плавания поочередно, 2-4 ребенка проплывают 50 метров вольным стилем. Каждый из последних 5-ти лет команда становится финалистом Зеленоградского этапа водно-спортивного праздника «Я умею плавать!»

Уроки по плаванию успешно реализуются по методике Т.А. Протченко, т.е. одновременно обучение из всех составляющих элементов выделяют основные, освоение которых способствует быстрому изучению в целом и формированию более прочного плавательного навыка. Таковыми являются движения рук в сочетании с дыханием при плавании «кроль на груди», движение ног при плавании «брасом», движение туловищем в сочетании с движением ног при плавании «дельфин». Затем осваиваются остальные движения.

При проведении занятий по плаванию нужно способствовать обогащению двигательного опыта приобретенного на физкультурных занятиях, прогулках и удовлетворить естественную потребность детей в движениях. Это одна из задач. Стремясь к её выполнению необходимо учитывать уровень развития каждого ребенка, и его индивидуальные способности. К проведению каждого занятия необходима соответствующая подготовка помещения (проветривание, санитарная обработка), рациональное распределение материала необходимого для занятия.

Можно пользоваться следующими приемами обучения основным двигательным навыкам с детьми дошкольного возраста:

  1. Прием оказания помощи при выполнении движения. (Основной приём при формировании навыков у детей младшего возраста). Особенно эффективен при сочетании со словесными указаниями, пояснениями.
  2. Речевые указания: чаще всего в сочетании с показом, игровыми приемами, в форме конкретного задания. Например: «принеси мяч», «собери рыбок в корзинку» и т.д.
  3. Внесение игрушки: повышает эмоциональную насыщенность занятия.

СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Праздник — это эффектная форма активного отдыха детей. Источник радости, веселья и красоты. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях.

Праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей, сплачивают коллектив, вызывают у детей чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям, поддерживать хорошие дружеские отношения между собой. У ребенка воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и коллективных успехов

Ежегодно в бассейне проводятся спортивно-игровые мероприятия «Праздник Нептуна» и «Я – Водяной!», в которых принимают участие дети старших групп, а малыши присутствуют как зрители.

Для младших групп регулярно проводятся досуги на воде.

Сценарий праздника «Праздник Нептуна» приведен ниже.

Праздник Нептуна

(Веселые старты на воде).

СЦЕНАРИЙ

ВЕДУЩИЙ открывает праздник:

— Ребята, сегодня мы собрались в нашем бассейне, чтобы проверить, какие мы стали ловкие, сильные и быстрые за этот год, как подружились с водой, как научились плавать. Сегодня у нас проводится веселый спортивный праздник на воде — «Веселые старты на воде».

2 команды: команда 7 гр. — «Карасики»

команда 11 гр. — «Волны»

Будут проведены 4 эстафеты. Но какой же спортивный праздник без владыки морей и океанов «Нептуна»!

Под музыку (Сен-Санс, «Марш Льва») входит Нептун и ведет за руку Русалочку. Подходит к трону. Здороваются.

НЕПТУН:

Гордый я морей властитель Рыб, дельфинов повелитель, Мой дворец на дне морском Весь усыпан янтарем.

Я пришел к вам в детский сад, Чтоб увидеть всех ребят, Чтоб узнать, кто плавать любит, На турнир ваш посмотреть

И морские эти бусы (показывает бусы) За победу всем надеть. А со мной со дна морского Стая рыбок золотых

Поспешила к вам на праздник Сейчас увидите вы их!

Русалочка, зови золотых рыбок!

РУСАЛОЧКА: — Эй, рыбки золотые, скорей сюда плывите.

Нам танец покажите,

Ребят повеселите!

Под музыку вбегают золотые рыбки, исполняют танец на суше и в воде.

(Элементы синхронного плавания).

НЕПТУН: — Вот какие красивые рыбки живут у меня, и они дружат с Русалочкой! А теперь я хочу увидеть, как плаваете вы. Не привык я долго ждать, Турнир велю я начинать!

ВЕДУЩИЙ: начинает соревнования.

5 участников в каждой эстафете. Судья оценивают победителей и заносят результаты в протокол.

Эстафеты: 1 — держась руками за доску, проплыть вдоль бассейна и вернувшись на исходное положение, отправить следующего товарища.

2 — проплыть с 2-мя мячами вдоль бассейна и вернувшись назад, отправить своего товарища, передав ему мячи.

3 — «Кто быстрей». Проплыть вдоль бассейна, нырнув 2 раза под веревочку, натянутую поперек бассейна, и вернувшись назад, отправить своего товарища касанием «рука в руку».

4 — «Ловцы жемчуга». Какая команда соберет больше предметов со дна бассейна.

ВЕДУЩИЙ: — Уважаемый Нептун! Наш турнир окончен, теперь судья подведут итоги, и ты сможешь наградить победителей!

НЕПТУН: — Я посмотрел, как плавают ваши спортсмены, а теперь хочу увидеть, как плавают все ребята.

Ну, ребята!

В воду прыгайте скорее! И купайтесь веселее! Буду воду, я мутить, И трусишек всех ловить!

Увлекать на дно морское Тех, кто, ссорится с водою!

Дети прыгают в бассейн и купаются. Нептун ходит вокруг и старается дотронуться до каждого ребенка своим посохом-трезубцем. Дети прячутся от него, погружаются в воду с головой.

Свободное плавание и игра с Нептуном проводятся под веселую музыку. Смолкает музыка, дети выходят из воды.

ВЕДУЩИЙ: — А теперь послушаем, что скажут наши судьи и проведем награждение.

Русалочка и Нептун вешают медали участникам команды победившей отдельно в каждой эстафете. Русалочка и Нептун вешают морские бусы всем участникам соревнований и гостям праздника и вручают детям сок.

НЕПТУН: — Ну молодцы, ребята! Вижу, что все вы любите воду и многие из вас хорошо плавают!

А теперь пора прощаться, Тяжек воздух мне земной! Вам, желаю улыбаться И дружить с любой водой!

Ухожу к моим русалкам На морскую глубину, Но не стоит огорчаться, Через год я к Вам приду!

Звучит музыка. Нептун и Русалочка уходят.

Ведущий объявляет об окончании праздника.

Спортивные праздники – это не только соревнования. Здесь ярко прослеживается тесная связь с другими занятиями. Музыкальные занятия помогают в составлении хореографических композиций на бортике и упражнениях с элементами синхронного плавания в воде, которые дети с удовольствием демонстрируют зрителям. Декламирование стихов способствует развитию речи, а подсчет предметов в различных играх и конкурсах тесно связаны с занятиями математикой. Подготовка костюмов и оформление бассейна к празднику способствуют развитию художественного вкуса ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общеизвестно, что плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Занятия плаванием благотворно влияют не только на физическое состояние ребёнка, но также развивает умственные способности и координацию движений. Чем раньше начинает ребёнок заниматься плаванием, тем более успешно будет он развиваться в дальнейшем. Мой опыт работы показывает, что при построении занятий с малышами очень эффективной оказалась нетрадиционная методика одновременного обучения, которая помогла сделать занятия более интересными а предлагаемые детям упражнения более доступными. В результате этого детям стало легче учиться плавать, а уровень плавательной подготовленности вырос.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Московский комитет образования. «Плавание. Учебная программа для детей от 2 до 7 лет» — М., 1999.
  2. Семенов Ю. А. «Курс обучения плаванию для начинающих во всех возрастных группах» — М., 2000.
  3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. «Обучение плаванию в детском саду» — М., 1991.
  4. Московский комитет образования «Особенности обучения плаванию детей дошкольного и младшего возрастов» — М., 1998.
  5. Осокина Т.И. «Как научить детей плавать» — М., 1985.
  6. Семенов Ю.А. «Навык плавания – каждому» — М., 1983.
  7. Маслов В. «Плавать должны уметь все» — М., 1972.
  8. Булгакова Н.Ж. «Плавание» — М., 1984.
  9. Научно — исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР «Методические рекомендации по организации обучения плаванию детей дошкольного возраста» — М., 1985.
  10. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду» — М., 2004.
  11. Теленчи В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» — М., 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Результаты тестирования детей

Следующая >

Инфракрасная кабина после плавания

В некоторых детских учреждениях после бассейна и душа детям предлагается погреться в инфракрасной сауне, чтобы избежать простуды.

То же представляет собой инфракрасная сауна? Чаще всего кабина сделана из натурального дерева и нагревательных элементов, расположенных по всему периметру, что позволяет добиться равномерного прогревания, а для работы сауны нужна лишь стандартная розетка в 220 вольт, что позволяет установить данный агрегат в любом детском саду. Температура в кабине вполне нормальна: 38-45 градусов, в то время как в обычное бане или сауне может доходить до 110, что скорее опасно для здоровья.

В зимнее время посещение инфракрасной сауны особенно полезно для ребят, так как приравнивается к полноценному пребыванию под летним солнцем. Климат внутри кабины исключает горячий воздух, поэтому детям комфортно дышать. Инфракрасные волны прогревают тела посетителей детского сада намного лучше, чем тепло обычной бани или сауны, где воздух достаточно тяжелый.

Также несомненным плюсом инфракрасной кабины является свойство выводить из мышц молочную кислоту, которая возникает после тренировок. Разумеется, занятия по плаванию не могут быть настолько интенсивными, чтобы вызвать боль в мышцах, но прогревание в любом случае полезно для детей.

Инвентарь для занятия

Для того, чтобы занятие в воде в детском саду было продуктивным и увлекательным для детей, используются некоторое спортивные и игровые материалы:

  • Планки из пенопласта;
  • Мячики;
  • Игрушки для катания;
  • Игрушки для ныряния;
  • Надувные круги.

Планки из пенопласта используются при обучении плаванию: например, нужно зажав планку ногами, держаться наплаву только с помощью рук, или наоборот, совершать ногами активные движения, держа пенопласт руками. Назначение этого спортивного инвентаря на занятиях в детском саду скорее обучающее, чем развлекающее, но, можно сделать процесс увлекательнее для детей, если представить задание как игру или использовать цветные планки.

С помощью надувных мячиков можно выполнять множество физических упражнений и даже игр в воде, например, детям очень понравится волейбол в бассейне или эстафета с обменом мячей на скорость.

Игрушки для катания подходят для самых маленьких и тех, кто еще совсем не умеет плавать. Данный инвентарь представляет собой надувную фигурку животного или даже транспортного средства с углублением для сидения, в котором проделаны отверстия для ног и, таким образом, ребенок надежно держится внутри.

Как понятно из названия, игрушки для ныряния нужны для обучения именно этому процессу. Чтобы ребенку было интересно и не страшно оказываться под водой, можно давать ему несложные задания, например, дотронуться до прикрепленной к полу бассейна игрушки или поднять её. Самая распространенная и популярная разновидность – игрушечные водоросли. С их помощью можно не только обучить ребенка нырянию, но и придать бассейну более живописный вид.

Функция надувного круга – удерживать ребенка на поверхности воды. Используются для самых первых занятий, когда происходит только знакомство с плаванием.

Плавание в детском саду.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.

Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.

На занятиях решаются задачи по формированию:

  • навыков плавания;
  • бережного отношения к своему здоровью;
  • навыков личной гигиены;
  • умение владеть своим телом в непривычной среде.

Какое же влияние оказывают занятия плаванием на организм ребёнка?

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.

Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи.

Плавание влияет на рост ребенка. Плавание – незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Плавание – одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций. Занятия плаванием способствуют уменьшению лишних жировых отложений. В то же время у очень худых детей эти занятия способствуют увеличению подкожного жира, что вместе с увеличением силы и объема мышц улучшает осанку.

Организация занятий плаванием в детском саду.

Занятия по плаванию должны проводиться не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5 – 2 часа до ночного сна. В условиях детского сада наиболее приемлемым временем для проведения занятий по плаванию считается: время до обеда – с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут;

Обучение плаванию проходит в форме подгрупповых занятий. Для занятий в бассейне детей разделяют на две подгруппы. В зависимости от возраста количество детей в подгруппах будет разным.

Обучение в ДОУ плавание проводится для каждой группы 2 раз в неделю.

  • младшая группа занимается 15-20 минут;
  • средняя группа – 20 -25 минут;
  • старшая группа – 25 минут-30 минут.
  • подготовительная группа – 30 -35 минут.

Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой инструктор знакомит с правилами поведения в бассейне ( показывает детям, где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).

Обучение состоит из трех этапов:

  • привыкание к воде;
  • освоение воды;
  • овладение плавательными движениями.

В нашем детском саду плаванию уделяется большое значение. Данная работа осуществляется инструктором по плаванию.

О значении плавания для детского организма.

Плавание в бассейне детей раннего дошкольного возраста с целью их оздоровления и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70 годы прошлого столетия (хотя на самом деле корни этого метода уходят в глубокую древность). Известно, сколь часто фиксируются несчастные случаи на воде, происходящие из-за того, что потерпевшие, в том числе дети, не умеют плавать. Если бы детей с ранних лет научили свободно держаться на воде и проплывать хотя бы небольшое расстояние, а также сформировали у них культуру поведения на воде, то многие были бы ограждены от возможного несчастья.

Вместе с тем основная цель обучения дошкольников плаванию — содействие их оздоровлению и закаливанию, обеспечение всесторонней физической подготовки. Купание, плавание, игры и развлечения на воде благотворно воздействуют на все системы организма.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Обучение плаванию рекомендуется начинать с подготовительных упражнений на суше. Это позволяет детям быстрее и правильнее осваивать движения в воде. Хрупкость и несформированность детского организма требуют тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете половой принадлежности, возраста, уровня физического развития, состояния здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычке к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно найти наиболее эффективные приемы обучения плаванию. Методика обучения плаванию дошкольников опирается на основные дидактические требования педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.

Задачи обучения плаванию по возрастным группам.

Вторая младшая.
  1. Учить детей не бояться входить в воду , научить плескаться в ней.
  2. Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине.
  3. Учить погружаться в воду , открывать в ней глаза. Учить задерживать дыхание под водой , подныривать. Учить выполнять выдох в воду с погружением до носа . и с погружением лица , головы.
  4. Учить лежать на воде(на груди), держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой. Учить лежать самостоятельно.
  5. Учить выполнять скольжение на груди со вспомогательными снарядами.

При обучении детей младшего возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.

Обучение каждому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности , поэтому оно сводится к игре.

Средняя группа
  1. Учить передвигаться в воде самостоятельно в разных направлениях , разными способами.
  2. Учить погружаться в воду , задерживать дыхание , подныривать под игрушку. Учить нырять и собирать предметы со дна бассейна .
  3. Учить выполнять выдох в воду с погружением лица ,головы.
  4. Учить лежать на воде с поддержкой преподавателя и самостоятельно.
  5. Учить скользить на поверхности воды на груди и на спине с помощью взрослого , и со вспомогательными снарядами.
  6. Учить выполнять движения ногами и руками на суше и в воде как при плавании кролем.
  7. Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.

У детей среднего дошкольного возраста закрепляются умения и навыки плавания приобретенные на занятиях в младшей группе .Большое внимание в этом возрасте уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные упражнения для специальной подготовки и игры для освоения передвижений в воде . Игры для приобретения навыков погружения в воду.

Старшая группа.
  1. Учить погружаться в воду на более длительное время.
  2. Учить выполнять выдох в воду (чередовать вдох над водой с выдохом в воду).
  3. Учить скольжению. На груди на спине отталкиваясь ногами от дна и стен бассейна.
  4. Учить скользить в сочетании с выдохом в воду.
  5. Учить координационным движениям ногами в воде, опираясь на руки , лежа на спине и на груди.
  6. Учить движениям ногами в скольжении на груди, на спине (по типу кроля) с подвижной опорой (доски) и без нее.
  7. Обучение координационными возможностям в воде . учить движениям руками в плавании на груди и спине.

На занятиях в старшей группе включают в себя: упражнения и игры для развития кистей, дыхательные упражнения, упражнения для специальной подготовки, игры для овладения навыков скольжения, игры –эстафеты.

Подготовительная группа.
  1. Учить лежать в воде на спине и на груди длительное время.
  2. Учить скольжению в воде на груди, на спине в сочетании с движениями ног, рук.
  3. Учить нырять в воду.
  4. Обучение облегченным способам плавания с работой ног и поддерживающими гребковыми движениями рук (на спине, на груди).
  5. Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде, обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.

Игры и развлечения на воде

Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение. Однако надо отметить и некоторые отрицательные моменты. Увлекшись процессом игры и стремясь выйти в победители, дети перестают следить за точностью выполнения элементов плавательных движений, выполняют их неверно. Многократное повторение неправильных (с точки зрения техники плавания) движений может привести к тому, что они станут привычными. Поэтому игры, применяющиеся для закрепления какого-либо навыка, должны быть составлены так, чтобы правильное выполнение движения было главным условием.

Простые бессюжетные игры проводятся в основном с новичками, чтобы они увереннее чувствовали себя в воде и научились передвигаться. Когда эта цель достигнута, можно переходить к сложной игре с сюжетом и элементами состязания.

Объяснение правил игры должно быть кратким и образным. Если движения сложны, то рассказ сопровождается показом. Сначала нужно проиграть игру на берегу, а уж потом в воде. Нельзя удалять из игры отдельных участников до ее окончания.

Плавание — дело семейное

Плавание является эффективным укрепляющим и оздоравливающим средством для всех членов семьи, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми старшими.

В воде человек обретает спокойствие и уравновешенность, стрессы и волнения отсутствуют, количество семейных ссор и скандалов существенно уменьшается.

Занимаясь в воде с детьми, Вы не только помогаете им расти здоровыми, но и ненавязчиво воспитываете их, т.к. в самом процессе занятий формируются такие качества, как дисциплинированность, целеустремленность, сила воли. А ведь именно их порой так не хватает детям.

Вы лучше узнаете своего ребенка, научитесь понимать друг друга, станете более дружными.

Итак, хотите быть здоровой и дружной семьей?

Плавайте и учите плавать своих детей!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]