План мероприятий в рамках празднования «Недели толерантности» в подготовительной группе


План мероприятий в рамках празднования «Недели толерантности» в подготовительной группе

Цель: Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России.

Задачи:

— воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;

— создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;

— развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой;

— расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;

— формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

— знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Девиз:

Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из детсада гони!

№п/пОбразовательная областьМероприятиеУчастники
В течение недели:- проведение акции «Поможем малышам» (помощь в одевании, изготовление подарков);- чтение художественной литературы про дружбу («Заяц хвастун» Н. Носов, «Заплатка» А. Аким, «Моя родня» Е. Чарушин, «Лисята». Заучивание стихотворения Наталья Майданик «Единство навсегда»);- просмотр тематических мультфильмов;- проведение игр разных народов (русские, татарские, хантыйские, таджикские, молдавские и т.д.);- прослушивание национальных мелодий.
05.11.2013г.
1КоммуникацияТематическая беседа «Мы разные, но мы дружим!».Дети, воспитатели
2Чтение художественной литературы, социализацияОформление тематической книжной выставки «Все мы — дружная семья!»Дети, воспитатели
3Художественное творчествоАкция «Давайте жить дружно!»Дети, родители, воспитатели
4Консультация для родителей «Толерантность, что это такое?»Родители
06.11.2013г.
5Коммуникация, музыка, чтение художественной литературыНепосредственно образовательная деятельность на тему «Что такое добро?»Дети
6Музыка, коммуникацияХороводные игры «В хороводы становись».Дети, воспитатели
7Физическая культураФизкультурный досуг «Веселая компания»Дети, воспитатели, родители
8Буклет для родителей: «Как воспитывать толерантность».Родители
07.11.2013г.
9Коммуникация, труд, социализацияСоздание «Экрана добрых дел».Дети, воспитатели
10Художественное творчество (рисование, аппликация).Практическая мастерская: «Улыбка», изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему».Дети, воспитатели
11КоммуникацияДидактическое упражнение «Назови соседа ласково».Дети
12Пополнение уголка для родителей рубрикой «Сотвори добро», «Как помочь ребенку стать добрым».Родители
08.11.2013г.
13Художественное творчество (лепка).НОД «Дружные ребята»Дети
14Коммуникация, здоровье, физическая культура, музыкаИтоговое мероприятие «Если с другом вышел в путь».Дети, воспитатели.

Реализация проекта в образовательных областях:

День помощи малышам

(социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, труд, безопасность)

Акция «Шлём приветики»

(социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, труд)

Спортивный праздник

«Игры разных народов»

(физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, социализация, безопасность)

Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей

( художественная литература, познание, социализация, коммуникация)

Выставка детских рисунков «Мои друзья»

(художественное творчество, коммуникация)

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

(художественное творчество, социализация, коммуникация, познание, безопасность)

Спектакли «Муха-Цокотуха», «Колобок на новый лад»

(социализация, коммуникация, познание, художественная литература)

Подготовка спектакля

«Новые приключения Красной Шапочки» и фестиваля театральных мини-постановок «Театральный калейдоскоп»

Проведение семинаров-практикумов для педагогов «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»

Работа с родителями:

Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», брошюр, стенгазет, памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

Встреча-беседа с отцом Владимиром – служителем храма Александра Невского.

Организация совместной деятельности, чаепитий с родителями.

III этап: Презентация проекта.

Занятия по толерантности в детском саду

Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению необходимо привить желание быть добрым по отношению к каждому человеку на земле. Занятия по толерантности в детском саду в игровой форме открывают ребятам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности.

Планирование Недели толерантности в детском саду

Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:

Традиционно Неделя толерантности проводится в детских садах и школах в ноябре — перед международным Днём толерантности (16 ноября).

Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:

В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия

Таблица: пример планирования по Неделе толерантности

ДатаМероприятиеУчастникиОтветственные, организаторы
12.10Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ.Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями.Воспитатели, старший воспитатель.
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети».Воспитанники первой и второй младших групп.Воспитатели и музыкальный руководитель.
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе».Родители средней, старшей и подготовительной групп.Социальный педагог, психолог.
13.10Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой».Родители и дети средней и старшей групп.Воспитатели.
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры».Младшие дошкольники.Физкультурный руководитель.
14.10Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?».Воспитанники старшей и подготовительной групп.Старший воспитатель, психолог.
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом).Родители и воспитанники младших и средней групп.Воспитатель, педагог по хореографии.
15.10Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы».Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.Физкультурный руководитель.
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности».Все воспитанники ДОУ (младшие — совместно с родителями и коллективные работы).Воспитатели, руководитель художественного кружка.
16.10Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности.Все воспитанники ДОУ.Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии.

Праздничных мероприятий (концертов) может быть в планировании несколько — для младших воспитанников, средних и старших. Такая организация даёт возможность каждой группе проявить себя творчески и пригласить родителей в качестве зрителей.

Источник

Значение занятий по воспитанию толерантности в детском саду

У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься — ты хороший человек. С тобой весело играть — ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое — ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению, бездумно повторяемые затем старшими ребятами). Воспитание чувства толерантности — одно из требований к современному педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Ребёнок выбирает товарища для игры не по цвету кожи, а по общим интересам

Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.

Интересный факт. На территории РФ проживают представители более 200 национальностей (этнических групп).

Все дети, независимо от национальной или языковой принадлежности, любят праздники

В современном мире актуально воспитание духовно-нравственных ценностей через работу образовательных организаций (детских садов, развивающих центров, школ). Но воспитание доброты, чуткости, терпимости начинается в семье. Деятельность педагогов в рамках духовно-нравственного развития раскрывается на занятиях в ДОУ, на консультациях и мастер-классах для родителей, в проведении праздничных мероприятий. Сейчас детям много говорят об их правах и порой забывают сделать акцент на том, что права и свободы имеет каждый член общества. Эти общечеловеческие истины об уважении личности в детском саду повторяются вместе с родителями.

Понятие толерантности шире национальной терпимости. Это доброе отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды, религиозные убеждения, внешний вид отличаются от его собственных. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями.

Толерантность — широкое понятие, а суть его — в добром отношении ко всем, кто отличается от тебя самого

Таблица: задачи занятий по толерантности в ДОУ

В увлекательной игровой форме дошкольникам передаются знания о разных странах и народах

Приёмы воспитания толерантности у дошкольников

Воспитание доброго отношения к окружающим людям — часть образовательного процесса в ДОУ. Мероприятия по толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию терпимости у дошкольников выделяют использование следующих приёмов:

Занятия по толерантности, как правило, интегрированные: дети беседуют, задают вопросы, изучают наглядные материалы и занимаются творчеством

Видео: мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов ДОУ иллюстрирует приёмы воспитания толерантности у дошкольников: изготовление поделок, танцевальная деятельность и музицирование в игровой форме. Ведущий мастер-класса говорит о воспитании толерантности через изучение исконно русского быта и погружение в народное творчество. Больше похоже на образовательную деятельность в рамках приобщения к русской народной культуре. Не упоминается в мастер-классе о знакомстве детей с другими народами и их особенностями. А толерантность возможно воспитать через понимание и принятие полифоничности мира.

Учитывая индивидуальный подход в воспитании детей, педагог продумывает для занятий по толерантности разноуровневые задания. Например, дидактические игры подбираются в соответствии с интеллектуальными способностями воспитанников. В средней группе можно провести игру с картинками, на которых изображены жизненные ситуации: на пешеходном переходе стоят мальчик и пожилой человек, в песочнице рядом с мальчиком плачет маленький ребёнок, девочка в национальном татарском костюме не решается присоединиться к хороводной пляске. Для ребят с низким уровнем логического мышления подготовлен второй комплект карточек: мальчик переводит дедушку через дорогу/мальчик идёт один, мальчик утешает малыша/мальчик играет один, участники хоровода объясняют девочке правила танца/хороводная пляска продолжается с новым рисунком танца. Дети получают задание — подобрать к карточкам первого комплекта правильные решения ситуаций. Ребята с достаточным уровнем интеллектуальных способностей придумывают, как детям на картинках поступить по-доброму, толерантно.

Подобным образом делятся задания творческие:

Девочки любят играть в куклы, наряжать их и причёсывать, для них стоит подготовить занятие о национальных игрушках

Занятия по воспитанию толерантности необходимо проводить в занимательной форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будет непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольные внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Способность к произвольному вниманию начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Поэтому занятия по толерантности в детском саду необходимо начинать с создания мотивации — стимулировать интерес дошкольников к последующей деятельности.

Важно, чтобы занятия по толерантности были интересны детям

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия по толерантности

Наглядность — одно из средств мотивации дошкольников, надо только правильно подобрать материал: для младших — картинки и игрушки, для старших — карты и фотографии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]