Детская шалость с огнем послужила причиной 2330 возгораний за 2015 год. По статистике Министерства чрезвычайных ситуаций, за первое полугодие прошлого года в огне пожаров погибло 235 детей. К сожалению, маленькие дети, оказавшись одни в опасной ситуации, предпочитают пассивное спасение под кроватью.
Комплекс мероприятий пожарной безопасности объекта направлен на предупреждение, своевременное выявление и ликвидацию причин потенциальной опасности. Безопасность детей, сотрудников и имущества детского сада зависит от правильной организации и неукоснительного выполнения, противопожарных норм и правил.
Комплекс мероприятий
Комплексный подход к безопасности в детском дошкольном учреждении включает нормативную и материальную базу, персональную ответственность руководителя, противопожарные инструктажи и тренировки персонала, с участием воспитанников и родителей.
Противопожарные требования надзорных органов Министерства чрезвычайных ситуаций к детским садам:
- документы, устанавливающие право обладания объектом;
- утвержденная приказом по учреждению, личная ответственность должностного лица за пожарную безопасность;
- описание алгоритма действий на случай возгорания и список средств защиты в паспорте объекта;
- документ, подтверждающий пожарную безопасность объекта;
- предписания надзорных органов, с отметками об устранении выявленных замечаний в ходе предыдущих проверок;
- согласованный план действий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- вывешенные на видных местах поэтажные планы эвакуационных путей, основных и запасных выходов, таблички с номерами диспетчера пожарной службы;
- схемы размещения огнетушителей, пожарных щитов, кранов и гидрантов;
- паспорта на огнетушители, сведения об их проверке и соответствии назначению.
Круг должностных обязанностей заведующего охватывает все виды организационной и хозяйственной деятельности, поэтому руководитель дошкольного учреждения несет персональную ответственность за пожарную безопасность здания, жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников.
Заведующий детским садом составляет местные инструкции по пожарной безопасности, проводит инструктажи, разрабатывает планы противопожарных тренировок и назначает ответственных, за оповещение пожарных служб, сотрудников.
Руководитель следит за исправным состоянием, и обеспечивает своевременное техническое обслуживание оборудования и средств пожарной защиты.
Детские дошкольные учреждения оснащают огнетушителями, пожарными шкафами, системой автономного водопровода (с кранами и гидрантами) на случай тушения огня и сигнализацией. Напорные рукава перематывают не реже двух раз в год.
Проверку на прочность и плотность системы противопожарного водопровода проводят раз в шесть месяцев. Обеспечивают свободный доступ к гидрантам, в зимний период оголовки утепляют. Перезарядка огнетушителей проводится согласно паспортным данным изделий.
Требования к путям эвакуации
При эксплуатации эвакуационных путей Нажмите для перехода на ПожВики, эвакуационных Нажмите для перехода на ПожВики и аварийных выходов Нажмите для перехода на ПожВики запрещается:
а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, на эвакуационных люках) различные изделия, оборудование, отходы, мусор и другие предметы, препятствующие безопасной эвакуации, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
в) устраивать в тамбурах выходов из зданий (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
д) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования.
Кроме этого, необходимо отметить, что на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Также на объекте должны быть размещены планы эвакуации, которые должны отрабатываться в процессе противопожарных тренировок не реже одного раза в полугодие.
В правилах указывается, что на объекте должны быть предусмотрены пути эвакуации, соответствующие установленным нормативам по освещенности, количеству, размерам и т.д.
Инструктажи с сотрудниками
Местные инструкции по пожарной безопасности разрабатывает руководитель дошкольного учреждения, в соответствии с нормативными документами и конструктивными особенностями здания (схемой отопления, системой противопожарного водоснабжения и сигнализации).
Инструкция состоит из двух частей: руководство, по соблюдению сотрудниками противопожарного режима, и правила поведения работников при пожаре.
Сотрудники приступают к выполнению должностных обязанностей, при поступлении на работу, после прохождения обязательного первичного инструктажа по пожарной безопасности. Повторные инструктажи проводят один раз в полгода.
Инструкция четко прописывает действия работников во время тушения пожара. Сотрудник, заметивший возгорание, сообщает информацию о возгорании завхозу, вызывает и встречает пожарную команду.
Завхоз оповещает сотрудников о пожаре. Эвакуацию детей проводят под руководством заведующего детским садом. Поиски в зоне горения прекращают, если детей в помещении нет.
Исключение образования горючей среды и возникновения источников зажигания
Для того чтобы произошёл пожар, необходимо, как минимум, три составляющих: горючая среда, источник зажигания и кислород Нажмите для перехода на ПожВики в воздухе. Кроме того, они должны присутствовать все вместе единовременно. Кислород в воздухе мы ликвидировать, конечно, не можем, но развести горючую среду и источники зажигания друг от друга нам по силам. Исключив соприкосновение этих двух элементов, мы предотвратим загорание.
Начнём с горючей среды Нажмите для перехода на ПожВики. При контроле за возможностью образования горючей среды необходимо обратить внимание, что запрещается:
а) хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
б) использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
в) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
г) устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
Далее постараемся, если не избавиться, то по крайней мере взять под контроль источники зажигания Нажмите для перехода на ПожВики.
При контроле за образованием возможных источников зажигания необходимо обратить внимание, что запрещается:
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами;
г) пользоваться электрическими утюгами, электрическими плитками, электрическими чайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных их конструкцией;
д) использовать нестандартные (самодельные) электрические электронагревательные приборы и удлинители для питания электроприборов, а также использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
е) размещать (складировать) в электрощитовых, а также ближе 1 метра от электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие, легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
ж) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ, а также при включении электроподогрева автотранспорта использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов;
з) прокладывать электрическую проводку по горючему основанию либо наносить (наклеивать) горючие материалы на электрическую проводку;
и) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя.
Однако не всегда причиной возникновения пожара является техническая составляющая. Статистика убедительно показывает, что очень часто пожар происходит из-за неосторожного обращения обслуживающего персонала ДОУ с огнем, поэтому надо быть готовым к организации безопасной эвакуации всех находящихся в здании людей.
Занятия с детьми
Цель познавательных мероприятий — обучение детей безопасному обращению с огнем в быту, и правилам поведения при пожаре. Малышам объясняют, какие вещи и предметы представляют наибольшую пожарную опасность. Особое внимание уделяется теме неосторожного обращения с огнем.
Тематические мероприятия по пожарной безопасности с воспитанниками детского сада, не ограничивают подачей готовых правил в беседе или чтением художественной литературы. Дети активно участвуют в учебном процессе с помощью подвижных, дидактических и ролевых игр.
Для детей старших и выпускных групп организуют ознакомительные экскурсии в пожарное депо, с обязательным посещением музея пожарной части.
Воспитанники знакомятся с личным составом дежурного караула. Детям показывают различную технику, машины, огнетушители, профессиональное спасательное оборудование и снаряжение спасателей.
По результатам изучения правил пожарной безопасности организуют конкурсы рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и глины. Воспитатели проводят эстафеты и викторины по пожарной тематике. Здоровое соперничество и соревновательный дух — залог соблюдения детьми правил пожарной безопасности в детском саду и дома.
Информацию, о проведении с дошкольниками мероприятий по пожарной безопасности, доводят до сведения родителей. Выставки с конкурсными рисунками и поделками детей о пожарной безопасности, оформляют для всеобщего обозрения.
Анализ усвоения детьми учебного материала и консультации, по обеспечению безопасности ребенка дома и в общественных местах, проводят на родительских собраниях.
Активное сотрудничество с семьями, получило наглядное выражение в проведении совместных субботников. Уборка территории, от легко воспламеняющейся сухой травы, опавших листьев и веток — наглядный пример соблюдения норм пожарной безопасности на территории детского сада.
Ограничение возможности распространения пожара
При возникновении пожара продукты горения могут через технологические проёмы попадать в смежные помещения и другие этажи здания, что очень сильно затруднит эвакуацию. Поэтому руководитель ДОУ должен организовать работы по заделке негорючими материалами Нажмите для перехода на ПожВики, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости Нажмите для перехода на ПожВики и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград Нажмите для перехода на ПожВики различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
Правила поведения детей при пожаре
Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.
- Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
- Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
- Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
- Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
- Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.