Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, учение, личная гигиена, ЗОЖ, ФГОС.
Для того чтобы понять нужно ли применять валеологию в дошкольном учреждении, необходимо разобраться, что такое «валеология» и откуда взялось это понятие?
Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет.
Слово «валеология» происходит от латинскоого слова: «valeo» — быть здоровым». Этот термин в научный оборот ввел российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор Брехман, Израиль Ицкович, он и стал создателем новой отрасли медицины — валеологии, а также Брехман изобретатель многих лекарственных препаратов.
Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ.
В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.
Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка.
«Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Э. Н. Вайнер» [4]
Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.
Вайнер Эдуард Наумович выделил основные задачи валеологии :
- Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни [1].
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.
Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [2].
Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Валеологическая культура дошкольника подразумевает:
– знание о своем здоровье;
– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;
– валеологическая компетентность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валнологии:
– Строение человека.
– Значение здоровой пищи.
– Как поддержать свое здоровье. [2]
Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.
Главными союзниками воспитателя в поддержании здоровья дошкольника, являются родители. Взаимодействие с родителями необходимо, так как они являются эталоном для ребенка. Воспитателю необходимо донести до них важность и необходимость участвовать в воспитании здоровья своих детей. Для этого необходимо проводить консультации на тему «здоровья»; мероприятия совместно с родителями «мама, папа, я — спортивная семья» и т. д.
Методы и приёмы на занятиях по валеологии:
Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).
Словесный метод — вдошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса.
– диалог
– беседа (рассуждения)
– объяснения
– чтение литературы
Наглядный метод — использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций.
– наблюдение
– показ (рассматривание картин, иллюстраций)
– демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)
Практический метод — Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.
– рисунки
– аппликации
– поделки
– опыты
Игровой метод — позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.
– дидактические
– подвижные
– театрализованные
Инновационный метод — позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику и т. д.
– Монтессори
– сказкотерапия
– пескотерапия
– ТРИЗ и т. д.
Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Литература:
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
- «Валеология: учебник для вузов», 2021 г. (цитата из библиотеки Google Книги).
Методическая разработка «Валеология»
Подготовительная группа
Цель: закрепление знаний о здоровье и болезнях, которые можно избежать. Использование правил заботы о собственном здоровье. Секреты долголетия, словарная работа по описанию состояния человека.
Тема 2: «Твое настроение»
2 младшая группа
Цель: формирование у детей эмоционального благополучия. Стабильности, положительной самооценки.
Средняя группа
Цель: продолжать работу по формированию у детей положительных эмоций, способность оценивать эмоциональное состояние другого человека, используя различные педагогические приемы.
Старшая группа
Цель: формировать способность к саморегуляции поведения в различных ситуациях.
Подготовительная группа
Цель: развивать способности в оценке собственного поведения, его произвольной коррекции, формирование психических новообразований (усидчивость, выдержка).
Март
Тема 1: «Закаливание организма»
2 младшая группа
Цель: дать детям понятие о положительном отношении к закаливающим процедурам, учить выполнять упражнения, запоминать комплекс.
Средняя группа
Цель: формировать знания у детей о том, что зарядка полезна, необходима. Учить выполнять игровую гимнастику с использованием музыкального сопровождения.
Старшая группа
Цель: продолжать формировать знания о разных видах закаливающих мероприятий. Оздоровительная гимнастика в режиме дня.
Подготовительная группа
Цель: воспитывать устойчивое положительное отношение к закаливающим мероприятиям, приучать детей выполнять знакомые комплексы самостоятельно.
Тема 2: «Сон – польза или вред?»
2 младшая группа
Цель: формировать положительное отношение к соблюдению режима дня, дать понимание того, что во время сна человек отдыхает. Рассказать о том, что человеку необходимо для сна.
Средняя группа
Цель: формировать представление о том, какие животные впадают в спячку и зачем им это нужно. Формировать понятие о пользе сна.
Старшая группа
Цель: закреплять знания о том, как человек восстанавливает силы во время сна, условиями для организации здорового сна для себя и окружающих.
Подготовительная группа
Цель: формирование знаний о том, что человеку необходимо для того, чтобы быть здоровым, воспитывать саморегуляцию поведения в режиме дня.
Апрель
Тема 1: «Сердце – главный орган человека»
2 младшая группа
Цель: формировать у детей представление о том, что сердце перекачивает кровь по нашим сосудам. Сердце есть у всех животных.
Средняя группа
Цель: дать понятие о том, как работает сердце человека, какие условия нужны для его здоровья, так как оно перекачивает кровь по всему организму.
Старшая группа
Цель: закреплять знания детей о том, как человек должен заботиться о своем здоровье, особенно о здоровье сердца, рассказать о строении сердца.