Перспективное планирование по конструированию с детьми 3–4 лет
Ольга Вифлянцева
Перспективное планирование по конструированию с детьми 3–4 лет
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Поэтому хочется поделиться перспективным планированием которое можно включать в свободную деятельность детей.
№ п/п Дата Содержание работы Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1 1 неделя Познакомить детей с зоной строительно-конструктивных игр в группе и на участке.
Строить: «дорожки длинные и короткие». Изготовление построек для обыгрывания
2. 2 неделя «Узкая дорожка зеленого цвета для куклы» Учить детей производить элементарные действия со строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью). Научить узнавать кирпичик, акцентировать внимание на зеленом цвете. Игра «Поможем кукле пройти по дорожке».
3. 3неделя «Узкая длинная дорожка желтого цвета для зайчика». Учить строить узкую длинную дорожку желтого цвета. Продолжать знакомить с кирпичиком, акцентировать внимание на желтом цвете. Строим дорожку для зайчика чтобы он не заблудился в лесу.
4. 4 неделя «Дорожки разного цвета» Закрепление у детей навыков постройки дорожек разного цвета. Для машинки таково же цвета как и дорожка.
ОКТЯБРЬ
1. 1 неделя Строим «Горка с двумя лесенками».
Обыгрывание постройки
2. 2 неделя «Зонтик» складывать круглую бумажную заготовку пополам, совмещая дуги и хорошо проглаживать линию сгиба. Дорисовывать не достающие образу элементы по желанию детей. Выставка зонтиков.
3. 3 неделя «Дорожки для колобка». Одна дорожка соединённая узкими длинными гранями, другая короткими. Обыгрывание построек, возле дорожек можно посадить зеленые елочки.
4. 4 неделя «Загородка для цыплят». Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую длинную грань, плотно приставляя их друг к другу. Строим птицефабрику.
НОЯБРЬ
1. 1 неделя «Башня» Строим башню синего цвета из кубиков, действовать по указанию воспитателя. Обыгрывание постройки «Башенка для кота Леопольда»
2. 2 неделя «Стол и стул» Упражнять детей в одновременном действии с кубиками и кирпичиками, различать их. Обыгрывание постройки «Для мамы стол накрыт и пусть порадуется она»
3.
3 неделя «Грибок» Учить складывать круги разных размеров пополам, составлять из двух частей целое. Соберем грибы для белочки.
4. 4 неделя «Кресло и диван». Дать понятия: «кресло короткое», «диван длинный». Учить самостоятельно выбирать изделие. Закреплять умение выполнять постройку в определённой последовательности Обыгрывание постройки «Мебель для мышек».
ДЕКАБРЬ
1. 1 неделя «Высокие и низкие ворота». Учить: строить ворота низкие, ворота высокие;
изменять постройку, преобразовывая ее в высоту, длину. Обыгрывание постройки ворота для грузового и легкового транспорта
2. 2 неделя «Домик с треугольной крышей»
Учить складывать квадрат из бумаги пополам по диагонали. Строим домик для жителей теремка
3. 3 неделя «Машина для доктора Айболита» Учить строить детей грузовик из пластины, кубика, кирпичика. Вызвать радость, интерес, добрые чувства к персонажу. «Поможем доктору добраться до зверей»
4. 4 неделя «Елочка.» Учить детей складывать из бумаги квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку. Нарядим нашу елочку разноцветными шарами.
ЯНВАРЬ
1. 2 неделя «Машина». Продолжать учить приему накладывания деталей. Познакомить с новой деталью — пластиной. Учить игровым действиям. «Привези на машинке игрушки в гости»
2. 3 неделя «Платочек» Учить складывать квадрат из бумаги пополам по диагонали Расписать платочек по замыслу.
3. 4 неделя «Теремок для матрёшки». Закреплять:
Умение правильно называть детали строительного набора.
Учить играть с постройками.
Матрешки приглашают в гости на новоселье.
ФЕВРАЛЬ
1. 1 неделя «Домик и забор». Учить строить домик, забор вокруг него; Обыгрывать различные ситуации вокруг домика со зверюшками и мелкими предметами;
2. 2 неделя «Рукавичка» Учить загибать углы квадрата к центру. Украсим рукавичку для лесных жителей.
3. 3 неделя «Кроватка» Учить делать простейшие постройки по показу воспитателя, способствовать речевому общению, научить различать цвет и форму деталей. «Построим кроватку для куклы»; «Положим куклу спать».
МАРТ
1. 1 неделя «Тюльпаны» Закреплять умения детей складывать квадрат по диагонали. Загибать углы навстречу друг другу. Сюрприз для мамы.
2. 2 неделя «Большая и маленькая машинка» Учить строить из разных кубиков. Маленькая Машина для зайки, большая для мишки.
3. 3 неделя «Конфетки.» Учить складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположенные углы квадрата к центру квадрата. Угощения для гостей
4. 4 неделя «Поезд из кубиков» Учить строить поезд из кубиков, чередуя их по цвету. «Волшебные вагончики», «Мы едем, едим, едим…»
АПРЕЛЬ
1. 1 неделя «Скамеечка» Учить малышей строить узкую (из 2 кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит 1 пластина) и широкую (из 4 кирпичиков 2 пластин). Поможем игрушкам отдохнуть; «Скамейка для кукол»
2. 2 неделя «Лесенка» Учить детей создавать постройки из 6 кубиков, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки Поможем ежику собрать яблоки
3. 3 неделя «Машинка». Учить детей складывать круг пополам, совмещая края. Дополнять поделку деталями (колесами и окошками). Машина для всей семьи.
4. 4 неделя «Загородка для садика». Учить огораживать большое пространство
Закреплять умение рассказывать, как будут строить. Поощрять стремление конструировать по своему замыслу и представлению. Огораживаем озеро для уточек.
МАЙ
1. 1 неделя Загон для лошадки». Учить:
-огораживать пространство высоким забором;
— приему ставить кирпичики на длинную узкую грань.
Развивать фантазию. Обыгрывать различные ситуации вокруг постройки со зверюшками и мелкими предметами;
2. 2 неделя «Высокий и низкий забор». Учить изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики.
Развивать конструктивные навыки. Обыграть различные ситуации вокруг постройки.
3. 3 неделя «Воздушные шары» Закреплять умения равномерно загибать углы квадрата со всех сторон. Шарики для праздника «Идем в гости на день рождения».
4. 4 неделя «Построй, что хочешь». Учить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу. Обыграть различные ситуации вокруг постройки.
Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Техно-детки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Буратино» города Когалыма
Творческий проект по техническому конструированию во второй младшей группе «Техно-детки»
Подготовила Воспитатель:
Ястребова Галина Николаевна
Г. Когалым, 2020
Актуальность:
Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают. Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным. Конструктивная деятельность важна для гармоничного развития дошкольника: совершенствует мелкую моторику; формирует у ребёнка самостоятельность: стремление к достижению цели, креативность; воспитывает эстетические чувства; малыш получает важный опыт исследовательского поведения
Цель проекта:
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения
Задачи:
Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования,
обыгрывания построек;
Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
Учить рассматривать и анализировать образец.
Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
.Воспитывать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам
Охват проекта:
В проекте участвуют- воспитатели, дети и родители младшей группы
Описание проекта
Проект состоит из III этапов.
I этап — сентябрь -декабрь 2021г.
Начало работы по конструированию с малышами детского сада заключается в обучении детей выполнять статистические постройки: башня, домик, заборчик, кроватка, стол, стул. Маленькие конструкторы ориентируются на показ взрослого, делают постройку по готовому образцу. Здесь используются детали только кубики или только кирпичики, бруски, а также сочетание двух разных геометрических фигур кубика и кирпичика, кубика и призмы, кирпичика и призмы.
II этап — январь -март 2021г.
На втором этапе проекта ведется обучение конструированию построек, обладающими некоторыми признаками динамизма: машина, самолет, лодочка, поезд. Дети рады тому, что на этих конструкциях можно катать игрушки. Детали — брусок и кубик, 2 бруска или 2 пластины, брусок и треугольная призма. Из деталей: 2 цилиндра, пластин, кубик и брусок дети смогли соорудить машину.
III этап — апрель, май.
Конструирование ведется по инициативе педагога, дети подают детали, необходимые для той или иной постройки. Обыгрывание конструкции «Путешествие в город игрушек».
Достигнутые результаты:
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Дети приобретают:
1.Конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала по образцу.
2.Обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: — речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; — дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
-трудолюбие, -самостоятельность, -инициатива, -упорство при достижении цели, -организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
-умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
-работать дружно, не мешая друг другу.
Социальная значимость проекта:
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.
Раннее развитие у дошкольников интереса к конструированию, моделированию, стимулирует детское научно-техническое творчество.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
1. Консультация для родителей «Игры детей с использованием конструктора»
2. Коллективная работа детей по безопасности движения: конструирование дороги, машины. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное. Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей. Цель:
Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Задачи: 1. Способствовать развитию у детей интереса к конструктивной деятельности 2. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; 3. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; 4. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.
Перспективный план работы по
О.Э.Литвинова
Сентябрь
«Высокие разноцветные башенки из кубиков»
Программные задачи.
Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по цвету. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
Тема «Пирамидка из кубиков»
Программные задачи.
Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по величине. Приучать аккуратно, убирать детали после занятия, разбирая постройку сверху.
«Поможем Пете построить забор для огорода»
Программные задачи
— формировать представления о высоте предметов (высокий -низкий); — прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением; — познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей; — обучить детей соотносить свои постройки с имеющимся образцом.
«Построим в саду дорожку красного цвета»
Программные задачи
-Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету; -Формировать восприятие цвета, помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет; -Учить называть предмет по форме (кубик); -Развивать воображение, память, образное мышление; — Развивать мелкую моторику рук.
«Учимся, играя!»
Программные задачи
Знакомство с Лего — конструктором. Развивать наглядно-действенное мышление. Познакомить с Лего- конструктором.
«Башенка, мост»
Программные задачи
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору
Октябрь
Тема «Дорожки широкая и узкая»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу ,используя полученные ранее умения. Приучать аккуратно разбирать постройки, складывая детали в коробки
«Дорожки»
Программные задачи
Формировать умение строить дорожки, изменяя их длину надстраивая или заменяя детали. Развивать интерес к конструированию
«Избушка для трех медведей
»
Программные задачи
-Развивать конструкторские навыки детей; -Упражнять в сооружении прочных построек; — Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур; — Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.
Ноябрь
«Построим шкаф для одежды
»
Программные задачи
-Закрепить навыки прочного соединения деталей по образцу (шкаф); -Обучить детей соотносить свои действия с правилом и образцом постройки
Тема «Кровать»
Программные задачи.
Формировать умение изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в ширину (узкая и широкая кровати). Развивать желание сооружать постройки самостоятельно.
Побуждать к совместному обыгрыванию построек
Тема «На чем мы сидим (стул, диван, кресло)»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при самостоятельном создании постройки.
Приучать аккуратно, складывать детали в коробку
Декабрь
«Заборчик»
Программные задачи
Развивать умение возводить постройку без опоры на образец, по словесной инструкции. Побуждать к совместному обыгрыванию.
«Гараж для машины»
Программные задачи
Выявить умения детей сооружать постройку, анализировать образец, выделяя основные части конструкции, детали из которых эти части построены; изменять постройку в высоту. Выявить степень самостоятельности при сооружении постройки
Тема «Ворота»
Программные задачи.
Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой или флажком. Закреплять знание названий деталей. Закреплять умения обыгрывать постройки.
Тема «Разные ворота» Программные задачи.
Закреплять умение строить ворота, дополнять их деталями. Побуждать преобразовывать постройку в высоту. Побуждать обыгрывать постройку
Январь
«Автобус для зверят»
Программные задачи
Учить детей сооружать постройку, приставлять детали и накладывать друг на друга, использовать различные детали конструктора, делать постройку устойчивой.
«Домик для игрушек»
Программные задачи
Формировать умение замыкать пространство. Продолжать развивать умение анализировать образец с помощью воспитателя, возводить постройку по показу способов конструирования. Приучать аккуратно разбирать постройку. сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать; развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
Февраль
Тема «Теремок для Снегурочки»
Программные задачи.
Продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность, делать перекрытия, украшая и обыгрывая постройку. Приучать аккуратно, разбирать постройку.
Тема «Кукла Катя ждет гостей»
Программные задачи.
Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), располагать кирпичики вертикально, ставить их на постройках детали разных цветов. Воспитывать доброжелательное, вежливое общение со сверстниками
«Машина для зайчат»
развивать мелкую моторику рук; воспитывать желание трудиться; способствовать развитию творческого воображения; развивать память, образное мышление;
«Волшебные рыбки»
Программные задачи
Учить строить рыбок из конструктора
«Конструирование по замыслу»
Программные задачи.
Побуждать повторить знакомые постройки самостоятельно. Закрепить навыки установки деталей конструктора на широкую и узкую грани горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на расстоянии. Побуждать к совместному обыгрыванию.
Март
Тема «Автобус»
Программные задачи.
Закреплять представление об автобусе и его частях .Побуждать строить автобус ,плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомит с новой деталью цилиндром. Побуждать обыгрывать постройки. Развивать умение последовательно разбирать постройку, аккуратно складывать детали, желание оказывать помощь.
Апрель
Тема «Садик для матрешки»
Программные задачи.
Закреплять умение замыкать пространство, устанавливать кирпичики на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Закреплять употребление слов: большая, поменьше, самая маленькая. Закреплять название деталей строителя.
Вызвать желание обыгрывать постройки, побуждать к совместным играм.
Тема Загородка для домашних птиц и животных»
Программные задачи.
Упражнять в умении располагать кирпичики вертикально по периметру четырехугольника ,ставить их на определенном расстоянии (загородка)
«Конструирование по замыслу» Программные задачи
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать
творческую инициативу и самостоятельность.
«Кораблик»
Программные задачи
Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования.
Май
Тема «Песочный дворик для большой и маленькой кукол»
Программные задачи.
Закрепить умение строить по условию.
Тема «Мой город»
Программные задачи.
Закреплять представление о ближайшем окружении .Учить строить многоэтажные дома, укрепляя основание постройки ,украшать дополнительными деталями. Закреплять знание деталей строителя.
Поощрять проявление инициативы, творчества.
Воспитывать вежливое доброжелательное отношение к сверстникам.
«Волшебная змейка»
Программные задачи
Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки. Развивать умение работать в коллективе.
«Конструирование по замыслу»
Программные задачи
Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Конструирование предметов мебели по собственному замыслу
«Дорога для Машины» «Загон для домашних животных»
«Ворота для грузовичка»
«Машина» «Диван»
Лего Конструирование
Цель:
развитие первоначальных навыков инженерной деятельности, воображения, мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с LEGO.
Задачи:
Создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по Лего-конструированию.
Список использованной литературы:
- Н.С.Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Москва “Издательство CКИПТОРИЙ2003” 2016
- О.Э.Литвинова. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4лет. Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС2015
- И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа»
- Фишина Е.В. Лего – Конструирование в детском саду М…ТЦ»Сфера» 20012г.