Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Знакомство с электричеством

Представьте, вы с ребенком собрались просмотреть мультфильм или познавательную передачу, улеглись на диван и вдруг ваше чадо спрашивает: «А от чего работает телевизор/телефон/планшет?» Вроде бы ответ простой — от электричества, но не нужно быть Нострадамусом, чтобы предугадать следующий вопрос, который поступит от ребенка: «А откуда берется электричество?» И здесь у многих родителей наступает ступор, в особенности у тех, кто не заканчивал физмат, и их профессия никоим образом не связана с этим направлением.

Конечно, можно ответить так же просто, как и на предыдущий вопрос: «Электричество берется из розетки». Но чтобы ваш ребенок получил полный и раскрытый ответ, причем доступным и понятным языком, без заумных формул и определений, которыми написана большая часть учебников по физике, мы предлагаем задержаться на этой странице и прочитать, возможно, не новую, но полезную и познавательную информацию.

Что такое электричество?

Само слово «электричество», а точнее, «электрическая» сила появилось более 2000 лет назад в Древней Греции. Люди заметили, что если потереть янтарь о шерсть, то камень начинает притягивать к себе различные предметы небольшого размера. Янтарь на древнегреческом языке именовался «электроном», отсюда и произошло само название.

Но дальше простых экспериментов со статическим электричеством у Древних Греков изучение загадочного феномена не продвинулось. А раскрывать сущность всего явления стали намного позже. Ученые выяснили, что окружающие предметы состоят из элементарных частиц: протонов и электронов. Эти два вида частичек имеют электрический заряд: у электрона он отрицательный, а вот у протона — положительный. Притягиваясь друг к другу, они тесно взаимодействуют и в зависимости от количества протонов и электронов образуют атомы разных материй.

Сами протоны располагаются в ядре атома, а вот электроны вращаются возле них по кругу. Атомы с количеством протонов равным числу электронов имеют нулевой заряд. Например, если камень янтаря лежит сам по себе, и его никто не трогает, то его атомы также имеют нулевой заряд. Но стоит потереть атомы янтаря об атомы шерсти, как электроны из шерсти мигом переберутся на янтарные, и их «переизбыток» сделает заряд отрицательным. Такой камушек с «новой силой» и начинает притягивать к себе мелкие предметы с нулевым или положительным зарядом, а если у предмета будет отрицательный заряд — он их оттолкнет.

История изобретения электричества

Было бы неправильно сказать, что кто-то один открыл электричество. Сама идея существовала тысячи лет, а затем началась эра научных и коммерческих исследований. Многие великие умы трудились над вопросом природы электричества.

Фалес Милетский

Около 600 года до н. э. греческий математик Фалес обнаружил, что во время трения меха о янтарь между ними возникает притяжение. Оказалось, что его вызывает дисбаланс электрических зарядов, так называемое статическое электричество.

Уильям Гилберт

Английский физик в 1600 году написал книгу «De Magnete». В ней ученый объяснил опыты, которые проводил Фалес Милетский. Явление статического электричества, которое античный исследователь производил с помощью янтаря (на греческом ‘электрум’), Гилберт назвал электрической силой.

Так появилось английское слово electricity. Кроме того, ученый изобрел электроскоп, который обнаруживал присутствие электрических зарядов на теле.

Шарль Франсуа Дюфе

В начале XVII века французский ученый открыл два типа электричества. Он назвал их стекловидным и смолистым (в современной терминологии — положительный и отрицательный заряды). Он обнаружил, что объекты с одинаковыми зарядами притягиваются, а с противоположными — отталкиваются.

Бенджамин Франклин

В середине XVIII века Бенджамин Франклин проводил многочисленные эксперименты, изучая природу электричества. В 1748 году ему удалось построить электрическую батарею из стеклянных листов, сжатых пластинами из свинца. Ученый открыл принцип сохранения заряда. Летом 1752 года Франклин провел знаменитый эксперимент, который доказал, что молния — это электричество.

Луиджи Гальвани

Этому итальянскому физику и биологу принадлежит первенство в открытии явления биоэлектромагнетизма. В 1780 году он проводил эксперименты на лягушках и выяснил, что электричество — та среда, с помощью которой нейроны передают сигналы мышцам.

Алессандро Вольта

Этот итальянский физик выяснил, что некоторые химические реакции — источники постоянного электрического тока. Он построил электрическую батарею из меди и цинка для производства непрерывного потока электрических зарядов.

Вольта ввел понятия электрического потенциала (V) и заряда (Q), выразил закон емкости, позже названный его именем. За эту работу единицу измерения электрического потенциала назвали в его честь.

Ханс Кристиан Эрстед и Андре-Мари Ампер

В начале XIX века датский физик Ханс Кристиан Эрстед обнаружил прямую связь между электричеством и магнетизмом. Он описал, как стрелка компаса отклоняется под воздействием электрического тока.

Вдохновленный этой работой французский физик Андре-Мари Ампер составил формулу для описания магнитных сил, которые возникают между объектами, несущими ток. В его честь назвали единицу измерения электрического тока.

Майкл Фарадей

Этот ученый:

  • заложил основу концепции электромагнитного поля;
  • обнаружил, что магнетизм влияет на световые лучи;
  • изобрел электромагнитные вращательные устройства.

В 1831 году Фарадей сконструировал электрическую динамомашину, в которой вращательная механическая энергия непрерывно превращалась в электрическую. Это позволило производить электричество.

Томас Эдисон

В 1879 году ученый изобрел практичную лампочку. Далее он занялся разработкой системы, которая обеспечивала бы людей источником энергии для питания таких ламп. В 1882-м в Лондоне построена первая электростанция, которая вырабатывала электричество и поставляла его в дома людей.

Через несколько месяцев появилась первая электростанция в Нью-Йорке, которая поставляла электричество для освещения нижней части острова Манхэттен (85 потребителей смогли зажечь 5000 ламп). Это был постоянный ток.

Никола Тесла


Никола Тесла за работой: Flickr
Тесла известен разработкой нового типа двигателя переменного тока и технологии передачи электроэнергии. Он запатентовал систему с переменным током, чтобы обеспечивать людей электроэнергией высочайшего качества. Энергетические системы Теслы распространилась в США и Европе, так как обеспечивали дальнюю высоковольтную передачу.

Электрический ток — организованный отряд электронов

Но каким образом электричество живет в розетке, если все настолько рассеянно в этой схеме?

Почти все атомы могут терять и хватать электроны. Так, если у одних их будет избыток, а у других —недостаток, то направляемые электрическими силами электроны устремятся туда, где их не хватает. Вот этот поток и называется электрическим током.

Среди привычных нам понятий электрический ток похож на реку, которая, разливаясь на множество ответвлений, питает электроприборы. Но перед тем, как направить этот поток отрицательно заряженных частиц, их нужно откуда-то взять?

Над этим вопросом бились лучшие умы прошлого тысячелетия, но первым смог сделать прорыв итальянский ученый — Алессандро Вольта, который в 1800 году изобрел первую батарею, получившую название «Вольтов столб», тем самым подарив миру надежный источник постоянной электроэнергии. В благодарность за такое открытие фамилия ученого была увековечена, и с того времени напряжение тока измеряется в вольтах.

Сказка «Дядюшка Ток»

Добрая и поучительная сказка от нашего автора Полины Игнатьевой-Крук наверняка поможет ответить на распространенные детские вопросы: «Кто такой Ток?», «Где он живет?», «Почему нельзя трогать розетки и электроприборы?» Обязательно прочитайте ее своему малышу, а потом в непринужденной беседе обсудите основные правила безопасности. На примере героев сказки легко объяснить, почему ток может быть опасен и как с ним не ссориться.

Маленький Ваня рос очень любопытным мальчиком. Все ему было интересно: почему из крана течет вода, где спит солнце, зачем трамваю «рожки», почему у человека руки две, а нос один, например. Но больше всего Ване было интересно, что такое Ток. Или кто такой Ток, и почему нельзя лазить в розетку. Он так и спросил:

–Мама, а почему нельзя лазить в розетки? – Там ток, сынок, – ответила мама. – Ток? Его так зовут? – переспросил Ваня. – Да, так и зовут, – мама очень любила Ване все объяснять. – А фамилия у него есть? – А как же, Ванечка! Его фамилия Кусь! Ток очень злой, и поэтому фамилия у него тоже злая. – А сколько ему лет? – мальчику было интересно все. – Он старенький, сынок. Ему лет 200 примерно.

Ваня почесал в затылке и произнес: – Ого! Это как до нашей бабушки и обратно. И даже больше… Мама, а откуда он пришел к нам? Чего он у нас живет? У него что, дома нет?

Мама улыбнулась и рассказала Ване такую историю. Однажды, когда Ток был совсем молодым, он пошел в лес. Встретил там медведя и попросился у него жить. Пообещал ему за это освещать берлогу. Но медведь сказал, что зимой он спит, и свет ему не нужен. Обиделся Ток и пошел к белкам. Постоял возле дупла, постучал тихонько: – Белки, тук-тук! Можно я у вас поживу? Я смогу жить в холодильнике, и тогда у вас никакие запасы на зиму не испортятся. На что белки ему ответили: – Нет, Ток, ты нам не нужен. У нас нет холодильника. А запасы свои мы сушим летом на солнышке, нам ничего морозить не надо. Поищи себе другой домик.

Ток огорчился и присел на пенек отдохнуть. Вдруг он увидел Сову. – Сова, давай вместе жить, – предложил Ток,– я буду освещать тебе дорогу, когда ты ночью по лесу летаешь. Сова посмотрела на Ток с презрением и фыркнула: – Зачем мне ночью дорогу освещать? Мыши увидят, что я лечу и спрячутся. Что я тогда буду есть? Или хочешь, чтобы я осталась голодной? Поищи себе других друзей, – сказала Сова и улетела.


Ток очень рассердился, что никто с ним не хочет дружить, подумал-подумал и решил пойти жить к людям. Дошел он до города и постучал в самый первый дом. – Тук-тук! Здравствуйте, я Ток Кусь. Можно я поживу у вас? – А что ты умеешь? – спросил человек. – Я могу зажигать лампочки, могу нагревать утюг, могу в холодильнике холодно сделать, могу воду кипятить, в машинке одежду стирать. Я очень способный! –А еще что-нибудь умеешь?

Ток задумался на минутку. – Могу фонари на улицах включить, если будет темно. А еще могу зажечь гирлянду и звезду на новогодней елке. – Это здорово, – обрадовался человек,– тогда проходи, пожалуйста, будем жить вместе. Где ты расположишься – на диване или, может, в шкафу? Выбирай!

Ток вздохнул и сказал: – В лесу меня очень обидели медведь, белки и сова. Я очень злой на них, поэтому я бы очень хотел спрятаться, и чтоб меня никто никогда не трогал. Пожалуй, я пойду жить в розетку. Буду вам служить, помогать во всем, но у меня одно условие: никогда ко мне в розетку не заглядывайте, иначе я разозлюсь и могу любопытного укусить за пальчик. А если обижусь, то и вовсе уйду. Не будет у вас в доме ни света, ни холода в холодильнике, ни жары в утюге.

–Что ты, что ты, дорогой Ток! – человек чуть было не испугался, что такой ценный гость сможет уйти. – Оставайся у нас! За это мы обещаем никогда тебя не тревожить.

На том и сошлись. Так и живут до сих пор человек и Ток. – Понравилась тебе сказка, Ванечка? – Очень понравилась, мама. Я тоже не буду Ток обижать и никогда не полезу в розетки, чтобы он от нас не ушел. Я теперь знаю, что там живет злой Кусь. – Ну и правильно, сынок, – мама погладила мальчика по волосам. – Пошли лучше чай с вареньем пить, а чайник нам поможет вскипятить дядюшка Ток.

Уважаемые читатели! Понравилась ли вашему малышу наша сказка? Может быть у вас есть собственные интересные истории о том, как рассказать детям о пользе электричества и научить их соблюдать правила безопасности? Ждем ваших комментариев.

Если у вас есть собственные сказки, присылайте их на адрес, лучшие мы с радостью опубликуем.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Источник

Откуда берется электричество?

Несмотря на то, что «Вольтов столб» и совершил прорыв в науке того времени, за последующие 200 лет была сделана уйма более глобальных открытий и выявлено множество способов добывать электрический ток, для которых построены огромные сооружения и используются новейшие технологии! А теперь по порядку.

ТЭС — тепловая электростанция

Для выработки тока на ТЭС установлен турбоэлектрогенератор, состоящий из:

  • неподвижной части — статора в виде двухполярного магнита;
  • вращающегося ротора, который обмотан медной проволокой, так как этот металл считается наилучшим и наиболее доступным проводником.

Беспрерывное вращение магнита постоянно меняет полярность (полюса) отчего электроны в проволоке приходят в движение, как в примере с янтарем и шерстью, только в больших масштабах. Но чтобы весь этот механизм работал и вырабатывалось электричество, «что-то» должно крутить огромную турбину. Для этой цели на ТЭС установлены огромные котлы, которые нагревают воду до 450 ℃, отчего она превращается в пар. Далее под высоким давлением пар поступает из котла на лопасти, закрепленные к ротору, и запускает его в работу с невероятной скоростью — 3000 оборотов в минуту!

АЭС — атомная электростанция

Здесь так же, как и в ТЭС, установлен турбоэлектрогенератор, но вот за нагрев воды отвечает очень опасный, но энергоэффективный Уран-235. Чтобы он выделил тепло, на АЭС построены огромные ядерные реакторы, в которых Уран-235 распадается на мелкие частички, отчего и вырабатывается большое количество энергии, используемой для нагрева воды до состояния пара и запуска турбоэлектрогенератора.

ГЭС — гидроэлектростанция

Более безопасный, но не менее эффективный способ получения энергии. Хотя для него и потребуется соорудить целую цепь гидротехнических сооружений, чтобы создать необходимый напор воды для обеспечения работы турбин электрогенератора. А далее принцип, как и в предыдущих двух электростанциях: крутится ротор и вырабатывается электричество.

Ветряные станции

Выглядят они величественно и красиво, да и с помощью силы ветра еще в древности запускали в работу огромные механизмы, такие как ветряные мельницы.

В современном мире решили усовершенствовать этот механизм и использовать для преобразования механической энергии в электрическую. Принцип следующий: ветер толкает огромные лопасти, которые запускают в работу ротор генератора, а он уже, как мы знаем на примере первых трех электростанций, и вырабатывает ток.

Но таким способом при помощи одного ветрогенератора не обеспечишь электричеством даже небольшой городок, поэтому и устанавливается целая сеть огромных механизмов, состоящая из 100 и более единиц.

Что такое электричество и откуда оно берется

О чем думают, когда слышат слово «электричество» или «электрический»? На ум приходят розетки, линии электропередач, трансформаторы или сварочные аппараты, молния, батарейки и зарядные устройства. Безусловно, электричества в современной цивилизации очень много. Кроме того, оно есть в природе. Но что мы о нем знаем?

Электричеством называют процесс движения заряженных частиц под воздействием электромагнитного поля:

  • в одном направлении (постоянный ток);
  • с периодическими сменами направления (переменный ток).

Термин имеет греческое происхождение, а «электрон» означает ‘янтарь’. Первым его использовал древнегреческий философ Фалес.

Когда вставляем вилку в розетку, включаем электрочайник или нажимаем выключатель, между источником и приемником электричества замыкается электрическая цепь, благодаря чему электрический заряд получает путь для движения, например, по спирали чайника. Описать процесс можно так:

  • Источник электричества — розетка.
  • Электрическим током называем электрический заряд, который двигается через проводник (например, спираль чайника).
  • Проводник соединяет розетку с потребителем двумя проводами: по одному из них заряд движется к потребителю, а по второму — к розетке.
  • В случае переменного тока провода по 50 раз в секунду меняются ролями.

Источник энергии для движения зарядов (то есть, источник электричества) в городах — это электростанции. На них происходит выработка электричества с помощью мощных генераторов, ротор которых приводит во вращение ядерная установка или силовая установка (например, гидротурбина).


Линии электропередач: Freepick

Трансформаторы электростанций подают сверхвысокое переменное напряжение величиной 110, 220 или 500 киловольт на высоковольтные линии электропередач (ЛЭП). Достигнув понижающих подстанций, оно снижается до уровня бытовой сети — 220 вольт. Это напряжение в наших розетках, которое используем каждый день, не задумываясь о длине того пути, которое оно проходит.

Можно ли накопить электричество для бытовых целей? Да, и мы этим тоже пользуемся. В этом помогает преобразование в химическую энергию, а именно в аккумуляторы. Химические реакции между электродами (веществами и растворами, которые проводят ток) создают ток при замкнутой на потребителя внешней цепи. Чем больше площадь электродов, тем больше тока можно получить.

Используя разный материал электродов и количество соединенных в аккумуляторе ячеек, можно генерировать разное напряжение. Например, в литий-ионном аккумуляторе стандартное напряжение для одной ячейки составляет 3,7 вольта. Работает он так:

  • Ионы лития с положительными зарядами во время разряда движутся в электролите от анода (положительного электрода) из меди и графита к катоду (отрицательному электроду) из алюминия.
  • Во время заряда происходит обратное движение, и образуются соединения графита с литием, то есть накопление энергии в виде химического соединения.

Такой аккумулятор полноценно работает на протяжении около 1000 циклов заряда-разряда.


Батарейка: Freepick

В современном мире все привыкли к тому, что электричество всегда есть в доме. Тысячи людей ежедневно трудятся для того, чтобы его источники работали бесперебойно.

Немного истории

Первая в мире электростанция для общественного пользования «Перл Стрит» была построена в Нью-Йорке в 1882 году. Ее спроектировал и установил не кто иной, как Томас Эдисон. И даже не брал плату за пользование вырабатываемой электроэнергией, пока весь механизм не заработал слаженно и без перебоев.

Но «прабабушка» всех станций могла зажечь только 10000 ламп, хотя и по тем временам это было чем-то сверхъестественным. В то же время современные электростанции вырабатывают в тысячи раз больше, обеспечивая электрическим током города с населением в 100000 человек!

Как электрический ток поступает в дома?

После того, как электростанции выработают ток, он по кабелю попадает на распределительную подстанцию для измерения и преобразования. Там же установленные трансформаторы повышают напряжение до 10000 вольт. Благодаря такому напряжению ток с минимальными потерями передается на дальние расстояния с невероятной скоростью, составляющей до 3000 км в секунду!

Потом ток поступает на понижающую подстанцию, где трансформаторы уменьшают напряжение до 220 вольт — стандарт, принятый в РФ. И далее электричество направляется на распределительные сети города, а оттуда — к вам в дом и квартиру. Вот такой непростой путь он проделывает, чтобы зарядить наш телефон, зажечь лампочку или заставить работать холодильник.

Терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

Проблема: — правила безопасности

Сидел как-то Алеша дома. Мама не разрешила ему идти гулять, потому что на улице шел дождь, и было очень холодно. Алеша лежал в своей комнате на ковре и играл в войну. Когда он победил всех врагов, ему стало скучно, и он начал оглядываться вокруг в поисках какого-нибудь интересного занятия. Сначала он хотел залезть на подоконник, но потом вспомнил, что высоко забираться нельзя. А на полу ничего интересного не было. Он зажмурился и начал играть в «темный лабиринт». Алеша полз на четвереньках вдоль стены и, натыкаясь руками на игрушки, пытался угадать, что же такое он нашел. Полз он, полз, и вдруг рука наткнулась на что-то круглое. Алеша открыл глаза и увидел розетку. Она была похожа на смешную мордочку с двумя круглыми глазками. Он долго рассматривал ее. Дырочки были как две таинственные пещерки.

— Интересно, — подумал Алеша. – А вдруг там кто-то живет?

Он, конечно, помнил, что мама строго-настрого запрещает трогать розетки, потому что в них электрический ток. Но в дырочках было темно и загадочно. Алеша попытался заглянуть туда сначала одним глазом, потом другим. Потом он прижался к розетке ухом и зажмурился: вдруг там живут волшебные человечки, которые сейчас затаились в темноте и перешептываются?

Но внутри было тихо. Алеша открыл глаза и удивился. Вокруг было темно. Далеко впереди мерцал таинственный огонек. Он был такой красивый и походил на маленькую далекую звездочку. Алеша обрадовался и побежал ему навстречу. Он бежал и бежал, а огонек приближался. Вдруг Алеша заметил, что рядом с ним появился еще один. И еще, и еще. Огоньков стало так много, как звезд на небе. Они искрились и переливались, как праздничный салют.

— Как красиво! – подумал Алеша. Огоньки плыли ему навстречу. Их была уже целая туча. Алеша остановился и прищурился. В темноте он увидел крошечные фигурки. Эта искристая туча колыхалась именно над ними.

— Это же маленькие человечки! – вдруг понял мальчик.

Это действительно были волшебные человечки. В руках у них были крохотные острые палочки, на кончиках которых сверкали огненные искры. И глаза у человечков тоже ярко горели в темноте. Только лица у них были ужасные. Едва Алеша разглядел их злобные сморщенные мордочки, как тут же захотелось ему бежать отсюда, как можно дальше.

Он бежал по темной дороге, а сзади свет разгорался все сильнее, все ярче. Алеша увидел, что бежит он вдоль черной каменной стены. За стеной что-то гудело и рычало, как будто там рвались на волю тысячи страшных злых зверей.

Сзади тоже послышались крики. Искрящаяся толпа приближалась с невероятной скоростью. Алеша бежал изо всех сил, но человечки настигали его. Они уже тянулись к его ногам и жалили его своими острыми пиками. Алеша бежал и бежал, впереди показались два светлых круга. Чем ближе они становились, тем яснее понимал Алеша, что это два окошка электрической розетки, через которые волшебные силы и затянули его в это темное царство. А злые человечки как муравьи уже ползали по нему и больно кололи его своими огненными палочками. Алеша зажмурился и из последних сил выпрыгнул в отверстие розетки.

Сидит он на полу: одежда в некоторых местах обгорела, вся в дырочках, кожа обожженная болит, а в глубине розетки мерцают искорки. И слышится тихий злобный голосок:

— Подойди, подойди к розетке! — Ну, уж нет! – ответил Алеша и отполз от розетки подальше. – Я теперь к электричеству близко не подойду.

Посидел он на полу и, прихрамывая, пошел к маме. С тех пор никогда больше не трогал он розетку. Автор Ирина Гурина

Источник

Как ток заставляет работать электроприборы?

Но как же у тока получается запустить в работу электрические устройства? Для наглядного понимания возьмем за основу обычную лампу накаливания и вернемся к нашим маленьким частицам.

Когда электроны с невероятной скоростью проходят по спирали лампочки, они постоянно наталкиваются на атомы металла, из которых состоит спираль. Атомы раскачиваются, и их температура сильно поднимается. Таким образом, электрический ток нагревает спираль лампы до 3000 градусов, отчего она начинает светиться. Именно поэтому для спирали не подходит использование любого металла, потому что он просто будет плавиться из-за высокой температуры.

В современных устройствах — мобильных телефонах, телевизорах, микроволновых печах — задействованы более сложные схемы, но принцип остается таким же: из-за быстрого потока частиц атомы проводников нагреваются, отчего и выделяют энергию и запускают в работу приборы.

Мишутка и электричество. Сказка

Рядом с лесом, где жил наш Мишутка, было небольшое озеро. Однажды на озеро приехали странные люди. На огромной грузовой машине они привезли металлический короб из которого во все стороны торчали толстые скрученные веревки. Люди между собой называли этот короб генератором и решали, где его лучше установить. Мишутка наблюдал за ними из-за густых кустов малины и старался запомнить слово, которое они все время повторяли. Потом он тихонько выбрался из зарослей и бегом побежал к маме.
— Мама, мама, на наше озеро приехали люди и привезли с собой. Ну, скажи, как оно называется? Гератор, негетор, таратор. — Мишутка пыжился изо всех сил, но слово было такое трудное, что вертелось на языке и совсем не хотело складываться в правильные звуки.

— Генератор, Мишутка, это генератор.

— Мама, а зачем он нужен? — пыхтел медвежонок и старательно повторял, — Этот гера-геранатор. Генератор. Уф, получилось. — и он довольно улыбнулся.

— Он нужен для того, чтобы получилось электричество. Ты знаешь, что это такое?

— Нет, — засопел медвежонок.

— Ну, слушай. Мы с тобой живем в лесу, питаемся медом, который нам дарят пчелки, разными корешками и ягодами. Смотри, как много их растет в лесу. А осенью ложимся спать и спим до самой весны, пока солнышко не начинает ярко светить. Нам не надо, чтобы было светло в нашей берлоге потому, что мы весь день проводим на улице. И пищу мы едим сырую. А вот люди — они совсем не такие. Спят они только ночью, пищу варят на печке, а днем ходят на работу. Живут они в больших домах, где и пользуются электричеством. Оно к ним прибегает по тоненьким проводам и зажигает в каждой квартире лампочки.

— Мамочка, какие-то ты слова неправильные говоришь! А что такое лампочки?

— Ох, Мишутка, ну до чего же ты любопытный! Лампочки — это такие маленькие, стеклянные штучки разной формы. Они могут быть круглыми, похожими на яблоко или вытянутыми, как сливы, или в виде спирали, похожие на змею, но чаще всего у них форма груши.

— А длинными, как палки, они могут быть? — Мишутка поудобнее уселся на траве.

— И как палки, и как звездочки. Разные-разные.

— Интересно, а как же это ликтричество, ой, электричество попадает в лампочки?

— Ох, ты и торопыга. Слушай меня и не перебивай. Все-все, что нас окружает, состоит из малюсеньких атомов. Атомы — это такие домики, где живут несколько братиков. Одного зовут Ядро, он самый старший, самый послушный и всегда совершает положительные поступки. Ядро сидит в домике и никуда из него не убегает. Поэтому его называют положительно заряженной частичкой. А его братики — неслухи, зовут их Электронами. Они постоянно прыгают, бегают и никого не слушают. Назвали их отрицательно заряженными частичками. Когда Электроны сильно расшалятся, они начинают прыгать с одного атома на другой, вот тогда и возникает электричество. Электричество — это энергия и передается она по проводам в виде электрического тока. Ток любит, чтобы все вокруг было ярким и красивым, поэтому он заряжает своей энергией лампочки и другие приборы. Они начинают гореть и работать.

— А почему он любит, чтобы все было яркое? — у Мишутки от любопытства зачесался нос.

— Наверное потому, что слово электрон, из которого получается ток, произошло от слова янтарь. А янтарь — это маленькие кусочки смолы. Они светятся и блестят, как солнечные лучи.

— Мамочка, спасибо, ты так все интересно рассказала, я все-все понял. Можно я сбегаю на озеро и посмотрю, провели люди туда электричество или нет? — и Мишутка от нетерпения стал прыгать на месте.

— Ох, торопыга, беги, только недолго. Скоро наступит ночь и я буду волноваться. На берегу стоял большой шатер, к нему от генератора тянулось много проводов. Все стены и крыша шатра была украшена сотнями маленьких лампочек. Мишутка от удивления разинул рот и в это время какой-то человек махнул рукой и закричал:

Вы не представляете, какая в лесу наступила красота. Разноцветные огоньки бежали друг за другом, переливались то красным, то зеленым светом, потом на секундочку гасли и еще ярче вспыхивали ярко-желтыми и оранжевыми молниями. Откуда-то появлялся голубой цвет, вспыхивал и становился ярко-сиреневым. Все так искрилось и блестело, что Мишутка не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом он тихонько прошептал:

— Ой, как красиво. А что же здесь будет?

А вот, что здесь будет, я вам расскажу в следующий раз.

Источник

Не только друг, но и враг!

Конечно же, электричество — важное и незаменимое изобретение для всего человечества. С его помощью люди:

  • сделали и ежедневно делают уйму открытий;
  • лечат смертельные в прошлом болезни;
  • ездят на электротранспорте, не загрязняя окружающую среду выхлопными газами;
  • могут путешествовать по миру, узнавать и видеть достопримечательности не выходя из дома!

Всей пользы электричества просто не описать в одной статье!

Но при всем этом ток может быть и опасным и в долю секунды забрать жизнь любого живого существа.

Кстати, любопытный факт. Птицы, которые сидят на высоковольтных проводах, не получают разряда из-за того, что принимают такое же напряжение, как и в самом кабеле. Дело в том, что они сидят только на одной фазе, но если вдруг хвостом или другой частью тела птица коснется земли, столба или другого провода, то ток сразу же ее ударит.

Сказка «Как лиса и волк узнали об электричестве»

Сказка как лиса и волк узнали об электричестве.

цели: дать детям представление об электричестве, электроэнергии; расширять представления детей, о том где живёт электричество и как оно помогает человеку; закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами; воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию мира.

В одном лесу жила-была Лиса и всё бы ничего, если бы ни эта история, которая с ней приключилась. Однажды она решила наведаться в курятник, подкралась поближе и увидела, что в что-то светит –это горел свет. Отскочив от страха назад, она оборвала электрический провод и свет погас. В курятнике начался переполох. Ею овладело любопытство, захотелось потрогать этот проводок, но дятел, который сидел на электро-столбе и долбил себе дупло, успел вовремя предупредить Лису об опасности. Чтобы узнать,что такое электричество, дятел посоветовал обратиться к Мудрой Совекоторая непременно ей об этом расскажет.

Лиса лукаво улыбнулась и решила воспользоваться советом дятла, а дятел поспешил отправить свою телеграмму о повреждении эл. провода людям, которые устраняют неисправности, электрикам. А Лиса уже спешит на урок к тётушке Сове в лесной школе. По дороге она встретила Волка и обо всём, что с ней, случилось, рассказала ему.

И вот они вместе пришли в школу, где уже на уроке сидели лесные звери и слушали её рассказ. Волк и Лиса тоже присели и начали слушать.

Электричество- наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Тётушка Сова рассказала о правилах безопасного обращения с электроприборами с помощью картинок.Затем познакомила с правилами:

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголённым проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.

5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы. Гвоздики и пальчики…. В розетку не вставлять электричество опасно: это каждый должен знать.

6. Нельзя пользоваться электроприборами с повреждёнными проводами.

Лиса и Волк внимательно слушали и запоминали. В конце урока Тётушка Сова подарила своим ученикам волшебные предметы-электроприборы. Лиса-Патрикеевна выбрала себе электрический утюг,чтобы утюжить свои наряды. Волку понравился электрический чайник. Он пригласил лесных жителей на чай.

Конспект интегрированной НОД для детей 6–7 лет «Волшебная электрическая лампочка» Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и экспериментированию для детей 6-7 лет, в рамках участия в Республиканском.

Конспект занятия в старшей группе «Электричество в жизни людей» «Электричество в жизни людей» Цель: Дать представление об электроэнергии. Знакомить с правилами пользования электроприборами. Развивать.

Источник

Правила безопасного обращения с электричеством для детей

Маленькие дети не понимают всей опасности обращения с электричеством. Конечно, речь сейчас идет не об игрушках, питающихся от батареек напряжением в 12 вольт, а об опасном и сильном «звере», живущем в розетках. Поэтому малышей нельзя оставлять вблизи розеток без специальных заглушек, да еще и без родительского присмотра.

Для более взрослых детей стоит провести беседу и объяснить следующие правила. Нельзя:

  1. Ставить или вешать посторонние предметы на провод прибора.
  2. Закручивать кабель в узлы.
  3. Пользоваться грязным проводом.
  4. Использовать электроприбор вблизи источников тепла: батарей, плит, духовых шкафов и т. п.
  5. Включать несколько мощных устройств одновременно в одну розетку. Покажите ребенку, где и как можно посмотреть мощность, или сами заранее составьте список, что с чем можно включать, а что — нет.
  6. Использовать или пытаться починить сломанный электроприбор, в том числе если нарушена изоляция (целостность) кабеля, повреждена вилка и т. п.
  7. Браться мокрыми руками за прибор или кабель.
  8. Тянуть за шнур (нужно выключать прибор из розетки, держась за вилку).

Также могут возникнуть непредвиденные ситуации:

  • искры из розетки;
  • дым от кабеля или прибора;
  • запах гари и т. п.

На этот случай необходимо показать ребенку, где находится электрический щиток и как его выключить, и объяснить, что после отключения электричества нужно обязательно позвонить кому-то из взрослых.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]