Работа воспитателя детского сада предполагает четкое и грамотное планирование всего учебного и воспитательного процесса. При этом приходится учитывать множество различных факторов, включающих в себя специфику каждого возраста воспитанников, уровень обучаемости и внимательности конкретного ребенка, необходимость использования большого количества разнообразных методов воспитания и обучения в течение одного дня. В этом случае на помощь приходит циклограмма деятельности воспитателя ДОУ по ФГОС. С ее помощью каждый воспитатель сможет распланировать свою работу таким образом, чтобы она соответствовала возрасту детей в группе, вмещала в себя необходимый объем знаний, не перегружала детей, способствовала качественному образованию и воспитанию, соответствуя при этом требованиям передовой педагогической науки.
Что такое циклограмма
Сам термин «циклограмма» является заимствованным. Ранее он использовался в космической отрасли, и обозначал расписание команд, которые передавались управляемому аппарату (ракете, спутнику) автоматическими системами или людьми из Центра управления полетами. Также термин применяется и в других отраслях промышленности, связанных с регулярным, цикличным повторением процессов.
Изначально термин был предложен в позапрошлом веке для исследования движений.
В применении к педагогике циклограммой называют одну из форм планирования образовательного и воспитательного процесса в детском учреждении. Она применяется и в детских дошкольных учреждениях (садах, детдомах, интернатах, специализированных заведениях), и в школах.
Составляется циклограмма своей деятельности специалистами разного типа и уровня, то есть от младшего воспитателя до старшего и так вплоть до администрации ДОУ и профильных специалистов – дефектологов, логопедов, психологов, предметников и так далее.
Циклограмма может быть рассчитана на работу в течение различных временных отрезков. Если в документе планируются мероприятия на разное время, то она может иметь вид списка. При этом в нее сначала вносятся виды ежедневной деятельности воспитателя, а затем уже идет список мероприятий, проводящихся каждую неделю, и так далее. Если в циклограмме планируется еженедельная работа воспитателя, то она должна иметь вид таблицы.
Циклограмма деятельности воспитателя с детьми является опорной частью составления всей остальной плановой документации. На ее базе компонуется рабочая программа, она помогает в грамотном, четком составлении календарного плана, помогает экономить время на работу с документами.
Циклограмма деятельности старшего воспитателя — Старшему воспитателю — Каталог файлов
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Понедельник | Обход групп. Организационные вопросы. Наблюдение и анализ учебновоспитательного процесса | |||
Административное совещание | ||||
Работа с документацией | ||||
По аттестации педагогов | По анализу педпроцесса | Оформление протоколов | Планирование | |
Контроль по плану ДОУ | ||||
Вторник | Анализ учебновоспитательного процесса. Контроль по плану ДОУ | |||
1я и 2я младшая группы | Средние группы | Старшие группы | Подготовительные группы | |
Работа с кадрами | ||||
Самообразование педагогов (собеседование) | Консультации | Контроль работы специалистов | Оформление опыта работы | |
Методический час. Подготовка к педчасу или педсовету | ||||
Заседание методсовета (1 раз в квартал) | ||||
Резерв времени | Работа с документацией | Планерное совещание руководителей | ||
Среда | Наблюдение за педпроцессом (создание проблемных ситуаций, выполнение годовых задач) | |||
Взаимодействие с медсестрой | Решение текущих вопросов с родителями | Консультации для младших воспитателей | Взаимодействие с социумом | |
Педсовет (1 раз в квартал) | ||||
Работа с родителями | ||||
Консультации | Посещение родительских собраний | Организация дня открытых дверей для родителей | Организация клубных встреч | |
Контроль по плану | ||||
Четверг | Анализ педпроцесса | |||
Анализ календарных планов | ||||
Малые педсоветы | ||||
Контроль по плану | ||||
Консультирование | Оформление документации | Взаимодействие с социумом | ||
По планированию | По оформлению документации в группах | |||
Пятница | Контроль за проведением | |||
Анализ педагогического процесса | ||||
Посещение методкабинета Управления образования | Подготовка к семинарам | Взаимодействие со службами ДОУ | Составление плана работы на месяц | |
Индивидуальная работа с родителями |
www.doumarx.ru
Особенности должностной инструкции
Унифицированного стандарта по составлению должностных инструкций не существует. В связи с этим каждая организация имеет право вносить свои изменения в этот документ. Несмотря на большую степень свободы, многие работодатели придерживаются единой структуры инструкции, состоящей из четырех глав:
- «Общие положения»;
- «Должностные обязанности»;
- «Права»;
- «Ответственность».
В данном случае к указанному плану был также добавлен пункт «Взаимодействие» — его присутствие объясняется спецификой работы воспитателя и необходимостью частых контактов с сотрудниками.
Важно! Должностная инструкция распечатывается в единственном экземпляре – для каждого работника. В задачи младшего воспитателя входит ознакомление с ее содержанием и подтверждение согласия своей подписью. Помимо сотрудника документ также подписывается руководителем учреждения.
Содержание инструкции
В верхнем правом углу документа место отводится для руководителя организации (в конкретном случае – для заведующего). Среди данных, которые должны быть отражены в этой части, числятся:
- занимаемая должность;
- наименование ДОУ;
- Ф.И.О.;
- подпись и расшифровка.
Основная часть
Первый раздел инструкции посвящается общим вопросам, таким как оповещение сотрудника о системе рабочей иерархии и предоставление общих сведений о законодательной базе документа. Указывается лицо, которому младший воспитатель обязывается подчинятся, и которое производит прием на работу и последующее увольнение – заведующий ДОУ.
Далее идет ознакомление с минимальными требованиями к квалификации работника. В рассматриваемом случае детский сад соглашается взять соискателя без опыта работы, однако наличие у него теоретических знаний в сфере педагогики является обязательным пунктом.
В завершении приводятся все документально закрепленные акты, которые регулируют права как сотрудника, так и работодателя. К числу этих документов относятся как Федеральные законы, так и локальные правила, выработанные в конкретной организации.
Второй раздел
Второй раздел полностью посвящен перечислению обязанностей, выполнения которых наниматель будет требовать от сотрудника. Поскольку каждое учреждение имеет свои особенности функционирования, содержание этой главы варьируется. К примеру, в одном детском саду может быть один младший-воспитатель на группу, а в другом – несколько. Это приведет к разделению функций между сотрудниками.
Третий раздел
Третий раздел затрагивает права младшего воспитателя и перечисляет те сферы деятельности, в которых он может проявить инициативу. В процессе использования своих прав работник получает возможность взаимодействовать как с вышестоящими, так и с нижестоящими сотрудниками. Целью такого общения является повышение эффективности выполняемой работы, а также устранение возникающих неполадок.
Четвертый раздел
Четвертый раздел указывает на границы ответственности сотрудника и содержит перечень действий, за которые тот может понести наказание. В качестве наказания работодатель вправе использовать увольнение, временное отстранение от должности, штраф и так далее. Характер применяемой санкции зависит от того, какой именно закон был нарушен.
Пятый раздел
Пятый раздел посвящается проблемам коммуникации младшего воспитателя со своими коллегами. К примеру, он имеет право обратиться к воспитателю с предложением провести профилактическую беседу с воспитанником – при наличии объективной причины. Также сотрудник может взаимодействовать с завхозом или медработником, поскольку для решения многих вопросов требуется вовлеченность нескольких коллег.
В конце инструкции указываются данные младшего воспитателя, а именно:
- Ф.И.О.;
- наименование дошкольного образовательного учреждения;
- паспортные данные;
- подпись;
- дата ознакомления с инструкцией.
Циклограмма деятельности детей и воспитателей в режиме дня во всех возрастных группах
Циклограмма деятельности детей и воспитателей
в режиме дня в группе раннего возраста
Время | Режимные моменты | Содержание |
7.15– 8.00 | «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная коррекционная работа Встреча с природой. | Приём детей. Игровая/корекц-ная деятельность. Совместная деятельность педагога с детьми в Уголке природы. |
8.00 – 8.10 | Минутки бодрости. | Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигат акт-сть – 5 мин.) |
8.10 – 8.20 | «Моем с мылом чисто-чисто…» | Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков с использованием худ.слова |
8.20 – 9.00 | «Приятного аппетита!» | Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
9.00 – 9.30 | Минутки познания | Занятия по сетке: подгрупповые, фронтальные (МУЗО, ФИЗО) |
9.35-10.00 | Минутки игры | Хороводные, словесно-подвижные игры с детьми |
10.00 – 11.25 | Подготовка к прогулке Прогулка | Обучение навыкам самообслуживания Двигательная активность (30 мин.), наблюдения (10-15 мин), Индив./коррекционная работа Самостоятельные/совместные игры |
11.25– 11.40 | Возвращение с прогулки. «Моем с мылом чисто-чисто…» | Обучение навыкам самообслуживания. Игры дидактические самостоятельные. Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков с использованием худ.слова |
11.40 – 12.10 | «Приятного аппетита!» | Обед: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
12.10 –15.00 | Подготовка ко сну. Тихий час «Тихо, тихо, сон идет…» | Обучение навыкам самообслуживания Создание тихой, благоприятной обстановки для сна; сон с использованием музыкотерапии |
15.00 – 15.40 | Минутки бодрости. | Коррекционная гимнастика после дневного сна в группе (двигательная активность 10 мин.) |
15.40 – 1600 | Подготовка к полднику, полдник «Приятного аппетита!» | Полдник: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
16.00 – 16.20 | Деятельность детей в группе | Проведение дидактических игр с детьми по различным видам деятельности Занятия по сетке: подгрупповые, фронтальные (МУЗО, ФИЗО) |
16.20 – 17.15 | Подготовка к прогулке. «Час свежего воздуха!» — Игры на улице. «До свидания!» | Обучение навыкам самообслуживания Двигательная активность (30 мин.), игры самостоятельные/совместные, Игры по интересам Уход детей домой, работа с родителями |
Циклограмма деятельности детей и воспитателей
в режиме дня в младшей группы
Время | Режимные моменты | Содержание |
7.15– 8.00 | «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная коррекционная работа | Приём детей. Игровая/корекц-ная деятельность. |
8.00 – 8.10 | Минутки бодрости. | Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигат акт-сть – 5 мин.) |
8.10 – 8.20 | Встреча с природой. | Совместная деятельность педагога с детьми в Уголке природы. |
8.20 – 8.30 | «Моем с мылом чисто-чисто…» | Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков с использованием худ.слова |
8.30 – 8.50 | «Приятного аппетита!» | Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
8.50 – 9.00 | Минутки игры | Хороводные, словесно-подвижные игры с детьми |
9.00 – 9.40 | Минутки познания | Занятия по сетке: подгрупповые, фронтальные (МУЗО, ФИЗО) |
9.40 – 10.00 | Подготовка к прогулке | Обучение навыкам самообслуживания |
10.00 – 11.35 | Прогулка | Двигательная активность (30 мин.), наблюдения (10-15 мин), Индив./коррекционная работа Самостоятельные/совместные игры |
11.35- 11.55 | Возвращение с прогулки. «Моем с мылом чисто-чисто…» | Обучение навыкам самообслуживания. Игры дидактические самостоятельные. Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков с использованием худ.слова |
11.55 – 12.15 | «Приятного аппетита!» | Обед: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
12.15 – 12.30 | Подготовка ко сну. | Обучение навыкам самообслуживания |
12.30 – 15.00 | «Тихо, тихо, сон идет…» | Создание тихой, благоприятной обстановки для сна; сон с использованием музыкотерапии |
15.00 – 15.30 | Минутки бодрости. Минутки игры | Коррекционная гимнастика после дневного сна в группе (двигательная активность 10 мин.) Игры с дидактическим материалом совместная/самостоятельная деят-сть |
15.30 -16.00 | «Приятного аппетита!» | Полдник: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды |
16.00 – 16.20 | Индивидуальная коррекционная работа | Проведение дидактических игр с детьми по различным видам деятельности |
16.20 – 17.15 | Подготовка к прогулке. Прогулка «Час свежего воздуха!» — «До свидания!» | Обучение навыкам самообслуживания Двигательная активность (30 мин.), игры самостоятельные/совместные, Игры по интересам Уход детей домой, работа с родителями |
Циклограмма деятельности детей и воспитателей
в режиме дня средней группы
Время | Режимные моменты | Содержание |
7.15 – 8.00 | «Мы рады видеть вас!» Играем / трудимся вместе. Индивидуальная коррекционная работа Встреча с природой. | Приём детей. Игровая/корекц-ная деятельность. Совместная деятельность педагога с детьми в Уголке природы. |
8.00– 8.20 | «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята!» | Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигат акт-сть – 10 мин.) |
8.25 – 8.35 | «Умывайся, не ленись – чистым завтракать садись!» | Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков с использованием худ.слова |
8.35 – 8.55 | «Приятного аппетита!» | Завтрак: воспитание культуры еды |
8.55– 9.00 | Развиваем пальчики | Пальчиковая гимнастика (проводится, когда в сетке занятий предусмотрено занятие продуктивной деятельностью) |
9.00 – 9.50 | «Я познаю мир» «Великая дидактика» | Занятия по сетке: всей группой, 2 занятия по 15-20 мин, с перерывом -10 мин. |
9.50 -10.00 | Минутки игры | Хороводные, словесно-подвижные игры с детьми |
10.00 – 10.15 | Подготовка к прогулке | Обучение навыкам самообслуживания |
10.15 – 11.40 | Прогулка «Гуляй да присматривайся!» | Двигательная активность (40 мин.), наблюдения (10-15 мин), Индив./коррекционная работа Самостоятельные/совместные игры, труд |
11.40 – 12.00 | Возвращение с прогулки. «Умывайся, не ленись – чистым на обед садись!» | Обучение навыкам самообслуживания. Игры дидактические самостоятельные. Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков с использованием худ.слова |
12.00 – 12.30 | «Это время для обеда, значит, нам за стол пора!» | Обед: воспитание культуры еды |
12.30 – 12.45 | Подготовка ко сну. | Обучение навыкам самообслуживания |
12.45 – 15.00 | «Это – время тишины, все мы крепко спать должны» | Создание тихой, благоприятной обстановки для сна; сон с использованием музыкотерапии/чтением художественной литературы |
15.00 – 15.30 | «Это время – для здоровья, закаляйся детвора!» | Коррекционная гимнастика после дневного сна в группе (двигательная активность 10 мин.) |
15.30 -15.45 | «Это – время простокваш, в это время полдник наш» | Полдник: воспитание культуры еды |
15.45 – 16.15 | Индивидуальная / коррекционная работа | Проведение дидактических игр с детьми по различным видам деятельности |
16.15- 17.15 | Подготовка к прогулке. «Час свежего воздуха!» — Игры на улице. «До свидания!» | Обучение навыкам самообслуживания Двигательная активность (40 мин.), игры самостоятельные/совместные, Игры по интересам Уход детей домой, работа с родителями |
Циклограмма деятельности детей и воспитателей
в режиме дня старшей группы
время | Деятельность детей и воспитателя |
7.30 – 8.00 | Приём детей «Меня ждет воспитатель». Индивидуально-коррекционная работа с детьми, согласно графика. Игры по интересам. |
8.00 – 8.15 | Подгрупповая деятельность /дежурства, труд |
8.20 – 8.30 | Утренняя гимнастика (двигательная активность – 10 мин) |
8.35 – 8.50 | Дыхательная гимнастика, профилактические оздоровительные процедуры. |
8.45 – 8.55 | Завтрак: воспитание культуры еды. |
9.00 – 10.35 | Занятия (по сетке занятий; 3 занятия по 20-25 мин., с перерывами — 10 мин) |
10.35 – 10.50 | Подготовка к прогулке. Навыки самообслуживания. |
10.50 – 12.25 | Прогулка: игры; двигательная активность 45 мин.; наблюдения ; трудовые действия |
12.25 – 12.45 | Возвращение с прогулки, навыки самообслуживания, «Умывайся, не ленись – чистым на обед садись!» |
12.45 – 13.10 | Обед: воспитание культуры еды. |
13.05 – 13.15 | Подготовка ко сну: полоскание рта, закаливающие процедуры |
13.15 – 15.00 | Сон с использованием музыкотерапии/чтение худ. литературы |
15.00 – 15.25 | Гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика. |
15.25 – 15.45 | Индивидуально-коррекционная работа с детьми. |
15.45 – 16.00 | Полдник: воспитание культуры еды. |
16.00 – 16.30 | Дополнительное образование: художественная, познавательная деятельность. |
16.30 – 17.30 | Прогулка «Час свежего воздуха!». Игры на улице (спортивные, подвижные, сюж.-ролевые) |
17.15 – 17.30 | Уход домой, работа с родителями. |
Циклограмма деятельности детей и воспитателей
в режиме дня подготовительной группы
время | Деятельность детей и воспитателя |
7.30 – 8.00 | Приём детей «Меня ждет воспитатель». Индивидуально-коррекционная работа с детьми, согласно графика. Игры по интересам. |
8.00 – 8.25 | Подгрупповая деятельность /дежурства, труд Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики (подготовка руки к письму). |
8.30 – 8.40 | Утренняя гимнастика (двигательная активность – 10 мин) |
8.40 – 8.45 | Дыхательная гимнастика, профилактические оздоровительные процедуры. |
8.45– 8.55 | Завтрак: воспитание культуры еды. |
9.00 – 10.50 | Занятия (по сетке занятий; 3 занятия по 30 мин., с перерывами — 10 мин) |
10.50 – 11.00 | Подготовка к прогулке. Навыки самообслуживания. |
11.00 – 12.35 | Прогулка: игры; двигательная активность 45 мин.; наблюдения ; трудовые действия |
12.35 – 12.45 | Возвращение с прогулки, навыки самообслуживания, общение в уголках по интересам, самостоятельная игровая деят-сть; «Умывайся, не ленись – чистым на обед садись!» |
12.45 – 13.10 | Обед: воспитание культуры еды. |
13.05 – 13.15 | Подготовка ко сну: полоскание рта, закаливающие процедуры |
13.15 – 15.00 | Сон с использованием музыкотерапии/чтение худ. литературы |
15.00 – 15.30 | Гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика. |
15.30– 15.45 | Индивидуально-коррекционная работа с детьми. |
15.45 – 16.00 | Полдник: воспитание культуры еды. |
16.00 – 16.30 | Дополнительное образование: художественная, познавательная деятельность. |
16.30 – 17.30 | Прогулка «Час свежего воздуха!». Игры на улице (спортивные, подвижные, сюж.-ролевые) |
17.15 – 17.30 | Уход домой, работа с родителями. |