ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ Детский сад №17 «Белочка» г.Сургут, Тюменская область, ХМАО -Югра
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
- обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников
- повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Повестка.
1. Теоретическая часть:
- ФГОС ДО: речевое развитие.
- Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть:
- Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
- Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.
- Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
- Игры-схемы для развития связной речи.
- Игровые упражнения ТРИЗ.
- Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».
- Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
- Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
- Проект решения.
Ход
Игровое упражнение для педагогов «Мои ожидания сегодня».
Теоретическая часть
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. ФГОС ДО: речевое развитие.
Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
- Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
- Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
- Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
- Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.
Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.).
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Понятие стандарт. Разбор с педагогами понятия «стандарт». ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников.
ФГОС дошкольного образования: речевое развитие (на слайде сравнение ФГОС и ФГТ)
Содержание образовательной области речевое развитие:
- владение речью как средством общения и культуры
- обогащение активного словаря
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- развитие речевого творчества
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Ключевые задачи обновления образовательного процесса:
- Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
- Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с использованием разнообразных методов и приемов.
- Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
- Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
- Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
- Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Практическая часть
Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
- Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.
- Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
- Игры-схемы для развития связной речи.
- Игровые упражнений ТРИЗ.
- Методы и приёмы технологии Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой».
- Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
- Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
Литература
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.
- Копытова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.
Следующая > |
Семинар-практикум для воспитателей Тема : «Формирование связной речи дошкольников»
3. Задача для детей среднего возраста
(Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.);
4. Задача для детей старшего возраста
(Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.);
5.Задача для детей младшего возраста
(Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего.);
6.Задача для детей подготовительной к школе группы.
(Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.)
Давайтевспомним основные виды рассказывания и методику проведения основной образовательной деятельности.
– рассказывание по игрушке; – пересказ литературных произведений; – рассказ по картине и серии сюжетных картин; – рассказы из личного опыта детей; – творческие рассказы.
Предлагаю вам просмотр презентаций ваших коллег.
Мы рассмотрели соременные технологии развития речи теперь рассмотрим инновационные .
Просмотр презентации « Использование современных образовательных технологий в развитии речи дошкольников в условиях ФГОС ДО.»
Практическое задание (работа в 3 подгруппах)
1-я подгруппа – составить рассказ об игрушке для младшей группы; 2-я подгруппа – составить рассказ по сюжетной картинке для средней группы; 3-я подгруппа – составить рассказ по серии сюжетных картинок для ст / подг.группы.
Обсуждение, обмен мнениями, проведение итогов мероприятия .
Список литературы:
1. Арушанова А.Г.
«Речь и речевое общение детей 3-7 лет» 2.
Алябьева Е.А.
«Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» 3.
Ванюхина Г.А.
«Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля» 4.
Гризик И.В.
«Обучение детей описанию предметов» 5.
Конина М.М.
«Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста» 6.
Короткова Э.П.
«Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста» 7.
Ушакова О.С.
«Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин» 8.
Ушакова О.С.
«Методика развития речи детей дошкольного возраста» 9.
Щипицына
«Азбука общения»
Адрес публикации: