Конспект НОД по развитию речи «Город — село»
Конспект НОД по развитию речи «Город — село»
Джерина И.Б.
Конспект НОД по развитию речи «Город — село»
Содержание организованной образовательной деятельности.
Цели: дать детям представление о том, что такое город и село
, чем они отличаются; дать детям знания об особенностях труда в
городе и селе
. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине – России.
Развивать у детей память
, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие.
Закреплять у детей навыки связной речи
, формирование грамматического строя
речи
,
развивать звуковую культуру речи
, обогащать словарный запас.
Развивающая среда
: картины с изображением сельского и
городского пейзажа
; раздаточные предметные картинки с изображением предметов, относящихся к
городу и селу
(многоэтажный дом, автобусы, троллейбусы, подземный переход, одноэтажные дома, комбайн, трактор, домашние животные и т. д.). Простые карандаши, тетради для графического письма в крупную клетку.
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть две картины с изображением городского и сельского пейзажа
.
Вопросы к детям: 1. Что вы видите на картинах? 2. На какой картине нарисован город
? 3. На какой картине – деревня или
село
? 4. Как вы думаете, мы с вами живём в
городе или селе
? 5. Почему вы так решили? 6. Кто из вас был в деревне? Расскажите, какие в вашей деревне были дома. А какой был транспорт? Ответы детей.
Дидактическая игра «Скажи по – другому»
. Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных. Ход игры: дети должны сказать произнесённую воспитателем фразу по – другому.
Лексический материал.
Человек, живущий в городе
, (какой…
(городской)
.
Человек, живущий в деревне, (какой… (деревенский)
.
Житель села (какой… (сельский)
.
Почтовое отделение, находящееся в посёлке, (какое… (поселковое отделение)
.
Магазин в селе (какой… (сельский)
.
Дидактическая игра «А у нас, в деревеньке»
. Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов — к -, — чк -, — еньк -, — ок -, — ик -. Ход игры: вниманию детей предлагается небольшой рассказ: «Приехала к нам в гости из деревни бабушка. Она гуляла по большому
городу и удивлялась
, какие в нашем
городе большие дома
, длинные проспекты и большие площади». Воспитатель предлагает детям сказать произнесённые им слова ласково, как называет их добрая бабушка.
Лексический материал.
Деревня – деревенька.
Улица – улочка.
Город – городок
.
Проспект – проспектик.
Дом – домик.
Дидактическая игра «Закончи фразу»
. Цель: учить детей образовывать имена существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа в форме родительного падежа. Ход игры: воспитатель предлагает детям закончить начатую им фразу:
У бабушки в деревне одна площадь, а в городе много … (площадей)
.
У бабушки в деревне одна улица, а в городе много … (улиц)
.
У бабушки в деревне одна церковь, а городе много … (церквей)
.
У бабушки в деревне один магазин, а в городе много … (магазинов)
.
У бабушки в деревне один музей, а в городе много … (музеев)
.
Воспитатель рассказывает детям о том, что и в городе
, и в селе люди работают. Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает детям рассказать, где работают люди, — в
городе или селе
?
(На одной картинке доят коров, а на другой – рабочие стоят у станков)
. Ответы детей.
Воспитатель продолжает свой рассказ; «В городе много заводов
, фабрик, где люди делают машины, книги, игрушки и многое другое. В
городе есть предприятия
, где делают сыр, творог, кефир, сметану, йогурт, сливочное масло. Всё это делают из молока. А где берут молоко? Правильно, в селе, в деревне. Там люди выращивают домашний скот, доят коров, а молоко привозят в
город
, и мы с вами можем купить в магазине продукты, сделанные из молока.
В городе много заводов
, где выпекают хлеб. А откуда берут муку для хлеба? Да, в селе выращивают пшеницу, рожь, из которой потом делают муку.
В селе на полях выращивают овощи, а в садах — фрукты очень полезные и вкусные, которые мы с вами очень любим и часто покупаем в магазинах в городе
.
Но чтобы вырастить и собрать урожай, нужна разная техника – тракторы, комбайны.
А откуда же сельские рабочие их возьмут? Правильно, всю технику делают рабочие в городе
.
Вот так и помогают друг другу жители города и села
.
(Весь свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций)
.
Динамическая пауза. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота»
.
На поляне дом стоит, («Дом»
изобразить двумя руками, крыша дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом).
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повёрнуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх («ворота»
).
Мы ворота открываем, (Ладониразворачиваютсяпараллельно друг другу)
.
В этот домик приглашаем. («Дом»
).
Дидактическая игра «Город – село»
. Дети размещают на доске под большой картиной – маленькие, на которых изображение относится к
городу и объясняют
, почему они так считают. Потом дети находят картинки, относящиеся к селу.
Графическое письмо «Дорисуй дом по образцу»
. Дети в тетрадях в крупную клетку рисуют деревенский одноэтажный дом и
городской многоэтажный
.
Рефлексия.
Подводится итог занятия. Дети рассказывают о том, что люди в нашей стране живут в городах
, сёлах, деревнях. В
городе
много улиц с многоэтажными домами, много разного транспорта, люди работают на фабриках и заводах.
В селе и деревне улиц мало, дома не многоэтажные, транспорта мало. Люди выращивают пшеницу, рожь, разные овощные культуры, фрукты, ухаживают за разными домашними животными. Люди в городе
и селе помогают друг другу.
Воспитатель даёт детям задание: выучить с родителями свой домашний адрес. Посмотреть, что нового, хорошего появилось у них возле дома для удобства людей (заасфальтировали дорожки, покрасили постройки во дворе, посадили деревья, отремонтировали подъезд и т. д.).
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие по родному селу»»
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (выставляют большие пальцы)
Мотивация и целеполагание
.
В.: Ребята я сегодня пришла на работу в детский сад не одна, со мной пришли девочки Маша и Даша. Давайте поздороваемся с ними. Это внучки моей соседки – старенькой бабушки. Они приехали из Тульской области попроведовать бабушку, но им скучно сидеть дома, и их бабушка обратилась ко мне с просьбой, погулять с девочками, познакомить их с селом. Но у меня, ребята, очень мало свободного времени, и я решила их взять с собой на работу, может, мы вместе придумаем, как развлечь Машу и Дашу.
Беседа:
— Ребята, что вы можете предложить? (Ответы)
— Как мы их можем познакомить с нашим селом? (Ответы)
— На чём мы можем отправиться на экскурсию? (Ответы)
Дети предлагают отправиться в путешествие на автобусе.
Основная часть.
В.: Ребята, для поездки на автобусе нам нужен водитель и нужны билеты. Водителем станет тот, кто первым правильно скажет, как называется село, в котором мы живём, и как называемся мы – жители.
В.:А чтобы получить билеты, нужно назвать свой домашний адрес. Кто улицу называет, тот билетик получает. Заодно и расскажем нашим гостьям о том, какие улицы есть в нашем селе.
Словесная игра с клубком «Назови улицу»
Дети по очереди разматывают клубок, на нитки которого наклеены билетики (фотографии села). Называют домашний адрес, берут билет и проходят на свои места.
Все рассаживаются на стульчики, фоном звучит музыка «Мы едем, едем, едем»
В.: Наше село Знаменское – это наша малая Родина, место, где мы родились и живём. Во время экскурсии мы будем совершать остановки в различных интересных местах нашего села. Посмотрите вперёд, я уже вижу знакомое здание. Давайте остановимся и посмотрим, что это.
На мольберте фотография здания музея.
В.: Что это? (Ответы)
— А вы любите ходить в музей? (Ответы)
В.: Да, ребята вы правы, музей уже стал любимым местом для нас, мы часто ходит туда на различные музейные занятия. В музее много залов, но мы посетим выставку «Животный мир». Знаете ли вы лесных животных нашего края? Предлагаю поиграть в игру «Назови лишнее животное».
Дидактическая игра «Назови лишнее животное»
На мольберте размещены картинки животных, необходимо назвать и убрать лишних, не обитающих в наших краях, объяснить свой выбор.
В.: А сейчас я предлагаю немного прогуляться, подышать свежим воздухом.
Дети идут, на экране проектора дети видят фотографию районного сквера.
В.: Ребята, обратите внимание, куда мы с вами пришли? (Ответы)
Не хотите ли прогуляться по скверу, послушать голоса птиц и рассказать Маше и Даше, какие деревья растут в нашей местности.