Картотека трудовых поручений в старшей группекартотека по теме


Картотека трудовых поручений старший возраст

Картотека трудовых поручений и дежурств

Старший дошкольный возраст

Шатолина Татьяна Юрьевна

Хозяйственно-бытовой труд.

1. «Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями».

Цель: учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

2. «Уборка строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

3. «Мытьё игрушек».

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

4. «Ремонт книг».

Цель: учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами.

5. «Стираем кукольное постельное белье, одежду».

Цель: закреплять умение стирать кукольное бельё, приучать детей к опрятности и чистоте.

6. «Ремонт коробок для бросового материала».

Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

7. «Моем расчёски»

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок, полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

8. «Работа в книжном уголке»

Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Труд в природе.

1. «Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

2. «Мытьё комнатных растений».

Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.

3. «Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.

4. «3еленый десант на комнатные растения»

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

5. «Ухаживаем за растениями».

Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.

6. «Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

7. «Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

8. «Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, росток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, так как растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

9.
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.

10.
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Дежурство.

1. «Дежурство по столовой».

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

2. «Дежурство по занятиям»

Цель: учить самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного, раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

3.
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.

4.
«Поддержание порядка в шкафу с пособиями».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

5. «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда, опрятность в процессе деятельности.

6.«Очистить от пластилина, доски для лепки»

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Зачем нужно дежурство?

Первое слово, которое ассоциируется с понятием «дежурство» — это «ответственность», и не только за жизнь и безопасность ребенка со стороны воспитателя, но еще и за развитие личности. Подобный вид трудового воспитания, когда малышу самостоятельно необходимо посильно помочь педагогу в организации занятия или накрыть на стол, формирует у детей изначальное понимание слова «труд».

Подобная методика позволяет осознать ребенку, что все находящееся вокруг нас не само собой появилось, кто-то это создал. Эта мысль формирует желание также попробовать что-то сделать, побуждает к самостоятельному труду.

Трудовая деятельность в старшей группе на занятиях

Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе — важный метод социализации, интеллектуального и морального развития дошкольников. Придерживаясь правил трудовой деятельности ребенка, подключая к ней родителей можно достичь максимальных результатов. Благодаря разнообразной систематической занятости, ребята готовятся к постижению профессий, учатся самостоятельности.

Как организовать трудовую деятельность в старшей группе

Согласно ФГОС, организовывая трудовую деятельность, воспитатель учитывает ее принципы:

  • регулярность;
  • участие всех детей;
  • посильность вклада детей;
  • недопустимость переутомления ребят;
  • увлекательность занятий;
  • ненавязчивый контроль.

Одежда куклы будет чистой

Нельзя допускать формирования негативного отношения ребенка к трудовым задачам.

Наблюдение и работа в уголке природы

Нужно воспитать любовь к осознанным регулярным наблюдениям за природой. Для этого ведут «Дневник живого уголка». В нем дежурные оставляют замечания об изменениях в растениях, о повадках животных. Иногда стоит всей группой анализировать заметки. Большую часть наблюдений и работы в уголке осуществляют перед завтраком и после сна.

Важно! Детям озвучивают правило: в дневнике можно писать только дежурным. Описываются лишь действия в уголке и изменения его жителей.

Труд в природе приносит удовольствие малышам, положительно влияет на их разностороннее развитие. В ходе работ формируется уважение, любовь к природной среде, умение проявлять о ней заботу. Укрепляется интерес к труду, ответственное и сознательное отношение к нему.

Живой уголок можно оформить креативно

Труд в природе (с домашними живыми существами и на улице) — важный образовательный метод. Он стимулирует интеллектуальное развитие, расширяет кругозор, развивает сенсорное восприятие мира. Работая в природной среде, дети познают свойства, состояния, характеристики объектов, учатся устанавливать и анализировать их.

Педагог учит отталкиваться от свойств природных объектов в ходе выполнения трудовых задач. Например, определяя потребность растения во влаге, ребенок учитывает состояние стебля, листьев: их плотность, упругость, цвет. У ребят формируются эталонные представления об особенностях объектов окружающей среды.

Дежурить в живом уголке ребята начинают в старшей группе. Это позволяет улучшать трудовые навыки, правильно социализировать, мотивировать ребенка.

Трудовые поручения

Привлекая ребят старших групп к трудовой деятельности, часто применяют поручения. Для их выполнения педагог предлагает группе детей выполнить задание. Навыки самоорганизации у этой возрастной категории еще недостаточно сформированы, поэтому воспитатель планирует труд детей вместе с ними. Оговаривают такие вопросы:

  • с чего нужно начать;
  • что нужно подготовить (инструменты и материалы);
  • как организовать труд, чтобы выполнить качественно;
  • как работать, чтобы не пачкаться и не мусорить;
  • распределение заданий между участниками.

Важно! Учитель не навязывает исполнителям способы выполнения задачи, не распределяет роли, а лишь помогает и подсказывает, контролирует.

Разновидностью коллективных поручений являются систематические дежурства в живом уголке. Они выполняются весь учебный год, вводятся в сентябре-октябре. Предварительно воспитатель беседует с учениками о видах растений из живого уголка, особенностях ухода, условиях их полноценного развития, повседневных задачах дежурных. На этапе формирования навыка ухода за живыми существами педагог назначает дежурных ежедневно. Их число определяется количеством объектов уголка.

Уход за домашними растениями в садике

Воспитатель и дежурные вместе распределяют обязанности группы. Контроль за работой, поддержка со стороны руководителя осуществляется ненавязчиво, доброжелательно, своевременно. В первые недели дежурств педагог участвует более активно в работе групп, а далее — по необходимости.

Уход за комнатными растениями включает их пересадку и размножение, которые проводятся весной. Готовятся к такому труду заранее. Дети и руководитель осматривают растения, отбирают нуждающихся в пересадке, подготавливают почву (песок, землю), подыскивают горшки необходимого размера, совки, раствор марганцовки, заточенные палочки. Основная часть работы выполняется преподавателем. Ребята занимаются очисткой почвы от мусора, камней, щепок. Желательно землю просеять.

Важно! Образовательная составляющая таких уроков — закрепление знаний о строении растений (цветок, лист, стебель, корень).

Метод художественного труда в старшей группе

Художественный труд — деятельность по удовлетворению эстетических потребностей ребенка. Он представляет собой изготовление изделий из природного сырья, ткани, картона, бумаги, дерева. Можно создавать аппликации, настольные игры, кукольный театр. Такой труд стимулирует фантазию, развивает креативность, улучшает мелкую моторику, воспитывает настойчивость, выдержку, умение доводить работу до конца. Результаты труда дети могут преподносить близким в виде подарков.

Анализ и самоанализ результатов хозяйственно-бытового труда в старшей группе

Учитель может проанализировать достижения детей в трудовом развитии за полгода. Педагог выявляет наиболее и наименее успешные виды деятельности ребенка, его активность, инициативность. Для этого можно применить таблицу «Диагностическая карта». Примерный вариант такой карты представлен ниже.

Важно! Карта фиксирует все разновидности трудовой деятельности учащихся в старших группах.

Источники:

https://ped-kopilka.ru/blogs/blog60781/kartoteka-trudovyh-poruchenii-v-starshei-grupe.html https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-hozjaistveno-bytovoi-trud-v-starshei-grupe.html https://vospitanie.guru/trudovoe/hozajstvenno-bytovoj-trud-v-starsej-gruppe

Перспективное планирование. Картотека занятий по трудовой деятельности

Карточки и цели занятий по трудовой деятельности выглядят следующим образом:

  • Карточка 1 «Протирание листиков растений»

Цель: учить аккуратно работать с водой: надевать передник, засучивать рукава, не брызгать, не проливать воду; учить правильно работать с тряпкой: мочить, выжимать, ополаскивать при загрязнении; развивать трудолюбие, трудоспособность, аккуратность; воспитывать взаимоуважение во время совместной трудовой деятельности в старшей группе.

  • Карточка 2 «Дежурство после занятия»

Цель: учить самостоятельно старательно выполнять обязанности во время дежурства: раскладывать принесенные воспитателем материалы, очищать и ставить их на место после занятия; воспитывать уважение к труду, желание работать для блага коллектива.

  • Карточка 3 «Стирка салфеток»

Цель: вырабатывать навык намыливать материал, застирывать пятна, ополаскивать салфетку, отжимать до легкой влажности; формировать культуру аккуратного труда, личной гигиены; развивать умение замечать загрязнения, применять воду для их удаления; воспитывать способность трудиться коллективно, дружно.

  • Карточка 4 «Порядок на полках с игрушками»

Цели: самостоятельная уборка, протирание пыли; умение поддерживать порядок, не допускать хаотичного расположения предметов в шкафу; развитие способности замечать непорядок, трудолюбия; воспитание альтруизма, эстетического вкуса.

  • Карточка 5 «Дежурный по столовой»

Цель: уметь самостоятельно качественно выполнять обязанности: надевать форму дежурного, хорошо мыть руки; сервировать стол по выученным правилам, видеть неправильную сервировку и исправлять недочеты; убирать использованные приборы и посуду, протирать столы, подметать; развивать трудовые умения; воспитывать желание поддерживать чистоту для собственного комфорта и на благо коллектива, бережное отношение к предметам быта.

Сервировка стола в столовой

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]