Центр познавательной деятельности в ДОУ (математический)


Интерактивно-познавательный центр «Эврика»

Опыт работы интерактивно-познавательного центра на базе дошкольного образовательного учреждения

ФГОС дошкольного образования делает особый акцент на условия реализации образовательной программы. В этом его отличие от «школьных» стандартов: дело в том, что специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делает неправомерным требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. А это значит, что взрослый должен, прежде всего, задуматься о создании условий для развития ребенка. К этим условиям относятся, прежде всего, характер взаимодействия ребенка и взрослого, а также образовательная среда.

Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в ФГОС, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Организация образовательного пространства и разнообразия материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

— двигательную активность, в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения дошкольников.

Для реализации данных задач предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Созданный в ДОУ интерактивно-познавательный центр (ИПЦ) – это инновационный опыт создания особого пространства, структурная организация и уникальная оснащенность которого позволяет реализовать качественно новый подход в развитии личности, мотивации и способностей детей.

Центр представляет собой единое пространство, состоящее из тематических (по направлениям деятельности) структурных единиц – мини-центров. Такое размещение допускает одновременную работу нескольких детских подгрупп, а также позволяет детям свободно передвигаться и сменять виды деятельности.

Структура интерактивно-познавательного центра:

Интерактивно-познавательный расположился в пределах нескольких помещений, разделив их на сектора (мини-центры):

1. Центр коммуникации и лингвистики (для детей 5-10 лет).

Центр оборудован: мобильным лингафонным кабинетом, интерактивной доской, ноутбуками, цветным принтером и др.

В центре организуются следующие виды деятельности:

— ознакомление с компьютерной графикой, графическим дизайном, создание презентаций (слайды);

— методики погружения в языковую среду, аудирование, общение на иностранном языке в режиме он-лайн;

— детская типография (набор текста, цифровая печать, переплет);

— детская видеостудия (анимация для дошкольников).

Лингафонный кабинет создан для знакомства с иностранной речью воспитанников при раннем изучении английского языка. Специализированный кабинет оборудован комплексом звукотехнической, проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся по овладению навыками устной неродной речи.

Оборудование для лингафонного кабинета позволяет педагогу:

— организовать и контролировать самостоятельную работу каждого воспитанника с индивидуальным учебным материалом;

— включать одновременно несколько учебных программ для определённых групп обучения;

— записывать и воспроизводить речь воспитанников;

— комментировать звукозаписи.

Использование педагогом лингафонного кабинета позволяет спланировать занятие таким образом, чтобы каждый воспитанник изучал предмет в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Ещё одно преимущество использования лингафонного кабинета — это наличие нескольких видов режимов: парной, групповой, индивидуальной работы, режима случайного выбора. Программа позволяет педагогу подключаться в любой момент, контролируя ход занятия, к любому из воспитанников, а также к тем, которые работают в паре или группе.

2.Центр увлекательной науки «Эврика» (для детей 5-10 лет).

Центр оборудован интерактивными экспонатами: «Плазменный шар», «Танцующий маятник», «Статическое электричество», «Мираж», «Анаморфозы» изогнутые зеркала, «Левитация» глобус в магнитном поле, «Зеркальная книжка», «Тактильный лабиринт» и др. Развивающими играми: «Уравновесим шары», «Провези груз», «Магнитные пирамидки», «Формидо». Наборами: «Первые шаги в электронику», «Калейдо» и т.д.

В центре организуются следующие виды деятельности: ознакомление в практической экспериментальной деятельности с основами физико-математических, химико-биологических явлений (оптика, механика, магнетизм, ультразвук, электричество и др.)

Интерактивные экспонаты — это экспонаты, при помощи которых дети самостоятельно исследуют законы физики, химии и математики. В отличие от привычных музейных экспонатов, которые можно только рассматривать, данные экспонаты созданы, чтобы дети собственными руками проводили научные эксперименты и получали наглядные, эффектные, часто неожиданные результаты. Подбор экспонатов произведен таким образом, чтобы показанные явления были наглядными и понятными для детей и не требовали предварительной подготовки и консультаций педагогов. Описание сути явлений и техники проведения эксперимента расположено рядом с каждым экспонатом на специальной стойке.

Интерактивная образовательная среда дает возможность изучать законы Вселенной в игровой форме, заинтересовать детей новыми областями знаний, организовать интересный и познавательный досуг.

3.Исследовательский центр-лаборатория (для детей 5-10 лет).

Центр оборудован: цифровая лаборатория «Наураша», цифровой микроскоп, набор «Юный физик», «Юный химик», микроскоп Super Pro (изучаем микромир), вегетативная система «Зеленый шар», набор «Лунная теплица» (плантариум), и др.

В центре организуются деятельность по формированию естественнонаучных представлений, опытно-экспериментальная работа по изучению физических и биологических объектов.

Новейшее оборудование — цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша». Цифровая лаборатория помогает педагогу в игровой форме объяснять детям природные свойства и явления. Лаборатория состоит из семи мини-игр, каждая из которых посвящена своему явлению (температура, свет, звук, электричество, магнитное поле, сила, кислотность среды, пульс). В основе каждой игры лежит цифровой датчик, который одновременно помогает ребенку изучать явление и вовлекает его в мир экспериментальной науки и точных измерений.

4.Арт-мастерская «Свет и цвет» (для детей 3-10 лет).

Центр оборудован: панель светозвуковая интерактивная «Волшебный свет», набор «Свет и цвет», прозрачный мольберт, песочный стол с подсветкой, проектор «Радуга», игровой набор Калейдо и др.

Центр дооснащен песочным столом, приборным столом «Зеркальный рисунок», набором полупрозрачных строительных кубиков, игрой «Калейдо» и т.д.

В центре организуется:

— изучение природы света, формирование представлений о цветовом многообразии окружающего мира;

— эксперименты по смешиванию цветов спектра, получение новых цветов, симметрия в рисунке, зрительные иллюзии,

— развитие художественного дизайна.

Панель интерактивная и светозвуковая «Волшебный свет» используется для рисования и создания текстов. Управление режимами и цветами осуществляется с помощью встроенной кнопки на боковой части панели или пульта. Установив желаемый режим из великого множества и текст или рисунок, будет мигать, переливаться или плавно менять цвета и оттенки. С помощью разноцветных палочек (в комплекте) дети могут самостоятельно решать, какой цвет рисунка или текста, будет виден на панели.

Захватывающая, обучающая игра; развитие творческих способностей, активизация познавательной деятельности, тактильных ощущений, моторики, зрения, памяти – гарантированны.

5. (для детей 5-10 лет).

Центр оборудован метеоплощадкой, набором «Звездный мир» (макеты планет, телескоп), цифровым планетарием.

В центре организуются следующие виды деятельности:

— наблюдение и экспериментирование с объектами природы;

— наблюдение за астрономическими объектами, знакомство с космосом, солнечной системой.

Цифровой планетарий, проецирует звездное небо на стены и потолок комнаты. В большом городе невозможно насладиться красотами космоса из-за засветки от рекламных огней, фонарей уличного освещения. Множество людей, живущих в городе, даже не представляют, как выглядит наша галактика — Млечный Путь. Проектор Мини Планетарий отображает звезды и созвездия, а также ярчайшие объекты глубокого космоса, он служит отличным наглядным пособием по астрономии для детей и взрослых, имеет пульт дистанционного управления, позволяющий изменить скорость и направление вращения, а также яркость объектов звездного неба.

6.Центр ранней профессиональной ориентации (для детей 3-10 лет).

Оборудование центра: действующая модель железной дороги размерами 2мх1,8м, игровой стол Железная дорога (мобильный игровой стол), наборы «Робототехника», наборы LEGO продукции (железнодорожные конструкции), конструкторы HUNA по робототехнике FUN&BOTS.

В центре организуются следующие виды деятельности:

— знакомство с профессиями;

— техническое моделирование и конструирование, робототехника, строительная площадка.

Собираются различные модели роботов

Наборы робототехники выполнены из яркого, крепкого и безопасного ABC-пластика и комплектуются инфракрасными сенсорами. Изделия состоят из качественного и безопасного пластика. Имитация звуков, распознавание края-обрыва, следование по линии, огибание препятствия.

В приложенной брошюре даны пошаговые схемы сборки моделей с двигателем (последовательно), можно собрать «Робота-Крокодила», «Робота-Лягушку», «Робота-Собаку», «Робота-«Кролика». После сборки модели двигаются прямолинейно благодаря двигателю на 4-х батарейках AAA.

7.Центр сенсорно-графомоторного развития (для детей 2-5 лет).

Центр оборудован: учебно-методическими пособиями по системе Монтессори, настенными тактильно-развивающими панелями.

В центре организуются занятия направленные на:

— активизацию сенсорного развития, развитие тактильного восприятия кончиков пальцев, зрительного контроля за тактильным восприятием;

— умение работать по алгоритму, навыки сортировки предметов по образцу;

— развитие запястья и подготовка руки и глаз к письму.

8.Сенсорно-релаксационная комната (для детей 2-10 лет).

Оборудование центра: релаксационный фонтанчик, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», аромонабор, фиброоптический тоннель.

В центре осуществляется оздоровительное воздействие на ребенка: расслабляющее и активизирующее, корректирующее и развивающее терапевтическое и обучающее направление.

Сенсорно-релаксационная комната используется для гармоничного развития сенсорной сферы. Способствует развитию моторных, познавательных и коммуникативных функций, укрепляет нервную систему, выступает как эффективное средство поддержания физического здоровья.

9. (для детей 2-10 лет).

Центр оборудован: интерактивным полом, цифровым пианино, наборами детских музыкальных инструментов, кукольных театров, видео-аудио техникой.

В центре осуществляется работа с детьми по развитию зрительного и звукового восприятия, координации движений.

Интерактивный пол представляет эффективный способ развития детей. Используемые мультитач-технологии позволяют нескольким желающим одновременно обучаться, играть в одну образовательную игру.

Качественное изображение положительно влияет на детскую психику:

  • способствует адаптации ребенка к новым условиям;
  • позволяет в игровой форме познавать мир.

Независимо от времени года и климатических условий дети могут оказаться на футбольном поле, на берегу океана. Они мечтают, фантазируют, и интерактивный пол для детей – своеобразный стимул для посещения учреждения образования. В нашем детском саду с помощью интерактивного пола организуются незабываемые праздничные мероприятия, которые надолго остаются в памяти детей и взрослых.

10.Центр двигательной активности (для детей 2-10 лет).

Центр оборудован: детскими тренажерами (беговая дорожка, велотренажер, степпер и др.), стенкой для лазания, степ-платформами, колесом-трансформером, фитбол-мячами, сухим бассейном, ручными и ножными лабиринтами и др.

В центре организуется работа с детьми по:

— развитию физической силы, выносливости, координации, ловкости;

— симуляции деятельности вестибулярного аппарата и развитие навыков проприоцепции.

Центр объединяет три важных понятия: науку, творчество и самостоятельную активность ребенка, определяющую его успешную социализацию как личности в обществе и будущей профессиональной деятельности. Оборудование ИПЦ позволяет организовать работу с детьми разных возрастных категорий (от 2 до 10 лет), имеющих разные интересы и склонности и индивидуальные способности развития (в том числе одаренных дошкольников и детей с ОВЗ).

Формы организации деятельности ИПЦ:

— организация познавательно-игровой деятельности воспитанников в режиме дня (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога и ребенка, в самостоятельной деятельности);

— организация дополнительного образования воспитанников НДОУ;

— организация работы с родителями, в том числе в форме детско-родительского клуба.

— работа с социумом: взаимодействие со ДОУ и школами города, учреждениями дополнительного образования

В современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому при работе в ИПЦ мы не навязываем детям своих решений, поддерживаем их инициативу, стремление высказать необычные догадки, что-то сделать по-своему.

Образовательная деятельность в Центре носит личностно-развивающий характер взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, построена на основе самостоятельности и активности ребенка в выборе содержания своего образования, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Педагогами реализуется системно-деятельностный подход в обучении, выражающийся том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, через экспериментирование, моделирование, решение проблемных задач.

Реализация деятельностного принципа опирается на методы (активные, интерактивные, исследовательские, проектные) и технологии (мастер-классы, мастерские, проекты, тренинги, творческие и исследовательские задания, проблемные ситуации, обучающие игры, интерактивные экскурсии). Дети на занятиях работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда педагог говорит меньше, чем его воспитанники.

Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют воспитанники в ходе специально выстроенного педагогом диалога. Дети под руководством педагога, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Мы даем детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением — одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании»

Познавательный центр называется интерактивным не только из-за оснащения интерактивным оборудованием, но и в связи с использованием педагогами методов интерактивного взаимодействия. Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:

• Многоголосье. Это возможность каждого участника образовательного процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

• Диалог. Диалогичность общения педагога и детей предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

• Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и детей. Не трансляция педагогом в сознание дошкольников готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

• Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания воспитанниками и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

• Свобода выбора.

• Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание воспитанников.

• Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками образовательного процесса своей деятельности, взаимодействия.

Предоставляя набор современного технического и учебно-игрового оборудования, приспособлений и материалов интерактивно-познавательный способствует внедрению в практику деятельности дошкольного учреждения актуальной перспективной образовательной модели, внедрению инновационных форм работы с детьми. Повышается качество образования, уровень освоения комплексной образовательной программы. В полной мере выполняется важное требование ФГОС к индивидуализации образовательной деятельности, позитивной социализации дошкольников и личностно-развивающем характере взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) и детей.

Методические пособия и проекты:

«Квиллинг как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

«Наука или волшебство» (опыты по химии)

«Использование цифрового микроскопа в ОД по познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Применение квест-игр для развития научно-технических и творческих способностей дошкольников

Цели и задачи развивающих центров в содержании образовательных областей ФГОС ДО

Цели и задачи развивающих центров в содержании образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Центр игр (настольные, сюжетно-ролевые), уголок уединения, уголок краеведения, трудовой центр или центр природы , центр ПДД или центр безопасности, строительства и конструирования.

Цели:

1.Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), формирование и усвоение дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях.

3. Развитие трудовой деятельности, формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности.

4.Патриотическое воспитание ,воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи (ФГОС ДО):

1. Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

6. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

7. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Речевое развитие

Центр коррекции речи, центр книги.

Цели:

1. Развитие словаря, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.

2. Развитие связной речи.

3. Воспитание звуковой культуры.

4. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

5. Формирование грамматического строя речи.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Задачи (ФГОС ДО):

1. Овладение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Познавательное развитие

Познавательный центр, центр науки и экспериментирования, центр природы (трудовой центр), центр математики, центр книги, уголок краеведения (татарский уголок)

Цели:

1. Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания.

2. Знакомство с социальным миром.

3. Развитие элементарных математических представлений, интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Задачи (ФГОС ДО):

1.Формирование познавательных действий, становление сознания.

2. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.)

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультур-ных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

6.Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

Художественно-эстетическое развитие

Центр творчества и центр искусства, центр книги, музыкальные инструменты.

Цели:

1. Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы, формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы.

2. Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира, формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотноше-ниям, труду взрослых и пр.)

3. Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства, формирование и развитие интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах деятельности.

4. Художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.), развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников

.

Задачи (ФГОС ДО):

1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)

Физическое развитие

Спортивный центр

Цели:

1.Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности, развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики.

2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, формирование и развитие у дошкольников способности контролировать свои движения в двигательной сфере.

3. Становление ценностей здорового образа жизни, формирование у дошкольников мировоззрения здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены (режим дня, питание, уход за телом, отдых и пр.)

Задачи (ФГОС ДО):

1. Развитие различных физических качеств.

2. Правильное формирование опорно-двигательной систе мы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

3.Правильное выполнение основных движений.

4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

5. Овладение подвижными играми и правилами.

6. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]