«День космонавтики». Комплексное занятие по развитию речи для старшей группы


ЦЕЛИ:

Образовательные:

• Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства

• Обучение грамоте: развитие фонематического слу­ха и закрепление знания букв; развитие навыков слого­вого чтения

• Связная речь: развитие навыков творческого расска­зывания, умения придерживаться избранной линии в твор­ческом рассказывании

• Грамматика: построение предложений типа суждений

• Звуковая культура речи: учить детей четко и громко произносить слова

Воспитательные:

• Формирование навыка активного контроля и оценки результатов деятельности

• Формирование навыка выражения своего мнения

• Развитие способности к коллективному творчеству

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

• Фотоиллюстрации или картинки с изображением кос­мического корабля, звездного неба, лунных ландшафтов, планет Солнечной системы, с видами Земли из космоса

• Таблицы с кроссвордами (они могут быть на больших листах бумаги или на доске)

• Разрезные картинки с изображением различных пей­зажей

1 Конспект занятия составлен для детей подготовительной груп­пы. При использовании его для занятий с детьми старшей группы можно исключить задание с отгадыванием кроссворда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЧАСТЬ 1

Введение в тему занятия

Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем гово­рить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках:

1 2 3 4 5 6

В третьей клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.

В шестой клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте.

В первой клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «сказка». В слове «окно» эта буква стоит на втором месте.

В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на тре­тьем месте в слове «крот».

В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».

Во второй клетке запишем букву, которая стоит на чет­вертом месте в слове «салон».

Выполнив это задание, дети читают ключевое слово «кос­мос», таким образом определяя тему занятия.

Примечание: слова для этого задания каждый воспита­тель может подобрать самостоятельно. Важно, чтобы гласные были ударными, а согласные должны звучать ясно, чтобы у де­тей не возникало сомнений в их значении. Например, для рас­познавания звука «б» ни в коем случае нельзя давать слово «яст­реб» (слышится не «б», а «п»). Лучше, если после согласных будут стоять гласные.

ЧАСТЬ 2

Работа над грамматическим строем речи Построение распространенных предложений типа суждений

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. На чем мы отправимся в путеше­ствие? Конечно, на космическом корабле. Сначала подгото­вимся к полету, соберем все необходимое. Но на космичес­ком корабле не должно быть ничего лишнего, случайного, Поэтому мы возьмем только те вещи, которые выстраива­ются в логическую цепочку, как бы цепляются одна за дру­гую. Выберем мы их из тех картинок, которые разложены на этом столе. Например, я ставлю на фланелеграф первую картинку с изображением продуктов. Продукты нам нужны в полете? Конечно, ведь полет будет долгим. Чтобы продук­ты не испортились, нужен холодильник, поэтому следующей я поставлю картинку с холодильником. А теперь вы продол­жайте подбирать картинки.

Далее картинки могут подбираться по следующим направ­лениям: для ремонта холодильника нужны инструменты (кар­тинка с инструментами), инструменты хранятся в специ­альном футляре (картинка с футляром), в футляре могут также храниться медицинские принадлежности (картинка с аптечкой); или для того, чтобы есть продукты, нужна по­суда (картинка с посудой), посуда хранится в шкафу (кар­тинка со шкафом), в шкафу могут храниться еще и книги (картинка с книгами и т.д.)

ЧАСТЬ 3

Развитие словаря Воспитатель: Все необходимое для полета собрали. А теперь вставайте-ка в круг, наденем специальные кос­тюмы для космонавтов — скафандры. Представьте, что вы зашли в корабль, осмотрелись… И что же вы видите? По­пробуйте рассказать об этом с помощью пашей игры

«Волшебная палочка». Палочка, как всегда, идет по кру­гу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните, важ­но, чтобы слова в нашем круге не повторялись, иначе вол­шебная палочка остановится, не перейдет к другому игро­ку. А мы с вами вместе должны последить за тем, чтобы слова не повторялись. Итак, я увидела в космическом ко­рабле пульт управления, с помощью которого можно уп­равлять всем, что происходит на корабле.

Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свое слово и передает палочку дальше. Наруше­ние правил игры дети отмечают топанием ногами.

Дети могут называть различные приборы, иллюминато­ры, кухню, помещения для отдыха космонавтов, библиотеку, телевизор, душ, кресла, помещение для хранения скафандров, инструменты, компьютеры, растения или подопытных животных, кладовые и т.д.

Когда палочка проходит весь круг, воспитатель задает следующую тему для разговора.

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что мы мо­жем делать в космическом корабле. Мы можем наблюдать за приборами…

Дети могут перечислить следующие слова и словосо­четания: ремонтировать, устранять поломки, есть, спать, читать книги, смотреть в иллюминатор, принимать душ, готовить пищу, управлять кораблем, летать (потому что в космическом корабле невесомость), делать физические упражнения и т.д.

Воспитатель: Итак, мы выяснили, что внутри космичес­кого корабля люди могут двигаться. А как они двигаются?

Дети перечисляют: медленно, быстро, плавно, неуклюже, точно, стремительно, еле-еле, по-черепашьи и т.д.

1 Игры «Волшебная палочка», «Найди свою группу» и «Раз­резные картинки» разработаны психологом Е.В. Рылеевой, авто­ром программы «Открой себя».

Воспитатель: А теперь мы подошли к иллюминатору и смотрим через него на нашу планету. Какой она кажется из космоса? (Маленькой; шарообразной; голубой, потому что на пей много воды; сверкающей от солнечных лучей). А каким нам кажется наше солнце? (Очень ярким, слепящим глаза, сияющим…) А какими вы видите звезды в космосе? (Они по­хожи на яркие точки, их очень много, они разбросаны по все­му небу и т.п.)

ЧАСТЬ 4

Развитие фонематического слуха Выделение звука в слове

Воспитатель: Мы немного освоились на нашем кос­мическом корабле. Вы мне сейчас сказали, что космонавты не только работают, но и отдыхают. И, представьте себе, во время отдыха они тоже любят поиграть. Вот и мы с вами поиграем в буквенное лото.

Всем детям раздаются карты и карточки. У воспитате­ля (или у ребенка) в руках — мешочек с магнитными буквами. Он вытаскивает буквы из мешка и говорит, например: «У кого буква М?» Ребенок, имеющий в карте картинку, название ко­торой начинается с М, отвечает: «У меня — медведь» — и закрывает карточкой указанную картинку. Воспитатель про­веряет и подсказывает.

ЧАСТЬ 5

Связная речь Составление коллективного рассказа по картинкам Воспитатель: А теперь мы подлетели к планете, кото­рую должны исследовать. Мы сделали несколько снимков планеты. Но когда аппарат печатал наши снимки, получи­лись отдельные фрагменты. Вот они. (Воспитатель раздает каждому ребенку по одному фрагменту картинки.) Ваша за­дача — составить из фрагментов целые картинки.

Проводится игра «Разрезные картинки». Она может быть организована в двух вариантах.

1. Рубашки у всех картинок разного цвета. Дети разби­ваются на подгруппы по цвету рубашек. Каждая подгруппа складывает картинку на своем столе.

2. Рубашки у всех картинок одинакового цвета. Воспи­татель говорит только, что каждая картинка разрезана, например, на 4 части. Дети сами должны определить, на ка­кие подгруппы им необходимо разбиться. Еще более интерес­ной и сложной получится эта игра, если заранее обговорить правило: нельзя советоваться друг с другом, все нужно де­лать молча, не произнося ни слова. Каждый из детей сам дол­жен определить, к какой из картинок подходит его фраг­мент, к какой подгруппе он должен примкнуть. Конечно, такой вариант организации игры применяется только тог­да, когда дети уже хорошо знакомы с игрой.

После того как картинки составлены, воспитатель дает следующее задание.

Воспитатель: Мы должны передать на Землю, что мы увидели на этой далекой планете. Но мы уже так далеко от Земли, что не можем передать изображение. Мы можем под­держивать связь только голосом. Поэтому все, что изобра­жено на наших картинках, мы должны рассказать. Усло­вимся так: вы составляете рассказ по своей картинке все вместе. Кто-то начинает рассказ, потом его продолжает вто­рой, затем третий, четвертый заканчивает.

Это задание имеет большой воспитательный эффект в плане развития у детей социальных навыков: они должны уметь договариваться в рамках своей микрогруппы из 3-4 че­ловек, согласовывать свои мнения.

В заключении занятия, если еще осталось время, вос­питатель может предложить детям занимательный кроссворд «Солнечная система».

1 .Планета Солнечной системы, ко­торую в древности прозвали «планетой войны» за ее красный цвет.

2.Самая далекая от Солнца и са­мая маленькая планета Солнеч­ной системы.

3.Спутник Земли.

4.Вторая от Солнца планета Сол­нечной системы, соседка Земли.

5.Чем знаменита планета Сатурн? 6.Самая большая планета Солнеч­ной системы.

Конспект НОД в подготовительной группе с презентацией на тему «Космос»

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности на тему «SOS» в космосе» (с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Автор: Тушмакова Наталья Николаевна Тема: «Космос» Цель: обогатить знания детей по теме «Космос», закрепить навыки и умения работы с интерактивной доской. Задачи: Речевое развитие:
— закреплять активный словарь по теме «Космос»; — развивать диалогическую речь (уметь высказывать и доказывать свою точку зрения); — закреплять умение подбирать слова — антонимы; — упражнять в согласовании числительного с прилагательным и существительным; — упражнять в умении решать ребусы; — продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.
Познавательное развитие:
— закреплять знания о солнечной системе, о последовательности расположения планет солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет; — знакомить с биографией первого космонавта Юрия Гагарина; — закреплять умение ориентироваться на плоскости, работать по схеме; — упражнять в обратном счете, сложении и вычитании в пределах 10; — упражнять в умении работать с интерактивной доской, пользоваться панелью инструментов.
Социально-коммуникативное развитие:
— закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность в парах, формировать коммуникативные качества, дружелюбие; — совершенствовать навыки работы в команде.

Ход:
1. Сюрпризный момент — Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло странное письмо, давайте его прочитаем (дети читают сообщение на мониторе ноутбука): «SOS! Земляне, помогите! Мы — ваши друзья, но живем на планете Марс. У нас случилась беда, нашу планету завалило мусором. Помогите нам!» — Ну, что ребята, поможем друзьям с Марса? (Да!) — Возьму-ка я карету, запрягу в нее пару коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедем? (нет). Почему? — Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедем? Почему? — Так на чем мы с вами отправимся? (на ракете). А почему именно ракета? (ответы детей). — Кто управляет ракетой? (космонавты). -Какими должны быть космонавты? (Сильными, ловкими, решительными, умелыми, дисциплинированными). — А вы готовы стать такими космонавтами? (Да). 2. Игра «Наоборот» (с мячом в круге). Проверим готовность к полету: взлететь – а наоборот… (приземлиться), ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро, гигант – карлик. — Молодцы, ребята, к полету все готовы! 3. Ориентировка по плану – Мы на космодроме. Что это за место? (это место, откуда запускают космические ракеты). Нас ждет космическая ракета. Давайте, используя схему, найдем космический корабль, который готов лететь в космос (у каждого ребенка задание на бумажном носителе, дети работают самостоятельно за столами).


— Кто первый найдет наш корабль – тот раскрасит нужную дорогу в красный цвет с помощью стилуса, а остальные дети раскрасят дорожку на бумаге фломастерами. — Почему ты выбрал именно этот корабль? Объясни. 4. «Найди посадочное место» — Места в космическом корабле обозначены цифрами. Каждый из вас должен взять карточку с примером (2 уровня сложности) и найти свое посадочное место с правильным ответом (согласование числительного с существительным). Примерные ответы детей: «К двум звездам прибавить 4 звезды, получится 6 звезд. Мое место номер 6). — Молодцы, вы все справились с заданием и нашли свои посадочные места. — Космонавты, для того чтобы ракета взлетела, нужно отсчитать от 10 до 0. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Аудиозапись «Запуск ракеты») — Взлетели! — Вот мы и в космосе! Ребята, посмотрите в иллюминатор, как красива наша Земля!


5. Физминутка. — Сейчас мы проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие, а это очень важно для космонавта. Итак, вы должны развести руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть ее в колене и простоять так, пока звучит музыка. Приготовились, начали! (дети выполняют задание) 6. «Карта солнечной системы» — Чтобы найти планету, на которую мы летим, нам нужна карта солнечной системы. Но с ней что-то не так. Что вы на ней видите? (звезды, орбиты, несколько планет). — Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца) — Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам) — Чего не хватает на орбитах? (не хватает солнца и нескольких планет) — Каких планет не хватает? (не хватает планет Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн). — Все планеты солнечной системы вращаются строго по своей орбите. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Наша задача — правильно разместить недостающие небесные тела на свои места на карте солнечной системы. Игра «Объяснялки». Каждый ребенок по очереди берет карточку с изображением небесного тела и называет его отличительный признак, дети должны отгадать загаданное. Если ребенок затрудняется, воспитатель предлагает ему карточку-подсказку со схематическим изображением отличительного признака загаданного небесного тела. — Итак, мы приступаем к выполнению задания. Отгаданное небесное тело вы находите и помещаете на карте солнечной системы. Примерные ответы детей: — огромная раскаленная звезда (Солнце); — самая маленькая планета, она находится ближе других планет к Солнцу (Меркурий); — красная планета, на ней большое количество железа и она покрыта красным песком (Марс); — самая большая планета, на ней нет твердой поверхности, она состоит из ядовитых газов, ее называют «газовым гигантом» (Юпитер); — планета с кольцами, которые состоят из ледяных глыб и камней (Сатурн); Давайте проверим нашу карту с помощью стихотворения-помощника: На Луне жил звездочет, Он планетам вел учет. Меркурий – раз, Венера – два-с, Три – Земля, Четыре – Марс. Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун. 7. — Молодцы, вы восстановили карту солнечной системы и теперь мы знаем, куда нам лететь! Пока мы до нее летим, Аринаа расскажет нам подготовленный доклад о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине (с помощью слайдов). Текст доклада: Ровно 55 лет назад произошло очень важное событие — первый полёт человека в космос. Его совершил Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток». Он был человек храбрый и мужественный. (слайд №1). У Гагарина было много интересов. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку, рыбалку, охоту, любил фотографировать (слайды № 2, 3, 4). У Юрия была семья – жена и две дочки: Лена и Галя (слайд №5). Для первого полета в космос был строгий отбор. Из 3000 человек отбор прошли 6 летчиков (слайд №6). Их строго проверяли врачи, проводились занятия по парашютной подготовке, тренировки на разных тренажерах. (слайд №7). Потом летчики сдавали экзамены космонавтов, Гагарин получил оценку «Отлично» (слайд №8). Перед стартом Гагарин сказал знаменитое слово «Поехали!» (слайд №9). Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом (слайд №10). Уже после приземления Гагарин говорил, что, облетев Землю, он увидел, как прекрасна наша планета. И, обращаясь к людям, просил хранить эту красоту, а не разрушать её (слайд №11). Гагарина уважали и радостно принимали во многих странах (слайд №12). За его подвиг его наградили многими наградами в разных странах (слайд №13). Полет Юрия Гагарина открыл людям всей Земли дорогу к звёздам (слайд №14). — Ребята, что вам больше всего запомнилось из доклада? — Космонавты, я вижу планету Марс, будем приземляться. 8. Игра «Блоки Дьенеша». — Ребята, посмотрите, сколько здесь мусора! Хорошо, что планета Земля защищена атмосферой, если даже и залетает к нам мусор, он сгорает в атмосфере. — Выходим из космического корабля. Нужно помочь местным жителям убрать мусор (на ковре лежат блоки Дьенеша и рядом стоят 3 контейнера). — Для того, чтобы мусор было легче переработать, его нужно рассортировать по 3-м контейнерам. На каждом контейнере есть обозначения свойств, на которые мы должны ориентироваться. — Для того, чтобы нам проще было работать, нужно разделиться на 3 подгруппы. Каждая подгруппа заполняет свой контейнер в соответствии с обозначенными свойствами. Договаривайтесь между собой, обсуждайте свое решение. После раскладывания фигур воспитатель спрашивает, какие фигуры положили в первый контейнер, второй и третий. Дети называют их свойства. Получаем сообщение на бортовой компьютер (планшет): — Спасибо вам, ребята, вы спасли нашу планету. Вы настоящие друзья! — Ребята, ведь недаром говорят: «Друзья познаются в беде». — Ну, а нам пора возвращаться на нашу планету. Но что это! Вход на космический корабль заблокировался. Нужно подобрать кодовое слово, для этого мы отгадаем ребус (каждому предлагается конверт с ребусом). Можете выбрать вариант со звездочкой – он потруднее, а можно выбрать вариант полегче. Кто справится с заданием – пишет отгаданное слово на своей карточке с ребусом и возвращается на корабль. — Проверим – удаляем конверт с экрана (слово «Поехали»). 9. Физминутка. – Чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести: Заводим моторы (вращение рук перед грудью) Соединить контакты (соединить кончики пальцев) Приготовиться к запуску ракеты (присесть) Пуск! (подпрыгнуть вверх). Занимайте свои места, пристегните ремни. (звучит космическая музыка). 10. «Письмо марсианам» — Ребята, вам понравилось путешествие на планету Марс? А давайте напишем письмо марсианам и пригласим их к нам в гости. Но в письме нужно так красиво описать нашу планету, чтобы они обязательно захотели сюда прилететь. — Перед вами карточки с различными изображениями, характеризующими планету Земля. Для того, чтобы как можно подробнее описать нашу планету, нужно составить план рассказа. Посовещайтесь, договоритесь, про что именно вы будете рассказывать, выберите нужные карточки, разложите их в нужном порядке, чтобы ваш рассказ получился связным. В помощь я дам вам карту мира. — Выберите рассказчика, но, если он что-то забудет, вы можете ему помогать. Примерный рассказ детей: * Планета Земля – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много месяцев, чтобы объехать его вокруг. * На Земле 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Еще есть много морей, рек, озер. * На нашей планете 6 материков: Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, Африка, Евразия. * Самый большой материк на нашей планете – Евразия. На этом материке находиться самая большая страна — Россия, в которой живем мы. * На нашей планете есть вода, воздух, растения, животные, люди. * Для редких животных и растений люди создают заповедники, заносят их в Красную книгу. * Люди разных материков и стран отличаются друг от друга по внешнему виду: по цвету кожи, волос и глаз, по форме волос (прямые, волнистые или курчавые), головы, носа, губ и т. д. * Мы очень любим нашу планету и стараемся беречь ее красоту. — Молодцы, ребята, у вас получился очень хороший рассказ, марсиане обязательно захотят посетить нашу планету. — Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля! Займите свои места, пристегните ремни! — Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете. Отстегните ремни. 11. Гимнастика для глаз. — Наши глазки очень устали, давайте сделаем гимнастику для глаз (один из детей проводит гимнастику по схеме, остальные повторяют за ним).


— Наше путешествие подошло к концу. Всем космонавтам, побывавшим в космосе я хочу подарить альбом «Космическое путешествие» с наклейками, в память о нашем необычном приключении.
Презентация к конспекту НОД на тему «SOS» в космосе»

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по островам» Конспект НОД для детей подготовительной группы с презентацией на тему: Радуга Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с презентацией. Пересказ рассказа Сухомл Занятие для старших дошкольников по окружающему миру на тему «Домашние животные» с презентацией

Похожие статьи:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Сюрпризы осени»

Конспект НОД в подготовительной группе. В стране Доброты

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по осеннему лесу»

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в природу»

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]