Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Звуковая культура речи. Повторение стихотворения «Лошадка» А.Барто. Работа над звуком «И».


Конспект занятия по ЗКР в младшей группе «Звук [и]»

миляуша гиниятуллина

Конспект занятия по ЗКР в младшей группе «Звук [и]»

Программное содержание:

1) развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей;

2) работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а, о, у, и] в словах;

3) способствовать чёткому и правильному произнесению звука [и] в словах, учить произносить его более длительно;

4) развивать речевое дыхание и силу голоса. Обогащать словарный запас.

Предварительная работа:

уточнение положения органов артикуляции при произнесении звуков [а, о, у, и]; разучивание стихов и потешек на эти звуки; игры «Сдуй листок»

,
«Загони ватный шарик в ворота»
,; игры
«Солнце и дождик»
,
«Угадай, кто кричит»
,
«Звуки»
.

Методические приёмы:

игры: «Кто умеет улыбаться?»

,
«Угадай, кто поёт?»
, артикуляция и произношение
звука [и];
физкультминутка;

пальчиковая гимнастика;

упражнение на дыхание;

дидактические упражнения: «Чудесная шкатулка»

.

Материал:

предметные картинки, чудо — кубик, игрушки лощадь и жеребенок, волшебная палочка красного и синего цвета, волшебный сундучок.

Содержание занятия:

1.- У нас во рту живёт Язычок. Рот – домик Язычка. Домик открывается и закрывается. Язычок то выглядывает, то прячется в него. А ещё он очень трудолюбивый, он любит убираться в своем домике! Вот так.

— А ещё наш Язычок любит петь разные песенки. Какие песенки знает наш Язычок? (а, о, у, ы, (ответы детей)

.

2. А теперь ребятки мы с вами поиграем в игру кубик — рубик! Посмотрите, какой кубик у меня в руках! Воспитатель показывает детям кубик на гранях которого нарисованы маленький ребенок, паровоз, курочка, Игра «Угадай, кто как поёт?»

. Показывает картинку, например, с изображением паровозика,и дети вспоминают как гудит паровоз:
«У-у-у-у-у»
. и тд.

3. А теперь давайте сядем на стульчики. — Давайте поиграем в игру «Кто умеет улыбаться?»
(артикул. гимн)
. Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так
(показ)
. А теперь вы улыбнитесь
(следить, чтобы у всех были видны зубы)
.

Широка река

И улыбка широка

Зубки все наши видны

От краев и до десны!

— Давайте мы улыбнёмся, сделаем вдох и споём эту песенку (хором, (громко-тихо)

.

— А теперь каждый споёт эту песенку, а другие послушают.

4. — Сегодня к нам пришла в гости, лошадка. Ее зовут Искра! Как зовут ребятки лошадку? (Искра)

. А как мы ее ласково назовем?
(Искорка)
.

А пришла она не одна, а со своим жеребенком, его зовут Ирис, а как мы ее ласково назовем? (Ириска)

.

Вы рады им? (рады)

. Улыбнитесь лошадке.

— А давайте поиграем с ними? А когда они спрячутся, и вы спрячете свои зубки, закроите их губами. А когда они покажутся, опять ей улыбнётесь. Договорились.

5. А мой Язычок научился петь новые песенки. Он подслушал эти песенки у лошадки и жеребенка. Вот послушайте лошадь поет вот так, [И-го-го-], повторите за мной. А жеребенок поет вот так[И-и-и-и-и] повторите за мной. Хоровые и индивидуальные работы.

6. А теперь давайте поиграем я вас превращу своей волшебной палочкой в жеребят, до кого я дотронусь волшебной палочкой вы поете песенку жеребенка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка — серый бок! (Поочередное топание одной ногой, затем другой.)

Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)

Если хочешь — прокачу! Иго-го. (Легкий бег на месте.)

6. А теперь садитесь на свои места. Посмотрите лошадки и жеребенка на шее висят колокольчики,у лошадки (Искорки)

большой, а у жеребенка
(Ириски)
маленький,а вы знаете они звучат по разному.

Маленькие колокольчики поют вот так: [Ли-и-и-ли-ии-ли-и-и] (звук и поется протяжно)

. Как поют колокольчики маленькие?

А по больше колокольчики поют [Ди-и-инь]

— А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Лошадки и жеребята»

. Вы, изображая лошадок и жеребят стоите в
«конюшне»(огороженный стульями угол игровой комнаты)
.

— Когда я скажу «Наступило утро»

, вы выходите гулять и друг за другом ходите по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. А по сигналу
«Лошадки, домой!»
, вы говорите
«И-и-и-го-го…»
и друг за другом быстро возвращаетесь назад в
«конюшню»
.
(проигрывание игры)
— А еще лошадка и жеребенок принесли с собой волшебный сундучок, давайте посмотрим, что лежит в этой сундучке? (картинки)

.

— Картинки не простые, в них тоже живёт эта песенка [и] (мишка, вилка, сапоги, улитка, птица, слива, кит, нитки, носки)

.

— Какую новую песенку научился петь наш Язычок? — Лошадке и жеребенку понравилось, как вы поёте их песенку и они дарят вам свои колокольчики

Занятие 3. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о.

Ход занятия

Часть I. «Язычок долго и с удовольствием пел песенку малыша, который еще не умеет говорить, а произносит только звук а

(а-а-а), – начинает занятие воспитатель. – Не забыл язычок и песенку паровоза. А вы эту песенку помните? (Ответы детей.)

А теперь Язычок всем рассказывает, как стонала-причитала девочка, у которой болело ушко. А стонала она так: „О-о-о“. А вы так сможете? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.)

Когда человек – взрослый или ребенок – чему-то рад или удивлен, он может воскликнуть: „Ох!“ Можете повторить? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) А когда кто-то из вас упадет, ушибет колено, обязательно скажет: „Ой!“». (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель предлагает поиграть. Взяв на себя роль колобка, подходит к ребенку и рассказывает: «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц». Ребенок продолжает: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»

Далее педагог, изображающий колобка, встречается с волком, медведем, которые тоже утверждают, что съедят его.

Часть II. Педагог кратко рассказывает о том, как внимательно дети рассматривали рисунки к сказке «Колобок».

«Оле, – говорит воспитатель, – понравился рисунок Ю. Васнецова (желательно назвать художника). Оля так его описала… (заслушивается ответ ребенка, при необходимости дополняется).

Андрюше понравился рисунок А. Елисеева (показывает). Расскажи о нем.

А практически всем детям понравился вот этот рисунок. (Показывает его.) Почему? (Высказывания малышей.)

Я рада, что вы не просто листаете книжки, но и рассматриваете рисунки. На вашем любимом рисунке я еще заметила… (описывает иллюстрацию).

Я оставлю эти книги в группе, – завершает занятие педагог, – и если вы заметите на рисунке (рисунках) что-то интересное, обязательно покажите мне».

Занятие 4. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

Предварительная работа. На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли),

кусты с облетевшей листвой
(голые кусты).
Ход занятия

Часть I. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила». (Нужно обязательно называть авторов произведений, не требуя, чтобы дети запоминали фамилии.)

Педагог читает стихотворение. Затем выясняет, правда ли, что в нем отражены приметы осени: «Цветы… (высохли).

«Кусты…
(голые).
Солнце…
(не блестит).
Дождик…
(моросит).
Воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая детям, не напрягая голос, договаривать слова.

С помощью детей педагог читает стихотворение в третий раз.

Воспитатель приглашает к себе ребенка, вручает ему красивый осенний лист и просит прочитать стихотворение. Некоторые дети старше 3 лет 6 месяцев читают все восемь строк, а младшие дети – первые четыре строчки.

Прочитав стихотворение, ребенок передает листок другому малышу (кому захочет), приглашая его тоже прочитать стихотворение. (Выбор сверстника – приятный момент для того и другого ребенка.)

Педагог вызывает 2–3 детей. В последующие дни он помогает прочитать стихотворение другим малышам.

«Осенью, когда „тучи небо кроют“, моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – продолжает педагог, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику».

Часть II. Воспитатель читает стихотворение А. Блока «Зайчик».

Только б потеплее, Только бы посуше… Очень неприятно По воде ступать!

После чтения педагог спрашивает у детей, жалко ли им маленького зайчика.

Примечание.

По желанию воспитателя вместо стихотворения А. Плещеева можно предложить детям для запоминания стихотворение А. Кольцова «Дуют веры, ветры буйные…».

Дуют ветры, Ветры буйные, Ходят тучи, Тучи темные. Не видать в них Света белого; Не видать в них Солнца красного.

Оба стихотворения надо неоднократно читать детям на прогулке, соотнося их с особенностями осеннего дня.

Ноябрь

Занятие 1. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.

Ход занятия

Часть I. «Сейчас на дворе… (осень), –

начинает занятие педагог. – Осень, особенно ранняя осень, когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, – красивое время года.

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно, дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи). Послушайте».

Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Осень», потом повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени: «Поспевает брусника, стали дни… (холоднее)»,

«Все деревья блистают в разноцветном уборе…», «Солнце реже смеется…» и т. д.

«Помните стихотворение про зайчика, которому зябко и неуютно в осенний день? – продолжает разговор педагог. —

Осенью расплакались Тонкие былинки, Лапки наступают На желтые листочки».

Какое стихотворение прочитать вам еще раз: „Осень“ или „Зайчик“?» – спрашивает воспитатель. (Если мнения расходятся, следует прочитать оба стихотворения.)

Часть II. «Осенью, – рассказывает педагог, – люди убирают овощи, фрукты, делают варенье, соки. Из брусники получается брусничный сок, из клюквы…(клюквенный),

из моркови…
(морковный),
из свеклы…
(свекольный),
из тыквы…
(тыквенный),
а из помидоров…
(томатный).
На зиму заготавливают варенье. Я, например, люблю малиновое варенье. Его варят… (из малины).

Яблочное…
(из яблок).
Черничное…
(из черники).
Ежевичное…
(из ежевики).
Абрикосовое…
(из абрикосов).
Признавайтесь, кто какое варенье любит?» (Повторение прилагательных.)

Примечание. Для закрепления материала целесообразно использовать задание из рабочей тетради «Развитие речи у малышей. Младшая группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2006), представленное на странице 8.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук и

Цель. Упражнять детей в четком и правильном произношении звука и

(изолированного, в словосочетаниях, в словах).

Ход занятия

Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы маленький ребенок, паровоз, курочка, колокольчик.

«Крутись, вертись, на бочок ложись», – говорит педагог, манипулируя кубиком. Показывает детям картинку, например, с изображением паровоза. Дети вспоминают, как гудит паровоз: «У-у-у». Педагог поясняет: «Если кубик повернется стороной, на которой нарисован малыш, следует спеть его песенку: „А-а-а“, если на картинке – курочка, нужно проговорить: „Ко-ко-ко“ или „Квох-квох-квох“. А о песенке колокольчика я вам еще расскажу».

Дети садятся на стулья. Педагог показывает им лошадь или жеребенка (картинку, игрушку) и спрашивает, не знают ли они, как кричит лошадка.

Воспитатель просит детей спеть длинную песенку: «И-и-и-и». (Хоровые и индивидуальные повторения.) Некоторых детей педагог «превращает» в жеребят и «заводит» волшебным ключиком. Дети поют песенку жеребят.

Воспитатель отмечает детей, которые нечетко произносят звуки, чтобы позже поработать с ними индивидуально (можно перед большим зеркалом, чтобы были видны губы).

Педагог показывает детям колокольчики, звонит ими и поясняет: «Маленькие колокольчики поют: „Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и“ (звук и

произносится протяжно). Как поют колокольчики? А колокольчики побольше поют: „Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь“. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Воспитатель ставит перед детьми фланелеграф. На нем картинка с изображением воробья на черном фоне. «Видите, – объясняет педагог, – крокодил проглотил солнце и стало темным-темно.

Плачет серый воробей: „Выйди, солнышко, скорей! Нам без солнышка обидно — В поле зернышка не видно!“

Плачут зайки На лужайке: Сбились, бедные, с пути, Им до дома не дойти».

Воспитатель повторяет отрывок, выделяя ударные гласные в словах обидно, не видно, сбились с пути, не дойти.

Затем повторяет четверостишия, а дети договаривают выделенные слова и фразы. Педагог просит малышей вспомнить название сказки, в которой плачут зайки и воробей.
(К. Чуковский. «Краденое солнце».)
«Выглянуло солнышко, – педагог меняет картинки на фланелеграфе, – воробей перестал плакать и зачирикал: „Чи-и-ив, чи-и-ив, чи-и-ив, жив-жив-жив!“ Как он зачирикал?..

Услышали веселую песню другие воробьи, прилетели, тоже стали чирикать. Сначала один зачирикал (воспитатель дотрагивается до ребенка, тот произносит звукоподражание), потом другой, третий…

„Что за шум? Что за писк?“ – рассердилась киска и стала подкрадываться к воробьям».

«Уходи, киса, уходи!» – приговаривают дети (3–4 раза).

Примечание. Для закрепления материала следует читать детям и проговаривать вместе с ними русские народные песенки, в словах которых отчетливо слышится звук и,

например: «Ай, качи, качи, качи!..», «Киска, киска, киска, брысь!» (см. приложение).

Занятие 3. Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога)

Цель. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Рассматривание картины «Коза с козлятами».Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»Ход занятия

Часть I. Перед детьми – картина «Коза с козлятами» (автор серии «Домашние животные» С. Веретенникова). Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине; предлагает рассмотреть сначала козу, а потом козлят.

Рассматривая козу, дети отмечают, что она большая, с рогами; у нее длинная шерсть, а на шее колокольчик; она стоит около куста и объедает листья с веточек.

Воспитатель объясняет, зачем козе привязали колокольчик: «Коза наклоняет голову, и колокольчик звенит. Выйдет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла».

Обобщив наблюдения детей, педагог вновь обращается к картине. Говорит, что рядом с козой гуляют козлята и предлагает детям рассказать про них. Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек; у них веселые мордочки, тонкие ножки, густая пушистая шерстка; они играют: делают вид, что бодаются и т. п.

Завершая рассматривание картины, воспитатель предлагает вниманию детей рассказ: «У бородатой козы большие рога,

длинная
шерсть,
на шее
колокольчик.
Коза стоит
около куста
и объедает
листья с веток.
Рядом с ней
козлята.
У них тонкие ноги, густая, пушистая
шерсть
и забавные
мордочки.
Козлята
меряются
силой. Малыши-шалуны делают вид, что
бодаются.
Только им бодаться-то нечем – рожки
не выросли

Воспитатель повторяет рассказ, побуждая детей договаривать отдельные слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог убирает картину и ставит перед детьми макет сказочного теремка (например, из набора настольного театра), затем демонстрирует картинки с изображениями котенка, козленка, жеребенка. Выясняет, кто это. Просит нескольких детей повторить слово жеребенок.

«Эти малыши, – говорит воспитатель, указывая на животных, – идут в теремок танцевать. Хотите пойти вместе с ними?»

По приглашению педагога к столу подходят 2–3 ребенка. «Сейчас я превращу вас в маленьких котят, – говорит он, совершая „загадочные“ манипуляции и приговаривая: „Крабле-крибле-бум!“».

«Котята» стучатся в теремок: «Тук-тук-тук. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»

«Я, хозяйка теремка. Меня зовут Валентина Викторовна. А кто вы?» – спрашивает воспитатель. – «Мы котята. (Мяукают.) Пустите нас в теремок». – «Заходите! Я вам рада!»

Далее педагог предлагает детям объединиться в пары (тройки), определиться, кем они хотят быть (цыплятами, утятами, тигрятами, телятами и т. п.) и постучаться в теремок. Но игра продолжается уже вне занятия. На вопрос, «кто в теремочке живет», отвечают все, кто уже поселился в теремке.

Играет музыка, дети танцуют.

В эту игру при участии педагога дети играют и в последующие дни (в группе или на участке).

Рассматривание картины «Домик Малыша»[10]Ход занятия

Педагог сообщает, что ему очень нравится светловолосый большеглазый Малыш, играющий около своего маленького домика, который для него построил папа: «Хотите посмотреть на этот домик? А познакомиться с Малышом?»

Воспитатель предлагает вниманию детей картину, дает возможность рассмотреть ее. Затем спрашивает:

– Понравился вам домик? Домик красивый, с окном, красной дверью, с птицей-флюгером на крыше – куда ветер подует, туда и флюгер поворачивается.

– Кто на крыше сидит, на Малыша глядит? (Сорока-белобока с длиннющим хвостом.)

– Я не ошиблась: Малыш светловолосый, большеглазый? Чем он занят? (На качелях качается.)

С одной стороны Малыш и…
(бабочка).
Она у Малыша на спине сидит. С другой стороны качелей – белая кошка и рогатая улитка.

– Кто-то очень-очень удивлен, увидев кошку на качелях. Кто удивлен? (Мышка.)

Можете показать, как мышка лапы растопырила и рот от удивления открыла?

– У Малыша много игрушек? Назовите их, только не кричите все сразу. Вы уже большие, умеете говорить по одному и спокойно.

– Обратили внимание, как красиво вокруг? На яблоне созрели яблоки, перед красивым домом, в котором живет Малыш с родителями, цветут цветы. Вокруг много-много зелени и голубое небо.

Воспитатель предлагает послушать рассказ про Малыша, играющего около своего домика: «Папа построил Малышу маленький домик около яблони.

Малыша в домике нет –
он качается на качелях
и смеется. Как не смеяться, когда кошка да улитка конец качелей
вниз опустили,
Малыша
вверх подняли.
Чудеса!

Рядом с качелями песочница с игрушками.

У Малыша много игрушек, но лучше всех
спокойный лохматый лев
и
забавная мышка».
Воспитатель повторяет рассказ, дети помогают ему, договаривая слова (выделены курсивом).

«Малыш, – продолжает рассказ педагог, – очень любит смешные стихотворения».

Воспитатель читает латышскую песенку (пер. С. Маршака):

Что за грохот, что за стук? Сел комар в лесу на сук. Треснул сук под комаром — Вот откуда стук и гром.

Уточняет, может ли маленький легкий комар отломить ветку дерева.

Примечание.

В один из последующих дней в вечерние часы (или в утренние во время приема детей) педагог, поставив на мольберт картину, предлагает детям назвать то, что не заметили при рассматривании картины на занятии (задание на внимание).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]