Методическое пособие «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»


Методическое пособие «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»

Автор:

Таут Ирина Петровна

воспитатель

МАУ ДО «Сорокинский

центр развития ребенка — детский сад№1»

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивала различные варианты развивающих ковриков, модулей планшетов. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат.Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.

Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.

Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.

Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.

Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве, как группы, так и на прогулке.

Сенсорный куб

Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.

Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.

На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины — для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» — с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.

Математический планшет «Геометрик»

Цель пособия: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости. Пособие выполнено из деревянной доски размером 50х50см. оклеено самоклеющейся плёнкой. Вся поверхность разделена на четыре сектора: жёлтый, красный, синий, зелёный, при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уникальная методика «рисования резиночками» даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость.

Модуль с замочками

Цель пособия:Увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, Способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления. ​ Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться. ​ Каждая дверца имеет свой неповторимый замочек и цвет. Открывая дверцу ребёнок учится пользоваться закрывающим устройством (крючок, шпингалет ,щеколда) но и видит за ней картинку соответствующую цвету дверцы. в нижней части пособия располагаются различные приспособления для развития детей (розетка, выключатель, калькулятор). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор.

Развивающий коврик

Цель пособия: развивать тактильные ощущения детей, речь, внимание, способствует выработке усидчивости при работе с данным ковриком.

Пособие выполнено из тканей разных по цвету и фактуре. В первом ряду представлены различные виды тканей. Дети на ощупь сравнивают ткани, какая гладкая, а какая шершавая, грубая.

А во втором ряду — искусственный мех, Сравниваем длину и цвет меха, какому животному принадлежит. Третий ряд представлен в виде набора геометрических фигур. Дети учатся называть фигуры, их цвет и отличительные качества друг от друга.

Развивающее пособие Гусеница

1 круг гусеницы – помогает детям сравнивать предметы по величине и цвету, сравнивать фактуру пуговиц. Развивая тем самым внимание, память, мышление.

2 круг — направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук. На нем располагаются несколько разноцветных замочков-молния, с помощью которых дети закрепляют знания цвета предметов и развивают моторику пальцев рук.

3 круг гусеницы — оформлен спиралью из бусин разного цвета и формы (колечки, звёздочки, ракушки, шарики) играя ими, дети закрепляют знания цвета развивают тактильные ощущения.

4 круг — оформлен в виде домиков с крышей. Половинки домиков соединяются при помощи крючков и пуговиц. Открывая дверцы детей, ждёт сюрприз (жители домиков), Игра направлена на развитие умения детей манипулировать различными видами застёжек (крючки, пуговицы, липучки).

Список литературы:

1.Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.

2.Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. – 2006.

3.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.

4.Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

5. Интернет ресурсы: https://www.maam.ru/

6.Интернет ресурсы: 1september.ru

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях

Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.

  • Звериные соревнования. Обсудите с малышом, как передвигаются разные животные и попробуйте устроить соревнования: отчертите линию старта и финиша и предложите пробежать её боком как краб, проковылять как медведь или пропрыгать зайцем.
  • Лепка. Кинетический песок, солёное тесто, пластилин и глина прекрасно развивают тактильную чувствительность ребенка. Не обязательно сразу пытаться создать шедевр: достаточно научиться катать шарики, расплющивать их в блины, вытягивать в колбаски, сжимать и наблюдать, как материал просачивается сквозь пальцы

  • Рисуйте мелками на асфальте и играйте в классики. Как и предыдущее упражнение это тренирует не только органы чувств, но и координацию ребенка
  • Игра в молчанку. Просто так молчать уже не интересно? Предложите малышу запомнить 5 разных звуков, которые он успел услышать за минуту тишины (гудок машины, звуки птиц, разговоры людей, упавший карандаш и т.д.)
  • Охота за сокровищами. Нарисуйте лист предметов, которые ребенок должен найти за время вашей следующей прогулки (длинная шершавая шишка, красный листочек, жёлтый листочек, сухая ветка и т.д.). Не забудьте взять с собой ручку, чтобы вычеркивать найденное.
  • Рисование с помощью штампов, пальцев, кисточек и даже ватных палочек. Сложно переоценить влияние занятий свободным творчеством на развитие ребенка
  • Угадай запах. В непрозрачные коробочки положите предметы с разным запахом: любимый шампунь, корку апельсина, немного ванили, сушеную гвоздику, жареную котлету. Устройте конкурс самого острого нюха.
  • Поэкспериментируйте с музыкальными инструментами: ксилофон, глюкофон, калимба, барабан, бубен, шейкер, дудочка. Не обязательно сразу записываться в музыкальную школу, чтобы приобщить ребенка к музыке.
  • Угадай продукт по вкусу. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что сегодня на обед.
  • Чаще давайте малышу ходить босиком, ведь там под ногами целый мир: песок, лужайка, ручей, галька.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.


Игры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]