Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
ВИОЛЕТТА МАРДАНОВА
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
Доклад «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Марданова Виолетта Юрьевна
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.
Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок — дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме
Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий — труд и деньги — обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.
Задача педагогов и родителей — помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.
В начале учебного года мы взялись за внедрение в практику работы детского сада проектной деятельности по теме «Развитие элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста». Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи:
— формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
— знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
— учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
— раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).
— познакомить детей с ведением хозяйства;
-познакомить детей с историей возникновения денег;
— дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
— формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Это и стало темой моего самообразования на 2017-2018 учебный год.
Проект долгосрочный, проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Целевая группа – дети с 2 до 7 лет, так как группа разновозрастная. Итоговыми мероприятия -«Ярмарка» и «Аукцион детских работ».
Начала я с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. Разрабатывала конспекты занятий. В работе опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Большое внимание было уделено трем блокам программы – «Труд- продукт – стоимость», «Полезные привычки и навыки в быту» и «Деньги».
Занятия проводились в форме игр и бесед: историческое -происхождение денег в обществе людей, теоретические -куда можно потратить деньги, практические -откуда появляются деньги и как их тратят в семье.
Вначале познакомились с историей возникновения денег. Была организована экскурсия в сельский музей, где знакомились с культурой и бытом народов России, со значением денег в жизни людей. Необходимо было объяснить детям, что результат труда людей оплачивается деньгам, уточнить их знания из области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.
Подчеркивалось, что стоимость товара зависит от материала, из которого он сделан, времени, потраченного на его изготовление, трудовых усилий человека и качества работы. Каков товар, такова и цена. На заня-тиях мы с детьми сравнивали одинаковые по назначению, но разные по качеству предметы (ложка хохломская ручной работы, штампованная и простая деревянная; чашка -авторская, со штампованным узором и простой бокал; книги -в мягкой и твердой обложке, на газетной и мелованной бумаге, с блеклыми и красочными иллюстрациями, учили определять цену товара и его сорт (высший сорт, первый сорт, брак). Чтобы воспитать у детей уважение к человеку труда, стремление сделать что-то своими руками и качественно, во всех случаях сравнения для образца высшего качества (сорта, самой высокой цены выбирались изделия с элементами авторской работы и ручного труда.
Особое внимание уделялось работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Были выработаны некоторые направления совместной деятельности детского сада и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.
К ним относятся: информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; чтение художественной литературы, прогулки- наблюдения.
Для того, чтобы заинтересовать родителей в экономическом воспитании детей, была организована поисковая деятельность. Родители с детьми готовили коллекцию сохранившихся старинных денег и коллекцию денег других стран. Результатом стала выставка монет и купюр советского и постсоветского времени, а также иностранные деньги.
С монетами разного достоинства дети знакомятся на занятиях по ФЭМП, учатся правильно называть их, сравнивать, знакомятся с их разменом.
Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Они помогают сделать экономику понятной.
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Для закрепления этих знаний проводились сюжетно-ролевые игры такие, как «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», где дети закрепляют навыки счета денег и их размена.
Для более подробного изучения экономики проводились НОД на тему «Бюджет семьи, доход, расход», «Экономика: рынок, товар, деньги».
В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.
В совместной работе со взрослыми старший дошкольник выделяет цепочку связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл труда, его постоянную необходимость.
В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.
В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.
Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач.
В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия.
Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности, напр. составление рекламы).
Практическим закреплением полученных детьми знаний о производстве товара, его качестве, сортности и цене является изготовление посуды из глины и пластилина в форме итогового мероприятия «Аукцион детских работ». Дети должны осознать, что товары являются продуктом труда человека, научиться ценить свой и чужой труд, беречь его результаты.
Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения.
В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, воспитатель, продавец, врач. Тематический план по ознакомлению детей с «экономическими» профессиями позволит раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать воспитательную ценность труда — его преобразующую роль. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Так дошкольники знакомились с профессиями — традиционными и новыми (рекламный агент, менеджер, значимостью различных видов труда для человека. Мы старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познава-тельного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Народные аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Для этого мы совершили экскурсию в сельскую библиотеку, знакомились с детской литературой и обновили наш книжный уголок новыми книгами.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы использовали народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»,
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик»
Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Практические занятия по формированию экономического мышления показывают, что экономическое воспитание дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формируют деловые качества личности, что обеспечит преемственность между детским садом и школой.
Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Опыт показывает, что только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.
Список литературы
1. Детский экономический словарь [Текст]: учеб. пособие / Сост. Г. В. Евменова, О. И. Меньшикова. — М. : Просвещение, 1997.- 80 с.
2. Джугенхаймер Д. У., Гордон
И. Основы рекламного дела [Текст]: учеб. пособие / М. : Просвещение, 1996.- 125 с.
3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социаль-ной действительностью [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение, 1996.- 130 с.
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение,- 1999. 300 с.
5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение,- 1992. 255 с.
6. Раизбе рг Б. А., Прутченко А. С. [Текст]: Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов/. М. : Просвещение,- 1992. 280 с.
7. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение, 1996.- 125 с.
8. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику:. [Текст]: Учебно- методическое пособие. /. С. П. б. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», — 2002.,. 150 с.
9. Шатова А. Д- Дошкольник и. экономика [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение, 1996.- 200 с.
Экономика и дошкольник
Экономика и ребенок дошкольного возраста кажутся слишком далекими друг от друга только на первый взгляд. Понимаемая как область «мудрого ведения домашнего хозяйства», искусство экономики может быть преподано детям в виде элементарной информации:
- Научить их правильному отношению к деньгам, тому, как их зарабатывать и разумно использовать;
- использовать игры, экономические задачи, кроссворды для знакомства детей со сложным миром предметов, вещей и человеческих отношений
- Связь между экономическими и этическими категориями: Труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и моральные категории: «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость», с другой.
- научить, как правильно относиться к рекламе, иметь с ней дело;
- правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать значимые потребности.
Ребенок участвует в экономических процессах. Он ходит в магазин вместе с родителями, иногда сам делает покупки, и нравится нам это или нет, он все равно имеет экономический опыт. Поэтому задача преподавателя — не только передать определенный объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно применять эти знания, то есть воспитать экономиста.
Исходя из вышесказанного, А.А. Богданов предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:
- моя страна и семья.
- доход семьи.
- стоимость семьи.
- текущий и перспективный семейный бюджет.
- семейные сбережения и их использование.
В результате, по мнению А.А. Богданова, дошкольник должен:
- Знать основные экономические понятия и категории, рассматриваемые в классе;
- Уметь взвешивать свои потребности и возможности; Понимать, что деньги «растут», когда хранятся в банке (а не в копилке); Чувствовать, что их семья участвует в развитии и укреплении государства и что между ними существует неразрывная связь;
- узнать, что заработная плата — это плата за количество и качество труда и пенсия за прошлый труд, а алименты — это аванс, выплачиваемый детям в ожидании их будущего труда; что семейные расходы не должны быть расточительными, а бережливый ребенок может их увеличить, что реклама, если она правдива, может помочь и, наоборот, навредить семейному бюджету; что семейные сбережения — это деньги, которые могут остаться, если их разумно потратить, и могут быть использованы для отдыха всей семьи или покупки необходимых, но дорогих вещей и т.д. п.
- Осознавать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои действия, которые могут положительно или отрицательно повлиять на экономическое положение семьи и самого себя.
Ученые Российской академии образования разработали и приняли единую концепцию экономического образования детей и подростков, согласно которой обучение начинается с дошкольного возраста.
Программа А. Шатовой «Дошкольники и … Экономика» стремится заложить основы экономического образа мышления, осознания того, что такое «я» в мире экономических ценностей и как себя в нем вести. Уже в дошкольном возрасте ребенок переходит от привычной роли беззаботного потребителя к сознательному потребителю, а затем и к создателю потребительских товаров. Это ключ к новому образу мышления и новому отношению к жизни.
Процесс формирования экономического мышления
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического образования дошкольников сложна и неоднозначна. На самом деле экономическое образование как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, социальной активности и предприимчивости лишь частично применимо к дошкольникам, в силу возрастных особенностей их психического развития.
А.Д. Шатова считает, что «цель труда в экономическом воспитании — привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к человеческому труду, благодаря которому создан «объективный мир, облагораживающий жизнь».
Экономическое воспитание дошкольников должно подчеркивать его взаимосвязь с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления молодого поколения о справедливости и честности часто смещаются в сторону вседозволенности, материализма, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.
Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования первых представлений о моральных и правовых основах рынка, которые, по словам Б.Т. Лихачева, «являются простыми правилами человеческой морали»: Честность, сила и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».
Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователи определили оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии — создании экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких моральных и экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловое чутье, предприимчивость, обеспечивающих жизнедеятельность в обществе.
Основываясь на исследованиях И.И. Пидкасистого, под средой экономического сопровождения понимается совокупность явлений и событий, которые окружают ребенка, влияют на его личностное развитие и способствуют его вхождению в мир социально-экономических отношений.
Содержание экономически поддерживаемой среды включает:
- объектно-пространственная среда (создание игровой экономической зоны);
- социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения);
- событийно-когнитивная среда (экскурсии, встречи с интересными людьми);
- Информационная среда (кроссворды, иллюстрации, макеты магазинов, банков, центров обслуживания, образцы монет, карта промышленных предприятий города).
Учитель, профессионально использующий влияние этих социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую — создавая образовательную среду, направленную на формирование ведущих морально-этических качеств.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, которые важны для развития достойных отношений. Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре переходит в отношение детей к тем же лицам и явлениям, выражающееся в соответствующих нравственно направленных чувствах. Есть активное желание помогать и поддерживать друг друга. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе первых форм чувства долга и ответственности.