Статья Технологии валелогического просвещения родителей в ДОУ
Никифорова К.С.
МБДОУ ДС №47, воспитатель
Технологии валеологического просвещения родителей в ДОУ
Аннотация:
В данной статье рассматривается понятие валеологического просвещения, необходимость валеологического просвещения родителей. Задачи валеологического воспитания и валеологическое просвещение родителей.
Ключевые слова:
валеологическое просвещение, родитель, ребенок, здоровый образ жизни.
Забота о здоровье невозможна
без постоянной связи с семьей
В. А. Сухомлинский
Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно взрослым формировать и поддерживать интерес к оздоровлению детей.
Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно с родителями.
Проблемы охраны и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями, медицинским работником. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.
Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное — научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость валеологического просвещения подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 — 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Валеологическое просвещение — это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса, то есть валеологическое просвещение выступает как комплексный педагогический феномен. [4]
Именно детский сад является местом валеологического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.
В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:
· ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
· участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
· целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
· ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).
Для реализации этих задач широко используются:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Встречи «за круглым столом»,
4. Консультативная работа (использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).
— Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).
— советы и рекомендации родителям, информировать о проводимых мероприятиях, отчитываться о проделанной работе и сообщать о своих успехах и победах в конкурсах и соревнованиях.
— Работа с родителями по оформлению Уголков Здоровья, папок-передвижек с материалом по формированию у детей привычки здорового образа жизни; (разработка и распространение наглядных материалов (закладок, буклетов, листовок), с призывом вести здоровый образ жизни самим и приучать к этому своих детей.
Родители должны быть постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении. Необходимо проводить практические семинары, дни открытых дверей и другие мероприятия. Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников.
Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Активизирую роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом — один из основных аспектов воспитания.
Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Список литературы:
1. «Валеология: учебник для вузов», 2021 г. (цитата из библиотеки Google Книги).
2. Нищева Н. В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам. С.-Петербург 2006 г.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.