Конспект занятия по тестопластике «Расписные здесь игрушки» для детей с ОНР 5-6 лет.


Комочек солёного теста- Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке, Слепить из него могу кошку, Слонёнка слепить или мышку, Картинку, что видела в книжке Комочек помяла немножко, Слеплю ему ручки и ножки, Слеплю ему ушки и глазки, И вместе отправимся в сказку! И. Глебова

В основной общеобразовательной Программе приоритетом является развивающая функция, обеспечивающая становление личности ребенка.

Состояние отечественной системы дошкольного образования в настоящее время характеризуется переходом к новым подходам направленности воспитания на гуманистическую, личностно-ориентированную модель. Это значительно расширяет спектр решаемых воспитательных задач..

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка. В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. «Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество. Каждый ребенок, по моему глубокому убеждению, с детства должен расти в атмосфере любви, красоты, творчества. Совместную деятельность с детьми тестопластикой я стараюсь превратить в творчество, тогда из его рук будут выходить настоящие произведения искусств! Во время работы с тестом я стремлюсь развить у детей – эстетический вкус, чувство ритма, умение понимать прекрасное. Во время лепки из соленого теста у детей происходит активизация словаря, так как во время занятий, я прошу озвучить свои действия. Ребенок лепит и разъясняет: «У медведя такие широкие лапы, потому что…». Ребенок может фантазировать, может поделиться с другими детьми своими познаниями об окружающем мире. Я развиваю логическое мышление, так, как перед работой ребенок, прежде всего, должен последовательно обдумать план действий, обдумать каждую деталь: что? зачем? почему? После выполнения работы дети обыгрывают свою поделку, сочиняют какую- либо сказку, устраивают настоящие театральные представления. Планируя свою совместную работу с детьми, я использую игры – драматизации (дети лепят героев сказки, и озвучивают их). Обучение строю не на основе «делать по указанию или образцу», что предлагает взрослый, а «придумывать» свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальные воображения в деятельности. Содержание деятельности строю в соответствии с тематическим планированием логопеда, дефектолога, а также исходя из интересов воспитанников. Дети любят заниматься изготовлением поделок к праздникам (Новогодний тигр, елочки, сказочные подковы); изготовлением игрушек самоделок для малышей; изготовлением героев по мотивам русских народных сказок; атрибутов к сюжетно-ролевым играм: овощей, фруктов, хлебобулочных изделий в магазин. Гордостью детей считаю коллективные панно – «Морское дно», «Загадочный космос», «Корзина с фруктами».

Для создания предметно-развивающей среды мною была изготовлена картотека игр на художественно-эстетическое развитие детей. Наиболее интересными считаю «Угадай и расскажи о народной игрушке», «Узнай элемент узора», «На что похоже?», «Долепи поделку», «Чего на свете не бывает?», «Подумай и отгадай», «Фантастические герои».

Во время деятельности стараюсь, чтобы дети как можно реже говорили слово «не умею», объясняю, что мы здесь собрались, чтобы научиться, что я обязательно помогу. Этим я убираю страх у ребенка перед тем, что у него не получится. Иногда слово «не умею» прикрывает то, что ребенок не хочет заниматься. Тогда необходимо создать у детей мотивацию, вызвать заинтересованность и желание заниматься. Для создания мотивации к деятельности использую игровые приемы, через них развиваю интерес к тестопластике. Часто, чтобы заинтересовать детей, я применяю «оживление» и обыгрывание поделок, с которыми можно разговаривать, советоваться и играть. Содержание игровых действий зависит от содержания поделок. Если это птица, то она может «летать», «клевать», «говорить», «хвастаться друг перед другом».

При лепке животных из цирка, дети были дрессировщиками, рассказывали о своих животных самостоятельно; проводя игру по составлению фоторобота, дети принимали роль «сыщика» и придумывали себе положительного и отрицательного героя и т.д. Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнять его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет свою работу. А также я беру на себя какую-либо роль — волшебницы красок, колдуна или бабушки – загадушки, которая перезабыла все сказки и не может рассказать их детям.

С целью поддержания интереса использовала элементы театрализации, сюрпризные моменты, игровых персонажей (Буратино, Незнайка, Лунтик), дидактические игры (например, «названия игр»). В совместной деятельности тестопластикой, я активизирую речь ребенка и пополняю его словарный запас. (Что ты сейчас лепишь? Что ты потом будешь лепить? Какие ты у зайчика сделаешь ушки? Для чего ты мишке сделал такие мощные, сильные лапы? Какой твой герой будет по настроению: грустный, веселый, задорный, хитрый?)

С помощью тестопластики, я стремилась создавать условия для творческого самовыражения воспитанников (лепка для настольного театра, атрибуты для сюжетно ролевых игр «Дом», «Магазин»; регулярные выставки детского творчества в детском саду, в городской детской библиотеке, в библиотеке Мичуринского Сельсовета Искитимского района, в музее города Бердска и т.д.).

В своей педагогической деятельности, применяя принцип интеграции обучения, развиваю мышление ребенка, его знания в области формирования элементарных представлений в математике, ориентировки в пространстве (поделить кусок теста и посчитать части, сравнить их по величине, форме, какие части поделки находятся впереди, сзади, слева, справа). Развиваю речь ребенка: предлагаю рассказать о своей поделке, описать ее, дать ей название, сочинить рассказ о ее приключениях. Задействую поделки в игровой деятельности: желательно чтобы ребенок поделку сразу домой не забирал, а некоторое время использовал ее в играх. В группе мы собирали коллекцию, чтобы можно было показать для сверстников настольный театр. Это вызывает у детей желание слепить новых героев и развить сюжет сказки или игры.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как наиболее экологически безопасную.

Чтобы научить ребенка техническим навыкам лепки и развивать у него мелкую моторику, для начала я беру руки ребенка в свои руки, даю ему прочувствовать силу нажатия на комочек теста: при раскатывании теста в шар, палочку различной ширины и длинны. Мышцы ладони должны быть напряжены, кисти рук прямые. Поэтому предлагаю ребенку раскатывать тесто на доске. Все детали делаем только руками. Сразу приучаю ребенка работать аккуратно. Рассматривая образец, дети анализируют форму деталей и их расположение. Затем образец убираю. Я на своем куске теста показываю технические приемы лепки: оттягивание, прощипывание, промазывание и другие. После показа я убираю свою работу. Это делается для того, чтобы ребенок не копировал изделие. Если ребенок затрудняется в процессе работы, я показываю ему нужный технический прием на своем куске теста. Если идет самостоятельная работа, я не вмешиваюсь в работу ребенка. Могу только на своем куске теста показать, как исправить ошибку. При совместной деятельности я могу брать в руки изделие ребенка и по его просьбе исправить поделку. Учу детей работать со стекой. Чтобы дети приобрели опыт и знали, какой стороной можно сделать рисунок на тесте, дырочку, прорезь, отрезать необходимый кусок теста.

Я считаю необходимо начинать с создания условий в группе — небольшого уголка творчества. В моей группе я разместила: краски (акварельные, гуашь),

цветные карандаши, фломастеры, мелки, восковые мелки, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветную и бархатную бумагу. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцвет, вату, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер, и другой бросовый материал. Все это сосредоточенно в разных коробочках, шкатулках, в специальных контейнерах. В уголке творчества я делаю ежемесячно сменяющуюся выставку по ознакомлению с народно — прикладным искусством. Главная моя задача создать условия и предоставить все это многообразие для творческой фантазии детей. Могу с уверенностью сказать, что каждый ребенок находит то, что ему необходимо для воплощения своей задумки.

С помощью поделок из теста происходило развитие общения (ходим в гости друг другу, говорим вежливые слова друг другу); обыгрыванием детских стихов и песенок поделками прививала моральные и нравственные ценности.

Начатая мною работа имеет широкие границы и возможности, и требует продолжения. Работа в данном направлении подтверждает, что художественно- эстетическое развитие складывается и развивается не только на основе продуктивной деятельности (лепки из соленого теста), но и при восприятии художественных произведении, в игровой деятельности, при формировании целостной картины мира – поэтому перспективой своей работой я вижу необходимость соответствующим образом организовать эти виды деятельности и их совершенствование. Планирую разработать программу кружковой деятельности по тестопластике.

Проект в ДОУ «Сказочное тесто» (тестопластика)

  • 9 апреля 2014

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2014»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Актуальность проекта. Одним из наиболее любимых детьми пластичных материалов является соленое тесто. Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное.

Занятие тестопластикой помогает решить следующие задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.
  2. Научить владеть различными материалами и инструментами.
  3. Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.

Технические:

  1. Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.
  2. Развивать координацию движения рук.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и эстетический вкус, образное и логическое мышление
  2. Расширять кругозор и словарный запас.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
  2. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Социальные:

  1. Создать благоприятную атмосферу для общения детей, увлечённых общим делом.
  2. Учить дошкольников организовывать досуг.

Цель проекта: развитие творческих способностей, речи детей, через использование технологии тестопластика.

Задачи проекта:

  1. Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с историей тестопластики, с замешиванием теста.
  2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  3. Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Тип проекта: долгосрочный. Срок реализации проекта: Октябрь- апрель

Предполагаемый результат: развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом — лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры из 2-3 предметов, выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание, соединение краёв теста, оттягивание и вдавливание, сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).

Реализация проекта:

1. Предварительный этап (сентябрь).

Дети знакомятся с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, необходимыми для работы, простейшими приемами работы с тестом.

Творческие мастерские, начинаются с беседы об истории тестопластики с замешиванием теста вместе с дошкольниками.

Дети действуют с тестом: мнут, нюхают, катают колобки и т.д. Далее предлагается делать отпечатки на поверхности теста, с помощью стеки, пуговиц, пробок и другого. А как интересно его окрашивать и просто смешивать различные цвета.

Далее дошкольники работают с объемные формы — колобок, колбаска, лепешка.

2. Основной этап (октябрь-март).

Задачи основного этапа: познакомить детей с техникой тестопластика (приемами лепки), учить создавать различные предметные и простые сюжетные композиции, развивать творческие способности.

Дошкольники уже освоили лепку, предлагаем поработать с формой для кекса, яйца и изготовить «Пирожное», «Пасхальное яйцо».

В дальнейшем усложняется задачи – облепливание разнообразных объемных форм, например «Украшаем яйцо». Экспериментирование с пуговицами, бусинами, бисером, тесемками и лентами.

3. Заключительный этап (апрель).

Форма презентации проекта: выставка детских работ и коллективных сюжетных композиций.

Проект в ДОУ «Сказочное тесто»

Автор: Костюкова Ирина Ивановна, воспитатель первой категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « комбинированного вида №2 «Ромашка», город Губкин, Белгородская область, педагогический стаж 5 лет, призер муниципальных конкурсов и выставок.

«Угощение для Карлсона» Нетрадиционное занятие по тестопластике в старшей группе

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

Название работы:
«Угощение для Карлсона»
Нетрадиционное занятие по тестопластике в старшей группе

Автор:воспитатель МБДОУ №37 «Мальвинка» города Смоленска Шнытко Ирина Анатольевна

Место выполнения работы:
Смоленская область, г.Смоленск, Заднепровский район, мкр-н Королевка, МБДОУ «Детский сад №37 «Мальвинка»
«Угощение для Карлсона»

Цель:продолжать учить детей работать с тестом; закреплять умение скатывать тесто между ладонями круговыми движениями, сплющивать, защеплять края; совершенствовать умение детей скатывать тесто прямыми движениями и соединять концы полученного столбика в виде кольца: украшать изделие, развивать мелкую моторику; расширять качественный словарь детей, обогащать речь новыми словами; воспитывать положительное отношение к труду, аккуратность, опрятность; желание трудится; формировать творческое отношение к работе.

Предварительная работа:
знакомство с тестом, способами работы с ним; знакомство со сказочным героем – Карлсоном; рассматривание иллюстраций с изображением Карлсона, обыгрывание игрушки.
Материалы:тесто обычное и цветное, дощечки, сырые тряпочки, фартучки, ребристая доска, дуга, самовар, чашки, блюдца, печенье, костюм Карлсона, коробочка для подарка, письмо.

Ход занятия

Стук в дверь, приносят письмо.

В.:— Ой, ребята! Кто это нам письмо написал?

Воспитатель

читает:

«Привет, малыши! У меня сегодня день варенья, ой, день рождения. Приглашаю вас всех к себе в гости.

Карлсон».

В.:— Кто такой Карлсон?

Д.:— Маленький, веселый человечек.

В.:-Где он живет?

Д.:-На крыше, на чердаке.

В.:-Карлсон приглашает нас на день рождения. Пойдем?

Д.:-Да!

В.:-А что он любит больше всего на свете?

Д.:-Сладости, печенье, торт, варенье.

В.:-Давайте мы ему подарим то, что он любит больше всего. Мы подарим ему сладости, но в магазин мы с вами не пойдем, денег у нас нет. Давайте сделаем угощение своими руками. Мы его испечем. А вы знаете, из чего пекут печенье, торты, пирожные, пирожки?

Д.:-Из теста.

В.:-Сегодня мы сделаем настоящее угощенье из теста. Подойдите к столам и возьмите фартучки. Ребята, а зачем мы надеваем фартучки?

Д.:-Чтобы не испачкаться.

Дети

надевают фартуки,
воспитатель
помогает им.
Ребята
садятся за столы.

В.:-У каждого на столе лежит тесто. А из чего делают тесто?

Д.:-Из муки, яиц, молока, сахара.

В.:-Попробуйте тесто. Какое оно на ощупь?

Д.:-Мягкое.

В.:— А какое по цвету?

Д.:-Красное, зеленое, желтое.

В.:-Ребята, какое угощение из пластилина мы уже с вами лепили?

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Рецепт этого материала настолько древний, что никто не знает, когда же люди придумали его. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол». Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого теста можно смело доверять любому малышу. Этот комок дает ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в детском саду. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигуры и целые композиции. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так один ребенок предпочитает миниатюрные изделия, другой тяготеет к монументальности. Лепка не только интересное, но и весьма полезное занятие. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. Лепка из соленого теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обоснованно можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Следующая >

Тестопластика — как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Автор: Санарова Светлана Геннадьевана

Тестопластика — как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Значение развития мелкой моторики невозможно недооценивать. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук. Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов, мышц руки и глаза. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Центры речи и движения пальцев рук в головном мозге человека находятся рядом. А движения кистей рук занимают треть всей двигательной проекции коры головного мозга. Именно поэтому, ученые сделали выводы о том, что речь и моторика рук непосредственно связанны. Считается, что чем более развита мелкая моторика кистей рук, тем более развит речевой аппарат ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.

Одним из важнейших видов развития мелкой моторики рук является художественная деятельность. Занятия с применением различных изобразительных техник гармонично развивает в ребенке тонкую моторику, познавательные функции, внимание, мышление, воображение, наблюдательность. Выбирая нетрадиционные техники или использование нетрадиционных материалов для работ легко заинтересовать ребенка, а значить и получить более высокий результат от проведенной работы. Одним из самых занимательных видов художественной деятельности является лепка.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т.п. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую доступную для самостоятельного усвоения. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, стараясь использовать все десять пальцев, что, несомненно, положительно сказывается на результате.

Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.

На примере работы кружка «Волшебная мастерская» можно сделать вывод, что для работы с детьми дошкольного возраста предпочтительным является использование соленого теста. Этот материал имеет ряд преимуществ перед другими материалами. Все ингредиенты доступны, поэтому в любой момент можно сделать тесто и приступить к созданию работы. В состав солёного теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода, растительное масло, пищевые красители. Поэтому соленое тесто экологично и его можно рекомендовать для творческих поделок с маленькими детьми, которые могут попробовать материал для лепки на вкус. При соблюдении технологии изготовления, тесто не липнет к рукам, легко отмывается и не оставляет следов. В отличие от других материалов оно более пластично и приятно на ощупь. Отличительной особенностью при работе с солёным тестом, является то, что лепку можно совместить с рисованием, раскрашивая готовое изделие любыми красками. А возможность добавления пищевых красителей на этапе изготовления теста, позволяет создать материал с широкой цветовой палитрой. Изделия можно сушить различными способами: в духовке при температуре около 100 градусов, на батарее или на воздухе. Если готовые изделия из солёного теста покрыть лаком, они достаточно долговечны.

Кружок «Волшебная мастерская» работал в течение трёх лет. Диагностика, на момент окончания работы кружка показала, что дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. При обучении графо моторным навыкам дети продемонстрировали хороший нажим, «

уверенные
»
линии. У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия; расширился словарный запас. Дети стали проявлять инициативность. У них развилась уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности и способность доводить до конца начатое дело. Данные характеристики соответствуют целевым ориентирам федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Мой опыт работы позволяет сделать вывод, что лепка из солёного теста положительно влияет на динамику развития мелкой моторики пальцев рук.
comments powered by HyperComments

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]