Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в ДОУметодическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского сада. Нет-нет, речь не о том, чтобы заставить дошколят брать интеграл или проектировать 3D-графику. Речь о том, чтобы научить детей мыслить творчески и находить пути решения возникающих перед ними задач.

Согласитесь, даже самые любящие и заботливые родители не могут дать детям готовые шаблоны решений на все случаи жизни. И даже не потому, что это физически невозможно, а потому, что это не нужно. Гораздо более разумным шагом будет привить детям алгоритм решения возникающих задач и научить детей им пользоваться.

В этом вам поможет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни». И, конечно, наша статья про методики ТРИЗ для дошкольников, где мы рассмотрим основы этого творческого подхода для самых маленьких, кто уже дорос до детского сада, но кому пока рано в школу. Это самый важный этап, потому что именно в этот период жизни у малышей закладываются основы мышления и основы их будущего успеха в учебе и жизни.

Что такое ТРИЗ?

Для начала скажем пару слов о том, что такое ТРИЗ. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.

Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, позже стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.

Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал

Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель, а его «Легенды о звездных капитанах» и другие произведения любимы многими поколениями читателей [Г. Альтов, 2015]. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не потому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже для детских садов?

Генрих Альтшуллер начал разработку принципов и методики ТРИЗ в послевоенные годы, затем продолжил работать над теорией в соавторстве с изобретателем Рафаэлем Борисовичем Шапиро (1926-1993). Кстати, Шапиро тоже был писателем и подписывал свои произведения псевдонимом Рафаил Бахтамов. Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, затрагивала преимущественно вопросы психологии изобретательства и так и называлась «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956].

В этой же статье была сделана попытка систематизировать процесс творчества, разбив его на стадии:

  • Аналитическая стадия – выбор и определение основ задачи, выявление главного противоречия и его причины.
  • Оперативная стадия – изучение типичных способов решения в природе и технике, и последующий поиск новых способов в пределах системы и за ее пределами.
  • Синтетическая стадия – внедрение функционально обусловленных изменений в систему и методы ее использования, проверка применимости принципа к решению прочих задач.

Более подробно понятия, методы и схемы решений были изложены в многократно затем переизданной книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Так, автор теории считает, что первым шагом к изобретению является правильная формулировка ситуации так, чтобы сразу исключить из рассмотрения не слишком эффективные и не совсем перспективные способы решения.

Далее нужно поставить задачу в формате «убрать ненужное качество без потери функциональности системы» или же «добавить нужное качество в придачу к существующим». Такая постановка задачи позволяет ответить на ряд крайне важных для последующей работы вопросов:

  • Какие части есть у системы и как они взаимодействуют?
  • Какие части и взаимодействия являются полезными, какие – вредными и какие – нейтральными?
  • Что можно изменить без потери функций, а что нельзя?
  • Что приведет к улучшению функций системы, а что к ухудшению?

Затем нужно выявить противоречия на пути к решению всех этих вопросов и устранить их. Например, увеличить прочность конструкции без увеличения массы сооружения. Собственно, после того как это все удалось сделать, до изобретения остается буквально шаг. Разработанный Генрихом Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач (сокращенно АРИЗ) включает в себя несколько десятков шагов. Количество шагов различается в зависимости от версии алгоритма.

Как все вышеизложенное можно применить в детском садике, когда большинство малышей только-только начало запоминать буквы и цифры? Давайте разбираться!

Случайности не случайны: первая апробация

До осени 1987 года педагоги и воспитатели дошкольных образовательных учреждений просто не знали, что это такое – технология ТРИЗ. Мир детства и искусства изобретательства соприкоснулись лишь тогда, когда в дальневосточном портовом городе Находка семинаристов, которые должны были прочитать доклады для инженерно-технических работников, вдруг попросили провести занятие с детьми.

Успешные выступления перед внимательно слушавшими ребятами позволили сделать вывод о том, с какого возраста можно начинать приобщение человека к системному мышлению. Уже после этого теория решения изобретательских задач стала активно применяться при работе с детьми – сначала на станциях юных техников, а затем, когда ее основные разделы дополнились чисто воспитательными, такими, как творческая педагогика и теория развития творческой личности, и повсеместно в ДОУ.

Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду?

Мы все родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать и писать, слушать и понимать, общаться и выражать эмоции, и, конечно же, мыслить.

Сегодня творческое мышление нужно практически в любой сфере деятельности: юриспруденции и разработке программного обеспечения, медицине и строительстве дачных коттеджей, педагогике и даже монтаже телекоммуникационных сетей, потому что средства связи проникают туда, где ничто не приспособлено для их использования.

От того, как будет построена работа с детьми в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А, значит, и то, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Задачи методики ТРИЗ как раз и состоят в обучении творческому подходу, и поэтому как нельзя лучше подходят для работы с дошкольниками.

Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) способствует творческому процессу в полной мере.

Заметим при этом, что творчество – это не какой-то отдельный оторванный от всего остального процесс. Творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимательности, воображения, речи, получением новых сенсомоторных навыков. Как следствие, умение творчески мыслить способствует формированию многогранной личности с широким кругозором и умением на практике решать возникающие задачи.

Задачи методики ТРИЗ:

  • Развитие творческого восприятия и мышления.
  • Развитие качеств творческой личности.
  • Формирование словарного запаса.
  • Развитие связной речи и умения выражать мысли.
  • Коррекция произношения.
  • Формирование восприятия чисел и математических представлений.
  • Обучение конструктивной деятельности.
  • Привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы.

Таким образом, методика ТРИЗ способствует не только собственно творчеству. Не менее полезна методика ТРИЗ в развитии связной речи, пополнении словарного запаса, получении навыков оперирования числами и математическими понятиями и многом другом. Наверное, легче найти, что не входит в задачи методики ТРИЗ.

Поэтому методика ТРИЗ в детском саду нужна, с одной стороны, для развития гибкости и системности мышления, с другой стороны, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.

И еще один немаловажный момент. Детский сад, группа в детском садике – это маленький, но коллектив. А иногда и не маленький, а достаточно большой детский коллектив. Групповые занятия по методике ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь товарищу и найти выход из сложной ситуации, а также порадоваться своим и чужим успехам, когда задача будет успешно решена.

Результаты не заставят себя долго ждать. Родители и воспитатели достаточно скоро увидят, что рисунки ребенка стали разнообразнее, художественные сюжеты сложнее, речь грамотнее, да и сооружения из конструктора «Лего» теперь малыш собирает не только по предложенным картинкам, но и придумывая свои собственные фигуры.

В общем, ТРИЗ – методика для детей полезная во всех отношениях. Осталось лишь разобраться, как применить такую сложную методику как ТРИЗ для таких маленьких детей как дошколята.

Программа ТРИЗ в ДОУ

Обучение выстраивается таким образом, что дети даже не осознают, что изучают сложнейшую теорию, которую довольно сложно постичь взрослому человеку. Умственная гибкость ребенка не имеет рамок и ограничений. Его фантазия безгранична.

Обратите внимание – все лучшие изобретатели планеты в детстве увлекались фантастикой. И изобретательский проект в ДОУ с ТРИЗ позволяет ребятишкам поверить и погрузиться в тот самый мир фантастики, и понять, что в жизни возможно все, важно только захотеть.

Методы ТРИЗ в ДОУ работают над развитием самостоятельности в ребенке. А это ли не то, о чем мечтает каждая мать, второпях завязывая шнурки и поправляя шапку своему дошкольнику. Учат принимать решения и нести за них ответственность. Колоссально развивается творческое мышление, а малыш уверен, что это норма, что так и нужно думать.

Очень эффективно показало себя использование ТРИЗ технологий в логопедических группах ДОУ. Развитие речи с опорой на методику происходит быстро и полноценно. К школе дети уже умеют составлять связные рассказы по картине, включая в него свои эмоции и переживания. В их речи отсутствуют паузы и слова-паразиты.

Более того, обучение глубокому анализу ситуации помогает детям делать прогнозы на будущее. То есть, они учатся предполагать, каким будет результат, если поступить так, или иначе.

Методика ТРИЗ: технологии внедрения

Суть методики ТРИЗ для дошкольников состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на особенности окружающего мира, интересные явления и события, однако при этом не давать исчерпывающего объяснения и ответа на все вопросы. Другими словами, не нужно давать детям готовых рецептов и решений, нужно учить их находить ответы самостоятельно.

В этом смысле ТРИЗ совершенно правильно считается «школой творческой личности», потому что ТРИЗ предполагает творчество во всем, начиная с постановки вопроса и заканчивая способами поиска ответа. Кстати, это полностью согласуется с концепцией великого российского педагога, психолога и исследователя Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязь обучения и развития, мышления и речи, творчества и воображения, социальной среды и умственного развития. Он ввел в научный оборот понятие «зоны ближайшего развития для детей» и всегда настаивал на том, что обучение не тождественно развитию. Подробнее о его разработках в данном направлении можно прочитать, в частности, в книге «Мышление и речь» [Л. Выготский, 1999].

Собственно, отличие ТРИЗ от традиционных методик работы с детьми как раз в том и состоит, чтобы дать детям возможность додуматься до доступных для их понимания вещей своим умом, а не просто повторять то, что сказали взрослые. Конечно же, такие методы требуют специальной подготовки со стороны воспитателей дошкольных учреждений.

Как минимум, они сами должны уметь видеть необычное в обычном, новом в привычном. И должны уметь показать это новое и необычное детям. Каким образом? Для этого существуют специальные методы и технологии, адаптированные к особенностям дошкольного возраста.

Методы ТРИЗ для дошкольников подробно описаны в книге «Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)» [С. Гин, 2010]. Варианты применения этих методов на практике можно найти в книге «Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Первая ступень. Рабочая тетрадь» [Е. Пчелкина, 2019].

Сразу скажем, что в методиках ТРИЗ для детей мы увидим много общего с методами стимулирования творческой активности и воображения у взрослых. Разница будет лишь в специфике задач, которые стоят перед детьми. Все задачи адаптированы с учетом возраста и восприятия дошкольников, а воспитатель выступает в качестве модератора дискуссии. Итак, давайте посмотрим, как это работает!

Метод мозгового штурма

Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе в садике. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям:

  • Как спасти бабушку от серого волка.
  • Как тушить пожар без воды.
  • Где спрятаться от жары летом.

Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

Метод морфологического анализа

Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка).

Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что. Такие игры по методике ТРИЗ очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать. Это простейший пример, а в принципе по методу морфологического анализа можно изобретать гораздо более сложные вещи и находить десятки вариаций будущего изобретения.

Метод фокальных объектов

Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд.

Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное ни в чем не ограничивать детскую фантазию! В этом плане метод фокальных объектов идеален именно для детей, потому что для сложных технических решений его возможности применения ограничены.

Метод каталога

Суть метода в том, чтобы расположить события в логической последовательности и придумать связки и переходы между ними. Таким способом, например, можно сочинить новую сказку. Воспитатель дает подсказки в виде картинок и наводящих вопросов:

  • Кто наш главный герой сказки?
  • Этот герой положительный или отрицательный?
  • Почему этот герой положительный или отрицательный?
  • Что плохого сделал отрицательный герой?
  • Что хорошего сделал положительный герой?
  • Как они боролись друг с другом?
  • Кто поддерживал отрицательного героя?
  • Кто поддерживал положительного героя?
  • Чем закончилось противостояние добра и зла?

Помимо фантазии эта методика ТРИЗ полезна в развитии связной речи, навыка публичных выступлений и расширении словарного запаса.

Метод личностной аналогии

В рамках этого метода детям предлагается лично изобразить какое-либо животное, явление, предмет. Начинать следует с простых заданий. Допустим, изобразить кота или собаку, показать, как кот или собака сердится, радуется, просит есть.

После можно перейти к заданиям посложнее. Например, изобразить дождь, грозу, снегопад, шторм на море, закипающий чайник, работающий пылесос. Дальше можно дополнительно усложнить задание. Например, попросить детей изобразить, как бы спели песенку «В лесу родилась елочка» кот или собака. Или подобрать подходящую песню для «поющего пылесоса».

Метод моделирования маленькими человечками

Методика маленьких человечков в ТРИЗ представляет собой упрощенную и доступную для детского восприятия версию устройства окружающего мира из трех видов маленьких человечков: «гидратиков», «твердиков», «пневматиков». Из «твердиков» как бы состоят твердые предметы, причем «твердики» стоят плотно друг к другу и крепко держатся за руки.

По аналогии, из «гидратиков» как бы состоят жидкости, потому что «гидратики» за руки не держатся и могут перемещаться друг относительно друга. А вот «пневматики» находятся в движении постоянно, поэтому мы не можем увидеть воочию воздух, газ и прочие газообразные субстанции.

Для начала детям объясняют устройство твердых, жидких и газообразных предметов по отдельности, а уже затем во взаимосвязи и взаимодействии. Например, холодный чай находится в твердой чашке из «твердиков», а сам состоит из «гидратиков». Если же чай горячий, над ним поднимается пар из «пневматиков».

Аналогичным образом можно объяснить, почему из чашки с чаем можно легко вытащить ложку, взяв ее в руки, но нельзя взять в руки воду из чашки. Если представить, что ложка состоит из нескольких «твердиков», которые крепко держатся за руки, тогда, взяв и подняв одного «твердика», мы вместе с ним поднимаем всех остальных. А вода состоит из множества «гидратиков», которые за руки не держатся. Поэтому, взяв одного «гидратика», мы сможем вытащить из чашки только его, то есть только капельку воды.

Методика типовых приемов фантазирования

Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ) предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее.

Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху. Примеры практических заданий можно найти в докладе «Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ)», сделанном специально для педагогов, работающих с маленькими детьми [Л. Михайлина, 2016]. К слову, эта методика подходит не только для детских садиков. Применяется эта методика ТРИЗ и в начальной школе.

Метод «Золотой рыбки»

Метод «Золотой рыбки» заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку.

Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». Так, первые несколько строчек выглядят вполне реально. Старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастика начинается с момента, когда в невод попадает золотая рыбка.

Может ли рыбка быть золотой? Тут детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.

Метод «Снежного кома»

Метод «Снежного кома» – это полная противоположность методу «Золотой рыбки». В его основе лежит допущение некой фантастической ситуации, на которую, как на катящийся снежный ком наслаиваются вполне реальные события. Классическим вариантов применения этого приема является повесть Александра Беляева «Человек-амфибия».

На изначально нереальную фантастическую идею, что человеку были вживлены жабры для дыхания под водой, накладываются другие, вполне реальные события из жизни людей. К слову, метод «Снежного кома» чаще всего используется именно для написания сказок. И, пользуясь данным методом, вполне можно научить детей сочинять сказки самостоятельно.

Это самые основные и наиболее популярные методики ТРИЗ для дошкольников. Больше методических разработок вы найдете в статье «Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду» [Н. Фоминых, 2017].

Уже предвидим, что часть читателей готова приступить к скептическим замечаниям в адрес авторов методики и предположениям, что сами авторы в детском саду не работали и живых детей никогда в глаза не видели. И не в курсе, что даже самый любознательный и добродушный малыш может в мгновенье ока превратиться в злобное замкнутое существо, которое на все вопросы взрослых будет в ответ молчать или отвечать односложное «Не знаю». Что делать в этом случае?

«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»

Виктория Титова

«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»

Впервые я обратилась к технологии ТРИЗ в 1997 году. В то время всё же с ней только начинали знакомиться. Литературы было очень мало. Сейчас необходимые методические источники доступны как в книжных магазинах, так и в интернет — магазинах.

Так как я работаю с детьми среднего дошкольного возраста, то у меня в арсенале появились следующие пособия:

— С. Гин «ТРИЗ педагогика для малышей»- это методическое пособие для работы именно с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, здесь собраны конспекты занятий;

-И. Гуткович, Т. Сидорчук «Учимся системно думать вместе с детьми» (Технология ТРИЗ)- это пособие в помощь для работы с системным оператором или «экранкой», для формирования системного мышления в форме тренингов и упражнений;

— Т. Сидорчук, С. Лелюх «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок»- это пособие для освоения детьми обобщённых способов составления логической последовательности событий и их описаний;

-Т. Сидорчук, С. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»- это пособие для освоения детьми обобщённых способов составления рассказов по сюжетной картине;

-Т. Сидорчук «Игра «Да-нет». Методика формирования у дошкольников классификационных навыков»-это пособие направлено на развитие мыслительных операций, логического мышления, творческих способностей детей;

-Т. Сидорчук, С. Лелюх «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия»-это пособие для проведения тренингов и упражнений посредством «Кругов Луллия».

Почему же всё-таки я выбрала ТРИЗ-технологию.

Каким же образом ТРИЗ влияет на формирование личности?

Это эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.

Личность (по Выготскому)- понятие социальное. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития в социальной среде.

Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений.

Роль взрослого- научить познавать системы отношений, и от выбора способов зависит развитие личности в целом.

В дошкольном возрасте у ребенка мировоззрение ещё не сформировано. На этом этапе ТРИЗ помогает в развитии аналитического и сравнительного мышления, учит искать возможные решения и выбирать наиболее оптимальные. Это — своеобразный мыслительный тренинг. ТРИЗ формирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. ТРИЗ учит не теряется перед трудностями, а на основе анализа ошибок уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе.

Также, ТРИЗ – технология, что очень немаловажно, развивает нравственные качества: умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения для другого.

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

— У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

— ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости;

— ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

• ТРИЗ можно применять в различных режимных моментах и в различных формах организации деятельности детей (и в непосредственно-организованной и в совместной)

• каждый ребёнок проявляет себя в решении противоречий по-своему, индивидуально;

• ТРИЗ — это интерактивная технология (происходит взаимообмен мнениями, совместное решение проблемы);

• с помощью ТРИЗ проявляется самостоятельное мышление (дети находят нестандартные пути решения проблем, задач); поисковая деятельность;

• ТРИЗ- это система коллективных игр;

Самое интересное, это то, что многие из нас используют ТРИЗовские приёмы, не зная, что это ТРИЗ.

Например:

1. Упражнения на ориентировку и перемещение в пространстве (сделай 5 шагов вперед, 3 шага влево.);

2. «Да и нет не говорить, черное и белое не надевать»- тренинг из ТРИЗ.

3. Словесная игра «Я загадаю, а ты- отгадай» (с помощью наводящих вопросов).

4. Игры на классификацию «Раз, два, три-ко мне беги», «Чьи ноги и хвосты».

5. Составление загадок.

6. «Отгадай сказку по описанию».

7. «Чудесный мешочек» и др.

8. Нестандартные приёмы в изодеятельности: кляксография, ниткография, рисование смятой бумагой, рисование пальцами, составление коллажей.

9. Составление рассказов по серии картинок.

Работа по технологии ТРИЗ, как и всякая другая, для достижения своих целей, должна осуществляться постепенно.

Этапы работы.

I этап.

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

-Что общее между солнцем и лампочкой?

-Что общее между ёлкой и ежом? и др.

II этап.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например,

— придумать новое платье, чтобы оно не пачкалось, не мялось и росло вместе с девочкой;

III этап.

Цель третьего этапа – работа со сказками, решение сказочных проблем.

Например, «Вы попали к Бабе-яге. Что делать?»

IV этап.

Цель четвертого этапа — применение полученных знаний, использование нестандартных решений проблем и выхода из любой сложной ситуации.

Для работы по ТРИЗ со своими детьми я изготовила

картотеку игр,

кольца Луллия,

— карточки к различным тренингам с кругами Луллия,

серии картинок для составления рассказов,

игра «Чудесные вещи»,

гра «Волшебные картинки» на развитие воображения (детям предъявляются карточки с различными комбинациями геометрических фигур, линий. Задаётся вопрос «На что похоже?».

«Хорошо-плохо»,

-системный оператор у меня в разработке, пока я использую только трёхэкранник, поэтому можно обходиться картинками,

-игра «Теремок».

Дети её очень любят. Детям раздаются изображения предметов. Дети инсценируют сказку «Теремок».

Правило: Новый житель заходит только тогда, когда называет сходство с уже поселившимся героем. Эта игра используется на первом этапе обучения.

Также, находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и явлений можно с помощью игры «Хорошо-плохо».

Я для этого использую черный и белый домики. Например, рассмотрим явление «Дождь». Сначала называем его хорошие свойства- заселяем его в белый домик, а затем- плохие, заселяем его в чёрный домик.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

-Игра второго этапа (для обучения фантазировать и изобретать) «Чудесные вещи». Провести игру.

Также, детям очень нравятся приёмы РТВ. Вот пример игры типа «метода фокальных объектов» (когда функции одного объекта присваиваются другому объекту).- «Чудесные вещи».

Понадобится набор карточек на определённые функции: звук, движение, запах, материал. Объединяем два объекта: заяц и кролик- заялик и наделяем его новыми функциями.

С этими же карточками можно провести игру

«Я еду в ….» (в зоопарк, детский сад, в осенний лес, в зимний лес, в город и тд.).

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в зоопарк и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д. –можно использовать по тематике недель.

«Повторяка».

Дети выбирают себе карточки или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

• Я – лягушка. Я умею прыгать.

• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.

Лжезагадки.

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

• Что едят крокодилы на северном полюсе?

• Что является второй подушкой для щеки?

• Кто громче замычит: петух или корова?

• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

• От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

• Как лучше сорвать арбуз с дерева?

• Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

• Когда собака бывает в конуре без головы?

• Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Внедрять ТРИЗ-технологию в работе можно несколькими способами:

1. Использовать выборочно простые игры ТРИЗ-технологии в работе с детьми в разное время и в разных видах образовательной деятельности.

2. Знакомить детей с ТРИЗ- технологией посредством кружковой работы- в форме интересных занятий 2 раза в неделю.

3. Использовать ТРИЗ- технологию как основу для развития и образования во всем её многообразии. (использование всех методов, приёмов РТВ.)

Я пока для себя выбрала второй способ, а дальше посмотрю по результатам.

Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»?

На самом деле те, кто работает по методике ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и втягиваться в игры по методике ТРИЗ. И уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях [К. Несютина, 2014]. Как правило, такие ситуации случаются по причине недоработок со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто отмалчиваться или говорить «не знаю».

Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:

  • Никогда не ругайте детей за неправильный ответ! Очень часто «игра в молчанку» является следствием того, что ребенок уже когда-то что-то сказал или сделал не так, получил ворох замечаний и теперь просто боится ошибиться еще раз.
  • Рассуждайте вместе с ребенком и не ведите себя, как экзаменатор или всезнайка. Дети остро чувствуют фальшь, и, если ребенок уже привык, что вы всегда знаете правильный ответ, а вопросы задаете только с целью проверки, он может не захотеть быть испытуемым. Особенно, если в случае неверного ответа его еще и отругают.
  • Задавайте так называемые «открытые» вопросы, на которые изначально не может быть одного единственного правильного ответа. Так вам будет проще рассуждать вместе с ребенком, и ребенок не будет бояться ошибиться. Заодно поймет, что другое мнение вовсе не обязательно является ошибочным.
  • Отвечайте на вопросы, которые вам задают дети. В противном случае дети быстро усвоят, что можно и не отвечать или на все «Почему» давать ответ «Потому что кончается на «у». Как правило, таких отговорок дети набираются именно у взрослых.

Мы желаем, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы, а вы всегда находили с ними общий язык! Напоминаем, что вас ждет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и проверочный тест по теме статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!
  • Хорошие книги для самообразования
  • Процедура Шаретт
  • Изобретательство: подборка полезных материалов
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • Дайджест по развитию креативности
  • Сказки ТРИЗ в педагогике

Ключевые слова:1ТРИЗ

Методы ТРИЗ

В настоящий момент теория решения изобретательских задач в ДОУ имеет большое количество конкретных выражений. Наибольшей популярностью характеризуются следующие приемы.

Мозговой штурм (МШ)

Метод «Мозговой штурм» («brain-storming») был предложен Алексом Осборном – человеком, далеким от области образования, но близким к рекламной и маркетинговой сфере. Он создал универсальный способ коллективного генерирования идей, который продолжает использоваться и на современном этапе, в том числе, и для воспитания детей младшего возраста.

В рамках занятий по технологии ТРИЗ в ДОУ ставятся такие познавательные задачи, как:

  • развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
  • стимулирование творческой активности при решении проблемы;
  • формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.

Вопросы могут не только быть самыми разноплановыми, но и включать в себя сказочные и фантастические элементы, например:

  1. Как не позволить Медведю забраться на Теремок и сломать его?
  2. Как сохранить запасы урожая, если в амбар повадились пробираться мыши?
  3. Как перенести частичку лета в зимний месяц?
  4. Как согревать людей в лютую стужу?
  5. Что будет, если ноги зайца увеличатся в длину в 10 раз?

Интересный факт! Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда дети погружаются в выдуманную ситуацию, где какому-либо герою, обязательно положительному, якобы требуется помощь, совет, спасение, рекомендация и пр.

Обычно для того, чтобы установилась подобная располагающая обстановка, воспитатели начинают задание с введения: «Ребята, а давайте поможем Аленушке/котенку, Незнайке, Красной Шапочке/задумавшемуся Принцу…».

Основными правилами МШ являются:

  • исключение серьезной критики;
  • поощрение максимально неординарных и невероятных предложений;
  • возможность модернизации чужих идей;
  • наличие совместных обсуждений, посредством которых из всех ответов группа выбирает самые оптимальные и позволяющие решить проблему с минимальными потерями.

Для лучшего закрепления опыта итоги, полученные в ходе мозгового штурма, следует облечь в форму практической деятельности и создать какой-либо продукт, напоминающий о проведенной игре: рисунок, поделку и пр.

Синектика

В 1950-х годах еще один интересный метод для раскрытия и развития творческого потенциала вывел Уильям Гордон – известный изобретатель и ученый, главной страстью которого было изучение типа мышления креативных и неординарных персон. Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий.

Виды связей между объектами могут быть разными:

  1. Личностные (эмпатические). Здесь дошкольнику обычно предлагается представить себя в образе какого-либо предмета или явления внутри проблемной ситуации. Порой задания оказываются более конкретными и легкими («изобразить кошку, которой не понравился купленный корм»), порой – более абстрактными и сложными («изобразить нежелание Чунги-Чанги питаться одними кокосами и бананами»).
  2. Прямые. Ребята находят такие пары из разных областей знаний, в основе которых лежат одни и те же закономерности. Например, подводная лодка похожа на рыбу, вертолет – на стрекозу, самолет – на птицу, каски и шлемы – на панцири черепах, улиток и других существ.
  3. Фантастические. Здесь воспитателем и его подопечными создаются свои собственные правила и нормы, которые игнорируют существующую рациональность. Например, ребятам предлагается «подумать, на что похожа любовь/радость/счастье/волнение» и нарисовать это. В результате аналогии, которые обретут воплощение на бумаге, окажутся абсолютно разными: кто-то нарисует растение, кто-то – человека, кто-то – животное и т.д.

Ключевые цели синектики – это:

  • развитие умения мыслить нестандартно, видеть необычное в привычных вещах, смотреть на мир под разными углами и учитывать те условия, которые указываются в задании;
  • воспитание уважения к мнениям и взглядам других людей, способности понимать и принимать их.

Метод каталога

Данный прием, который позднее был успешно адаптирован для дошкольных образовательных учреждений, создал в 1920-х годах профессор Берлинского университета Э. Кунце. Здесь первоочередной задачей является обучение ребят навыкам творческого рассказывания.

Важный факт! Постижение этого аспекта порой становится для детей достаточно сложной ступенью, ведь, во-первых, в их активном словаре находится не так много слов, а, во-вторых, они только начинают постигать науку монологических выступлений, знакомясь с ней пока еще на элементарном уровне.

Здесь воспитателю требуется книга с большим количеством прозаического текста и практически полным отсутствием иллюстраций. Сначала педагог создает перечень вопросов, которые станут основой для сюжета совместно придумываемой сказки, после чего ребята набирают методом «тыка» слова, никак несвязанные между собой. Воспитатель может преобразовать некоторые из них в более подходящие и удобные для детского восприятия части речи. Все проходит в быстром темпе, с поощрением эмоциональных реакций, выражением первых впечатлений и пр.

Затем группа начинает придумывать свою фантастическую историю, стараясь удачно вплетать имеющуюся лексику и в сказочный формат, и в ответы на заданные вопросы. И от детей, и от воспитателя требуется определенный уровень подготовки. Так, первые уже должны знать, что в сказках всегда есть положительные и отрицательные герои, друзья и помощники, волшебство и борьба, в ходе которой побеждает добро. Взрослому необходимо уметь правильно ориентироваться в процессе, формулировать новые и изначально непредусмотренные вопросы, ненавязчиво корректировать повествование, подсказывать варианты при затруднении, поощрять блестящие идеи. Во время проведения занятия ключевые моменты следует фиксировать в виде схем, рисунков, символов и пр. Задание даст наиболее ощутимые плоды, если в нем будет задействовано не более 5 человек.

Моделирование маленькими человечками (ММЧ)

Наконец, к последним и одним из самых наглядных воплощений технологии ТРИЗ в действии относится метод моделирования маленькими человечками. Благодаря нему дошкольники учатся представлять, как изнутри выглядят объекты живой и неживой природы, что за процессы в них совершаются, какими являются наполняющие их вещества.

Маленькие человечки могут представать в виде рисунков, игрушек или самих детей. ММЧ используется, когда воспитателю требуется объяснить, например, процесс таяния сосульки: зимой крошечным жителям холодно, и они крепко держатся за руки, в то время как с установлением весенней теплоты они приходят в движение, превращаясь в воду. Эта технология развивает сообразительность, внимательность, наблюдательность, а также учит моделировать и схематизировать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]