«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни ДОУ».


«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни ДОУ».


МАСТЕР-КЛАСС

«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТРИЗ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА»

Цель:

повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в области применения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе детского сада в ходе активного педагогического общения.

Задачи мастер-класса:

· расширить знания педагогов МДОУ о многообразии игровых приемов ТРИЗ — технологии и практическом применении их в повседневной жизни детского сада;

· побудить к использованию игр ТРИЗ — технологии в совместной деятельности с детьми.

· Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование методов, приёмов ТРИЗ- технологии в своей педагогической деятельности.

Материал и оборудование:

мультимедийная установка, компьютер, презентация, маршрутные листы реализации технологических карт, технологические карты, модели мышления, наглядный материал к играм, игровое пособие «Карусель признаков».

Ход мероприятия:

1.Актуальность.

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к созидательной жизни в завтрашнем дне. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.

Традиционно в педагогике на первый план выносится вопрос: ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование зачастую опирается на передачу устаревших знаний. Да и как успеть за наукой, если технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения

Очевидно, что под содержанием образования сегодня следует рассматривать в первую очередь овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формирование у них навыков исследовательской деятельности, способности самостоятельно получать недостающую для решения проблем информацию.

Соответственно встает вопрос, каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемое сегодня ТРИЗ – педагогикой.

ТРИЗ – педагогика определена как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

В основе ТРИЗ- педагогики лежат:

1. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения – РТВ);

2. Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (общая теория сильного мышления – ОТСМ);

3. Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (теория развития творческой личности – ТРТЛ).

Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений обучающихся. Работа с моделями позволяет использовать ОТСМ – ТРИЗ – РТВ подходы для реализации любой образовательной программы.

2.Описание работы по внедрения ТРИЗ — технологии в воспитательно-образовательный процесс второй младшей группы.

Работу по внедрению технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс своей 2 младшей группы я начала с изучения теоретической, методической литературы, пособий, просмотра видео-семинаров ведущих специалистов.

На данный момент существует 3 Основных Российских ТРИЗ-школы.

«Классическая» ТРИЗ-педагогика (Ленинградская школа ТРИЗ)

Основные представители:А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина М.Н. Шустерман

Особенности:

программы «классической» школы наиболее близки к «взрослой» ТРИЗ. Дети постепенно знакомятся с понятиями: приемы фантазирования, функция, система, системный оператор, идеальный конечный результат, конфликтующая пара, ресурсы, физическое и техническое противоречие, закономерности развития технических систем и пр. Ребята учатся решать задачи по алгоритму на примере социальных и бытовых ситуаций.

ОТМС (Общая Теория Сильного Мышления)-ТРИЗ (Ульяновская школа ТРИЗ)

Основные представители:
Н.Н. Хоменко, И.Я. Гуткович, И.Н. Мурашковска, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук и др.
Особенности:

ОТСМ является более обширным направлением, поскольку рассматривает инструменты для решения проблем не только в технических системах, но и в социальных, организационных и других. Если говорить про ОТСМ в педагогике, то здесь мы видим большой опыт интеграции элементов из РТВ и ТРИЗ в другие учебные предметы. Это, в первую очередь, важно для формирования у детей объективной картины мира. У ОТСМ-ТРИЗ множество методических площадок на базе детских садов и школ, в своих программах они учитывают требования ФГОС, проводят очные и заочные конкурсы исследовательских проектов, организуют выездные конференции.

«Популярная» ТРИЗ-педагогика (Московская школа ТРИЗ)

Основные представители:
А.А. Гин, И.Ю. Андржеевская, С.А. Гин, А.Ф. Кавтрев и др.
Особенности:

«Популярная» ТРИЗ ориентирована как на педагогов, так и на родителей, предоставляя обзорные знания о воспитании и развитии креативности. Доступно объясняет и популяризирует необходимость развития творческого мышления и воображения. Основные понятия-фишки — это открытые задачи (есть материалы по сказкам и различным школьным предметам) и креатив-бои (командные соревнования по решению таких задач).

Анализ литературы, сравнение возможностей использования методов ТРИЗ в разных возрастных группах ДОУ, ранжирование методов ТРИЗ в соответствии с этапами введения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс привело меня
к методическому комплексу «Я познаю мир» созданному на основе ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
сертифицированным специалистом Международной ассоциации ТРИЗ, научным руководителем общественной организации «Волга – ТРИЗ», кандидатом педагогических наук
Сидорчук Татьяной Александровной
Методический комплекс «Я познаю мир» разработан как решение проблемы планирования работы с технологиями ОТСМ — ТРИЗ – РТВ в дошкольных учреждениях и направлен на формирование у дошкольников интеллектуально — творческой и познавательной деятельности.

Основное педагогическое средство

реализации МК: моделирование мыслительных действий. Для ребенка — это схемы шагов алгоритма, который позволяет решить какую-либо задачу познавательного плана.

Педагог не должен выучивать с детьми схемы алгоритма. Необходимо создать педагогические условия, при которых происходит осознание дошкольниками

шагов алгоритма с их последующей схематизацией на глазах у детей. Данная схема, является сигнальным знаком, который позволяет ребенку применить известный алгоритм для организации собственной интеллектуально — творческой деятельности.

Методический комплекс включает в себя:

— технологические карты реализации методов ОТСМ — ТРИЗ – РТВ.

В общей сложности 67 технологических карт по шести направлениям:

— анализаторы (6 карт),

— признаки объектов (17 карт),

— вопросы (7 карт),

— причинно — следственная связь (1 карта),

— преобразователи (12 карт), модели мышления (24 карты);

-маршрутные листы реализации технологических карт в разных возрастных группах;

-контрольные листы для проведения мониторинга;

-универсальное наглядное пособие для детей «Я познаю мир» (шесть зон, объединенных в единую сюжетную линию).

Используя в своей работе методику
ОТСМ — ТРИЗ – РТВ я разработала:
· Планирование освоения детьми младшей группы технологии ТРИЗ с опорой на маршрутные листы для детей 2-3 лет и 3-4 лет, разработанные авторским составом международной ассоциации ТРИЗ общественной организации «Волга–ТРИЗ» во главе с научным руководителем Т.А. Сидорчук, так как именно они содержат основные компетенции, которые необходимо развить у детей в ходе работы по данной технологии.

· Технологические карты ознакомления с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека

· Технологические карты ознакомления с именами признаков.

· Технологические карты освоения детьми способов формулировки вопросов.

· Технологические карты освоение детьми способов преобразования признаков объектов. (Приемы типового фантазирования)

· Картотеку игр и тренингов на формирование системного мышления для детей дошкольного возраста.

· Картотеку игр для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

· Составлен проект универсального пособия, который содержит схематические изображения 17 значений имен признаков, знаки вопросов, изображения «помощников умной головы», органов-анализаторов человека, фигурки «волшебников», преобразователей признаков объектов, пособие для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.

Работа по созданию методического кейса продолжается. Намечено изготовление игрового пособия «Познавайкин мир», кругов Луллия, обогащение «Волшебного сундучка» предметными картинками.

Практическую работу по технологическим картам провожу в виде игровых тренингов в форме экспериментальной, исследовательской деятельности, используя практические наблюдения, обследования объектов на основе актуальной для ребенка информации из окружающего мира с декабря.

Сидорчук Татьяна Александровна обращает внимание на роль анализаторов в освоении окружающего мира: «Человек познаёт мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы»». Поэтому, на первом этапе работы я начала знакомить детей с анализаторами
(тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный).
Параллельно с анализаторами в
регламентированной и совместной деятельности я знакомила детей с «Волшебными карточками» именами признаков, помогающими описывать объекты
(влажность, температура, размер, форма, запах, вкус, звук, цвет, место, направление, количество, действие, рельеф, материал, части, вес, время). Признак – это любая характеристика объекта, это та сторона, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит приметой, знаком объекта.

Ознакомление с признаками проходило в определённом порядке:

1 этап: В гости к детям приходит признак, и по просьбе педагога воспитанники начинают искать значения данного признака в ближайшем окружении;

2 этап: Уточняются представления детей о понятиях «имя признака, значение

имени признака»;

3 этап: Появление схематического изображения имени признака. Размещение

схемы имени признака в игровом пособии «Познавайкин мир»;

4 этап: Самостоятельное определение детьми значения имени признака в окружающем мире.

Например: «Волшебная карточка — цвет» — спрашивает у объекта, какого он цвета? «Карточка формы» — какой он формы? Все эти вопросы идут от самой карточки

Ознакомление с именами признаков осуществляю в ходе игровых тренингов.

Для проведения игровых тренингов необходимо подготовить карточки с изображением имён признаков.

Практическая часть

Игровой тренинг «Карусель признаков» с воспитателями.

Цель: закрепление имен признаков.

Ход: Пособие представляет собой круг из ткани или клеенки, на котором расположены по краю 17 кругов для значков признаков и в центре 1 круг для объекта.

Проводится с подгруппой детей. Воспитатель предлагает 3-4 детям встать по кругу, выбрать объект и начинает считать: 1,2,3-беги. (дети бегут по кругу, вокруг пособия.)

Воспитатель::1,2,3- замри.
(Дети останавливаются)
. Перед каждым ребенком находится карточка-значок
признака, при условии если знакомы с 17 признаками (выкладываются столько значков, сколько знают)
. По очереди дети называют значок
признака и характеризует по нему выбранный объект.Например: Воспитатель: Оля, Петя, Маша выходят. Оля выбери объект. (Оля Выбирает виноград и кладет его в центр.)
1,2,3- беги. 1,2,3-замри. (Оля говорит : у меня
признак температура. Какой виноград по признаку температура?- теплый. Петя говорит: у меня признак влажность Какой виноград по признаку влажность? — сухой снаружи,внутри сочный.Маша говорит: У меня признак количество. Сколько винограда?- кисть одна, а ягод много.)
Педагогической наукой определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование — уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).

Поэтому в игровой деятельности с детьми группы активно используются игры на формирование умения выявлять функции объекта, определять линии развития объекта, выявлять над-системные и под-системные связи, классифицировать объекты и сравнивать системы.

«Что Умеет Делать?» , » Чем Был — Чем Стал» , «Раньше-Позже», «Паровозик» ,»Где Живет?» ,
«Волшебный Светофор» , «Хорошо-Плохо» ,«Маша-Растеряша»,«Раз, Два, Три, Ко Мне Беги!», «На Что Похоже», «Теремок», «Все В Мире Перепуталось»
Организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя — четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии “Волшебной дорожки”. Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. С 3,5 лет полезно помещать «героя» на границу разных показателей (значений признака).

Пр.: попал зайчик на границу дорожек – стоит и на зелёной дорожке, и на красной. Какого цвета он стал?

Практическая часть. Игра «Теремок» с воспитателями.

Правила игры

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?».

Примечание:

В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».

Игра «Раз, два, три, ко мне беги!»с воспитателями.

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему.

Ход игры:

«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте. «Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!», «Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!»

3.Заключение.

В заключение, можно сказать, что, несмотря на трудности, работа с базовыми моделями дает положительные результаты при формировании познавательных способностей детей младшего возраста. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают способы познания значений признаков через анализаторы; обобщают значения имен признаков, присваивая им имя, группируют предметы по признакам, узнают по описанию. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей. Работу по системе ТРИЗ считаю важной, интересной и необходимой.

В ТРИЗ-педагогике создан достаточно обширный фонд тренингов, приёмов, методик, позволяющих развить у ребёнка способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, а в старшем возрасте целенаправленно преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера из разных областей знаний и деятельности людей.

Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми своих групп. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга. Воспитывая и обучая своего ребенка руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»

4.Рефлексия.

Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю оценить егопродуктивность. Перед вами «Волшебное дерево»

-Если вам понравилось, информация интересная, масса впечатлений и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко.

-Если чего- тот не хватило, было интересно, но обременительно, прикрепите цветок.

-Если вам было не интересно, безразлично, информация бесполезная, то прикрепите листок.

Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях,

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Картотека игр по технологии ТРИЗ первая младшая группа

Авторская разработка воспитатель: Ткаченко Е.А.

1. Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука»

(Мячики по рельефу)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «рельеф» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Рельеф.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке мячики.

Давайте, определим какой мячик по рельефу?

Д: (гладкий), (колючий).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик.

Спасибо ребята!

2. Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука»

(Платочек)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «влажность» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Влажность.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке платочки.

Давайте, определим какой платочек по влажности?

Д: (сухой), (мокрый, влажный).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек.

Спасибо ребята!

3. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Маша и её тарелочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки.

Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету?

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки.

Спасибо ребята!

4. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Цветочки и бабочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

Развивать наблюдательность;

Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету.

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки.

Спасибо ребята!

5. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Как петушок себе цвет подбирал).

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт).

Д: Дети здороваются с ним, знакомятся.

В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний).

Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке».

Д: Дети называют цвета, живущие на этой дорожке.

В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет.

Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета.

Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей.

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки).

В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.

Следующая >

Технологические карты для закрепления имен признаков через творчество Агнии Львовны Барто

Технологические карты для детского сада для закрепления имен признаков Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики и которые проявляются в различных видах деятельности. В этот возраст появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Цели ТРИЗ — не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Одним из инструментов в реализации технологии ТРИЗ является методический комплекс Сидорчук Т.А. «Я познаю мир», направленный для решения задач дошкольного образования, в контексте современного законодательства. Работая по этому методическому комплексу при знакомстве дошкольников в творчеством Барто А.Л. создала технологические карты по закреплению имен признаков. Суть этих карт состоит в том, что на сначала дети рассматривают технологическую карту и находят имя признака, изображенного в центре карты, затем разглядывая иллюстрации к стихотворениям, называют где именно «спряталось» это имя признака.

Воспитатель: Мячик, какой ты по влажности? Дети: Мячик по признаку влажности мокрый Воспитатель: Мячик, какой ты по форме? Дети: Мячик по признаку формы круглый Воспитатель: Мячик, какой ты по цвету? Дети: Мячик по признаку цвета разноцветный Воспитатель: Мячик, какой ты по размеру? Дети: Мячик по размеру маленький. Для деток, умеющих находить одно имя признака в произведениях А. Барто, можно предложить задания сложнее. Например, найди все «спрятавшиеся» имена признаков и назови их. Поиск причинно-следственных связей. Дети: Пошел дождь – поэтому зайчик стал мокрым. Дети: Зайчик мокрый – потому что по признаку температуры он холодный. Дети: Мячик упал в речку – поэтому стал мокрый. Дети: Таня уронила мячик в речку – поэтому плачет. Дети: Мячик круглый – поэтому укатился в речку. Дети: Бычок может упасть с досочки – поэтому вздыхает. Дети: Кораблик плывет по речке – поэтому он мокрый. Дети: Кораблик мокрый – поэтому он холодный. И так далее.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова «Подснежник»

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)

Игра «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)

Цель:

формирование понятия значимости анализаторов.

Задачи:

  • сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира;
  • дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (анализаторов).

Описание игры

Дети, посмотрите, кто у меня в конверте: гусеницы — помощницы. Что на них изображено (глаз, рука, нос, язык, уши). Возьмите по одной гусенице, расскажите, кому какая помощница — гусеница досталась. Дети выбирают гусеницу и отвечают

(у меня глаза, глаза смотрят, а умная голова видит и понимает признаки объекта;

руки трогают, а голова понимает признаки объектов;

уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков;

язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов;

нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов).

А сейчас возьмите для своих гусениц – помощниц знаки с именами признаков (температура, запах, вкус, цвет, звук) и объясните, почему выбран именно этот знак имени признака (я выбрал звук, потому что помощники – уши и т. д.)

Сейчас мы будем исследователями, а помощники будут помогать.

Заранее готовятся коробочки — сюрпризы для исследования объектов по всем пяти анализаторам. На крышке коробочки наклеены знаки с именами признаков.

В первую

помещены объекты с именем признака
«вкус
» – контейнеры с кусочками шоколада, моркови, апельсина, чеснока, лимона, салфетки и индивидуальные вилочки. Дети с закрытыми глазами кушают продукт, угадывают его и называют какой он по вкусу (шоколад по вкусу сладкий и т.д.)

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

Во вторую

— объекты с именем признака «
запах»
(непрозрачные баночки с отверстиями, чтобы можно было понюхать, что там находится (кофе, чеснок, апельсин, огурец, лук). Дети нюхают и отгадывают, что там находится.

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

В третью

— объекты с именем признака
«звук»
(погремушка — гремит, свисток – свистит, молоток – стучит, бумага – шуршит, колокольчик — звенит). Дети пробуют, какие звуки могут издавать объекты и называют.

Какой помощник помогал? Справился он с заданием?

В четвертую

— объекты с именем признака «
температура» и «цвет
» (баночки с разным цветом крышек; в баночки налита вода горячая, холодная, ледяная). Сначала исследуется имя признака «цвет». Дети называют цвет крышечек. Затем детям предлагается исследовать температуру баночек, и назвать какие же баночки по температуре (баночка с красной крышкой по температуре горячая). Так исследуется содержимое всех коробочек – сюрпризов.

В заключение игры детям предлагается набор карточек с объектами, из которых они собирают остальные части своих гусениц. Когда гусеницы собраны, дети объясняют свой выбор (у меня помощники – глаза, признак объекта – цвет, я выбрал радугу и краски и т.д.)

Авторская разработка картотеки игр по технологии Триз для первой младшей группы

1. Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука»

(Мячики по рельефу)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «рельеф» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Рельеф.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке мячики.

Давайте, определим какой мячик по рельефу?

Д: (гладкий), (колючий).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик.

Спасибо ребята!

2. Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука»

(Платочек)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «влажность» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Влажность.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта?

Д: Рука.

В: Смотрите в коробочке платочки.

Давайте, определим какой платочек по влажности?

Д: (сухой), (мокрый, влажный).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов?

Д: Рука.

В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек.

Спасибо ребята!

3. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Маша и её тарелочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки.

Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету?

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки.

Спасибо ребята!

4. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Цветочки и бабочки)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Развивать наблюдательность; Познакомить детей младшего дошкольного возраста с признаком «цвет» и его значениями;

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету.

Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая).

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки.

Спасибо ребята!

5. Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза»

(Как петушок себе цвет подбирал)

Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза.

Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход игры:

В: Ребята, какой признак изображён на коробочке?

Д: Цвет.

В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта?

Д: Глаза.

В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт).

Д: Дети здороваются с ним, знакомятся.

В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний).

Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке». Д: Дети называют цвета, живущие на этой дорожке.

В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет.

Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета.

Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей.

В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов?

Д: Глаза.

В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки).

В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]