Конспект занятия по аппликации на тему: «ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД» (коллективная работа) Старшая группа


Особенности подготовки и проведения занятия по аппликации «Хоровод»

Планируя занятие по аппликации в подготовительной группе ДОУ, воспитатель руководствуется требованиями программы, а они для детей этого возраста достаточно высоки.

Требования программы к умениям и навыкам детей

Согласно примерной образовательной программе «Истоки», разработанной в соответствии с ФГОС, дети седьмого года жизни:

  • создают произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость (коллажи, панно, фризы, афиши, стенные газеты, иллюстрации, открытки, пригласительные билеты, закладки), действуя индивидуально или в сотворчестве с другими людьми (детьми и взрослыми);
  • продолжают осваивать новые способы криволинейного вырезания: симметричное, парносимметричное, ленточное, силуэтное (по нарисованному или воображаемому контуру), накладная аппликация для получения многоцветных образов, прорезной декор для изготовления ажурных изделий (снежинка, вазон, салфетка, штора, одежда для кукол, маски и декорации для театральных постановок);
  • свободно комбинируют освоенные способы, сочетают технику аппликации с различными приёмами декоративного рисования, художественного конструирования, детского дизайна.

Варианты тем

При правильной подготовке и организации аппликация на тему «Хоровод» даёт педагогу осуществить значительное количество перечисленных задач.

Хоровод можно не только станцевать, но и сделать в виде аппликации

Начинается планирование, как известно, с выбора темы. «Праздничный хоровод» в сознании многих взрослых ассоциируется с Новым годом, но те, кто работает с малышами, знают, что такие аппликации можно приурочить к любому поводу, учитывая то, что хоровод — это массовый обрядовый танец, который у древних славян сопровождал любой праздник.

Хоровод — это своеобразный символ красоты — красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой. Основное построение хоровода — круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут своё начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца.

Александр Морган

Статья «Славянская культура. Хоровод»

Тематика аппликации может быть разной, в частности:

  • «Хоровод дружбы», приуроченный ко Дню народного единства;
  • «Весенний», знаменующий собой начало весны;
  • «Осенний» — в честь праздника урожая;
  • «Радужный», который уместен при изучении цветов народных костюмов;
  • «Новогодний» в преддверии зимних каникул;
  • «Именинный»;
  • фантазийный (кукол, лесных зверят, снеговиков, рыбок, ёлочек, то есть персонажей, которые могут участвовать только в воображаемом хороводе).

Фотогалерея: варианты аппликации «Хоровод» (праздничный, дружбы, русских красавиц и т. д.)


Коллаж «Хоровод дружбы» познакомит ребят с культурой других стран


Аппликация «Хоровод русских красавиц» познакомит детей с национальным костюмом


Хоровод ёлочек изготовлен в ленточной технике


Для создания хоровода можно использовать и картинки коллажа


Чем меньше размер фигурки, тем сложнее эту фигурку «одеть», «раздеть»


Хоровод не всегда подразумевает человечков, это могут быть лучики солнца


Хоровод зайчиков у ёлки можно сделать с помощью ватных дисков


Аппликация «Новогодний хоровод» с элементами квиллинга и мозаики — отличный вариант для открытки


Аппликация «Хоровод снеговиков» с элементами бумагопластики развивает пространственное мышление

Коллективная или индивидуальная форма работы: когда применять

Работа с аппликацией может быть как индивидуальной, так и коллективной. Воспитатель выбирает форму в зависимости от:

  • уровня подготовленности детей (если есть слишком медлительные или неуспевающие в плане обучения ребята, то удобнее сделать групповую работу, чтобы каждый смог проявить себя в меру своих способностей и при этом конечный результат и по времени, и по качеству «не пострадал»);
  • повода для выполнения аппликации (если работа — результат изучения какой-то темы, то лучше выбрать индивидуальную — так легче проследить образовательные результаты каждого малыша; если аппликация готовится для стенда, то форма также должна быть индивидуальной, чтобы мамы и папы видели плоды творения рук своего чада);
  • техники выполнения работы (если с ленточной аппликацией или коллажем дети справятся и самостоятельно, то аппликация с элементами оригами, квиллинга, мозаики требует гораздо больше времени и усилий, а значит, проще выполнить её всем вместе);
  • времени, которое выделено на конкретное занятие календарно-тематическим планированием (так, аппликации с комбинацией техник выполнения быстрее делать коллективно, чтобы уложиться в одно занятие). Большую ценность для воспитания чувства товарищества, умения договариваться о разделении объёма работы и планировать результат имеет работа в парах. Тема «Хоровод» довольно сложная, работа в парах принесёт результат, если дети уже научились такому виду сотрудничества на более простых («Цветы на лугу», «Зимний город»).

Работа в паре воспитывает у дошкольников чувство товарищества и взаимопомощи

Поскольку аппликация проводится в подготовительной группе и результатом согласно программных требований должно стать имеющее художественную ценность произведение, оптимальным вариантом будет коллективная (изготовленная всей группой или в подгруппах по 5–6 человек) работа с комбинированием техник и материалов.

Уровень сложности и техника выполнения аппликации

Чем чаще ребята занимаются аппликацией, тем больше техник можно комбинировать для выполнения «Праздничного хоровода»

Поскольку речь идёт о детях 6–7 лет, имеющих представление о работе с тканью, крупой, то классическую бумажную аппликацию можно разнообразить комбинацией 2–3 техник выполнения. Тем самым усложняется задача, но и конечный результат получается гораздо более оригинальным.

Техники изготовления аппликации:

  • Накладная. Простое накладывание фигур, вырезанных из бумаги самостоятельно или по шаблону, в подготовительной группе может быть усложнено приданием объёма, то есть элементы хоровода не приклеиваются полностью, а загибаются и фиксируются на фоне только в местах сгиба.
  • Ленточная. Ребёнок вырезает фигурки водящих хоровод из полоски бумаги (приблизительно 30 на 15 см) и наклеивает на фон.
  • Симметричная. Фигурки вырезаются по шаблону из согнутого пополам листа бумаги и украшаются декором (одежда, причёска наклеивается сверху).
  • Модульная. Участники хоровода изображаются при помощи готовых геометрических фигур.
  • Квиллинг. Скрученными из узких полос бумаги деталями (снежинками, осенними листочками, солнышком и облаками) украшают уже готовую работу.
  • Обрывная. В этом случае силуэты оформляются маленькими кусочками цветной бумаги. Для подготовительной группы эта техника должна дополняться другими, более сложными видами работы. Например, сочетанием с тканевыми элементами или оригами.
  • Коллаж. Обожаемый детьми вид аппликации. В этом случае используются или готовые вырезки из журналов, открыток или же дети заранее рисуют фигурки танцующих в хороводе, наклеивают на фон и украшают работу согласно теме.

Для декорирования одежды персонажей можно использовать нитки, конфетти, гофрированную бумагу, фантики от конфет. Прекрасно смотрится в аппликации ткань. Этим материалом можно декорировать костюмы фигурок или сделать из неё окружающие хоровод элементы (деревья, траву, облака, солнце). Готовить детали из ткани следует заранее, так как она трудна в обработке ножницами.

Одежду человечкам в хороводе можно изготовить из конфетных обёрток

Дополняют аппликацию и рисованием. Карандашами, красками или фломастерами можно нарисовать черты лица и узоры на одежде (когда в хороводе используются фигурки людей), мордочки зверят, блики лучей, траву, облака, новогодние бусы и гирлянды.

Подготовка фона аппликации

Выбор фона для аппликации зависит от техники самой работы. Если это будет простая ленточная аппликация с линейным размещением элементов, фон делают более насыщенным и ярким, продумывают, какими дополнительными изображениями его украсят. Эти детали (солнце, облака, деревья и прочее) должны быть сделаны заранее, поскольку не входят в содержание занятия.

Например, берёзки и ёлочки, выполненные в техники оригами, целесообразно изготовить на занятии конструированием из бумаги.

Планируя аппликацию, на которой хоровод расположен по кругу, воспитатель должен позаботиться о размере фона и о том, чем заполнить центр. Водить осенний хоровод логично вокруг корзины с дарами полей и садов, весенний хоровод традиционно устраивался вокруг берёзки с лентами (можно использовать готовые тонкие ленты, они превосходно смотрятся и оживляют композицию). Центром хоровода дружбы обычно выбирают земной шар, а новогодний можно водить вокруг ёлки или Деда Мороза со Снегурочкой.

Корзина с дарами осени послужит прекрасным центром для осеннего хоровода

Фон может быть изготовлен из:

  • ткани (достаточно плотной, однотонной или с мелким ненавязчивым рисунком);
  • силуэтов фигур (звёзд, прорезей и пр.), наложенных на цветную подложку;
  • крупы (такие аппликации смотрятся очень оригинально, однако требуют особой аккуратности выполнения, так как нужно сначала приклеить хоровод, а уже потом засыпать крупу, не задевая фигуры);
  • конфетти (эта подложка очень яркая, так что сам хоровод должен быть однотонным и тёмным);
  • обоев неярких тонов, с мелким неброским принтом;
  • наклеек или вырезанных картинок (такой коллаж очень симпатично смотрится на фоне однотонного хоровода).

Заслуживает внимания фон в технике монотипии (отпечатка нанесённой на плёнку или пластик краски).

Фон в технике монотипии дети могут изготовить вместе с воспитателем

Очаровательно смотрятся выполненные по мокрой бумаге акварельные фоны, они особенно подходят для сезонной тематики (весенний, осенний хоровод). Дети смогут самостоятельно изготовить их, нанеся на лист плотной бумаги сначала воду, а потом краску (губкой). Когда бумага высохнет, её проглаживают утюгом.

С оформлением акварельного фона дошкольники вполне справятся сами

Как мотивировать детей к изготовлению аппликации «Весёлый хоровод»

Даже прогулки и обучение ходить «гуськом» могут стать стимулом для выполнения аппликации на занятии

От того, как будут мотивированы ребята на задание, зависит не только конечный результат, то есть готовый хоровод, но и ход всего занятия. Поскольку тема очень обширна, то и приёмы можно использовать разные, а если время позволяет, то и комбинировать их.

Отличной мотивацией будут:

  • рассказы о празднике, к которому приурочена аппликация. Например, День народного единства, который стал поводом для торжества с 2005 года, то есть мы все свидетели того, как календарь пополнился новым государственным праздником);
  • воспоминания о празднике в детском саду, предложение изобразить его на занятии;
  • описания правил ведения хоровода (участники могут держать друг друга за руки, платок, пояс, хотя в некоторых культурах не принято открыто держаться за руки, а также то, что ведущий хоровода называется «хороводница», а фигуры хоровода называются «круг», «карусель», «корзинка», и т.д);
  • рассматривание книг или журналов с изучаемыми элементами хоровода (такие вырезанные картинки можно использовать в качестве фона или части коллажа);
  • рассказы об истории возникновения хороводных танцев (как способ отметить тот или иной этап трудовой деятельности человека);
  • приход в гости забавных персонажей (Петрушка, Мишка, Матрёшка), которые просят детей помочь им устроить весёлый хоровод с друзьями;
  • песни, которые не только развлекают детей, но и заставляют по-другому посмотреть на их смысл (например, «Каравай-каравай»);
  • стихотворения;
  • показ иллюстраций. Они непременно должны быть красочными, запоминающимися, привлекающими внимание, со знакомыми и любимыми детьми персонажами.

Использование красочного иллюстративного материала заинтересует детей

Стихотворных произведений о хороводах сложено очень много. Педагог должен прочесть стихотворение с соответствующей мимикой, радостно, создавая праздничное настроение.

  • Собрались все тучки в кучку И друг другу дали ручку, Заслонили небосвод, Дружно водят хоровод. Но их ветер разгоняет, Хоровод водить мешает. Видно, ветер очень злой, Плачут тучки по одной. Хороводу — не водиться – С неба капает водица. Слёзы тучек велики – На асфальте — ручейки. Плачут тучки свысока, Превращаясь в облака. Т. Керстен
  • Флейта ласково поёт, Мышки водят хоровод. Музыка, луна, река Убаюкали кота. В тишине ночной они Танцевали до зари. А. Кузнецов
  • Как всегда, на Новый год Начинаем хоровод! Ну — ка, дети, стали кругом, Пригласив с собой друзей, Взяли за руки друг друга, Улыбнулись веселей! Громче, громче топни ножкой! Делай два шага вперёд, Стали, хлопнули в ладошки, А потом наоборот! Шаг назад! Всем повернуться! Не забыли улыбнуться? Хлопнул, подал руку другу, И пошли, пошли по кругу! Веселей вперёд! Вперёд! Кружит вихрем хоровод! Здравствуй! Здравствуй, долгожданный, Наш любимый и желанный, Добрый праздник — Новый год! О. Конаева

Не обязательно читать стихотворение о хороводе,его можно заменить произведением о дружбе, осенних дарах, красоте весенней природы. Это выбор педагога, и зависит он от темы занятия и характера вступительной беседы.

Структура, цели и задачи занятия аппликацией на тему «Хоровод»

Конспект занятия в подготовительной группе рассчитан на 30 минут для реализации поставленных образовательных целей. За это время воспитатель должен «провести» детей по 3 этапам работы:

  • начало — 7 минут (с использованием презентаций, видео, стихов и рассказов об истории возникновения хоровода);
  • основная часть — 18–20 минут с учётом физкультминутки 2–3 минуты (работа над аппликацией, с комментированием каждого действия детей);
  • заключение — 2–3 минуты (подведение итогов, обсуждение работ с детьми).

Основные образовательные цели занятия по аппликации «Праздничный хоровод»:

  • развитие умения вырезать несколько симметричных деталей из сложенной в несколько раз бумаги (если речь идёт о накладной аппликации);
  • работа над точностью движений при вырезании фигуры по контуру (если речь идёт о коллаже);
  • отработка навыка изображать контурные фигуры (если предполагается, что малыши рисуют элементы хоровода или же обрисовывают шаблон из картона).

Кроме этого, дети учатся сочетать цвета, развивают координацию движений глаз и рук, воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор, приучаются работать индивидуально и в группе, привыкают отвечать за работу всей творческой группы.

Задачи будут немного отличаться в зависимости от выбранной техники. Так, при изготовлении аппликации из бумаги особое внимание будет уделено повторению правил безопасного обращения с ножницами, умению сочетать тёплые и холодные оттенки бумаги.

Если поделка с элементами оригами, то к задачам добавляется закрепление навыка складывать детали из бумаги симметрично. Для аппликации с тканевой вставкой ребята должны освоить навык клеить мягкий материал. При работе с обрывками бумаги и крупой детям необходимо воспитывать чувство меры, а также точность приклеивания материала на основу.

Конспекты НОД в подготовительной группе ДОУ

Автор и тема НОДЗадачи и ход занятия
Сильве строва О. «Радужный хороводЦель: Учить детей вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и ещё пополам. Задачи:
  1. Расширять представления детей о народных играх; прививать любовь к Родине, фольклорным традициям.
  2. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений.
  3. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность.
  4. Вспомнить правила безопасного обращения с ножницами.
  5. Воспитывать уверенность в своих силах; аккуратность; усидчивость.

Индивидуальная работа: развивать зрительно-моторные координации, глазомер. Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная. Виды организации: фронтальная, самостоятельная. Оборудование: бумага белая (30 на 15–20 см); цветная и белая бумага для упражнения и вырезания хоровода, аудиозапись «Веснянка» П. И. Чайковского, иллюстрации с изображением хороводных игр. Предварительная работа: беседа и просмотр иллюстраций о цветовом спектре,о хороводных играх на Руси, прослушивание музыки П. И. Чайковского «Веснянка». Ход занятия.

Под музыку дети встают в круг, в руках у каждого цветной прямоугольник. Вопросы вступительной беседы: — Разноцветное коромысло через реку повисло. Что это? (радуга). — Я предлагаю вам построить живую радугу (по сигналу воспитателя дети выстраивают цветовой спектр). — Какое предложение-подсказка помогает нам вспомнить радужные цвета? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан). — Давайте проверим, правильно ли мы построили радугу. Молодцы! Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором выставлены картинки с изображением людей в русских народных костюмах, водящих хоровод: — Что вы видите на этих картинках? (Девушки встали в кружок). — Как вы думаете, что делают люди, изображённые здесь? (Они водят хоровод). — Пришла весна, сошёл снег, девушки радуются солнцу, водят хороводы и поют веснянки. — А какие хороводные игры вы знаете? (ответы детей). Действительно, хороводных игр существует очень много, я предлагаю вам вспомнить одну из них. Подвижная игра «Карусели»: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. — Кто догадался, что мы будем делать сегодня на занятии? (ответы детей). Пояснение порядка выполнения работы. Воспитатель демонстрирует фигурки людей. — Сегодня мы будем вырезать из бумаги вот такой хоровод. — Что нам для этого понадобится? (лист бумаги, ножницы). — Каким образом нужно сложить бумагу, чтобы получился хоровод? (гармошкой). — Расскажите и покажите, как сложить бумагу гармошкой. (один ребёнок рассказывает, другой показывает). — Ребята, чтобы наш хоровод был дружнее, нужно сложить каждую сторону гармошки ещё раз пополам. — А теперь необходимо одной рукой взять нашу «гармошку» за линии сгиба, а в другую взять ножницы и вырезать подол сарафана, руку девушки и половину головы (показ воспитателя). — Как вы думаете, мы справимся с таким интересным заданием? Конечно, справимся, но нужно постараться! (дети проходят за рабочие столы). Инструктаж по работе с ножницами: — Ребята, а кто мне напомнит правила работы с ножницами? (ответы детей). Мы с вами вспомнили приёмы работы с бумагой, приёмы работы с ножницами. Можно приступать к работе, но сначала дадим отдохнуть глазам. Гимнастика для глаз. — Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (дети закрывают глаза). — Наши глазки отдыхают, — Все задания выполняют. — А теперь мы их откроем, — Через речку мост построим. (дети следят глазами за воображаемым мостом, который «строит» педагог, рисуя в воздухе дугу). — Нарисуем букву о, получается легко. (Круговое движение глазами). — Вверх поднимем, глянем вниз, — Вправо, влево повернём, (движения по тексту). — Заниматься вновь начнём. — И пальчики разомнём! (разминают пальцы одной и второй руки). — 1, 2,3,4,5 нам к работе приступать! (сжимают и разжимают кулачки). Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная музыка. Выполнение работы детьми. Индивидуальная работа. Подведение итогов. — Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (вырезали фигуры людей в хороводе) — Покажите, чья работа вам понравилась больше всех и почему. Наш хоровод называется радужным,поэтому на следующем занятии мы оденем наших девушек в цветные сарафаны и косынки. Взято с сайта https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-aplikaci-v-podgotovitel noi-grupe-324072.html

Кальчен ко Г. П. «Весёлый хоровод» (коллективное занятие)Задачи:
  • развивать у детей эстетическое восприятие, воображение, творчество;
  • учить вырезать на глаз симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое (барышню);
  • продолжать учить украшению вырезанного из бумаги изображения;
  • развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений;
  • закрепить знание цветов и их оттенков;
  • продолжать обучение коллективной аппликации, учить обсуждать композицию, выслушивать мнение других детей;
  • учить располагать фигуры в ряд на узкой полосе, прививать аккуратность при наклеивании

Предварительная работа:

  • игры-забавы детей в повседневной жизни с элементами хоровода, вождение хороводов на музыкальных занятиях, рассматривание иллюстрации с изображением хороводов в книгах, на фотографиях;
  • индивидуальная работа с детьми в изоуголках (симметричное вырезание матрёшек, рисование фигуры человека и т. д.);
  • закрепление знаний цветов и оттенков с использованием дидактических игр «Собери букет», «Цветное лото» и др.;
  • рассматривание дидактических таблиц на закрепление знания цветов и их оттенков: «Цветные карандаши», «Платья Золушки» и др.

Материал: дидактические таблицы по цвету и оттенкам: «Платья Золушки», «Цветные карандаши»; барышня «Настя»; «Детский хоровод» (из альбома «Аппликация в детском саду»: дымковские и филимоновские игрушки; бумага белая, цветная прямоугольной формы для вырезания фигуры девочки на каждого ребёнка; карандаши цветные, фломастеры; клей; кисточки; клеёнки; тряпочки; ножницы; заготовки цветной бумаги разных оттенков). Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия (магнитофонная запись). Воспитатель: Сегодня в гости к нам приехала барышня. Зовут её Настя. Посмотрите, дети, в каком она нарядном сарафане. Как вы думаете, почему она в таком красивом наряде? (Настя сегодня именинница). А что мы делаем для именинника с группой? (поем песни, делаем подарки, водим хороводы). Давайте с нашей гостьей тоже поводим хоровод и сделаем ей подарки. Чтобы получился дружный хоровод, что мы с вами сделаем? (возьмёмся за руки). Дети водят хоровод и поют песенку «Как на Настины именины…» Воспитатель: А теперь мы сделаем подарки для Насти. Чтобы не было скучно нашей гостье, вырежем из цветной бумаги ей подружек, наклеим их и подарим Насте «весёлый хоровод». Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть наряд Насти. Платье у Насти длинное, расшито узорами, руки она слегка развела в стороны, на голове — красивый кокошник. А что такое кокошник? (пояснение воспитателя). Воспитатель: Ребята, теперь я вам покажу, как вырезать из цветной бумаги подружек для Насти. Показывая, педагог спрашивает у детей: «Что это за фигура?» (прямоугольник). Воспитатель: Прямоугольник нужно сложить пополам в длину, совмещая ровно уголочки и стороны, провести пальцем по линии сгиба. Линию сгиба листа оставляем в левой руке, справа начинаем вырезать голову, шею и платье куклы (идёт показ педагога). Сначала дети учатся вырезать фигурку куклы из белой бумаги, затем продолжают вырезывание из цветной бумаги. Вырезав фигуру, ребёнок может фломастерами нарисовать барышне лицо и другие детали. Узор для платья вырезается и наклеивается из бумаги темнее или светлее по оттенку, чем сарафан. Воспитатель обращает внимание на свою барышню. Она в синем наряде, украшенном из бумаги светло-голубого оттенка. Дети приступают к работе на своих местах. В ходе работы педагог напоминает детям о необходимости аккуратного вырезывания всей фигуры и деталей, о подборе оттеночной бумаги для узора на сарафане куклы, дорисовке лица и других мелких деталей фломастерами. По мере готовности изображения дети наклеивают своих кукол на основу в ряд на полосе. Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких вы вырезали, наклеили и украсили замечательных подружек для Насти. Все дети по-разному украсили сарафаны куклам. Педагог предлагает детям выбрать подружку Насте, объяснить, почему понравилась именно эта кукла, что особенно в ней кажется красивым. Дав возможность высказаться нескольким детям, воспитатель отмечает общую красоту хоровода и отдельных работ. Воспитатель: Эти куклы встанут в хоровод вокруг Насти. И мы все вместе ещё раз поводим хоровод с нашей гостьей-именинницей и споем ей песенку. Дети водят хоровод и поют песню «Как на Настины именины…» Воспитатель (обращаясь к детям): Настя всех вас, ребята, благодарит за гостеприимство и на прощанье хочет угостить конфетами. Кукла Настя раздаёт детям угощенье, они благодарят гостью

Как изготовить фон для аппликации «Праздничный хоровод»

Тщательная подготовка фона не менее важна, чем изготовление основных элементов аппликации. В первую очередь необходимо продумать, как будет сочетаться фон с изображением на нём. Если планируется изготовление многоцветного, красочного хоровода, то фон для него следует выбрать пастельных тонов с минимумом дополнительных украшений. Если же фигурки в хороводе хотят сделать схематическими, одно-двухцветными, то уместен яркий, насыщенный фон с крупными, броскими элементами (солнце, новогодняя ель, земной шар). В любом случае не стоит перегружать работу декорированием, поскольку мы не только закрепляем навыки и умения детей, но и воспитываем у дошкольников чувство меры и художественный вкус.

Необычные, сказочные фоны получаются, если использовать технику набрызга гуашью по тёмной бумаге

В качестве фона можно использовать:

  • Обои с рисунком и однотонные.
  • Плотную ткань неброской расцветки, в неяркую клетку, полоску.
  • Бумагу с дополнительным нанесением краски набрызгом, штампами, валиком, тонированием по мокрому, оттиском с окрашенного гуашью или акварелью полиэтилена (монотипия).

В подготовку фона входит изображение второстепенных элементов (деревьев, домов, солнца, облаков и т. п.) Этому можно посвятить время во второй половине дня, отведённое на самостоятельную изобразительную деятельность. Дети принимают в подготовке непосредственное и активное участие, некоторые виды работ можно доверить им полностью, такие как тонирование по мокрой бумаге губками и акварелью, рисование карандашами, штампами, процарапывание по окрашенному гуашью картону.

Украшение фона монотипией — сложный процесс, но результат всегда радует и завораживает, создаёт настроение праздника

Примеры изготовления аппликаций с алгоритмами действий

Для начала рассмотрим модель праздничного хоровода, при изготовлении которой не нужен фон.

Аппликация с элементами декоративного рисования «Хоровод дымковских барышень»

Для этой аппликации нам потребуются акварельные краски и белая бумага. Хоровод такого типа, как правило, является индивидуальной работой.

Инструкция:

  1. Воспитатель распечатывает на листе одну фигуру барышни.
  2. Ребята складывают лист так, чтобы получилась гармошка из 4 частей с матрёшкой на верхнем. Край платья куколки должен совпадать со сгибом.
  3. Вырезают фигурки.
  4. С помощью кусочков скотча фигурки крепятся с обратной стороны за юбочки.
  5. Краской наносятся узоры на платья и кокошники.

Хоровод дымковских барышень состоит из индивидуально выполненных фигурок

Аппликация «Хоровод дружбы»

В этой аппликации можно использовать и индивидуальную, и групповую формы работы. Так, если дети работают над хороводом не одно, а 2 занятия, то на первом из них малыш делает заготовку фигурок (8 штук), на втором — одежду человечкам. Если же на эту аппликацию по плану выделено одно занятие, то лучше, чтобы малыши работали коллективно, выполняя, например, по 4 фигурки, но сразу занимаясь и «одеванием» своих персонажей.

Аппликацию «Хоровод дружбы» можно приурочить ко Дню народного единства

Аппликация выполняется из цветной бумаги, но её сложность заключается в том, что детям нужно будет отдельно вырезать одежду для фигурок.

Инструкция:

  1. «Ребята, сложите лист пополам вдоль длинной стороны».
  2. «Теперь сделайте гармошку, чтобы получилось 3 сгиба».
  3. «Я раздам вам фигурку, которую мы приложим на заготовку и вырежем».
  4. Дети выполняют задание, получают 8 деталей.
  5. «Теперь разложим отдельные фигурки, капнем клей на их ладошки и склеим между собой человечков так, чтобы они образовали круг».
  6. Малыши берут по нескольку цветных прямоугольников, складывают их вместе, на верхнем рисуют контур платья/кофты/юбки/брюк и вырезают.
  7. «Ребята, давайте приклеим одежду на фигурки».
  8. «Из остатков цветной бумаги вырежем по паре небольших кругов — это обувь для наших человечков».
  9. Воспитатель предлагает расположить хоровод вокруг заготовки земного шара с очертаниями географической карты (эту заготовку целиком делает взрослый).

Хороводы могут располагаться горизонтально в линию, горизонтально в круг (как это было описано выше), вертикально в линию и вертикально в круг.

Аппликация из ткани и бумаги «Дети в хороводе»

Этот вариант групповой аппликации усложнён тем, что некоторые элементы одежды у фигурок выполнены из ткани.

Инструкция:

  1. Дети вырезают из сложенного гармошкой листа А4 3 фигурки людей (очертания наносит воспитатель).
  2. Фломастерами рисуют фигуркам черты лица.
  3. Взрослый предлагает малышам детали из ткани, которые нужно наклеить на человечков.
  4. Берут нитки, складывают в 2–3 раза и приклеивают в качестве волос.
  5. Для подложки воспитатель делает поляну из зелёной ткани, в качестве цветов могут выступать объёмные элементы, выполненные в технике квиллинг.

    Одежда детей в хороводе может быть изготовлена из ткани

Фотогалерея: варианты расположения фигур в хороводе


Самый удобный способ вертикального размещения фигурок в линии — это наклеить их на плотную основу


Вертикальные фигуры в аппликации удобно скреплять скотчем — тогда их можно располагать и в линию, и в круг


Пример составления общей круговой работы из индивидуальных линейных


Вариант кругового хоровода матрёшек с элементами бумагопластики

Фотогалерея: образцы схем и шаблонов по теме


Схема изготовления аппликации «Хоровод снеговиков»


Схема аппликации «Хоровод Петрушек и Матрёшек»


Шаблон снеговиков для ленточного вырезания


Шаблон «Лесные зверята танцуют»

Самоанализ и оценка работы на занятии

Дети в подготовительной группе каждое занятие обязательно должны давать оценку собственным действиям. При обучении в школе элементы самоанализа на уроке будут для них не новым, а привычным и естественными видом деятельности. В качестве вопросов для рефлексии можно предложить:

  • Что тебе удалось на занятии?
  • Что не получилось?
  • Хочешь, я помогу тебе исправить ошибку?
  • Тебе понравилось занятие?
  • За что тебя на этом занятии можно похвалить?
  • Ты был сегодня молодцом? (Обязательно убедить ребёнка в положительном ответе. Каковы бы ни были реальные результаты деятельности дошкольника на занятии, он всегда молодец и умница, это нужно подчеркнуть и закрепить в сознании каждого воспитанника).

Успешная деятельность стимулирует дошкольников к новым исследованиям и открытиям

Разумеется, воспитатель корректирует ход оценочной деятельности так, чтобы все дети в итоге почувствовали себя комфортно, испытали радость от деятельности на занятии и удовлетворение от её результата. Создание «ситуации успеха» стимулирует детей заниматься новыми видами деятельности с интересом и воодушевлением.

Видео: хороводная песня «Мы матрёшки»

Мотивация дошкольников к занятию

Обычно тема праздников не оставляет детишек равнодушными, но чтобы расширить их кругозор и повысить познавательную активность, воспитателю следует использовать интересную информацию, к примеру, рассказать о традициях празднования Нового года, праздника урожая в старину, в других странах.

Кроме того, целесообразно использовать следующие приёмы:

  • Обращение к опыту детей. Подготовишки охотно вспомнят прошедшие праздники, поделятся впечатлениями от них, от изменений в природе осенью и весной, расскажут о своём участии в сборе урожая, весенних прогулках, утренниках, народных гуляниях. Такие воспоминания послужат стимулом к изобразительной деятельности.
  • Чтение литературных произведений, фольклора, беседа по их содержанию. Существует множество стихотворений, хороводных и обрядовых песен, которые будут интересны будущим школьникам, и аппликацию можно выполнить по их мотивам.

    Беседы о хороводе — ещё один повод привлечь внимание детворы к замечательным традициям народа

  • Постановка общественно полезной цели. Психология старших дошкольников отличается от младшего возраста тем, что детям уже недостаточно просто рисовать и клеить, им хочется, чтобы их произведения имели практическую пользу. Если педагог не просто предложит детям изготовить композицию, а подаст идею украсить ею раздевалку, холл детского сада, приготовить красочное панно в подарок младшим воспитанникам, ребята воспримут это с большим воодушевлением и проявят куда большее старание и заинтересованность, чем обычно. Естественно, работа должна быть использована именно так, как было объявлено детям.
  • Сюрпризный или игровой момент. В группу приходит посылка, в ней — детали народных костюмов. Детям предлагают нарядиться в них и разучить старинную хороводную игру. К примеру, «Заинька серенький», «Аленький цветочек». Шумные и очень подвижные игры на мотивационном этапе нецелесообразны, поскольку после них дети возбуждены, их внимание рассеяно.
  • Приход персонажа, который сначала предлагает изготовить аппликацию, а потом играет с детьми в хороводную игру (можно и высокой подвижности).
  • Показ иллюстраций, репродукций картин, слушание народных хороводных песен в аудиозаписи.

Дошкольников можно ознакомить с картиной, на которой в хороводе участвуют и взрослые, что значительно расширит представление о старинных обрядах и забавах

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]