Особенности подготовки и проведения занятия по аппликации «Хоровод»
Планируя занятие по аппликации в подготовительной группе ДОУ, воспитатель руководствуется требованиями программы, а они для детей этого возраста достаточно высоки.
Требования программы к умениям и навыкам детей
Согласно примерной образовательной программе «Истоки», разработанной в соответствии с ФГОС, дети седьмого года жизни:
- создают произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость (коллажи, панно, фризы, афиши, стенные газеты, иллюстрации, открытки, пригласительные билеты, закладки), действуя индивидуально или в сотворчестве с другими людьми (детьми и взрослыми);
- продолжают осваивать новые способы криволинейного вырезания: симметричное, парносимметричное, ленточное, силуэтное (по нарисованному или воображаемому контуру), накладная аппликация для получения многоцветных образов, прорезной декор для изготовления ажурных изделий (снежинка, вазон, салфетка, штора, одежда для кукол, маски и декорации для театральных постановок);
- свободно комбинируют освоенные способы, сочетают технику аппликации с различными приёмами декоративного рисования, художественного конструирования, детского дизайна.
Варианты тем
При правильной подготовке и организации аппликация на тему «Хоровод» даёт педагогу осуществить значительное количество перечисленных задач.
Хоровод можно не только станцевать, но и сделать в виде аппликации
Начинается планирование, как известно, с выбора темы. «Праздничный хоровод» в сознании многих взрослых ассоциируется с Новым годом, но те, кто работает с малышами, знают, что такие аппликации можно приурочить к любому поводу, учитывая то, что хоровод — это массовый обрядовый танец, который у древних славян сопровождал любой праздник.
Хоровод — это своеобразный символ красоты — красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой. Основное построение хоровода — круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут своё начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца.
Александр Морган
Статья «Славянская культура. Хоровод»
Тематика аппликации может быть разной, в частности:
- «Хоровод дружбы», приуроченный ко Дню народного единства;
- «Весенний», знаменующий собой начало весны;
- «Осенний» — в честь праздника урожая;
- «Радужный», который уместен при изучении цветов народных костюмов;
- «Новогодний» в преддверии зимних каникул;
- «Именинный»;
- фантазийный (кукол, лесных зверят, снеговиков, рыбок, ёлочек, то есть персонажей, которые могут участвовать только в воображаемом хороводе).
Фотогалерея: варианты аппликации «Хоровод» (праздничный, дружбы, русских красавиц и т. д.)
Коллаж «Хоровод дружбы» познакомит ребят с культурой других стран
Аппликация «Хоровод русских красавиц» познакомит детей с национальным костюмом
Хоровод ёлочек изготовлен в ленточной технике
Для создания хоровода можно использовать и картинки коллажа
Чем меньше размер фигурки, тем сложнее эту фигурку «одеть», «раздеть»
Хоровод не всегда подразумевает человечков, это могут быть лучики солнца
Хоровод зайчиков у ёлки можно сделать с помощью ватных дисков
Аппликация «Новогодний хоровод» с элементами квиллинга и мозаики — отличный вариант для открытки
Аппликация «Хоровод снеговиков» с элементами бумагопластики развивает пространственное мышление
Коллективная или индивидуальная форма работы: когда применять
Работа с аппликацией может быть как индивидуальной, так и коллективной. Воспитатель выбирает форму в зависимости от:
- уровня подготовленности детей (если есть слишком медлительные или неуспевающие в плане обучения ребята, то удобнее сделать групповую работу, чтобы каждый смог проявить себя в меру своих способностей и при этом конечный результат и по времени, и по качеству «не пострадал»);
- повода для выполнения аппликации (если работа — результат изучения какой-то темы, то лучше выбрать индивидуальную — так легче проследить образовательные результаты каждого малыша; если аппликация готовится для стенда, то форма также должна быть индивидуальной, чтобы мамы и папы видели плоды творения рук своего чада);
- техники выполнения работы (если с ленточной аппликацией или коллажем дети справятся и самостоятельно, то аппликация с элементами оригами, квиллинга, мозаики требует гораздо больше времени и усилий, а значит, проще выполнить её всем вместе);
- времени, которое выделено на конкретное занятие календарно-тематическим планированием (так, аппликации с комбинацией техник выполнения быстрее делать коллективно, чтобы уложиться в одно занятие). Большую ценность для воспитания чувства товарищества, умения договариваться о разделении объёма работы и планировать результат имеет работа в парах. Тема «Хоровод» довольно сложная, работа в парах принесёт результат, если дети уже научились такому виду сотрудничества на более простых («Цветы на лугу», «Зимний город»).
Работа в паре воспитывает у дошкольников чувство товарищества и взаимопомощи
Поскольку аппликация проводится в подготовительной группе и результатом согласно программных требований должно стать имеющее художественную ценность произведение, оптимальным вариантом будет коллективная (изготовленная всей группой или в подгруппах по 5–6 человек) работа с комбинированием техник и материалов.
Уровень сложности и техника выполнения аппликации
Чем чаще ребята занимаются аппликацией, тем больше техник можно комбинировать для выполнения «Праздничного хоровода»
Поскольку речь идёт о детях 6–7 лет, имеющих представление о работе с тканью, крупой, то классическую бумажную аппликацию можно разнообразить комбинацией 2–3 техник выполнения. Тем самым усложняется задача, но и конечный результат получается гораздо более оригинальным.
Техники изготовления аппликации:
- Накладная. Простое накладывание фигур, вырезанных из бумаги самостоятельно или по шаблону, в подготовительной группе может быть усложнено приданием объёма, то есть элементы хоровода не приклеиваются полностью, а загибаются и фиксируются на фоне только в местах сгиба.
- Ленточная. Ребёнок вырезает фигурки водящих хоровод из полоски бумаги (приблизительно 30 на 15 см) и наклеивает на фон.
- Симметричная. Фигурки вырезаются по шаблону из согнутого пополам листа бумаги и украшаются декором (одежда, причёска наклеивается сверху).
- Модульная. Участники хоровода изображаются при помощи готовых геометрических фигур.
- Квиллинг. Скрученными из узких полос бумаги деталями (снежинками, осенними листочками, солнышком и облаками) украшают уже готовую работу.
- Обрывная. В этом случае силуэты оформляются маленькими кусочками цветной бумаги. Для подготовительной группы эта техника должна дополняться другими, более сложными видами работы. Например, сочетанием с тканевыми элементами или оригами.
- Коллаж. Обожаемый детьми вид аппликации. В этом случае используются или готовые вырезки из журналов, открыток или же дети заранее рисуют фигурки танцующих в хороводе, наклеивают на фон и украшают работу согласно теме.
Для декорирования одежды персонажей можно использовать нитки, конфетти, гофрированную бумагу, фантики от конфет. Прекрасно смотрится в аппликации ткань. Этим материалом можно декорировать костюмы фигурок или сделать из неё окружающие хоровод элементы (деревья, траву, облака, солнце). Готовить детали из ткани следует заранее, так как она трудна в обработке ножницами.
Одежду человечкам в хороводе можно изготовить из конфетных обёрток
Дополняют аппликацию и рисованием. Карандашами, красками или фломастерами можно нарисовать черты лица и узоры на одежде (когда в хороводе используются фигурки людей), мордочки зверят, блики лучей, траву, облака, новогодние бусы и гирлянды.
Подготовка фона аппликации
Выбор фона для аппликации зависит от техники самой работы. Если это будет простая ленточная аппликация с линейным размещением элементов, фон делают более насыщенным и ярким, продумывают, какими дополнительными изображениями его украсят. Эти детали (солнце, облака, деревья и прочее) должны быть сделаны заранее, поскольку не входят в содержание занятия.
Например, берёзки и ёлочки, выполненные в техники оригами, целесообразно изготовить на занятии конструированием из бумаги.
Планируя аппликацию, на которой хоровод расположен по кругу, воспитатель должен позаботиться о размере фона и о том, чем заполнить центр. Водить осенний хоровод логично вокруг корзины с дарами полей и садов, весенний хоровод традиционно устраивался вокруг берёзки с лентами (можно использовать готовые тонкие ленты, они превосходно смотрятся и оживляют композицию). Центром хоровода дружбы обычно выбирают земной шар, а новогодний можно водить вокруг ёлки или Деда Мороза со Снегурочкой.
Корзина с дарами осени послужит прекрасным центром для осеннего хоровода
Фон может быть изготовлен из:
- ткани (достаточно плотной, однотонной или с мелким ненавязчивым рисунком);
- силуэтов фигур (звёзд, прорезей и пр.), наложенных на цветную подложку;
- крупы (такие аппликации смотрятся очень оригинально, однако требуют особой аккуратности выполнения, так как нужно сначала приклеить хоровод, а уже потом засыпать крупу, не задевая фигуры);
- конфетти (эта подложка очень яркая, так что сам хоровод должен быть однотонным и тёмным);
- обоев неярких тонов, с мелким неброским принтом;
- наклеек или вырезанных картинок (такой коллаж очень симпатично смотрится на фоне однотонного хоровода).
Заслуживает внимания фон в технике монотипии (отпечатка нанесённой на плёнку или пластик краски).
Фон в технике монотипии дети могут изготовить вместе с воспитателем
Очаровательно смотрятся выполненные по мокрой бумаге акварельные фоны, они особенно подходят для сезонной тематики (весенний, осенний хоровод). Дети смогут самостоятельно изготовить их, нанеся на лист плотной бумаги сначала воду, а потом краску (губкой). Когда бумага высохнет, её проглаживают утюгом.
С оформлением акварельного фона дошкольники вполне справятся сами
Как мотивировать детей к изготовлению аппликации «Весёлый хоровод»
Даже прогулки и обучение ходить «гуськом» могут стать стимулом для выполнения аппликации на занятии
От того, как будут мотивированы ребята на задание, зависит не только конечный результат, то есть готовый хоровод, но и ход всего занятия. Поскольку тема очень обширна, то и приёмы можно использовать разные, а если время позволяет, то и комбинировать их.
Отличной мотивацией будут:
- рассказы о празднике, к которому приурочена аппликация. Например, День народного единства, который стал поводом для торжества с 2005 года, то есть мы все свидетели того, как календарь пополнился новым государственным праздником);
- воспоминания о празднике в детском саду, предложение изобразить его на занятии;
- описания правил ведения хоровода (участники могут держать друг друга за руки, платок, пояс, хотя в некоторых культурах не принято открыто держаться за руки, а также то, что ведущий хоровода называется «хороводница», а фигуры хоровода называются «круг», «карусель», «корзинка», и т.д);
- рассматривание книг или журналов с изучаемыми элементами хоровода (такие вырезанные картинки можно использовать в качестве фона или части коллажа);
- рассказы об истории возникновения хороводных танцев (как способ отметить тот или иной этап трудовой деятельности человека);
- приход в гости забавных персонажей (Петрушка, Мишка, Матрёшка), которые просят детей помочь им устроить весёлый хоровод с друзьями;
- песни, которые не только развлекают детей, но и заставляют по-другому посмотреть на их смысл (например, «Каравай-каравай»);
- стихотворения;
- показ иллюстраций. Они непременно должны быть красочными, запоминающимися, привлекающими внимание, со знакомыми и любимыми детьми персонажами.
Использование красочного иллюстративного материала заинтересует детей
Стихотворных произведений о хороводах сложено очень много. Педагог должен прочесть стихотворение с соответствующей мимикой, радостно, создавая праздничное настроение.
- Собрались все тучки в кучку И друг другу дали ручку, Заслонили небосвод, Дружно водят хоровод. Но их ветер разгоняет, Хоровод водить мешает. Видно, ветер очень злой, Плачут тучки по одной. Хороводу — не водиться – С неба капает водица. Слёзы тучек велики – На асфальте — ручейки. Плачут тучки свысока, Превращаясь в облака. Т. Керстен
- Флейта ласково поёт, Мышки водят хоровод. Музыка, луна, река Убаюкали кота. В тишине ночной они Танцевали до зари. А. Кузнецов
- Как всегда, на Новый год Начинаем хоровод! Ну — ка, дети, стали кругом, Пригласив с собой друзей, Взяли за руки друг друга, Улыбнулись веселей! Громче, громче топни ножкой! Делай два шага вперёд, Стали, хлопнули в ладошки, А потом наоборот! Шаг назад! Всем повернуться! Не забыли улыбнуться? Хлопнул, подал руку другу, И пошли, пошли по кругу! Веселей вперёд! Вперёд! Кружит вихрем хоровод! Здравствуй! Здравствуй, долгожданный, Наш любимый и желанный, Добрый праздник — Новый год! О. Конаева
Не обязательно читать стихотворение о хороводе,его можно заменить произведением о дружбе, осенних дарах, красоте весенней природы. Это выбор педагога, и зависит он от темы занятия и характера вступительной беседы.
Структура, цели и задачи занятия аппликацией на тему «Хоровод»
Конспект занятия в подготовительной группе рассчитан на 30 минут для реализации поставленных образовательных целей. За это время воспитатель должен «провести» детей по 3 этапам работы:
- начало — 7 минут (с использованием презентаций, видео, стихов и рассказов об истории возникновения хоровода);
- основная часть — 18–20 минут с учётом физкультминутки 2–3 минуты (работа над аппликацией, с комментированием каждого действия детей);
- заключение — 2–3 минуты (подведение итогов, обсуждение работ с детьми).
Основные образовательные цели занятия по аппликации «Праздничный хоровод»:
- развитие умения вырезать несколько симметричных деталей из сложенной в несколько раз бумаги (если речь идёт о накладной аппликации);
- работа над точностью движений при вырезании фигуры по контуру (если речь идёт о коллаже);
- отработка навыка изображать контурные фигуры (если предполагается, что малыши рисуют элементы хоровода или же обрисовывают шаблон из картона).
Кроме этого, дети учатся сочетать цвета, развивают координацию движений глаз и рук, воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор, приучаются работать индивидуально и в группе, привыкают отвечать за работу всей творческой группы.
Задачи будут немного отличаться в зависимости от выбранной техники. Так, при изготовлении аппликации из бумаги особое внимание будет уделено повторению правил безопасного обращения с ножницами, умению сочетать тёплые и холодные оттенки бумаги.
Если поделка с элементами оригами, то к задачам добавляется закрепление навыка складывать детали из бумаги симметрично. Для аппликации с тканевой вставкой ребята должны освоить навык клеить мягкий материал. При работе с обрывками бумаги и крупой детям необходимо воспитывать чувство меры, а также точность приклеивания материала на основу.
Конспекты НОД в подготовительной группе ДОУ
Автор и тема НОД | Задачи и ход занятия |
Сильве строва О. «Радужный хоровод | Цель: Учить детей вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и ещё пополам. Задачи:
Индивидуальная работа: развивать зрительно-моторные координации, глазомер. Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная. Виды организации: фронтальная, самостоятельная. Оборудование: бумага белая (30 на 15–20 см); цветная и белая бумага для упражнения и вырезания хоровода, аудиозапись «Веснянка» П. И. Чайковского, иллюстрации с изображением хороводных игр. Предварительная работа: беседа и просмотр иллюстраций о цветовом спектре,о хороводных играх на Руси, прослушивание музыки П. И. Чайковского «Веснянка». Ход занятия. Под музыку дети встают в круг, в руках у каждого цветной прямоугольник. Вопросы вступительной беседы: — Разноцветное коромысло через реку повисло. Что это? (радуга). — Я предлагаю вам построить живую радугу (по сигналу воспитателя дети выстраивают цветовой спектр). — Какое предложение-подсказка помогает нам вспомнить радужные цвета? (Каждый охотник желает знать где сидит фазан). — Давайте проверим, правильно ли мы построили радугу. Молодцы! Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором выставлены картинки с изображением людей в русских народных костюмах, водящих хоровод: — Что вы видите на этих картинках? (Девушки встали в кружок). — Как вы думаете, что делают люди, изображённые здесь? (Они водят хоровод). — Пришла весна, сошёл снег, девушки радуются солнцу, водят хороводы и поют веснянки. — А какие хороводные игры вы знаете? (ответы детей). Действительно, хороводных игр существует очень много, я предлагаю вам вспомнить одну из них. Подвижная игра «Карусели»: Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. — Кто догадался, что мы будем делать сегодня на занятии? (ответы детей). Пояснение порядка выполнения работы. Воспитатель демонстрирует фигурки людей. — Сегодня мы будем вырезать из бумаги вот такой хоровод. — Что нам для этого понадобится? (лист бумаги, ножницы). — Каким образом нужно сложить бумагу, чтобы получился хоровод? (гармошкой). — Расскажите и покажите, как сложить бумагу гармошкой. (один ребёнок рассказывает, другой показывает). — Ребята, чтобы наш хоровод был дружнее, нужно сложить каждую сторону гармошки ещё раз пополам. — А теперь необходимо одной рукой взять нашу «гармошку» за линии сгиба, а в другую взять ножницы и вырезать подол сарафана, руку девушки и половину головы (показ воспитателя). — Как вы думаете, мы справимся с таким интересным заданием? Конечно, справимся, но нужно постараться! (дети проходят за рабочие столы). Инструктаж по работе с ножницами: — Ребята, а кто мне напомнит правила работы с ножницами? (ответы детей). Мы с вами вспомнили приёмы работы с бумагой, приёмы работы с ножницами. Можно приступать к работе, но сначала дадим отдохнуть глазам. Гимнастика для глаз. — Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (дети закрывают глаза). — Наши глазки отдыхают, — Все задания выполняют. — А теперь мы их откроем, — Через речку мост построим. (дети следят глазами за воображаемым мостом, который «строит» педагог, рисуя в воздухе дугу). — Нарисуем букву о, получается легко. (Круговое движение глазами). — Вверх поднимем, глянем вниз, — Вправо, влево повернём, (движения по тексту). — Заниматься вновь начнём. — И пальчики разомнём! (разминают пальцы одной и второй руки). — 1, 2,3,4,5 нам к работе приступать! (сжимают и разжимают кулачки). Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная музыка. Выполнение работы детьми. Индивидуальная работа. Подведение итогов. — Ребята, что мы сегодня делали на занятии? (вырезали фигуры людей в хороводе) — Покажите, чья работа вам понравилась больше всех и почему. Наш хоровод называется радужным,поэтому на следующем занятии мы оденем наших девушек в цветные сарафаны и косынки. Взято с сайта https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-aplikaci-v-podgotovitel noi-grupe-324072.html |
Кальчен ко Г. П. «Весёлый хоровод» (коллективное занятие) | Задачи:
Предварительная работа:
Материал: дидактические таблицы по цвету и оттенкам: «Платья Золушки», «Цветные карандаши»; барышня «Настя»; «Детский хоровод» (из альбома «Аппликация в детском саду»: дымковские и филимоновские игрушки; бумага белая, цветная прямоугольной формы для вырезания фигуры девочки на каждого ребёнка; карандаши цветные, фломастеры; клей; кисточки; клеёнки; тряпочки; ножницы; заготовки цветной бумаги разных оттенков). Ход занятия. Звучит русская народная мелодия (магнитофонная запись). Воспитатель: Сегодня в гости к нам приехала барышня. Зовут её Настя. Посмотрите, дети, в каком она нарядном сарафане. Как вы думаете, почему она в таком красивом наряде? (Настя сегодня именинница). А что мы делаем для именинника с группой? (поем песни, делаем подарки, водим хороводы). Давайте с нашей гостьей тоже поводим хоровод и сделаем ей подарки. Чтобы получился дружный хоровод, что мы с вами сделаем? (возьмёмся за руки). Дети водят хоровод и поют песенку «Как на Настины именины…» Воспитатель: А теперь мы сделаем подарки для Насти. Чтобы не было скучно нашей гостье, вырежем из цветной бумаги ей подружек, наклеим их и подарим Насте «весёлый хоровод». Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть наряд Насти. Платье у Насти длинное, расшито узорами, руки она слегка развела в стороны, на голове — красивый кокошник. А что такое кокошник? (пояснение воспитателя). Воспитатель: Ребята, теперь я вам покажу, как вырезать из цветной бумаги подружек для Насти. Показывая, педагог спрашивает у детей: «Что это за фигура?» (прямоугольник). Воспитатель: Прямоугольник нужно сложить пополам в длину, совмещая ровно уголочки и стороны, провести пальцем по линии сгиба. Линию сгиба листа оставляем в левой руке, справа начинаем вырезать голову, шею и платье куклы (идёт показ педагога). Сначала дети учатся вырезать фигурку куклы из белой бумаги, затем продолжают вырезывание из цветной бумаги. Вырезав фигуру, ребёнок может фломастерами нарисовать барышне лицо и другие детали. Узор для платья вырезается и наклеивается из бумаги темнее или светлее по оттенку, чем сарафан. Воспитатель обращает внимание на свою барышню. Она в синем наряде, украшенном из бумаги светло-голубого оттенка. Дети приступают к работе на своих местах. В ходе работы педагог напоминает детям о необходимости аккуратного вырезывания всей фигуры и деталей, о подборе оттеночной бумаги для узора на сарафане куклы, дорисовке лица и других мелких деталей фломастерами. По мере готовности изображения дети наклеивают своих кукол на основу в ряд на полосе. Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких вы вырезали, наклеили и украсили замечательных подружек для Насти. Все дети по-разному украсили сарафаны куклам. Педагог предлагает детям выбрать подружку Насте, объяснить, почему понравилась именно эта кукла, что особенно в ней кажется красивым. Дав возможность высказаться нескольким детям, воспитатель отмечает общую красоту хоровода и отдельных работ. Воспитатель: Эти куклы встанут в хоровод вокруг Насти. И мы все вместе ещё раз поводим хоровод с нашей гостьей-именинницей и споем ей песенку. Дети водят хоровод и поют песню «Как на Настины именины…» Воспитатель (обращаясь к детям): Настя всех вас, ребята, благодарит за гостеприимство и на прощанье хочет угостить конфетами. Кукла Настя раздаёт детям угощенье, они благодарят гостью |
Как изготовить фон для аппликации «Праздничный хоровод»
Тщательная подготовка фона не менее важна, чем изготовление основных элементов аппликации. В первую очередь необходимо продумать, как будет сочетаться фон с изображением на нём. Если планируется изготовление многоцветного, красочного хоровода, то фон для него следует выбрать пастельных тонов с минимумом дополнительных украшений. Если же фигурки в хороводе хотят сделать схематическими, одно-двухцветными, то уместен яркий, насыщенный фон с крупными, броскими элементами (солнце, новогодняя ель, земной шар). В любом случае не стоит перегружать работу декорированием, поскольку мы не только закрепляем навыки и умения детей, но и воспитываем у дошкольников чувство меры и художественный вкус.
Необычные, сказочные фоны получаются, если использовать технику набрызга гуашью по тёмной бумаге
В качестве фона можно использовать:
- Обои с рисунком и однотонные.
- Плотную ткань неброской расцветки, в неяркую клетку, полоску.
- Бумагу с дополнительным нанесением краски набрызгом, штампами, валиком, тонированием по мокрому, оттиском с окрашенного гуашью или акварелью полиэтилена (монотипия).
В подготовку фона входит изображение второстепенных элементов (деревьев, домов, солнца, облаков и т. п.) Этому можно посвятить время во второй половине дня, отведённое на самостоятельную изобразительную деятельность. Дети принимают в подготовке непосредственное и активное участие, некоторые виды работ можно доверить им полностью, такие как тонирование по мокрой бумаге губками и акварелью, рисование карандашами, штампами, процарапывание по окрашенному гуашью картону.
Украшение фона монотипией — сложный процесс, но результат всегда радует и завораживает, создаёт настроение праздника
Примеры изготовления аппликаций с алгоритмами действий
Для начала рассмотрим модель праздничного хоровода, при изготовлении которой не нужен фон.
Аппликация с элементами декоративного рисования «Хоровод дымковских барышень»
Для этой аппликации нам потребуются акварельные краски и белая бумага. Хоровод такого типа, как правило, является индивидуальной работой.
Инструкция:
- Воспитатель распечатывает на листе одну фигуру барышни.
- Ребята складывают лист так, чтобы получилась гармошка из 4 частей с матрёшкой на верхнем. Край платья куколки должен совпадать со сгибом.
- Вырезают фигурки.
- С помощью кусочков скотча фигурки крепятся с обратной стороны за юбочки.
- Краской наносятся узоры на платья и кокошники.
Хоровод дымковских барышень состоит из индивидуально выполненных фигурок
Аппликация «Хоровод дружбы»
В этой аппликации можно использовать и индивидуальную, и групповую формы работы. Так, если дети работают над хороводом не одно, а 2 занятия, то на первом из них малыш делает заготовку фигурок (8 штук), на втором — одежду человечкам. Если же на эту аппликацию по плану выделено одно занятие, то лучше, чтобы малыши работали коллективно, выполняя, например, по 4 фигурки, но сразу занимаясь и «одеванием» своих персонажей.
Аппликацию «Хоровод дружбы» можно приурочить ко Дню народного единства
Аппликация выполняется из цветной бумаги, но её сложность заключается в том, что детям нужно будет отдельно вырезать одежду для фигурок.
Инструкция:
- «Ребята, сложите лист пополам вдоль длинной стороны».
- «Теперь сделайте гармошку, чтобы получилось 3 сгиба».
- «Я раздам вам фигурку, которую мы приложим на заготовку и вырежем».
- Дети выполняют задание, получают 8 деталей.
- «Теперь разложим отдельные фигурки, капнем клей на их ладошки и склеим между собой человечков так, чтобы они образовали круг».
- Малыши берут по нескольку цветных прямоугольников, складывают их вместе, на верхнем рисуют контур платья/кофты/юбки/брюк и вырезают.
- «Ребята, давайте приклеим одежду на фигурки».
- «Из остатков цветной бумаги вырежем по паре небольших кругов — это обувь для наших человечков».
- Воспитатель предлагает расположить хоровод вокруг заготовки земного шара с очертаниями географической карты (эту заготовку целиком делает взрослый).
Хороводы могут располагаться горизонтально в линию, горизонтально в круг (как это было описано выше), вертикально в линию и вертикально в круг.
Аппликация из ткани и бумаги «Дети в хороводе»
Этот вариант групповой аппликации усложнён тем, что некоторые элементы одежды у фигурок выполнены из ткани.
Инструкция:
- Дети вырезают из сложенного гармошкой листа А4 3 фигурки людей (очертания наносит воспитатель).
- Фломастерами рисуют фигуркам черты лица.
- Взрослый предлагает малышам детали из ткани, которые нужно наклеить на человечков.
- Берут нитки, складывают в 2–3 раза и приклеивают в качестве волос.
- Для подложки воспитатель делает поляну из зелёной ткани, в качестве цветов могут выступать объёмные элементы, выполненные в технике квиллинг.
Одежда детей в хороводе может быть изготовлена из ткани
Фотогалерея: варианты расположения фигур в хороводе
Самый удобный способ вертикального размещения фигурок в линии — это наклеить их на плотную основу
Вертикальные фигуры в аппликации удобно скреплять скотчем — тогда их можно располагать и в линию, и в круг
Пример составления общей круговой работы из индивидуальных линейных
Вариант кругового хоровода матрёшек с элементами бумагопластики
Фотогалерея: образцы схем и шаблонов по теме
Схема изготовления аппликации «Хоровод снеговиков»
Схема аппликации «Хоровод Петрушек и Матрёшек»
Шаблон снеговиков для ленточного вырезания
Шаблон «Лесные зверята танцуют»
Самоанализ и оценка работы на занятии
Дети в подготовительной группе каждое занятие обязательно должны давать оценку собственным действиям. При обучении в школе элементы самоанализа на уроке будут для них не новым, а привычным и естественными видом деятельности. В качестве вопросов для рефлексии можно предложить:
- Что тебе удалось на занятии?
- Что не получилось?
- Хочешь, я помогу тебе исправить ошибку?
- Тебе понравилось занятие?
- За что тебя на этом занятии можно похвалить?
- Ты был сегодня молодцом? (Обязательно убедить ребёнка в положительном ответе. Каковы бы ни были реальные результаты деятельности дошкольника на занятии, он всегда молодец и умница, это нужно подчеркнуть и закрепить в сознании каждого воспитанника).
Успешная деятельность стимулирует дошкольников к новым исследованиям и открытиям
Разумеется, воспитатель корректирует ход оценочной деятельности так, чтобы все дети в итоге почувствовали себя комфортно, испытали радость от деятельности на занятии и удовлетворение от её результата. Создание «ситуации успеха» стимулирует детей заниматься новыми видами деятельности с интересом и воодушевлением.
Видео: хороводная песня «Мы матрёшки»
Мотивация дошкольников к занятию
Обычно тема праздников не оставляет детишек равнодушными, но чтобы расширить их кругозор и повысить познавательную активность, воспитателю следует использовать интересную информацию, к примеру, рассказать о традициях празднования Нового года, праздника урожая в старину, в других странах.
Кроме того, целесообразно использовать следующие приёмы:
- Обращение к опыту детей. Подготовишки охотно вспомнят прошедшие праздники, поделятся впечатлениями от них, от изменений в природе осенью и весной, расскажут о своём участии в сборе урожая, весенних прогулках, утренниках, народных гуляниях. Такие воспоминания послужат стимулом к изобразительной деятельности.
- Чтение литературных произведений, фольклора, беседа по их содержанию. Существует множество стихотворений, хороводных и обрядовых песен, которые будут интересны будущим школьникам, и аппликацию можно выполнить по их мотивам.
Беседы о хороводе — ещё один повод привлечь внимание детворы к замечательным традициям народа
- Постановка общественно полезной цели. Психология старших дошкольников отличается от младшего возраста тем, что детям уже недостаточно просто рисовать и клеить, им хочется, чтобы их произведения имели практическую пользу. Если педагог не просто предложит детям изготовить композицию, а подаст идею украсить ею раздевалку, холл детского сада, приготовить красочное панно в подарок младшим воспитанникам, ребята воспримут это с большим воодушевлением и проявят куда большее старание и заинтересованность, чем обычно. Естественно, работа должна быть использована именно так, как было объявлено детям.
- Сюрпризный или игровой момент. В группу приходит посылка, в ней — детали народных костюмов. Детям предлагают нарядиться в них и разучить старинную хороводную игру. К примеру, «Заинька серенький», «Аленький цветочек». Шумные и очень подвижные игры на мотивационном этапе нецелесообразны, поскольку после них дети возбуждены, их внимание рассеяно.
- Приход персонажа, который сначала предлагает изготовить аппликацию, а потом играет с детьми в хороводную игру (можно и высокой подвижности).
- Показ иллюстраций, репродукций картин, слушание народных хороводных песен в аудиозаписи.
Дошкольников можно ознакомить с картиной, на которой в хороводе участвуют и взрослые, что значительно расширит представление о старинных обрядах и забавах