Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада
Рисование является одной из основных форм творческой деятельности ребёнка. Проводившиеся в детском саду занятия служат гармоничному и эмоционально позитивному развитию дошкольника, готовят к начальной школе и развивают личностные качества. Работа с кисть, карандашами и фломастерами развивает мелкую моторику и готовит кисть руки к освоению важному для будущей жизнедеятельности навыку — письму. На занятиях рисованием ребёнок получает знания о цветах и оттенках, учится видеть красоту в различных цветовых сочетаниях. Развивается пространственное мышление, закрепляются понятия композиции и перспективы. Активизируются образная память и мыслительные процессы.
Занятие по рисованию в подготовительной группе
Задачи обучения рисованию в подготовительной группе
- Развитие эстетических чувств: цветовое и композиционное восприятие предметов, чувство формы, ритма, пропорции. Направляя детей на конкретное зрительное восприятие объектов, педагог должен научить видеть предметную красоту, неповторимые свойства предметов.
- Развитие пространственного мышления, закрепление композиционных способностей. Старшие дошкольники должны уметь создавать трёхплановую композицию.
- Обучение выделению основных или наиболее значимых свойств предмета при помощи выделения цветом, размера изображения, расположения на переднем плане рисунка.
- Развитие навыка рисования по представлению (на темы окружающей действительности, по мотивам сказок).
- Побуждение к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения ребёнка.
Воспитанники подготовительной группы знакомы с основными видами рисования и используют различные техники и приёмы для реализации творческого замысла:
- Предметное рисование.
Предметное рисование с натуры в подготовительной группеРебята учатся реалистично передавать в рисунке характерную форму предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. У детей 6–7 лет активно развивается аналитическое мышление, они учатся выделять общие признаки у предметов и особенности, по которым они отличаются один от другого. Срисовывание на занятиях в старшей и подготовительной группе не проводится. Возможно рассматривание образцов готовых работ на заданную тему, обсуждение техник исполнения, приёмов рисования. Прямой показ действий не проводится. Рекомендуется во время изучения технокарт и наглядных инструкций совместно с воспитанниками строить устный план выполнения действий. Большое значение отводится рисованию предметов с натуры: ребята учатся передавать характерные особенности строения и формы на конкретных примерах. В подготовительной группе ребята рисуют предметы и по представлению, оперируя образами зрительной памяти и следуя за воображением.
- Сюжетное рисование.
Пример сюжетного рисования по представлению в подготовительной группе
Дошкольники учатся передавать свои впечатления и ощущения, рисуя предметы и отображая своё понимание связи между ними, взаимодействия. В подготовительной группе детям даётся возможность самостоятельно придумать сюжет (небольшую сценку) по теме занятия. Развиваются композиционные способности юных художников: они располагают рисунок по всей площади листа, учатся определять положение объектов — передний и задний план. В выпускной группе детского сада дети осваивают умение передавать характерные движения объектов, преодолевают условность и статичность изображения.
- Декоративное рисование.
Расписывание узором из ягод и листьев в подготовительной группеОбучение украшению бумажной заготовки или фигурки из папье-маше выполняет требование развития эстетического вкуса на занятиях по изобразительной деятельности. Дошкольники знакомятся с народными промыслами нашей страны, учатся видеть красоту в изделиях мастеров из народа. Полученные знания об особенностях гжельской, хохломской, городецкой росписей ребята применяют в создании собственных узоров по мотивам народной живописи.
Для темы «Грибы и ягоды» в подготовительной группе наиболее актуально предметное рисование с натуры или по представлению: «Еловые ветки», «Гроздь рябины», «Мухомор», «Грибы в лесу», «Семейка опят» и т. д. Ребята отрабатывают навыки создания композиции, расположения предметов на листе бумаги, учатся заполнять рисунком весь лист, создавать необычный фон. Рисование с натуры будет основным методом в школе. В подготовительной группе перед воспитанниками не ставится задача в изображении объёма предмета или создания светотени. Цель в обучении детей 6–7 лет состоит в научении выделять особенности предмета перед ними и отображать их в рисунке: форма предмета, его частей, соотношение деталей с основной фигурой. Анализирование предмета и передача его деталей успешно осуществляется детьми 6–7 лет при близком расположении предмета. Результативно проходят занятия, имеющие в основе игровой элемент. Например, перед каждым воспитанником кладётся на столе веточка рябины, которую по заданию нужно нарисовать с натуры. Каждый изучает только свою веточку, выделяет и изображает её особенности (одна или две грози ягод, раздвоенная веточка, количество листьев, свежая или пожухшая листва). В конце занятия воспитатель собирает веточки и кладёт их на общий стол, предлагая ребятам найти по рисункам, кто какую ветку рисовал.
Часто выполняются работы на эту тему способом сюжетного рисования: «Снегири клюют рябину», «Белка прыгнула на ветку», «Грибной ёжик», «Кто спрятался под грибком» и т. д. Воспитанники подготовительной группы учатся изображению характерных движений птиц и животных, продумывают небольшие сюжетные сценки. В декоративном рисовании также используются грибы и ягоды в создании растительного орнамента на заготовке.
В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).
Техники и приёмы рисования
Рассмотрим в виде таблицы, какими приёмами должны овладеть старшие школьники в рамках обучения рисования в подготовительной группе:
Чем создаётся рисунок | Техника и приёмы рисования |
Карандаши, фломастеры | Создание наброска: лёгкой линией, без нажима на лист бумаги переносятся контуры предмета. Регулирование нажима карандаша. Создание штриховки с различной степенью нажима и размаха без выхода за контуры изображения. Использование цветных фломастеров для рисования контуров и деталей предметов. |
Краски: акварель, гуашь | Смешивание красок на палитре. Размывание краски на большой поверхности. Накладывание штрихов и мазков по форме предмета. Примакивание (наложение вертикальных мазков). Рисование кончиком кисти (наложение линий или тычков). Рисование по влажному фону. |
Сухая пастель | Освоение графической техники рисования (пастелью одного цвета). Создание основного тона растушёвкой, при помощи жёсткой кисти. Рисование плавных линий. Развитие аккуратности при рисовании пастелью: придерживание листа бумаги в процессе рисования, стряхивание пыли на салфетку. |
По теме «Грибы и ягоды» проводятся занятия по нетрадиционным техникам рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.
Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках
Рисование отпечатками
Граттаж Кляксография
Пальчиковая живопись
Монотипия
Кляксография
Пальчиковая живопись
Рисование воском и акварелью
Точечное рисование Рисование мелками на наждачной бумаге Метод «тычка»
В процессе образовательной деятельности должен осуществляться личностно-ориентированный подход. При подготовке к проведению занятий по рисованию в подготовительной группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это степень владения конкретными приёмами рисования, умение работать в смешанных техниках, степень вовлечённости в коллективную деятельность. К осуществлению поставленной в начале занятия цели должны прийти все воспитанники. К тем, у кого возникают трудности в процессе создания рисунка, воспитатель применяет форму индивидуального показа. Успевающим воспитанникам дополнительно дают задания по украшению готового рисунка или оформление общей композиции в подгруппе (создание панно на листе ватмана).
Личностный подход реализуется через свободу выбора воспитанниками материалов для рисования. Детям должен быть предоставлен доступ к наборам бумаги, карандашей и фломастеров, красок и мелков. Старшие дошкольники, опираясь на оценку своих возможностей, вправе выбрать самостоятельно технику рисования для выполнения поставленной задачи.
Главное в осуществлении личностно-ориентированной концепции обучения — предоставление свободы замысла. Ребёнку предоставляется тема, которая предполагает активизацию воображения. Особенно располагает к фантазированию сюжетное рисование: ребёнок придумывает образы для рисунка, ситуацию, взаимосвязь предметов.
Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»
Тема занятия | Форма организации занятия | Обучающие и развивающие задачи | Техника и приёмы рисования |
«Ветка рябины» | Индивидуальная. | Формирование умения рисовать с натуры, анализировать предмет и выявлять его характерные особенности. Развитие композиционных навыков. | Рисование акварелью. Оттачивание приёмов рисования кистью (всем ворсом/щетиной и кончиком). |
«Грибной ёжик» | Индивидуальная. | Формирование художественного мышления, развитие воображения. Развитие зрительного восприятия. | Создание предварительного наброска простым карандашом. Создание фона. Проработка деталей (штриховка, линии, мазки, тычки). |
«Грибная поляна» | Коллективная. | Развитие композиционных навыков. Формирование понятия о перспективе (передний и дальний план). Закрепление навыка предметного рисования с передачей характерных особенностей предметов. | Рисование на общем листе ватмана подгруппами. Приём примакивания кистью (грибы). Способ рисования мятой бумагой (трава). |
«Мухомор» | Индивидуальная. | Закрепление навыка предметного рисования. Развитие зрительного восприятия. | Как правило, в подготовительной группе занятие на эту тему проводится в технике пальчиковой живописи: Рисование вертикальных линий — длинных и коротких. Рисование точек. |
«Грибы в лесу» | Коллективная. | Активизация процессов памяти и внимания. Закрепление навыка предметного рисования. | Рисование в подгруппах. Рисование карандашами: Штриховка в пределах контуров наброска с различной степенью нажима. Создание контуров цветными фломастерами. |
«Кто спрятался под грибком» | Индивидуальная. | Развитие навыка сюжетного рисования. Активизация памяти, воображения. | Рисование в смешанной технике — акварелью и гуашью. Заготовка фона. Рисование по влажному фону. Рисование мазками разной направленности. Проработка мелких деталей тонкой кисточкой. |
«Снегири на ветке рябины» | Индивидуальная. | Развитие навыка сюжетного рисования. Активизация образной памяти, развитие умения анализировать и прогнозировать. | Рисование гуашью: Заготовка фона. Рисование мазками. Прорисовка деталей тонкой кисточкой. |
«Сказочный гриб» | Индивидуальная. | Развитие навыка рисования по представлению. Активизация воображения. | Рисование цветными карандашами: Создание наброска. Продумывание фона. Штриховка с различной степенью нажима. Прорисовка деталей (возможно, фломастером). |
Конспект открытого НОД по художественно-эстетическому развитию рисованию «Ягоды для Мишутки»
Юлия Сорокина
Конспект открытого НОД по художественно-эстетическому развитию рисованию «Ягоды для Мишутки»
«Ягоды для Мишутки»
Задачи: Учить технике тычок, создавая изображение путем использования точки, как средства выразительности.
Цель: Закреплять умение пользоваться кистью, рисовать концом кисти.
Развивать продуктивное мышление, восприятие цвета, формы, величины; мелкую моторику, быстроту реакции, сообразительности, умственную, речевую, физическую активность. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности; доброжелательное отношение сказочных персонажам, желание им помочь.
Мотивирующее начало занятия на тему «Ягоды и грибы»
Обязательным этапом занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе является мотивирующее начало. Оно создаёт эмоционально позитивную атмосферу, активизирует образную память воспитанников, расширяет знания детей об окружающей действительности, настраивает на последующий творческий процесс. В качестве мотивирующего материала в начале занятия по рисованию используются:
- Наглядный материал: тематические плакаты, карточки, иллюстрации в книгах, игрушки и фигурки.
- Чтение стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, отрывков из прозаических художественных произведений по теме занятия.
- Проведение беседы.
- Создание проблемных и игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
- Использование технических средств: прослушивание аудиозаписей, показ слайдов на проекторе.
Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Грибы и ягоды»
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Сказочный гриб» | Прослушивание пословиц о грибах: Грибы растут в деревне, а их и в городе знают. Весна красна цветами, а осень — грибами. Ягоды любят день, грибы — ночь и тень. и др. Беседа с воспитанниками: как они понимают ту или иную пословицу, где растут грибы, какую погоду они любят и т. д. Разучивание с воспитанниками скороговорки о грибах. |
«Ветка рябины» | Создание сюрпризного момента: В гости к ребятам приходит белочка (медвежонок, заяц, ёжик или другой лесной зверь). Она принесла ребятам в подарок букет из рябиновых веток. Белочка раздаёт ребятам по веточке и замечает, что у них на столах лежат листы бумаги, кисточки и краски, а смогут ли ребята нарисовать ветки рябины? После выполнения задания белочка обещает провести с ребятами игру «Найди свою веточку в букете». |
«Грибная полянка» | В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки о грибах и прикрепляет к доске картинки с изображением отгадок (либо ставит на стол фигурки отгаданных грибов). Проведение беседы о грибах: где растут, какие места любят определённые грибы, какие грибы несъедобные. Детям даётся задание разделить на две группы изображения грибов — на съедобные и ядовитые. Физкультминутка «За грибами». |
Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»
Временной план занятия по рисованию в подготовительной группе
Длительность занятия по рисованию с воспитанниками 6–7 лет составляет не более 30 минут.
- Организационный момент 1–2 минуты.
- Мотивирующее начало 6–7 минут.
- Практическая работа 15–17 минут.
- Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
- Подведение итогов 1 минута.
Каждое проведённое занятие воспитатель анализирует по следующим критериям:
- Достижение цели занятия.
- Выполнение образовательных и воспитательных задач.
- Эмоциональный настрой воспитанников на каждом этапе занятия (чем было обусловлено то или иное состояние детей).
- Наличие задержек на каком-либо этапе занятие: выявление причины и пути коррекции в последующей образовательной деятельности.
- Анализ работ воспитанников: какие приёмы рисования требуют дополнительного закрепления.
- Самоанализ работы педагога: какие обучающие методы и приёмы были эффективны в проведении занятия, какие нет.
План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему «Ветка рябины». Автор: Бондаренко Наталия Евгеньевна
Цель | Создание рисунка с использованием различных приёмов (примакивание, тычок, рисование концом кисти, элементы пальчиковой живописи). |
Задачи | Создать комфортные условия для позитивной творческой деятельности. Совершенствование навыков рисования акварельными красками. Закрепление навыка смешивания красок на пластиковой палитре или листе бумаги. Развитие чувства прекрасного через наблюдение объектов природы. |
Ход занятия | Воспитатель зачитывает стихотворение о красавице рябинке. Рассказывает ребятам об особенностях строения этого дерева и как меняется цвет его листьев с наступлением осени. Изучение и обсуждение наглядного материала — картинки с изображением рябины в разные времена года. Практическая часть: Тонирование листа бумаги при помощи краски и кусочка поролона. Пока бумага сохнет, воспитатель ещё раз рассматривает с ребятами изображение ветки рябины, обсуждают особенности строения, формы ягод и листьев, цветовые качества. Рисование кистью веток и листьев, кончиками пальцем — ягод рябины. Прорисовывание мелких деталей кончиком кисточки: прожилки листьев — штрихами, серединки ягод — точками. Демонстрация и анализ готовых работ. Благодарность воспитанникам за проделанную работу. |
Мотивация
В качестве наглядных материалов по теме можно предложить картинки разных лесных животных, которые питаются ягодами и грибами
Включённость малышей в работу зависит от того, насколько воспитателю удастся заинтересовать их темой. Для этого можно использовать целый арсенал приёмов, комбинируя их в зависимости от темы и временных рамок этого этапа занятия.
Песни
Музыкальное оформление занятий позволяет не только создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, но и в ненавязчивой форме представить нужную информацию, например, о том, как выглядят съедобные грибочки. Более того, можно подобрать видеоролики, чтобы малыши не только слушали и подпевали, но также выполняли определённые ритмические движения. В этом случае мотивация может быть совмещена с физкультминуткой.
Видео: Пример видеоклипа для детей «Грибы-Ягоды»
Стихотворения
Рифмованные строки легко и точно укладываются в памяти детей, вот почему в дошкольном образовании заучивание стихотворений наизусть является чуть ли не основным приёмом закрепления полученных знаний. Для занятия по рисованию стихотворения можно подобрать отдельно по видам грибов-ягод, или в целом про дары осени, например.
- По дорожке шли — Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.
- Золотистые лисички — Любопытные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
- По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве — рябинка, В травке — земляничка, Под горой — черничка, Клюковка — на кочке… — Пусто в кузовочке!
- — Осень! Расскажи скорей, Припасла что для зверей? — Я медведю, глухарю Много ягод подарю. И морошку, и малину, И румяную рябину. — А для белочки лесной У меня сюрприз другой: Дам я рыженькой малышке Жёлуди, грибы и шишки.
Загадки
Это быстрый и очень продуктивный способ настроить детей на работу, так как отгадывание загадок не требует много времени, а малыши с удовольствием слушают и стараются как можно быстрее дать ответ.
- Этот грибок — берёзы сынок. Кто его найдёт, всяк в лукошко кладёт(Подберёзовик).
- Гриб красен — для здоровья опасен (Мухомор).
- Жёлто-рыжие лисички — величают нас сестрички (Лисички).
- Возле пней и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас… (опята).
Сказки
Одним из беспроигрышных вариантов настроить малышей на работу можно назвать сказки. В качестве мотивации для занятия по рисованию на тему ягоды и грибы можно предложить не просто прослушивание готовых историй, а придумывание собственных (из 2–4 предложений) на заданную тему. Например,
- Жила-была дружная семья весёлых опят. Однажды случилось несчастье: самый маленький братец заболел, да так, что весь позеленел…
- Родилась у грибного царя Подберёзовика дочь, и устроил он по этому поводу пир. Пригласил знатных гостей: Боровика с Боровихой, Груздя с Волнушкой и других грибных жителей…
- Выросли на полянке лисички, яркие да оранжевые, а рядом жила злая колдунья Поганка Белая…
Беседа и наглядность
Без картинок занятие рисование сложно себе представить. Дети должны видеть разные варианты интерпретации образа, который им предстоит воспроизводить. То есть если речь идёт о ягодах, изображения должны быть выполнены с разных ракурсов, обязательно с укрупнением (например, отдельные ягоды рябины, а не только гроздья). И, конечно, рассматривание картинок должно происходить под беседу на тему.
- Как часто вы ходите в лес?
- Что растёт в лесу?
- Зачем нужны грибы и лесные ягоды?
- Что можно сделать с грибами или ягодами дома? и пр.
Порядок выполнения рисунков на тему «Грибы и ягоды»
Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Для тех ребят, у кого возникают затруднения с выполнением задания, могут быть предложены карточки со схематическими инструкциями по рисованию предметов. Прямой показ действий для воспитанников подготовительной группы педагог осуществляет только в случае выполнения особо сложного элемента или индивидуально в ситуации крайнего затруднения у воспитанника.
«Ветка рябины»
Создание наброска
Создание наброска
Раскрашивание штриховкой
Рисование штриховкой листьев
Процесс штриховки
Закрашивание контуров ягод
Раскрашенная кисть
Процесс обведения контуров ветки
Прорисовка контуров
Прорисовка прожилок листьев
Обведение контуров ягод
Кисть с обведёнными ягодами
Рисование сердцевин ягод (крестиками или звёздочками)
Кисть с прорисованными сердцевинками
Прорисовка сердцевин точками
Готовая работа
«Рябиновая ветвь»
Рисование наброска простым карандашом
Обведение контуров ветви
Раскрашивание ветви
Обведение контуров и раскрашивание листьев
Раскрашенная ветвь и листья
Обведение контуров ягод
Раскрашивание ягод
Раскрашенная ветвь и грозди рябины
Рисование прожилок
Рисование сердцевин ягод (крестиками)
Промежуточный этап рисования
Прорисовка мелких деталей
Готовая работа
«Грибной ёжик»
Создание акварельного фона
Пока фон сохнет, рисуем тело ёжика
Штрихами рисуем травку
Рисуем лапки ёжика
Рисуем мордочку и нос
Наносим коричневые штрихи — иголки
Наносим штрихи чёрной краской
Гуашью рисуем ножки грибов
Рисуем шляпки грибов
Даём гуаши высохнуть
Кончиком кисти обводим ножки грибов
На ёжике грибы тоже обводятся
Готовая работа
«Кто спрятался под грибком»
Рисуем акварельной краской фон неба
Плавным переходом рисуем траву
По мокрому фону рисуем тучи на небе
Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону капли
Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону траву и листочки
Гуашью рисуем ножку гриба
Гуашью рисуем шляпку
Рисуем туловища и головы жучков
Дорисовываем кончиком кисти усики и лапки жуков
Кончиком кисти прорисовываем детали
Готовая работа
Картинка «Семейка опят»
Создание наброска контуров пня
Рисование наброска опят
Раскрашивание штриховкой опят
Раскрашивание штриховкой пня
Раскрашивание среза пня
Прорисовка колец на срезе
Прорисовка контуров грибов
Рисование травы (горизонтальная штриховка)
Рисование сюжетных элементов фломастером
Готовая работа
Образцы рисунков на тему «Грибы и ягоды»
Примеры работ воспитанников подготовительной группы Предметное рисование акварелью
Работа воспитанницы подготовительной группы
Предметное рисование
Сюжетное рисование по представлению Работы воспитанников подготовительной группы Образец работы
Работа воспитанницы подготовительной группы
Предметное рисование
Рисование по представлению
Рисование по представлению
Ход занятия.
-Дети, сегодня мы будем рисовать, но для начала поговорим о ягодах. Какие ягоды мы знаем? (вишня, черешня, сливы, малина, клубника, смородина)
А где они растут
(в саду, огороде, на даче, в лесу)
Что можно о них еще сказать? Какие они
(сладкие, вкусные, сочные, яркие, полезные)
Что из ягод можно приготовить
(варенье, компоты, джемы)
А вот посмотрите на
смородину. Она бывает красная, черная, белая (желтая)
. Вкусная, сладкая, душистая, сплошные витамины. Люди ее собирают, едят свежую, варят варенье, компоты, замораживают на зиму, сушат. Растет
смородина на кусту в садах или огородах. Давайте ее рассмотрим. Ягоды какой формы? Цвета? Они растут каждая ягодка на ветке или гроздью?