Конспект занятия по социальному миру в средней группе. Тема: « Школа здоровья».
Конспект занятия по социальному миру в средней группе.
Тема: «
Школа здоровья».
Цель:
- Закрепить знания об органах чувств; уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.Учить передавать различные эмоциональные состояния.
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти и воображения.
- Воспитывать потребность быть здоровым, бережно относиться к своему телу.
Материал и оборудование:-
картинки с изображением органов чувств; шарф для завязывания глаз; «чудесный мешочек» с набором мелких предметов; стаканчики с ароматизированными предметами, салфетка.
Ход занятия
В:
Дети, сегодня мы отправимся в Школу здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.) Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Давайте зайдем в первую лабораторию. Я загадаю загадку, а вы, отгадав её, поймёте, какой орган чувств здесь исследуют.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза.
)
Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.) Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.
Комплекс зрительной гимнастики
.
1. На 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10-15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в 7-10 секунд.
3. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.
В:
Входим во вторую лабораторию. Отгадайте загадку:
Два брата на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши
.)
Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. (Тихо говорит.)Присядьте на корточки, встаньте. (Дети выполняют.) Почему вы присели и встали?
Дети:
Потому что услышали, что вы сказали.
В:
Чем вы это услышали? (Ответы детей). Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Ответы детей.) («Основные правила»,Г.Зайцева «Уроки Мойдодыра»,стр.11). А сейчас, чтобы наши ушки хорошо слышали, давайте поиграем в игру
«Узнай по голосу».
(Все встают в круг, водящий ребёнок- в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алёша (Саша, Маша и т.д.),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: «Ау!».
Глаза закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
В:
Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:
Между двух светил в середине я один. (Нос
.)
Дети отгадывают загадку и отвечают на вопрос педагога, для чего человеку нужен нос.
Дыхательное упражнение
. Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху».
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон.)
В:
Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств — язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)? (Ответы детей.) Давайте поиграем с языком.
Артикуляционная гимнастика.
- «Холодно -жарко». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (посчитать в уме до 5), спрятать язык, закрыть рот (посчитать до 5). Повторить 3-4 раза.
- «Качели». Приоткрыть рот, прижать кончик языка к нёбу и медленно двигать языком вверх-вниз. Повторить 8-10 раз.
- «Часы». Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево-вправо. Повторить 8-10 раз.
- «Лошадка». Поцокать языком.
В:
Давайте возьмёмся за руки и вспомним стихотворение «Как мы весело живем…». Дети (хором).
Как мы весело живём.
Дружно песенки поём,
Можем весело смеяться,
Пошутить, побаловаться
И поспорить иногда,
Ну а драться — никогда!
В:
Ну вот мы с вами оказались и в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание ( ощущение).
Игра «У меня уши хороши,а у соседа лучше..».
В:
Давайте проверим, сможем ли мы узнать какой предмет лежит в мешочке с закрытыми глазами.
Игра «Чудесный мешочек»
(ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет). Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.
В:
Вот и закончилась наша экскурсия по Школе здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.
А теперь мы улыбнёмся. Крепко за руки возьмёмся. И Друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья…
(Дети говорят друг другу добрые пожелания.)
Самоанализ педагога
Данное мероприятие проводилось 16 апреля 2014 в средней группе. Дети среднего дошкольного возраста. Большинство детей посещают группу с сентября 2013 года.
НОД носило характер игры, и было не единственным в цикле мероприятий по этикету. Перед этим с ребятами было проведено несколько мероприятий, объединенных темой «Этикет»: «Что такое этикет?», «Если вы вежливы», «Столовый этикет», «Этикет в гостях», «Школа этикета. Мы пришли в театр», которые были направлены на изучение и усвоение правил поведения в обществе.
«УРОКИ ЭТИКЕТА»
— заключительное в цикле мероприятий в этом учебном году.
Программное содержание:
- учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения;
- развивать мыслительную деятельность у детей.
Предварительная работа:
заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.
Занятие построено в три этапа: мотивационный, содержательный, рефлексивный.
Мотивация проходила через поставленную проблему: как помочь друзьям обойтись без ссоры.
Рефлексивный этап: подведение итогов, изображение сердечек с искорками доброты.
В НОД были использованы технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, технология сотрудничества, личностно-ориентированный подход.
Были соблюдены все требования к НОД по этикету:
— Мотивационное обеспечение: привлекать тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать сверстникам, заслужить признание взрослого, подражать литературному персонажу).
— Эстетическое обеспечение: красота, гармоничность в подборе материалов.
— Эмоциональное сопровождение: атмосфера приятных положительных эмоций; доброжелательный настрой; искренность; заинтересованность воспитателя в успехах детей; собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.
— Форма организации: игра-занятия.
— Особенности взаимодействия с детьми: опора на их жизненный опыт; обеспечение понятного, интересного детям мотива деятельности на занятии и психологической поддержки.
В целом, я считаю, мероприятие прошло хорошо. Ребята с интересом участвовали в игре, показывали свои неплохие знания правил этикета и в то же время пополнили их новыми сведениями.
Таким образом, можно сказать, что цель мероприятия достигнута, ребята усвоили основные требования в поведении и общении с людьми, овладели навыками культурного поведения. Остается надеяться на то, что они будут использовать эти знания в своей жизни.
воспитатель,
ГБОУ лицей №1367, дошкольное отделение №2,
г.Москва, Россия