Безопасность на природе и в лесу: подборка упражнений для детей


Поход в лес

Цель: сформировать у детей понимание, что такое лес, кто в нем живет и какие правила безопасности нужно соблюдать.

Материалы: карточки с изображением животных и птиц, карточки с изображением их домиков.

Воспитатель просит детей встать в круг и рассказывает им вводную ситуацию. Группа собралась в поход в лес. Спросите у детей:

  • Кто живет в лесу? (звери, птицы)
  • Что важно взять с собой в лес? (воду, головной убор, карту)
  • Как вести себя в лесу? (смотреть под ноги, не отставать от взрослых)

Если малыши не знают ответа на какой-то вопрос, воспитатель им подсказывает.

После вводной беседы воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Нужно отгадать, кто в каком домике живет. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки с домиками животных и птиц и раздает каждому по несколько карточек с изображением обитателей леса. Дети должны найти домик для каждого.

Когда дети закончили выполнять задание, воспитатель объясняет, что нельзя трогать эти домики, чтобы не рассердить их жителей. Ведь мы же не приходим в гости к своим друзьям без приглашения.

Интеллектуальная игра «Безопасность ребенка в природе» для страшей группы детского сада

Калинина Надежда Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2», города Оханска, Пермского края. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по безопасному поведению ребенка в природе. (Старший дошкольный возраст.)

Цель: закрепление знаний по безопасному поведению в природе.

Задачи: 1. Закреплять знания о правильном поведении на природе во время грозы, при встрече с дикими животными, насекомыми. 2. Расширять знания о съедобных и несъедобных грибах, о ядовитых растениях. 3. Развивать речь детей. 4. Закрепить знания о пользе и вреде огня.

Необходимое оборудование и материалы: изображения сказочных персонажей( Баба Яга, Карабас Барабас, Вупсень и Пупсень, Снежная королева, Дюдюка, госпожа Белодонна), изображения разных трав, ягод, грибов, опасных ситуаций в природе, изображения насекомых, черная коробочка, вращающийся диск со стрелкой, мультимедийное оборудование, коробок спичек.

Дети сидят за столом, на котором диск со стрелкой. Вокруг диска конверты с заданиями от сказочных персонажей. Во время вращения стрелка указывает на задание.

Ход: Воспитатель: ребята, в наш детский сад пришло письмо от сказочных персонажей. Они хотят проверить вас, как вы знаете правила безопасного поведения в природе. Они уверены, что вы ничего не знаете, и они легко выиграют у вас это соревнование. А вы хотите у них выиграть? (Да.) Тогда вращаем стрелку и выбираем первое задание.

Задания в конвертах.

1. Против вас играет Баба Яга (на экране изображение Бабы Яги под высоким одиноким деревом во время грозы). Задание: Ребята скажите, пожалуйста, что неправильно я сделала и посоветуйте, как надо правильно поступить. (Во время грозы нельзя стоять под деревом, бегать, разговаривать по телефону, держать в руке металлический предмет).

2. Против вас играют Вупсень и Пупсень. (Дать детям картинки с разными ягодами и травами.) Задание: Ребята, мы очень любим жевать траву, ягоды, но от некоторых у нас болят животы, посмотрите на картинки – это то, что мы недавно ели от чего у нас могли заболеть животы и что надо делать если мы не знаем съедобная трава или ягода перед нами.( Вороний глаз)

3. Против вас играет Снежная Королева. Задание: посмотрите на картинку и скажите, какое правило безопасного поведения здесь изображено. (При встрече с дикими животными надо вести себя тихо и осторожно отойти от него).

4. Черный ящик. Против вас играет Дюдюка. В этот ящик она спрятала предмет и хочет, чтобы вы угадали, что же там. Задание: В ящик спрятан предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды. Подсказка – загадка: Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер! Не шути с сестричками, Тоненькими … Какой предмет загадала Дюдюка? (Спички). А как спички могут помочь в лесу? (можно разжечь костер, чтобы приготовить еду и согреться, огонь отпугивает диких животных). А какой вред может нанести огонь в лесу? (если не потушить костер, то в лесу может начаться пожар и все звери могут остаться без жилья или погибнуть). 5. Против вас играет Карабас Барабас (в корзинку сложены изображения грибов). Задание: Ребята, я очень вредный человек и поэтому даю вам самое коварное задание. Я собрал в лесу все грибы, которые встретились мне на пути. Я хочу, чтобы вы из корзинки выбрали только съедобные грибы. Давайте проверим, правильно ли вы выбрали грибы, посмотрите на экран. (На экране появляется правильный ответ). Кто может назвать эти грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята, сыроежки, волнушка). А почему подберезовик и подосиновик так называются? (Потому что растут под березой и под осиной).

6. Против вас играет госпожа Белодонна. Задание: посмотрите на картинки, каких насекомых вы знаете? Какие из них могут быть опасны для человека? Какие правила безопасного общения с этими насекомыми вы знаете? (Не махать руками перед осой или пчелой, не тревожить и не разорять их гнезда, использовать средства, отпугивающих насекомых). А теперь подведение итогов. Вы, ребята справились со всеми заданиями, и становитесь победителями в нашем соревновании.Чье задание выполнить для вас было сложнее всего? А какое задание понравилось больше остальных?

Осторожно, насекомые!

Цель: сформировать у детей понимание, как вести себя при встрече с насекомыми.

Материалы: картинки с изображением различных насекомых.

Воспитатель показывает детям изображения насекомых. Например, божью коровку, осу, жука-носорога и комара. Воспитатель спрашивает:

  • Знакомы ли вы с этими насекомыми?
  • Какой вред они могут причинить?
  • Можно ли как-то защититься от них?
  • Что делать, если тебя укусили?

Если малыши не смогли ответить на все вопросы, воспитатель подсказывает.

Затем воспитатель рассказывает стихотворение, параллельно показывая движения:

Меня ужалила пчела (Показывает пальцем, как жалит пчела, а дети за ним повторяют) Я закричал: «Как ты могла!» (Все вместе кричат «Как ты могла») Пчела в ответ: «А как ты мог Сорвать любимый мой цветок? (Показывает. как срывает цветок) Ведь он мне был ужжжасно нужжжен: (Все вместе жужжат, как пчелы) Я берегла его на ужжжин!» (Показывае,т как ест пчела)

Затем воспитатель обсуждает с детьми, почему пчела ужалила и как можно было избежать этого. Важно донести до малышей мысль, что насекомые обычно не нападают, если их не тревожить.

Для закрепления темы воспитатель проводит с детьми блиц-опрос:

  • Что делать, если рядом с вами летает пчела или оса? (не махать руками)
  • Что делать, если вы наступили на муравейник? (быстро уйти с этого места и стряхнуть с себя муравьев)
  • Что делать, если вы увидели жука? (пройти мимо)

Дидактическая игра по безопасности своими руками

Многофункциональная дидактическая игра «Твоя безопасность».

Цель игры – систематизация представлений детей о правилах безопасного поведения в окружающем, формирование умений внимательно относиться к своему здоровью.

Возрастная адресность: для детей от 4 до 7 лет.

«Твоя безопасность»

— это набор разнообразных игр, которые размещаются на папке. Перед началом игры дети сами выбирают понравившуюся игру. Игры могут сопровождаться стихами, загадками соответствующими тематике.

Дидактическая игра «Назови правило дорожного движения»

Цель: закрепление правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Дидактический материал: карточки с иллюстрациями правил дорожного движения и стихами.

Игровые действия:

• Выбрать карточку,

• Рассмотреть иллюстрацию,

• Рассказать об изображенной ситуации,

• Сформулировать соответствующее правило дорожного движения.

Дидактическая игра — паззл «Собери дорожный знак»

Цель: закрепление представлений о дорожных знаках. Уметь правильно называть дорожный знак.

Из предложенных деталей нужно собрать дорожный знак и объяснить его значение.

Игра «Опасные предметы»

Цель: закрепление представлений об опасных для жизни и здоровья предметах, умение рассуждать на данную тему, делать логические выводы.

Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением с изображением опасных предметов.

Игровые действия:

• Выбрать карточку,

• Рассмотреть иллюстрацию,

• Рассказать, что изображено на карточке,

• Сформулировать правило безопасности.

Дидактическая игра «Телефоны экстренных служб».

Цель: формирование знаний о телефонах экстренных служб 101, 112, 102, 103, 104, о внешнем виде автомобилей «Скорая помощь»

,
«Пожарная машина»
,
«Машина дорожно – патрульной службы»
,
«Автомобиль службы газа»
.

Дидактический материал: карточки с номерами телефонов экстренных служб и изображением автомобилей специального назначения.

Дидактическая игра «Безопасность на природе»

Цель: закрепление правил поведения в природе, представлений о том, что природа – наш общий дом, формирование способности самостоятельно составлять правила поведения человека в природе, желания оберегать и охранять природу.

Дидактический материал: картинки с ситуациями поведения в природе.

Игра «Огонь друг, огонь враг».

Цель: Дать представления о пользе и вреде огня. Формировать представления детей о пользе и вреде огня, закрепить знания детей о пожароопасных предметах, о правилах поведения при пожаре;

Дидактический материал: Картинки с изображением огня наносящего вред и огня приносящего пользу.

Используя изображения объяснить в каких случаях огонь приносит пользу, а в каких вред.

Используя данную игру можно в игровой форме научить детей безопасному поведению дома, на прогулке, в лесу, на дороге.

Многофункциональная дидактическая игра «Твоя безопасность»

была представлена педагогическому коллективу дошкольного учреждения на педагогическом совете.

Урок-игра по ОБЖ

Урок-игра по теме «Человек в экстремальных ситуациях»

Цель урока:

В занимательной игровой форме провести контроль знаний учащихся по курсу ОБЖ.

Задачи:

1. Воспитание у школьников потребности предвидеть возможные жизненные ситуации дома, на природе.

2. Формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности.

3. Формирование психологического стереотипа «Окружающая среда-это система, живущая по определенным законам, и чтобы выжить, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах».

Ход урока.

1. В начале урока учитель объясняет цели и задачи урока.

2. Путем жеребьевки класс делится на две команды, выбирают капитанов, название команды.

3. Капитаны выбирают комплекты карточек-заданий

1 конкурс
.«Разминка»

    Почему номер пожарной службы «01»?

Легко запомнить, короткий номер, логично набрать даже в темноте

    Что нужно сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара?

Выключить свет, отключить электроприборы

    Можно ли бить оконные стекла в очаге возгорания?

Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение

    Что нужно делать, если огонь отрезал путь к выходу?

Уйти в дальнюю комнату, плотно закрыть дверь, через окно или балконную дверь кричать о помощи. Прохожие вызовут «01»

    Назовите три любые причины пожара?

Непотушенная сигарета, игра со спичками, не отключённая электроплита

    От чего люди гибнут на пожаре?

От дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания

2 конкурс.
«Загадки»

    Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, без зубов, а кусает.

(Огонь)

    Накормишь — живет. Напоишь — умрет.

(Пожар, огонь)

    В деревянном домике проживают гномики, уж такие добряки раздают всем огоньки.

(Спички)

    Голова огнем пылает. Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу. Лампы нет, я посвечу.

(Свеча)

3 конкурс.
«Игровые ситуации»
(ребята отвечают на вопросы, показывают)

    У вас загорелся телевизор. Ваши действия? Что делать нельзя?

Обесточу, накрою влажным одеялом. Нельзя поливать водой.

    Вы видите человека в горящей одежде. Что нужно делать? Что делать нельзя?

Повалю на пол, накрою курткой, одеялом.

Нельзя тушить из огнетушителя

    На вас горит одежда. Ваши действия? Что делать нельзя?

Упаду, буду кататься по полу,

накрою себя одеялом.

Нельзя убегать.

4 конкурс.
«Кроссворд»
Отгадай ключевое слово

Если по горизонтали впишете правильные ответы, то в выделенном вертикальном столбце прочтёте ключевое слово.

Вопросы по горизонтали:

5 конкурс.
«Конкурс капитанов»

    Что такое эвакуация?

Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС

    Что содержится в пожарном ящике?

топор, лопата, огнетушитель, багор, и ящик с песком

    Как нужно продвигаться через сильно задымлённое помещение?

ползком или пригнувшись, придерживаясь за стены.

6 конкурс.
«Пройти над пропастью сквозь тьму и дождь»
С завязанными глазами и раскрытым зонтиком пройти по гимнастической скамейке, снять повязку и бегом вернуться — эстафета. Выполняет каждый участник.

7 конкурс.
«Предотврати пожар»
Вынести огнеопасные предметы, нарисованные на карточках (дистанция 5-7 м), кто больше вынесет за 1 минуту. Выполняет каждый участник, кто, сколько успеет в течение одной минуты.

8 конкурс.
«Самый внимательный»
Найдите в течение 2-х минут нарушения ПБ:

    Лампа накрыта тканью.
    Розетка на стене перегружена.

    Утюг включён.

    Электрокабель под ковриком.

    Занавеска находится слишком близко от плиты.

    Полка висит над плитой.

    Полотенце висит над плитой.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Мы заканчиваем урок, и желаем вам действовать в жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших руках!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]