2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
(Статья: 2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:)
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
Скорость движения
(Статья: 10. Скорость движения)
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
- легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях – со скоростью не более 130 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 кмч.
Причиняемый ущерб
Самый очевидный ущерб от дорожно-транспортных происшествий — это смерть людей. Хотя даже с этим определением не все так просто. К примеру, в Соединенных Штатах смертью от дорожного происшествия считается смерть человека в течение 30 дней после аварии. В Европе работают по такому же принципу. В России 30-дневный срок был введен в 2009 году (до этого погибшими от ДТП считались лица, умершие в семидневный срок).
Другим фактором, который затрудняет подсчет погибших, является намеренное сокрытие и ошибки. Нередко в этом участвует полиция. Даже в самых благополучных и законопослушных странах полиция иногда не сообщает о смертельных исходах.
Сколько людей получило травмы практически невозможно подсчитать, выше были указаны сложности с определением смертности, нетрудно догадаться, что происходит с несмертельными ДТП.
Случаи, когда участника аварии не госпитализируют нередки. В Нидерландах даже проводили эксперимент, в ходе которого выяснили, что полиция регистрирует только 40% пострадавших.
Повреждение собственности учитывается еще в меньших случаях, чем учет травм. Часто регистрируют потери при серьезных авариях. Причем есть определенная величина, которую должен превысить ущерб, чтобы он был зарегистрирован. Нередки ситуации не вызова специальных служб, когда водители договариваются между собой и «решают вопрос на месте».
Влияние дорожной сети
Простая дорога с одной полосой в каждую сторону очень опасна в том смысле, что здесь происходят самые тяжелые аварии. Объясняется это довольно просто: водители не рассчитывают дистанцию при обгоне, засыпают или болеют и врезаются во встречную машину. Однако стоит отметить, что интенсивность на таких дорогах не самая высокая.
Если есть широкая разделительная полоса или барьерное ограждение, то риск лобового столкновения исключается. Однако появляется новая проблема — человек может потерять управление транспортом и столкнуться с этим самым барьером, что тоже приводит к серьезным авариям.
Существуют дороги, которые практически исключают случаи столкновения авто с человеком или животными. Прежде всего это дороги первой технической категории (автомагистрали), где нет пешеходных переходов.
Выделение дополнительных участков для стоянки и остановки транспортного средства, а также для подготовки к поворотам направо и налево снижает вероятность столкновения с неподвижными автомобилями.
Оснащение перекрестков светофорами тоже снижает вероятность нарушения и столкновения машин, движущихся по пересекающейся траектории.
Немаловажной является геометрия дороги. Протяженная прямая дорога отрицательно влияет на водителя из-за своей монотонности — человек утомляется или теряет ощущение скорости. Все это только усиливает тяжесть последствий ДТП.
Ежедневно мы выходим или выезжаем на улицы, передвигаемся в том или ином направлении на автомобиле, велосипеде, общественном транспорте или пешком. В любом случае необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения, чтобы не подвергать опасности себя и других людей, находящихся на дороге.
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Предлагаем вашему вниманию тематическое занятие (классный час) «Соблюдение правил дорожного движения − путь к личной безопасности» для обучающихся 5−7-х классов. Это занятие поможет обучающимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, будет способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций, научит составлять безопасный маршрут «Дом − школа − дом».
Авторы: Т. В. Субботина, В. Г. Зубков
Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Соблюдение правил дорожного движения – путь к личной безопасности» для обучающихся 5−7-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся [PDF] [DOCX]
Дополнительный материал для учителя [PDF] [DOCX]
Цель: формирование культуры безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- сформировать у детей понимание того, что правила дорожного движения − это закон для всех участников движения;
- научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения»;
- сформировать чёткое представление о дисциплине пешеходов;
- сформировать у детей отрицательное отношение к нарушителям норм и правил дорожного движения;
- научить составлять безопасный маршрут «Дом − школа − дом».
Оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, планшет; листы со схемами территории района, где находится образовательная организация; фломастеры, цветные карандаши.
Методический материал носит рекомендательный характер. Учитывая особенности каждого класса, учитель может варьировать задания, их количество и этапы занятия.
Для справки:
Дорожно-транспортные происшествия составляют одну из серьёзных проблем в нашем обществе, и при этом считается, что одна из причин этой проблемы заключается в недостаточной культуре участников дорожного движения: их недисциплинированности и несоблюдении правил дорожного движения.
Вопрос:
Как, на ваш взгляд, связаны правила дорожного движения и личная безопасность?
Опираясь на ответы обучающихся, классный руководитель формулирует цель и задачи классного часа.
Вопросы:
- Что вы знаете о Правилах дорожного движения?
- Почему эти правила надо знать и соблюдать?
- Кто относится к участникам дорожного движения?
Учитель определяет уровень знаний детьми правил дорожного движения, комментирует ответы обучающихся.
Учитель рассказывает о Правилах дорожного движения Российской Федерации, подробнее останавливаясь на разделе «Обязанности пешеходов» (см. «Дополнительный материал для учителя»).
Задание:
Рассмотрите слайд и объясните правило перехода дороги.
Вопросы:
- Что такое перекрёсток?
- Чем опасен перекрёсток для пешеходов?
- Какие правила при переходе перекрёстка надо соблюдать?
Вопросы:
- Что означают сигналы светофора?
- О чём информирует жёлтый мигающий сигнал светофора?
- Как перейти улицу, если горит жёлтый мигающий сигнал светофора?
Вопрос:
- Почему при переходе проезжей части надо смотреть, поворачивая голову направо и налево, даже если на дороге в данный момент нет машин?
Вопрос:
- Почему нельзя играть на дороге или у дороги?
(Можно провести конкурс среди обучающихся: назвать наибольшее количество причин, почему нельзя играть на дороге.)
Обсуждение ситуации:
- В чём опасность изображённой на слайде ситуации?
- Какие правила дорожного движения были нарушены?
Вопрос:
- В чём опасность изображённой на слайде ситуации?
Вопрос:
- Почему нельзя ходить по проезжей части дороги?
Задание обучающимся:
На слайде названа только одна из причин, по которым дети попадают в ДТП на остановках чаще, чем на перекрёстках. Приведите другие примеры.
Задание:
Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание по работе с правилами поведения пешеходов и составлению безопасного маршрута «Дом − школа − дом». Для выполнения задания группам раздаются листы со схемами территории района образовательной организации.
Каждый разрабатываемый маршрут может быть обсуждён в классе, где группа учеников – разработчиков маршрутного листа – должна объяснить его содержание.
Классный руководитель говорит о рекомендациях к разработке маршрутного листа, в котором сочетаются схемы и описания пути движения школьников из дома в школу и обратно.
Основная цель маршрутного листа − повысить безопасность движения обучающегося, научить его ориентироваться в дорожных ситуациях.
Выбрав вариант движения, ученики наносят его на схему расположения улиц от дома до школы.
Классный руководитель обращает внимание обучающихся на то, что если в маршрут входит поездка на общественном транспорте, то на схеме должно быть приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в общественный транспорт) и расположение улиц вблизи школы (место выхода из общественного транспорта и движения в школу).
Обучающиеся, выполняя задание, выделяют на схеме участки повышенной опасности.
Это, как правило:
- выход из дома и первый переход через улицу;
- переход через улицу и перекрёстки;
- посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него.
Выделяются участки повышенной опасности на нерекомендуемых вариантах движения, чтобы объяснить, в чём их опасность и почему они не рекомендуются.
Классный руководитель обращает внимание школьников на описание в маршруте перехода улицы, если она не регулируется светофором.
Классный руководитель обращает внимание школьников на описание в маршруте перехода улицы, если она регулируется светофором.
Обучающиеся, работая в группах, обсуждают характеристики улиц, по которым они идут в школу.
Обучающиеся вспоминают правила посадки в общественный транспорт , если есть в этом необходимость, вносят эту информацию в маршрутный лист.
Обучающиеся вспоминают правила выхода из общественного транспорта и, если есть в этом необходимость, вносят эту информацию в маршрутный лист.
По окончании работы в группах им предлагается подумать и ответить на вопрос «Как озаглавить данный слайд?».
(Можно провести конкурс на лучшее название слайда.)
На завершающем этапе классного часа для рефлексии рассматриваются ситуационные задачи (приложение). Обучающиеся получают индивидуальные задания. Это могут быть текстовые или тестовые задания (приложение).
Классный руководитель подводит итоги классного часа.
Дорожно-транспортные происшествия
ДТП — это событие, которое возникло в процессе движения по дорожной полосе с участием транспортного средства, и в котором пострадали люди, транспорт, сооружения, грузы, оборудование либо был причинен другой материальный ущерб. Моменты, когда пешеход упал на дороге или был сбит толпой, не учитываются.
ДТП являются самой большой угрозой для человека. Ущерб от автотранспортных происшествий превышает ущерб всех других происшествий вместе взятых (с участием самолетов, поездов, кораблей и т. д. ). Только на этом проблемы не заканчиваются — по статистике, в основном в таких происшествиях пострадавшими являются здоровые и молодые люди.
Всемирная организация здравоохранения сообщает, что число жертв растет с каждым годом, составляя 1,36 млн смертельных случаев в год. За один 2021 год на дорогах России погибли 19 088 человек, в США эта цифра равна 35 000. На каждые 100 тыс. населения в РФ приходится 13,8 погибших, тогда как в Европе этот показатель равен 5. По статистике, начиная с XX века, на дорогах Соединенных Штатов погибло больше 3 млн человек, это больше, чем потери во всех войнах, в которых участвовала страна.
ДТП наносят огромный материальный, демографический и социальный ущерб экономике России. С 2007 по 2021 год в нашей стране погибло 272 тыс. человек, раненых оказалось больше 2,5 млн, пострадавших детей — 227 тыс, из них больше 9 получили смертельные травмы. Примерно третья часть пострадавших — это трудоспособное население в возрасте от 26 до 40 лет. 20% остаются инвалидами на всю жизнь.
Каждый год экономические потери в результате транспортных происшествий составляют 2 процента ВВП страны. Абсолютные показатели равняются ВВП таких регионов, как Краснодарский край или Республики Татарстан.
По статистике ГАИ в 2021 году выросли показатели автоаварий, совершенных в результате алкогольного опьянения. По сравнению с 2017 годом эта цифра выросла на 1,2 процента. Число раненых выросло на 1,4%. Количество погибших осталось на прежнем уровне. Почти в каждом восьмом происшествии водители были либо пьяны, либо отказывались от прохождения медицинского освидетельствования.
Когда изучают дорожную безопасность, выявляют различные факторы, которые влияют на тяжесть и частоту ДТП. Не все дорожные происшествия считаются случайным событием — к примеру, около 5% являются самоубийствами, какое-то число — убийствами. Помимо этого, учитываются и другие факторы, так что сейчас почти не используется формулировка «несчастный случай». Кто-то должен нести ответственность.