Патриотический уголок в детском саду, краткое описание
Хорошее подспорье для комплексной реализации задач нравственно-патриотического воспитания в детском саду — красочный, информативный, привлекающий внимание детей патриотический уголок в группе. Его можно оформить, а затем обновлять и дополнять новыми материалами совместно с дошкольниками и их родителями. Согласно ФГОС, патриотический уголок в дошкольном учреждении должен включать шесть разделов.
Основные тематические блоки патриотического уголка в детском саду:
- «Государство» — центральный блок патриотического уголка. Здесь на видном месте размещают: фотопортрет Президента, изображения Государственного герба, Государственного флага, текст Государственного гимна, географическую карту страны.
- «Родной край». Иллюстрации природного и растительного мира России и местности, в которой проживают дети. Символика родного края. Карты местности. Фото знаменитых соотечественников, героев Великой Отечественной войны. Тематические папки, знакомящие воспитанников с достижениями и славной историей родного края.
- «Семейные традиции». Фото, детские рисунки и аппликации, посвященные теме семьи, работе родителей, совместным семейным путешествиям, традициям и праздникам. Генеалогические древа семей, изображенные детьми.
- «Народное творчество и культура». Куклы в национальных костюмах. Макеты крестьянских изб. Предметы старинного быта. Образцы народного творчества: художественной росписи, вышивки, гончарного искусства и других народных ремесел. Альбомы с фото и репродукциями.
- «Малая родина». Фото, открытки, плакаты с изображением улиц родного города / поселка / деревни, детского сада. Географическая карта населенного пункта, в котором живут воспитанники. Рисунки на тему труда, красоты родной природы, городских праздников, значимых для родного края событий. Портреты земляков, прославивших малую родину.
- «Литература». Художественные произведения, брошюры, папки с наглядными материалами нравственно-патриотической тематики.
Варианты оформления патриотических уголков в ДОУ:
Конспект занятия на тему «Я — патриот»
Тема. Я — патриот.
Цель
: Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.
Задачи
:
Образовательные:
- Сформировать и расширить представления учащихся о понятии патриотизм.;
- Познакомить учащихся с понятием Конституция, и основными правами, и обязанностями гражданина РФ;
- Сформировать у учащихся понятие о родном крае, городе, как о Малой Родине;
Развивающие:
- продолжить развивать у учащихся умения анализировать, выделять главное и объективно оценивать окружающую действительность.
Воспитательные:
- формирование у учащихся чувства патриотизма к малой Родине;
Тип занятия:
комбинированное.
Основные понятия: Конституция, патриотизм, патриот, гражданин.
Оборудование и материалы:
комплект «компьютер+экран+проектор», карандаши.
План занятия:
- Организационный момент (3-5 мин.).
- Актуализация знаний (7-10 мин.).
- Объяснение нового материала (15 мин.).
- Динамические паузы (2-3 мин.)
- Закрепление материала (7-10 мин.)
- Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Сохранность контингента. Проверка все ли есть на столах учащихся для работы, проверка отсутствующих.
2. Актуализация знаний:
Педагог.
Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
1. Наша страна называется…. (Россия)
;
2. Граждане России называются…. (россияне)
;
3. Назовите главный город России? (Москва)
4. Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)
Педагог.
Большая Родина всегда начинается с малой — своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
Малая Родина – это часть большой страны.
5. Как называется край, в которой мы живём? (Хабаровский край)
6. Как называется наш город? (Комсомольск-на-Амуре)
Город Комсомольск-на-Амуре является нашей Малой Родиной.
3. Объяснение нового материала.
Педагог.
Кто такой гражданин своей страны? (Это человек, который ощущает свою связь с каким-то определенным государством, признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права и выполняет свои гражданские обязанности).
— Гражданами какой страны мы с вами являемся? (Российской Федерации).
Педагог.
А что вы знаете об обязанностях граждан? (платить налоги, соблюдать законы…)
Педагог.
Основной закон – КОНСТИТУЦИЯ, в переводе с латинского «устройство», в ней изложены основы устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Эти правила долгое время остаются постоянными неизменными, и гражданин обязан их знать. Наша Конституция принята в 1993 году.
Педагог
. Какие законы вы знаете? (ответы учащихся)
Педагог
. Если есть обязанности, которые должны выполнять граждане, то есть и права.
Это такие права как: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища и т.д.
Педагог. А что надо делать, если нарушаются наши гражданские права? (ответы учащихся)
Как называются люди, которые нарушают права других граждан? (хулиганы, преступники).
От них нас защищает наше государство.
Педагог.
Мы говорили о государстве, в котором живем, а что такое Родина? (ответы детей).
Педагог.
Назовите слова, родственные, однокоренные, слову Родина. (Народ, род, родственники, родня, природа.)
– У этих слов один корень. Какой? (Род.)
Задание.
Сложите и назовите пословицы, которые у вас получились о Родине:
Нет земли краше | чем Родина наша |
Человек без Родины | что соловей без песни |
Одна у человека мать | одна у него и Родина |
Педагог.
У каждой страны есть отличительные знаки. Назовите их. (Флаг, герб, гимн).
Человек, который любит свою Родину, чтит ее традиции, знает ее историю, подвиги и достижения ее народа, который готов встать на ее защиту, называется патриотом.
Патриотизм
является очень могучей силой. Примером тому Великая Отечественная война, в которой люди умирали, но не дали захватить родную землю.
Являясь патриотом своей Родины, человек должен уважать и любовь других народов к своей Родине, жить сними в мире и согласии.
4. Динамическая пауза
(см. электронное приложение)
5. Закрепление материала
Задание.
Составить психологический портрет патриота
(мини эссе)
.
Учащимся предлагается описать, какими качествами, по их мнению, должен обладать патриот.
6. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответит кратко на представленные вопросы.
Назовите тему занятия одним словом |
Назовите три главных символа страны. |
Перечислите однокоренные слова к слову Родина. |
Объясните понятие Родина |
Назовите человека, который любит, уважает и готов защищать свою Родину. |
Придумайте три прилагательных к слову патриот |