ТЕМА: «Сказочное путешествие».
Цели
: отрабатывание умения составления распространенного предложения по сюжетной картинке и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».
Планируемые результаты:
Предметные:
– закреплять умение составлять распространённое предложение по картинке;
– развивать все виды речевой деятельности школьников, умения читать и писать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения. Метапредметные:
- развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;
- развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;
- развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Личностные:
- воспитывать любовь и интерес к сказкам;
- формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;
- сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Ожидаемый результат
:
учащиеся научатся составлять распространенные предложения.
Здоровьесберегающие технологии: упражнения и игры на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Оборудование: ПК, презентация «Составление распространённых предложений», карандаши, тетрадь, конверты со словами, индивидуальное зеркало, оценочные смайлики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
Сядем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг.
Логопед: Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся нашим гостям!
Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?
Дети: Да.
Логопед: Тогда послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давайте поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?
Дети: Да.
Логопед: Тогда начнем.
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Васильева Эльвира Геннадьевна
Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №3 «Надежда» Чувашской Республики
слайд 1
Цель: формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности
Задачи:
Образовательные:
1) формирование умений определять количество и последовательность слов в предложении;
2) закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении;
3) дифференциация предлогов и приставок,
Коррекционные:
4) развитие логического мышления, памяти, внимания;
5) коррекция мелкой и общей моторики
Воспитательные:
- формирование чувства ответственности, уверенности в себе;
- формирование личностных качеств;
- воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе
Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями, тетради
Ход занятия
- Организационный момент.
1. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса.
Логопед: Ребята, какие предметы изображены на слайде? (лягушка, камыши, стрекоза – наложенные изображения) Из чего состоят слова? (из слогов)
Сколько слогов в каждом из этих слов? (3)
слайд 2
- Составление предложений по отгаданным картинкам.
Логопед: Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу)
Составьте предложение со словами – названиями картинок. (Лягушка сидела в камышах и смотрела на стрекозу.)
Логопед: Сколько слов получилось в вашем предложении?
- Формулирование темы занятия.
Логопед: Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (работать с предложениями)
- Основная часть
1. Знакомство с героем.
Логопед: К нам пришло загадочное письмо. Рассмотрите запись. Попробуйте расшифровать это письмо и прочесть его, тогда вы узнаете, кто его написал.(на карточках запись, слова в скобках заменены картинками)
Текст письма: У меня есть (бочка) мёда. Ещё есть (банка) варенья. Я скоро (приду) к вам в гости и принесу угощение. (Винни-Пух)
слайд 3
- Восстановление деформированных предложений.
Логопед: Винни-Пух очень любит мед, но пчелы не дают ему полакомиться вдоволь. Давайте поможем Винни-Пуху.
слайд 4
Логопед: Составьте предложения из слов, которые принесли пчелки. Запишите получившиеся предложения.
Слова: — стояло, лето, знойное (Стояло знойное лето.)
— галка, на, забор, села (На забор села галка.)
— Коля, загадку, загадал (Коля загадал загадку.)
— кот, чердак, на, залез (Кот залез на чердак.)
— во, залили, дворе, каток, большой, залили (Во дворе дети залили большой каток.)
Физминутка для глаз (офтальмотренажер Масько)
слайд 5
- Установление логических связей между словами внутри предложений.
Логопед: А вы знаете друзей у Винни-Пуха? (Пятачок, Тигра, ослик Иа и др.)
слайд 6
Тигра расшалился и переставил слова в предложениях. Давайте вместе мы исправим логические ошибки и запишем предложения верно.
слайд 7
— Весной луга затопили речку.
— Коза напоила девочку водой.
— После лета пришла долгожданная весна.
Логопед: Тигра доволен вашей помощью. Он обязательно расскажет Пятачку об этом.
слайд 8
Но вот на Пятачка вдруг налетели наглые и голодные вороны.
Логопед: Как их прогнать? (поставить пугало, стрелять из рогатки). Да. Но есть еще один метод – птицы не любят делать зарядку. Давайте все вместе начнем делать упражнения с Пятачком, Тигрой и Винни-Пухом – вороны сразу улетят.
слайд 9
Физминутка (с движениями)
- Дифференциация предлогов и приставок в предложениях. Закрепление навыка согласования слов в предложении.
Логопед: Друзья так веселились, что не заметили ослика Иа. Он расстроен: вороны забрали с собой отдельные слова. Иа никак не может справиться.
Логопед: Поможем ослику Иа: допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. Подумайте, как правильно писать маленькие слова в скобках – слитно или раздельно? Чем отличается предлог от приставки? (между предлогом и словом можно вставить еще слово). Орфограмму подчеркнем.
слайд 10
(По)дорожке сада (по)бежал ________.(мальчик)
_________(от)плыла (от)берега. (Лодка)
Женя _________(на)писал (на)конверт адрес. (Петров)
5. Тренировка в определении границ предложений.
Логопед: Пока мы подбирали слова, на поляне появилась мудрая сова. Она принесла письмо от Кристофера Робина.
слайд 11
Логопед: Сова записала все, что хотел передать мальчик своим друзьям. Посмотрите, почему сложно читать письмо? Что забыла сова? (поставить знаки препинания). А когда в конце предложения надо ставить точку? (когда мысль закончилась)
Логопед: Исправим ошибки, допущенные совой. Прочитаем и запишем текст верно.
Текст письма:
Подул свежий ветерок взошло солнышко птицы громко запели кто это заливается в кустах малины как блестят капельки росы как красив на рассвете лес.
слайд 12
Логопед: Какие встречаются предложения в тексте по цели высказывания? Какие знаки препинания вы использовали? (?, !, .)
Логопед: Прочитайте с осликом Иа пятое предложение, с Винни-Пухом – первое, а с Тигрой – последнее предложение из письма Кристофера Робина.
- Подведение итогов. слайд 13
Логопед: Что такое предложение? Текст?
Что было сложным на занятии, а что далось легко?