Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.статья на тему


Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.статья на тему

Организация прогулки. Тематические прогулки с дошкольниками.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.

Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание различных гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

Планируя прогулку, воспитатель должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта не только в физическом, но и психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания.

Основные требования, которые должны соблюдаться при организации прогулок, определены в соответствующих нормативных документах.

Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, так как именно здесь осуществляется тесное общение ребенка с воспитателем во всех видах деятельности.

Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда связана с любым из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации.

Понятно, что ведущей игровой деятельности, посредством которой ребенок познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации.

В методической литературе и отдельных нормативных документах можно найти подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.

Авторы пособия «Тематические прогулки в детском саду» предлагают пять видов тематических прогулок:

прогулки-походы;

развлекательные прогулки с персонажем;

прогулки-события;

спортивные прогулки;

прогулки — трудовые акции.

Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. Мы считаем, что при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.

Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.

Прогулки-события посвящаются определенной теме (День Космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).

Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.

При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.

Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.

В прогулках — трудовых акциях преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями.

На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе — это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка, листьев).

На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда — это результат совместной работы всех.

Список литературы:

  1. К.Ю. Белая, Е.А. Каралашвили, Л.И. Павлова и др. Тематические прогулки в детском саду. М.: Перспектива, 2013

Ход игры:

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день»

птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал
«ночь»
все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал
«день»
, сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 неделя

1. Беседа «На диване или на прогулке

Цели: продолжать рассказывать о пользе подвижного образа жизни для здоровья.

2. Презентация «Олимпийские игры»

Цели: Формировать у детей представления об Олимпийских играх, в которых участвуют народы всего мира. Знакомить детей с историей олимпийского движения. Воспитывать патриотические чувства, гордости за свой город, свою страну и свой народ; Формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

3. Чтение Рассказа «Белочка и Тамарочка»

3. неделя

1. Беседа «Что надеть?»

Цели: выслушать мнения детей о том, как нужно одеваться на прогулку в зависимости от погоды на улице

2. Папка передвижка «Игры с мячом»

Информация для родителей

3. Заучивание П. И «Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

Прогулки с детьми летом

Игра в песочнице

Отправляясь гулять, возьмите с собой пакет с принадлежностями для игры в песочнице. Можно придумать массу занятий с песком. Например, играть в повара и готовить блюда, стать водителем и строить дороги, гаражи, быть строителем и сооружать песочные замки.

Чтобы песок лучше лепился, возьмите с собой воду. Хорошо, что сегодня в продаже много ярких песочных принадлежностей. Игра в песочнице должна проходить под контролем взрослых, которые задают направление детской игре. Это летнее занятие однозначно относится к развивающим, так как тренирует моторику и успокаивает детей любого возраста.

Работа в огороде

Если у вас, ваших родственников или знакомых есть дачный участок, то отдайте в распоряжение вашему ребенку одну или несколько грядок. Пусть ухаживает за растениями, а вы давайте все необходимые инструкции и предоставляйте инструмент. Малышу понравится наблюдать за созреванием плодов, собирать и кушать их.

Занятие сельским хозяйством — не прогулка и не игра, а нечто большее, это дело очень увлекает маленьких детей. Ребенок будет благодарен вам за этот уникальный опыт. Например, из семян быстро вырастают кабачки, редиска и огурчики. Может быть, ребенку захочется выращивать помидоры, клубнику, землянику. Попробуйте посадить цветы, такие как настурция, маттиола, календула.

Поиск камней

Детям понравится искать красивые камни для того, чтобы потом дома нанести на них роспись красками. Можно создавать узоры или смотреть, на что похожи камни и, исходя из этого, добавлять декор. Раскрашивайте собранные камни дома, а если встретите огромный камень, то можете расписать его прямо на месте, красками или мелками.

Поисковые игры

Лето — это прекрасное время для игры в пиратов, следопытов или искателей кладов. Спрячьте клад и предложите вашим детям найти его, используя карту, план или ваши подсказки, такие как холодно и горячо. Можно даже не выходить за пределы двора вашего дома, этой территории будет достаточно.

Поиск кладов — это игра для прогулки в ДОУ или вместе с родителями. Взрослым она кажется слишком легкой, но для детей это серьезная задача, заставляющая мозг усиленно работать. Мероприятие обучает ребенка ориентироваться по карте и дает много полезных навыков.

Изучение насекомых

Летом у вас будет уникальная возможность изучать насекомых в их естественной среде обитания. Выделите время и выйдите в хорошую погоду с большой лупой на лужайку. Вы точно встретите много интересных насекомых. Пусть ребенок посмотрит, как ведет себя жук на лепестке цветка, как двигается гусеница, как работают муравьи. После прогулки хорошо нарисовать или вылепить из пластилина увиденные факты.

Природный браслет

Если вам ничего не приходит в голову или вы уже перепробовали все познавательные развлечения на природе, то сделайте быстрый браслет. Ребенку понравится творить самому. Вам необходимо из широкого скотча сделать браслет на руку. Разместите липкую ленту так, чтобы клейкая сторона располагалась снаружи на запястье.

Задача ребенка — это сделать декор браслета из природных материалов. Например, приклеить травинки, лепестки, камушки, кору, песок. Развлечение кажется очень простым, но действительно увлекает и развивает ребенка.

Изучение растительного мира

Отправляясь на прогулку, скажите ребенку, что начинается экскурсия по растительному миру. Прогуливаясь по улицам и паркам, называйте деревья и учите ребенка узнавать их по форме листа, стволу и общему внешнему виду.

Например, укажите, что это береза и покажите березовый лист, опишите расцветку ствола и форму кроны. А также можно изучать травы, цветы на клумбах и в поле, кустарники, все, что встретится в вашей местности. Дайте ребенку задание — собрать красивый букет из большого количества разных цветов.

Классики на асфальте

Летом вы просто обязаны позаниматься классиками. Ваша задача в любом порядке нарисовать цифры на асфальте. Они могут находиться в клеточках или в кружочках, расположены близко или на расстоянии друг от друга, как вам больше нравится. Это не просто классики, а обучение сложению и вычитанию.

Придумайте простой пример, такой как один плюс два, а ребенок должен прыгнуть в нужную секцию, в данном случае это три. Аналогичным способом можно изучать алфавит и научиться читать короткие слова. Поначалу ребенок будет действовать по вашей подсказке, а через какое-то время запомнит все, что вы говорили, и начнет угадывать результаты примеров, буквы и слова самостоятельно.

Свободная прогулка

Летом можно долго гулять, главное брать с собой головной убор и воду. Свободная прогулка заключается в том, что ребенок задает направление. Спросите его, куда он хочет пойти, и следуйте за ним. Когда малыш будет решать сам, у него обязательно проснется исследовательский интерес и вы сможете рассказывать ему о том, чем он увлечется.

Например, можете порисовать на земле или на песке, понаблюдать за животными, посмотреть на облака, порассуждать о природе. Пойте песни, сочиняйте и читайте стихи. Нет ничего лучше непринужденного позитивного общения, оно тоже неплохо развивает ребенка. Задавайте больше вопросов, развернуто отвечайте на вопросы ребенка.

Шоу мыльных пузырей

Лето — это отличное время для веселого занятия на природе. Устройте свое шоу мыльных пузырей и детской радости не будет предела. Не забудьте взять с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть такую красоту. Купите несколько вариантов мыльных пузырей.

Существуют маленькие и огромные баночки, приспособления со множеством отверстий. В итоге можно получить много разных пузырей, в том числе размером с человеческий рост. Шоу мыльных пузырей больше похоже на развлекательную прогулку, но также в ней есть и развивающий аспект. Маленьким детям полезно учиться самим надувать мыльные пузыри, так как это занятие действует наподобие артикуляционной гимнастики и способствует развитию речи.

мыльные пузыри летом

Прогулки с детьми зимой

Рисование на снегу

Очень неожиданное и веселое занятие — рисовать красками на снегу. Попробуйте изобразить радугу. Такое занятие поможет выучить цвета и отточить художнический навык. На снегу рисовать интереснее, чем вы думаете.

Катание с гор

Задайтесь целью обойти как можно больше снежных гор в округе, вооружившись приспособлениями для катания. Затем вы удивитесь, с каким воодушевлением ваш ребенок будет делиться впечатлениями о разных горках. Возможно, катание с горки вам кажется несерьезным занятием, а для ребенка это настоящее зимнее приключение.

Снеговики

Лучшее зимнее развлечение — это групповая лепка большого снеговика. Ребенок будет с удовольствием катать снежные шары и украшать скульптуру. Во время работы распределите обязанности, активно обсуждайте то, что вы делаете. Это общение очень продуктивно для ребенка, оно позитивно действует на его развитие и эмоциональное состояние, сближает с родителем.

Пойдите дальше и слепите целую семью снеговиков. Или лепите снежные куличики при помощи формочек. Раскрасьте пирожные красками. Когда вам надоест лепить снеговиков, сделайте мишень и кидайте по ней снежными комками, ребенку это тоже понравится.

лепка снеговика зимой

Прогулки с детьми весной

Весна в парке

Когда приходит весна, дети ее могут почувствовать только на прогулке. Им понравится прогуливаться на природе и отмечать весенние признаки. Например, интересно мерить лужи линейкой или сапогами, заполнять лужи снегом, изучать деревья, расширять или перекрывать ручейки, пускать по ним самодельные или покупные кораблики.

Рассуждайте на тему того, как просыпается наша природа после зимы, отследите все изменения в парке или за городом. Можно повеселиться на аттракционах или просто погулять по улице с вертушкой, которая в будет крутиться по направлению ветра. А дома после прогулки нарисуйте весну.

Изучение ПДД

Гуляйте по городу с детьми и задайтесь целью — объяснить им как можно больше аспектов правил дорожного движения. Рассуждайте доступным для ребенка языком, задавайте вопросы и рассказывайте различные мелочи. Пусть дети наблюдают за тем, как движется транспорт, как ведут себя пешеходы.

Поговорите о светофорах, регулировщике, зебре на переходе и дорожных знаках. Не забудьте закрепить материал домашними играми и рисунками.

Активная прогулка

Весной детям хочется больше двигаться и гулять, поэтому пора доставать ваши велосипеды, беговелы, ролики, самокаты и прочее. Дети в 6-7 лет с удовольствием покатаются на гироскутере. Ваша задача — колесить по окрестностям, пока ребенок не устанет.

Вам в этот день обеспечено море новых эмоций, хорошая физзарядка, отличный аппетит и спокойный сон ребенка. Катание на детском транспорте способствует быстрому росту ребенка, улучшает настроение и помогает ему гармонично развиваться.

Если у вас нет транспорта или на данный момент нет желания на нем кататься, то возьмите на прогулку мячик и освойте несколько игр с этим снарядом.

Неплохо также запастись набором мелков и порисовать на асфальте. Такая прогулка напомнит, что снега и холода больше не будет, приближается лето. Если ребенок не знает, что ему нарисовать, предложите обвести тень, отбрасываемую человеком или любым предметом.

велосипедная прогулка весной

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]