Звуки Д] [Д`]. Буквы Д, дметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

Речь каждого человека состоит из звуков. От того насколько правильно произносятся буквы зависит развитие ребенка. Если кроха до 5 – 6 лет допускает ошибки в воспроизведении фонем необходимо обратиться за помощью к специалисту.

В последнее время среди детей все чаще встречается неправильное произношение буквы Д. Чтобы устранить дефект следует проводить постановку и автоматизацию звуков «Д» и «Дь».

Виды отклонений

Характеристика дефектов произношения:


  1. Оглушение.

    Согласный звонкий
    звук «Д» на разных позициях в словах переходит в
    парную
    глухую
    согласную
    «Т». Нарушение возникает из-за сходности расположения артикуляционного аппарата при воспроизведении, плохого развития фонематического восприятия и органических недостатков речевых органов. Устранение дефекта проводится заново с помощью фонемы «Б».
  2. Открытая гнусавость. Замена звука
    «Д» на «Н». Занавеска неба опущена. Кончик языка не отталкивается от резцов. Отсутствует толчок воздушной струи из ротовой полости. Воздух выходит сплошным образом из носовой полости.
  3. Щелкающий «Д». Коррекция проводится с помощью регулирования дыхания во время произношения.

Провести проверку правильного воспроизведения можно в виде маленького тестирования подходит для старшей

группы
дошкольников
:

  1. Взрослый проговаривает предложения с частым повторением буквы. Например, Дина дует в дудку. Малыша просят повторить услышанное.
  2. С помощью иллюстраций предметов со звуком «Д» и «Дь». Расположить картинки
    перед ребенком. Попросить назвать, что изображено на них (дуб, дом, дыня, дети, дупло и т.д.)
  3. Поиск нужного рисунка. Взрослый говорит название одного изображенного предмета среди представленных картинок, а малыш отыскивает его и называет.

Такие простые задачи используются в подготовительных группах

для определения дефектов звукопроизношения и с целью развить мыслительные способности детей. Подобные занятия применяются для всех видов фонем.

Причины нарушения произношения

Возникновению неправильного воспроизведения мягкого и твердого

«Д» сопутствуют:

  • отсутствие правильной артикуляции
    органов речи;
  • недоразвитость фонематического слуха (ребенок не отличает звуки между собой);
  • повторение ошибок за окружающими;
  • слабая двигательная активность нижней челюсти и остальных органов речевого аппарата (возникает при дизартрии).

На заметку: дизартрия – это нарушения иннервации органов речи. Отклонение появляется вследствие поражения ЦНС.

Установить точный диагноз и причину возникновения возможно после логопедического

обследования. После сбора подробного анамнеза
логопед
назначает коррекционные
задания
. Некоторые занятия следует проводить в домашних условиях.

Вспомогательные меры

Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.

Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.

Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.

При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.

Правильная артикуляция для звука Д и Дь

При воспроизведении звука «Д» речевой аппарат принимает положение:


  1. Губы полностью нейтральны. Постановка зависит от последующей гласной фонемы. Расстояние между губами и резцами около 5 мм.

  2. Кончик языка делает упор в верхнюю челюсть. Может касаться альвеол за верхними зубами.
  3. Мягкая часть неба опускается.
  4. Гортань вибрирует.
  5. Голосовые складки сомкнуты. Присутствие голосового оформления.

Артикуляция мягкого «Дь» отличается от твердого только положением языка. Его кончик опускается за нижние резцы.

Важно: Проводить занятия направленные на постановку фонемы следует после освоения ребенком простых гласных и согласных звуков (а, у, о, и, э, ы) и (б бь, п пь, м мь, в вь, ф фь).

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

:

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Совет: чтобы крохе не наскучило выполнение одинаковых упражнений можно использовать занятия, прописанные для логопедов. Многие варианты присутствуют в открытом доступе интернета.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс

). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.

  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.

  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Важно: методика имеет множество противопоказаний, поэтому перед выполнением следует проконсультироваться у педиатра.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Постановка

Осуществляется после освоения ребенком положения органов речи при воспроизведении фонемы. Обычно используются 2 метода постановки звука «Д» и «Дь»:


  1. Подражание

    . Кроха и взрослый садятся перед зеркалом. Родитель или специалист демонстрируют правильное произношения звука. Малыша просят повторить. Чтобы было проще используются гласные звуки. Для твердого «Д» (да – до – ду – ды), а для мягкого «Дь» (ди – дю – де).
  2. Механический метод. Ребенок произносит звук «Б». Язычок в это время находится между губами. Специальным шпателем логопед надавливает на кончик органа. После просовывает его за верхние резцы.

Часто специалисты предлагают такие способы постановки в качестве домашнего задания

. В знакомой обстановке рядом с близким человеком малыш освоит занятия быстрее.

Важно: при выполнении упражнений указать на отличительные характеристики фонемы «Д» от «Т». Особенностью звука «Д» является вибрация голосовых складок. Чтобы малыш почувствовал разницу его руку кладут на гортань взрослого, произносящего по очереди буквы.

Соноры

К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.

Всего есть три способа постановки звука:

  1. механический – для него нужны зонды или их заменители;
  2. по подражанию – не всегда возможен;
  3. смешанный – подразумевает использование и того, и другого.

Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.

Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.

При быстрых движениях будет слышен правильный рык. Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию. Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».

Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.

Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».

После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.

Для этого потребуется выполнение небольшой хитрости. Дошкольнику предлагается представить, что язык – это мышка. Чтобы ее спрятать, после гудка нужно кончик быстро убрать. В таком случае он автоматически чиркнет по альвеолам и будет слышен правильный звук «Л».

Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.

Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.

Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]