Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
- 6 февраля 2013
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» В.М. Букатов.
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.
Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.
Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели определила задачи:
1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3. Формировать у детей навык слаженной работы.
Условия применения социо-игровой технологии:
1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.
2. Разработка перспективного плана.
3. Соблюдение вариантов деления на группы.
4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.
5. Смена темпа и ритма.
6. Использование игр разнообразного характера.
В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:
I. Методы, повышающие познавательную активность.
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.
Последовательность введения игр:
Игра для рабочего настроя – «Тень — потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает — не летает» и др.
Игры разминки – «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социо-игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Игры вольные, требующие передвижения – «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др.
Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты:
- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них нет чувства страха за ошибку.
Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.
Презентация
Автор: Дурягина Галина Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №24 комбинированного вида, город Мончегорск, Мурманская область, стаж педагогической работы 26 лет, награждена нагрудным знаком «За личный вклад в развитие системы образования г. Мончегорска».
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 Колпинского района Санкт-Петербурга
Составила: старший воспитатель Шумакова Галина Анатольевна Октябрь 2013 г.
Нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с цитаты Вячеслава Букатова, автора книги «Шишел-мышел, взял да вышел», по социо – игровым технологиям: «Делать условия обучения дошкольников более человеческими и более соответствующими особенностям их психики помогают не столько инновации (которые для воспитателей частенько являются «котом в мешке»), сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы». И такими способами могут стать социо – игровые технологии».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образовательная программа дошкольного образования должна строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е. Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.
«У социо-игровой педагогики хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»
Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Различия традиционной и социо-итровой педагогики:
Социо — игровая педагогика Традиционная педагогика
Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата. Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ
Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект — субъектные отношения) Диктат воспитателя (субъект — объектные отношения)
Развитие самостоятельности Послушное повторение формулировок
Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом) Наличие дискретности — дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты)
Занятие-игра — жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре
Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть
Равноправие детей и взрослых — основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения
Суть социо — игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Взрослый предлагает группе равных какое-то дело, и дети умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Деятельность дошкольников в малых группах — самый естественный путь к возникновению сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Дети умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку, чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, развивается воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. А что делать, когда кто-то стремиться постоянно, быть лидером, а кто-то не хочет им быть? Из практики работы можно сказать, что ребенок, который не хочет быть лидером, он все равно в течение года бывает им несколько раз, а дети – лидеры не редко уступают свои позиции менее активным сверстникам.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило – социо — игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. А педагогу потребуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Пусть неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. Наоборот – это показатель педагогического мастерства.
Используя «золотые» правила социо — игровой технологии, дети научаются:
- слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
- у детей развивается речевое взаимодействие;
- формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение педагога с детьми;
- отсутствует чувство страха за ошибку.
Социо-игровая технология способствует:
- Реализации потребности детей в двигательной активности.
- Сохранению психического здоровья.
- Преодолению нерешительности и неуверенности робких детей.
- Формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативных навыков у дошкольников.
- Повышению уровня познавательных и творческих способностей.
Классификация игр социо-игровой направленности:
- игры для рабочего настроения
- игры разминки (разрядки)
- игры социо-игрового приобщения к делу
- игры творческого самоутверждения
— игры вольные.
1. Игры для рабочего настроения.
Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
В процессе таких игр детям легче преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и заниматься вообще.
2. Игры разминки (разрядки).
Игры данной группы объединяет принцип доступности, элемент соревновательности и смешного несерьёзного выигрыша. В играх доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.
3. Игры социо-игрового приобщения к делу.
Используются в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу.
4. Игры творческого самоутверждения.
При выполнении этих игр больше учитывается художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные.
Выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в группе.
Раскрывая содержание социо – игровой технологии, мы постарались показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками. А для практической применимости «золотых правил» социо – игровой технологии, предлагаем вам немного побыть в роли детей и поиграть.
Первая игра называется «Радио».
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик) … (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.
Следующая игра называется «Чемодан».
Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
Ход: Для того чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти свое место в команде.
Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.
Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого отводится 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.
Организуя данную игру, использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).
Предлагаю сыграть ещё в одну игру «Подарки».
Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».
Ход: Для того чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий отдаёт ему свой жетон, если нет – отгадывающий отдает жетон. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.
Сегодня, на нашей встрече мы постарались познакомить вас с социо – игровой технологией и в завершении нашей встречи, мне бы хотелось услышать ваши мнения, предложения, пожелания, замечания. (Участники встречи высказывают свое отношение к представленному материалу).
Вопросы для рефлексии:
- Какие отличительные черты социо — игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
- Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо — игровой технологии?
По завершении встречи участники получают памятки с «золотыми» правилами социо – игровой технологии.
Следующая > |
Классификация игр и формирование групп
Работу всегда следует проводить в небольших группах («группах ровесников»). Наиболее оптимальное количество человек – не более 5. Чтобы при делении не оставить никого из детей в обиде, можно прибегнуть к разным способам, например, задать в качестве разделяющего признака цвет волос или глаз, этаж проживания, наличие того или иного домашнего животного и пр. От лица сформированной группы всегда выступает лидер, который, во-первых, выбирается самими детьми, и, во-вторых, регулярно сменяется.
Воспитатель вовлекает детей в разные виды активности (сидя, стоя, за столами, на улице и пр.) с постоянным изменением темпа и ритма. Так будет происходить пассивное обучение дошкольников умению вести дела сконцентрировано и сосредоточенно, ведь там, где известно про начало и конец, просто не получится проигнорировать существующие ограничения.
Классификация игровых заданий выглядит следующим образом:
- Для рабочего настроя. Основная цель – стимулирование интереса к взаимодействию друг с другом, а также мобилизация ресурсов тела.
- Для социо-игрового приобщения к делу. Здесь происходит непосредственная коммуникация педагога и детей, во время которой они учатся, запоминают, различают, систематизируют или осваивают какой-либо материал.
- Разминки. Их отличительной особенностью является наличие быстро возникающего азарта, смеха, несерьезности. Дети психологически и физически разряжаются, расслабляются, отдыхают.
- Для творческого самоутверждения. Здесь итогом должно стать достижение результата, связанного с художественной сферой, – формирование эстетического вкуса, обучение основам рисования, танцев, музыкального исполнения и пр.
- Вольные. Обычно такие игры подразумевают нахождение вне комнаты и помещения, т.к. для них требуется больший простор и свобода передвижения.
Однако сразу же начинать освоение игр – дело и рискованное, и не совсем правильное.
Чтобы социо-игровая технология дала ожидаемые результаты, ее воплощение в жизнь необходимо проводить в 3 этапа – это:
- Прививание правил и культуры толерантного общения. Ребенок познает, как слушать, слышать и успешно договариваться с партнером.
- Отработка полученных навыков в мини-группах. Дошкольник на практике учится организовывать общение, ведь только так он достигнет поставленной перед ним учебной задачи (ответить, найти, предложить и пр.).
- Полноценная и плодотворная работа воспитателя с его подопечными, использование общения как эффективного педагогического средства.
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе
марина михуткина
Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе
«Главная забота воспитателей-
не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба».Е. Е. Шулешко
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка.
Термин «социоигровой стиль»
появился ещё в 1988 году. В 1992 году в
«Учительской газете»
появилась статья, которая называлась
«Вольный стиль или погоня за 133 зайцами»
, где автор, опираясь на материалы сторонников
социоигровой педагогики: Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин «социоигровая»
) и одновременно в каждой из них. В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное
взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы.
И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.
Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста — организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект)
воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы организации социо-игровой технологии:
• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
• Игры с правилами.
• Игры-соревнования.
• Игры-драматизации.
• Режиссёрские игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Сказкотерапия.
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
• Тренинги.
• Самопрезентация.
Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. Педагогическое мастерство в социо — игровой педагогике включает в себя мастерство создания и рационального применения игр. В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками («Паровозик»
,
«Передай настроение»
,
«Бабушка Маланья»
,
«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
и др.) . Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.Этому способствуют игры:
«Волшебный клубочек»
,
«Доброе животное»
,
«Дружба начинается с улыбки»
,
«Комплименты»
и др. На занятиях желательно предлагать игровые задания, целью которых является пробуждение интереса друг к другу, постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела, отнесены в
группу рабочего настроя («Летает – не летает»
,
«Волшебная палочка»
,
«Встать по пальцам»
,
«Разведчики»
,
«Замри»
и др.) Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому,можно использовать разминки-разрядки:
«Заводные человечки»
,
«Воробьи-вороны»
,
«Руки-ноги»
,
«Клубок»
,
«Выход ряда»
и др. На прогулке и в свободной игровой деятельности
эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле»
. Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически
эффективный отдых.Сюда входят: «Считалки»
,
«Вороны-воробьи»
,
«Горелки»
,
«Прятки»
и др.
Применяя социо — игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста :
•1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников»
.
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте — по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
•2 правило: «смена лидерства»
.
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
•3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
•4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
• 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
•6 правило:в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»
.
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания.
Для организации детей необходимо их делить на микрогруппы, которые позволяют ребенку, самому поставить цель своих действий (в предложенных рамках своей работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при возникновении своих проблем.
В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса.
При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.
Сейчас мы с вами и остановимся на вариантах объединения…
1. Деление детей на малые группы по их желанию,сходству или жизненным ситуациям осуществляю по следующим принципам:
-чтобы все в группе были одинакового (или разного)
роста;
-одного (или разного)
цвета глаз
(или волос, бантиков, носочков и т. п.)
;
-по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
-по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой группы;
-со своими друзьями;
-с тем, с кем живешь рядом;
-с кем спишь рядом в детском саду;
-с кем вместе сидишь за обеденным столом;
-с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься)
;
-по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п. ;
-найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, кошка, собака и т п.
2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком)
:
-отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
-геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
-геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру
-мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т. п. ;
-муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
-предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
3. Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)
.
Каждому ребенку предлагается какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной (или двумя парами)
и представляет его для всех
Возможные варианты заданий:
-составить рассказы про свою любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т. п.
нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё, сделать аппликацию или подделку, слепить;
-составить предложение (слово)
и найти, с кем его можно объединить.
4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.
Предложите каждому взять по одной частичке материала. Дети должны найти, у кого есть подходящая часть, собраться в группы и составить из элементов целое. Можно предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей. Например, разбросать на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каждый из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей. При этом количество открыток (или другого материала)
должно соответствовать числу образуемых малых
групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в малой группе.
В качестве материала можно также использовать:
небольшие картинки с несколькими повторяющимися сюжетами;
заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части;
лоскутки ткани разной (или одинаковой)
формы и разной
(или одинаковой)
расцветки
(рисунка)
;
ленточки, тесьму;
разрезанные на части геометрические фигуры (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру; одинаковые по названию, но разного цвета и размера; одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но разного цвета).
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
Предлагожить детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп)
и собраться в
группыпо порядковому номеру:
-назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
-называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный)
и собраться в
группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
-назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т. п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия, повторяя их в том же порядке)
.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА СОЦИОИГРОВОЙ НА ПРИМЕРЕ :
Игра «Волшебная палочка»
.
Предварительно дети делятся на тройки по слову (опора на расчет по порядку)
– предлагается назвать дни недели и объединиться в компании. Каждая компания получает задание. — Назовите, как можно больше предметов, находящихся в зале, которые в своем названии содержат звук [о]. Вот также и на занятии, например, все дети разделились на компании по три человека. Педагог достает
«волшебную палочку»
, которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать
«волшебную палочку»
, тройка, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и имеет в своем названии звук [о].Первая тройка легко называют: потолок, окно, шторы, пол, а второй тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец слово найдено – обои, стол. Это подбадривает следующие тройки, которые тут же находят подоконник, стекло, коробка и т. д. Опять заминка. В это время совещаются все. Все ищут, что ещ не было названо, и таких предметов находится все больше и больше. И у детей огромное желание продолжать игру. При таком подходе не бывает детей, которые не захотели бы узнать про то, что знают другие. Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение
«Волшебная палочка»
хорошо активизирует этот опыт.
Практическая значимость заключается в том, что использование социо-игрового стиля в разных видах деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, у ребёнка развивается самосознание. Дошкольник способен сравнивать свои знания со знаниями других детей, оказывать помощь другу и принимать её когда это нужно, умению сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
Выступление для педсовета на тему:
«Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию».
Подготовила воспитатель: Михуткина М. Э.
2015г.
Сущность
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) предписывает российским воспитателям подходить к обучению детей с качественно новых сторон. Впредь образовательный процесс должен не равнять всех под одну гребенку, а учитывать как общие возрастные особенности детей, так и их индивидуальные отличия. Главная задача сотрудников детских садов – это выпуск из стен учреждений дошкольников, желающих активно учиться, познавать мир и совершенствоваться. Социо-игровая технология, основанная в 1988 году совместными силами советских педагогов Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатова и берущая за основу такую форму деятельности, как игра, способна успешно справиться с поставленной целью.
Неизменным условием здесь является создание атмосферы взаимного уважения и свободы мыслей, действий, выбора. Происходит отказ от навязывания опыта или знаний взрослого. Искусственное насаждение различных постулатов недопустимо. Необходимо сделать так, чтобы участники доверяли и словам друг друга, и своим собственным ощущениям, а также не испытывали диссонанса между личным опытом и тем, что говорят другие. Только так удастся превратить воспитание и обучение в добровольный, приятный, радостный процесс и добиться формирования ключевых компетенций: навыков дружеской коммуникации, межличностного общения, элементарного самоконтроля и регуляции собственной деятельности. Без долгих и утомительных тренировок выработается умение связно и правильно говорить.