Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы


Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Домарева Ирина НиколаевназаведующийПетровская Альбина Валентиновнастарший воспитательКочкина Тамара ИвановнаСидельникова Татьяна АнатольевнавоспитателиМБДОУ ДС №61 «Семицветик»Старооскольского городского округа

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В старшем дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему отечеству.

Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Особым древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин дети проявляют большой интерес к русским богатырям: рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).

Рекламное сообщение

Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. У дошкольников рождается желание быть летчиками, космонавтами, военными.

Стихи о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка.

Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе Старый Оскол – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь используются стихи Л. Пичиневкой «Самый красивый город Старый Оскол», Е. Сыроватской «Старый Оскол», Б. Шамраева «Старый Оскол. Гимн городу» и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим миром, природой, литературой дошкольники слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Кроме непосредственно образовательной деятельности, литературные произведения даются дошкольникам во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, воспитанникам дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изодеятельности, конструирования, лепки. Воспитатель может организовать с дошкольниками свободную игру-драматизацию, строительно-конструкторскую или сюжетно-ролевую игру. Заинтересованность воспитанников или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в нём, насколько сформирован у дошкольников образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Список литературы:

  1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., – Волгоград, 2008.
  2. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., – М., 2005.
  3. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. – М., 2006.
  4. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., – М., 2006.
  5. Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., – 2006.
  6. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. – М., 2005.
  7. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., – М., 2007.
  8. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
  9. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., – 2006.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

Внимание! Акция до 25 октября!

Автор: Феденко Татьяна Петровна

«Уроки литературы как средство патриотического воспитания»

Аннотация

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании подрастающего поколения обладает художественная литература.

Ключевые слова: литература, воспитание, Родина, патриотизм.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у него ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит как от мастерства педагога, так и родителей.

Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа произведений такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы в размышление о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

Одним из основных направлений патриотического воспитания является привитие любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.

В. Сухомлинский писал: “Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины”.

Уроки литературы выигрышны тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

В литературе для среднего звена очень много произведений воспитывающих в детях милосердие, отзывчивость и гуманность: Ф.М. Достоевский « Мальчик у Христа на елке», В.В. Маяковский « Хорошее отношение к лошадям», И.С. Куприн « Белый пудель», «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова. и др. Беседуя над произведениями, обсуждая поступки героев, дети учатся понимать мир, отличать ложь от истины, добро от зла, прекрасное от безобразного.

В старших классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине, произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» – возвышенное и трагическое в поэзии; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбу мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.

В художественной литературе XX века находим отражение всех сторон русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве А. Твардовского, М. Шолохова, А. Платонова, В. Гроссмана и многих других писателей.

Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.

Произведения о Человеке на войне, правде о нем, о жестоких реалиях и романтике в описании войны дают богатый материал для воспитания патриотических чувств учащихся, формируют у них гражданскую позицию.

На примере величия народного подвига литература воспитывает у поколения, не знавшего войны, уважение к своей Родине, к народу-победителю.

Возможно, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература – литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование.

Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.

Применение ИКТ – технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, – это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению у них собственной нравственной и гражданской позиции, учaстию в деятельности пaтриотической нaпрaвленности.

«Учaт cлова, но увлекают примеры»

Уроки литературы призваны формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, формирует активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и значение уроков литературы в этом плане переоценить невозможно.

Использованная литература:

1. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности

формируются на уроках литературы // Учит. газ. — 1997

2. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной

работе. Под ред. М. А. — М.: Просвещение, 1985

3. Система работы по изучению современной литературы в 8-10

классах. Москва «Просвещение», 1985 год

4. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания

граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005 – №6. – С. 59-63

5. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской

педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика.– 2007 – №1 – С. 93

Кемерово 2021

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только занятий, на которых приобретаются знания, нужна система работы, основанная на сотрудничестве воспитателей, и родителей. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа воспитателя по патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Далее мы остановимся на форме работы с родителями по патриотическому воспитанию: анкетирование. В словаре слово «анкета»

— (французское)- 1)опросный лист для получения каких-л. сведений о том, кто его заполняет; 2) в социологических исследованиях а.- составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным эмпирическим материалом для обобщений. Одним из пионеров использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчетам опрашиваемых. Результаты проведенного анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» (1874). Каждое отдельное анкетирование имеет свои определённые цели и задачи.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Именно в этот период закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Ознакомление детей с родным городом по праву можно считать фундаментом патриотического воспитания.

Важную роль в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста играет художественная литература. Она способствует формированию базовой культуры личности, ознакомлению с окружающим миром; развивает мышление, речь, воображение ребенка; помогает осознавать человеческие взаимоотношения; знакомит с нормами поведения; воспитывает в детях отзывчивость, эмпатию, доброту.

В дошкольном возрасте дети являются слушателями художественных произведений, содержание доносит до них взрослый. Если ребенок понимает содержание художественной литературы, то он сможет рассуждать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому важно правильно отобрать художественные произведения для чтения детям. Они должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей; иметь познавательную, эстетическую и нравственную функцию; содержать занимательный и динамичный сюжет.

Каньель: «Книги – это летопись народов. Они передают из века в век несметные богатства опыта, накопленного всем человечеством». Своим опытом работы я хочу показать, как художественная литература помогает знакомить детей старшего дошкольного возраста с родным городом Нижним Новгородом.

Цель работы – формирование патриотических чувств к родному городу у детей подготовительной группы через ознакомление с художественной литературой.

В своей работе я выделила главные направления: история возникновения Нижнего Новгорода, его главные достопримечательности, улицы, современные общественные учреждения, люди, прославившие город, растительный и животный мир. Подбор художественной литературы осуществлялся в соответствии с данными направлениями.

Произведения устного народного творчества помогли сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого я использовала пословицы и поговорки о Родине. При ознакомлении детей с первыми жителями земли Нижегородской мне помогли колыбельные песни и запевки. Для того, чтобы узнать, какой в прошлом была Нижегородская ярмарка, мы с детьми разучивали зазывалки. Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходило в проведении народных праздников (Масленица, Святки, Пасха) – знакомились с закличками. Большую помощь в ознакомлении с историей возникновения Нижнего Новгорода оказали легенды: «Как зачинали Нижний Новгород», «Предания об основании Нижнего Новгорода», «Град на устье Оки». Легенды стимулировали интерес к башням Нижегородского кремля, помогли запомнить их название и расположение: «Сказ о башне Белокаменной», «Легенда о Коромысловой башне», «Сказ о счастливой подкове». Особый интерес у детей вызвала легенда о символике нашего города – «Сказ о яростном олене».

Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Я знакомила детей со сказками нижегородского писателя Сергея Васильевича Афоньшина о героях Руси.

В нашем городе много памятных мест, посвященных А.С. Пушкину. Познавательные рассказы о поэте совмещались с чтением его произведений « Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Дети получили информацию о том, какое название имел город в прошлом, какие места в нашем городе связаны с Максимом Горьким. Познакомились с его произведениями: «Воробьишко», «Про Иванушку – дурачка», «Случай с Евсейкой»

При знакомстве детей с улицами нашего города я обратила внимание на то, что многие улицы названы в честь людей, прославившихся своей деятельностью. Так же улицы носят имена героев. О героях Великой Отечественной войны дети узнали из рассказов. Стихи и рассказы о войне действуют на сознание детей вдохновляюще. Дети сопереживают и сочувствуют героям, они пропускают через себя всю жестокость и беспощадность войны, негодуют против нападений на беззащитных людей. Читали произведения: М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Алексеев «Ночной таран».

Привлечь интерес к миру природы родного края помогли следующие произведения: В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Г. Снегирев «Ласточка», И. Соколов – Микитов «Лисья нора».

Для расширения представлений детей об общественных учреждениях города использовала следующие художественные произведения: Н. Соколова «Театр кукол», А. Барто «В театре», П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».

В книжный уголок я старалась подбирать книги с красочными иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций помогают понять смысл произведения. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Важно каждый раз после прочтения художественного произведения проводить обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается память, умение грамотно и связно формулировать свои мысли.

Большое место после прочтения художественного произведения отводится играм – драматизациям. Ведь драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

Выразить свои впечатления о прочитанном дети могут в изобразительной деятельности, лепке, конструировании, ручном труде. Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно описаны события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы помогает знакомить детей с историей родного города, с его достопримечательностями, общественными учреждениями, с известными людьми, прославившими город, с растительным и животным миром. И самое главное — способствует патриотическому воспитанию дошкольников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]