Эстетическое воспитание подрастающего поколения: методология, возрастные особенности

Эстетическое воспитание в педагогической науке — это формирование умений воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире. У молодого поколения вырабатывается система критериев при помощи, которых оценивается эстетика различных объектов.

Правильно заложенное в детстве эстетическое восприятие помогает в будущем создавать прекрасные вещи, внедрять принцип эстетизма в повседневную жизнь. Тяга к красоте способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует художественный вкус.

Статьи по теме

  • Как воспитать сына настоящим мужчиной: главные истины 24.08.2021
  • Как воспитать успешного ребенка: 10 эффективных советов 12.07.2021
  • Приемы воспитания: как изменить взгляды и поведение ребенка 26.05.2021
  • Функции воспитания в деле формирования личности 26.05.2021

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью культуры человека в целом. Оно выступает катализатором развития духовности, индикатором поведения человека в социуме. Отсутствие глубоких эстетических установок находят отражение в образе действий, которые противоречат общим гуманитарным принципам.

Цели и задачи


Человек глубоко проникнутый чувством прекрасного переносит критерии эстетизма не только на неодушевленные предметы, но и на отношения с окружающими. Эстетика чувств способствует укоренению идей гуманизма, духовности, нравственности.

Цель эстетического воспитания школьников – способствовать формированию всесторонне развитой личности, развивать художественный вкус.

К первоочередным задачам эстетического воспитания относят:

  1. Аккумулирование в сознании впечатлений о прекрасном.
  2. Формирование художественного вкуса.
  3. Развитие познавательного интереса к явлениям и предметам, входящим в фонд мировой культуры.
  4. Стимулирование тяги к творчеству.

Задачи воспитания эстетики

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста условно делится на две разных по направлению, но очень тесно взаимосвязанных между собой, группы. Каждая группа при этом преследует свои задачи и использует свои средства.

Первая группа относится к формированию способности воспринимать прекрасное. Сюда включается способность понимать и чувствовать красоту в предметах искусства, проступках людей, в природе. Развитие художественного вкуса и формирование потребности в соприкосновении с прекрасным также включается в задачи первой группы.

Задачи второй группы связаны с тем, чтобы научить ребенка самостоятельно творить что-то красивое: рисовать картины, лепить и конструировать предметы, петь, танцевать и двигаться под мелодию, красиво выражать свои мысли.

Причем очень важно, чтобы обе задачи обеих групп были тесно переплетены друг с другом. Дети с самого начала, как только у них появляется такая возможность, способность и средства для этого, должны не только воспринимать прекрасное в окружающей действительности, но и самостоятельно творить что-то новое и столь же прекрасное. У них должно быть четкое осознание того, что они имеют тесную связь с миром, и сами способны делать его более приятным и привлекательным.

Методы и средства


Для формирования у детей системы эстетических ценностей используют традиционную триаду методов – наглядные, словесные, практические. Помимо этого, существуют также специальные методики.

Они направлены на развитие эстетических взглядов посредством:

  • изучения красоты окружающей природной среды;
  • приобщения к различным видам искусства (музыка, живопись, литература, театр);
  • занятия продуктивной трудовой деятельностью.


Внедрение каждого метода требует применение соответствующих средств эстетического воспитания. Максимальную эффективность имеет знакомство учащихся с произведениями искусства – картинами, скульптурами, архитектурными постройками. Их изображения используют для демонстрации в виде наглядных пособий.


Ощутимое воздействие на формирование эстетических взглядов человека оказывают природные объекты. Неповторимость ландшафтов, присущих родному краю, накладывает отпечаток на базовые идеалы красоты, которые закладываются с детства в сознании ребенка. Своеобразными средствами эстетического воспитания также выступают объекты флоры и фауны, присущие природной зоне, где проживает человек.

Потребности в эстетических ценностях формируются благодаря межличностному общению. В первую очередь, облагораживанию подлежит культура языка и речи.

Это касается отчуждения слов-паразитов, нормированного использования чужеродных терминов и сленга, правильности произношения.

Обоснование эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Почему важно уделять этому особое внимание в самом раннем возрасте. Дело в том, что потребность воспринимать красоту в разных ее проявлениях заложена в человека с самого рождения. От этого зависит полноценное развитие личности, способность адекватно реагировать на окружающую действительность, здоровое эмоциональное развитие и взаимоотношения с людьми.
С самых ранних лет ребенок учиться любоваться тем, что привлекает его взор. Для этого родители используют различные средства. Сначала это могут быть большие красивые игрушки или рисунки на обоях в детской комнате. Затем он воспринимает красоту пения колыбельной, которую поет ему мама или звуки красивой музыки. Со временем ребенок начинает замечать игру солнечных лучей в комнате, а также смотри мультфильмы и красивые книжки. Все это рождает в его сознании массу сильных радостных чувств, восторг и удовольствие. Если эту способность воспринимать прекрасное вовремя направить в нужное русло, используя все доступные средства, это поможет ребенку вырасти счастливым человеком, умеющим находить радость в любых обстоятельствах.

Формирование эстетических взглядов в разных возрастных группах


Методика воспитания эстетизма у детей основана на их восприимчивости к разным категориям объектов, в зависимости от возраста. По мере взросления индивидуума меняется его чувствительное акцентирование природы и социума.

Известный российский педагог П. Блонский выстроил шкалу сентизитивности:

  • цвет;
  • предмет;
  • растения и животные;
  • пейзаж;
  • предметы искусства;
  • человек.

Дошкольники


Первые общие понятия и образы формируются у малыша к 2-х летнему возраста. От эпизодического восприятия действительности он переходит к целенаправленному наблюдению. Постепенно развивается память и мышление.

Маленькие дети отличаются впечатлительностью и эмоциональностью. Приятные эмоции откладываются в памяти и побуждают к их повтору. В этот период ребенок позитивно реагирует на музыку, лепку, рисование. В первую очередь, работают его чувства — осязание, слух и зрение.

Дошкольники легко запоминают ноты, учатся различать цвета и гармонично их сочетать. Большое внимание уделяется созданию объемных образов и моделей. Дети с удовольствием занимаются лепкой, конструированием, рукоделием.

Начальная школа

Восприятие у учащихся младших классов еще остается разбросанным, мозаичным, поверхностным. Ребенок не задерживает надолго внимание на одном предмете. Его больше интересует динамичность сюжета, нежели описательная картина.

Для знакомства с произведениями искусства надо отбирать иллюстрации, имеющие ярко выраженную сюжетную линию.

В плане развития культуры младшим школьникам рекомендуется посещение театра. Литературные произведения, разыгранные на сцене актерами, создают мощный эмоциональный фон. Ребенок сопереживает героям, получает удовольствие от просмотра постановки.

Продолжается приобщение к занятию искусством. Ученики начальных классов в большей степени сконцентрированы на процессе рукотворчества, чем на самом конечном результате. Сдерживающим фактором выступает неусидчивость и повышенная активность детей младшего школьного возраста.

Подростки


Учащиеся в средней школе уже владеют базовыми знаниями по эстетике, способны применять их на практике. Однако желание выделиться из общей среды часто бросает подростков в крайность, стирает грань между прекрасным и нелепым, абсурдным.

Условия современной жизни диктуют новые подходы к формированию эстетических взглядов. Необходимо рассматривать не только классические направления искусства, но и новейшие арт-тенденции.

Молодежь, в первую очередь интересуют:

  • музыка – рэп, рок;
  • живопись – компьютерная графика, граффити;
  • литература – комиксы.

Выпускники

Старшеклассники обладают системой мировоззренческих взглядов. Через их призму они воспринимают эстетическую сущность окружающих предметов и явлений. Основное внимание уделяется рассмотрению эстетических сторон поведения человека и межличностных отношений.

Особенности эстетического воспитания в детском саду

Эстетическое воспитание

Давно известно, что для гармоничного развития личности, ребенка необходимо всесторонне развивать. Эстетическое воспитание как раз и обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т. д.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Другими словами, эстетическое воспитание это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины. Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются также мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическая воспитанность прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика, труда (техническая эстетика, дизайн)

.

Итак, задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации прочтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства»

, своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать, учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к
дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности.

Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. С элементом любования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств, порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического, чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического, все это признаки подлинной эстетической воспитанности.

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, слушая произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи «радуют глаз»

, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория
«белой скатерти»
вполне справедлива: если мы хотим
воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить не эстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.
Понятие «эстетика быта»

включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты. Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности»

и делает ее наглядной для ребенка. Педагог раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В
воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей)
.

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. Поэтому педагог основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки», в этом был убежден В. А. Сухомлинский. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная педагогом, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы. В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный)

фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись
воспроизводить, репродуцировать.
Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Педагог управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Педагог заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Он развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т. д. Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит педагог. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательную «сетку»

недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности. Педагог организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т. д. Его задача – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского
восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством педагога. Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

Уровень эстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни и воспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности школьников является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной.

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: и психологическими, и педагогическими, и социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние. Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа. Наконец, к социальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной. Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, воспитателям и учителям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты, аккуратности и так далее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]