Экологическая викторина для дошкольников
С раннего детства каждому ребенку необходимо рассказывать о том, что его окружает, прививать интерес и любовь к природе. Отвечая на вопросы викторины, дошкольник учится логически мыслить, развивает память и воображение, увеличивает свой словарный запас.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(для детей подготовительной группы)
Провела и подготовила воспитатель: Потапычева Наталья Геннадиевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Цель:
- Расширить кругозор детей сведениями о жизни животных, птиц, растений.
- Закреплять правила поведения в природе.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Обогащать личностный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой. Расширять экологически ценные контакты детей с растениями и животными, объектами неживой природы.
- Укреплять познавательный интерес любви к природе, а так же эстетические чувства.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать заботливое отношение к родному краю.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощь.
- Расширить кругозор детей сведениями о жизни животных, птиц, растений.
- Закреплять правила поведения в природе.
Развивающие задачи:
- Развивать речь, внимание, память.
- Развивать творческие способности детей.
Предварительная работа.
- Просмотр презентации «природа»
- Заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде;
- Беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;
- Провели конкурс рекламных плакатов «Не навреди природе»;
- Настольные и дидактические игры о природу и погоде:
- «Съедобное и несъедобное»;
- «Поле, лес, огород»;
- «Рыбаки и рыбки»;
- Лото «Домашние и дикие животные».
- Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы»
- Просмотр видеофильмов о природе;
- Наблюдение на прогулке.
- Разучивание движений, песен.
Задачи по образовательным областям:
ОО «Познание»
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
ОО «Коммуникация»
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения;
- активизировать словарный запас за счет новых слов
- учить действовать сообща членам одной команды
ОО «Здоровье»
- сформировать у детей понятие, что «рвать растения – нельзя», мы этим можем причинить вред окружающей природе, а значит и себе. Ведь человек – это часть природы.
ОО «Труд»
- развивать желание трудиться, вносить свой посильный вклад в очищение нашей планеты от продуктов жизнедеятельности человека (сбор мусора).
ОО «Музыка»
- доставить детям радость, удовольствие от совместных танцевальных композиций.
Материал:
- мультимедийное оборудование
- наборы семян растений;
- глобус;
- магнитофон
- костюмы животных;
- карточки.
Ход викторины:
Под музыку дети входят в зал. Вытаскивают жетоны 2-х цветов разного цвета и рассаживаются на места соответственно цвету жетона.
Ведущий:
— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы провести экологическую викторину «Как прекрасен этот мир». В нашей викторине участвуют две команды.
Попрошу команды придумать своей команде названия.
1 команда …
2команда…
— Прошу поприветствовать команды громкими аплодисментами.
Ведущий:
Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех: «Тебя мы просим, человек. Ты обещай нам и не лги. Как старший брат нас береги».
Чтоб цветы в лесу цвели, Всю весну и лето Мы не будем собирать Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда Выпорхнул до срока, Мы поможем, не беда, Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор, Мы его не тронем. Вдруг понадобиться он Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья Надо тоже охранять. Обязательно он должен За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика — Жителей лесных Лучше вы не трогайте! Охраняйте их! Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно!
— Наша планета как большой и красивый дом
— Она радует нас утренними нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы
— Она завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей
— Удивляет высокими горами, крупными склонами и холмами
— Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами
— Земля – планета гармонии. На ней все соразмерно и взаимосвязано
— Природа планеты совершенна
— Ребята, вы видите какая красивая природа нашей планеты Земля? А сейчас проверим, что вы знаете о природе планеты Земля.
Конкурс «Найди правильный ответ» Конверт №1
(объяснение задания)
— На подносе лежат картинки семян, рассмотрите их. Скажите с какого растения данное семя? За правильный ответ команда получает жетон. Время пошло!
(семена: тыква, огурец, семена подсолнечника, арбуза, яблоко, вишня, хурма)
Конкурс «Что лишнее?» Конверт №2
-Попрошу Вас открыть конверт. Внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопрос что лишнее и почему вы так считаете?
— Кто быстрее всех ответит и правильно, тот и получит заветный жетон.
Конкурс «Узнай по силуэту» Конверт №3
Ведущий: А теперь проверим, как вы знаете животный мир.
Внимательно посмотрите на картинку, все животные перепутались. Вы должны назвать всех животных, которые здесь изображены.
— Кто быстрее всех ответит и правильно, тот и получит заветный жетон
Музыкальная пауза «У оленя дом большой»
Конкурс «Лесной театр» №4
(объяснение задания)
Ведущий:
— Встретились как-то раз лиса, заяц и медведь на лесной полянке. И начали рассказывать друг другу про жизнь свою звериную. Послушайте рассказ и скажите, что в нем правда, а что – неправда.
Лиса:
— Живется мне в лесу хорошо, каждый кустик – мой дом. Люблю я есть только ягоды и корешки растений.
Заяц:
— А у меня домик маленький и уютный. Я держу его в чистоте и порядке. Целый день окошки мою, убираю и пыль выметаю.
Медведь:
— А я к муравейнику ходил, лапу засунул и начал ее лизать – очень вкусно. А потом на речку пошел – рыбу ловить.
Лиса:
— Да, Мишенька, я сама рыбку люблю. У себя в пруду ее развожу, выкармливаю да выращиваю.
Медведь:
— Весной то мне нелегко. Я за зиму-то похудел, аппетит у меня хороший. Вот пойду желуди сейчас собирать и первые грибочки на проталинках.
Заяц:
— Вот вы все про себя, да про себя разговор ведете, а я весь день забочусь о своих зайчатах. Сижу и не отхожу от гнезда, грудью защищаю моих деток.
(подведение итогов и раздача жетонов за правильные ответы)
Конкурс «Потеряшки» Конверт №5
Ведущий: Посмотрите внимательно на картинку и быстро назовите, кто что потерял?
Конкурс «Ответь правильно» №6
Ведущий: на доске висит плакат с изображением клюва и лап птиц. Я буду называть птицу, а вы должны найти клюв (лапы) той птицы, которую я назову.
Конкурс «Сложи картинку» №7
— Кто быстрее всех ответит и правильно, тот и получит заветный жетон
Ведущий: Перед вами лежат геометрические фигуры надо из них составить картинку
— Кто быстро составит и правильно картинку, тот и получит заветный жетон.
Ведущий:
Любите родную природу. Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, Живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.
Ведущий:
— Наша викторина подошла к концу. Давайте посмотрим, чья же команда выиграла?
(вручение призов командам)
На доске плакат с изображением клюва: (а) – дятла, (б) – журавля, (в) – попугая, (г) – утки, (д) –ястреба, (е) – воробья.
У утки (а) лапки приспособлены для плавания, у попугая (б) для лазания по деревьям, у орла (в) для захвата добычи, а у голубя (г) – для ходьбы по земле.
Следующая > |
Конспект НОД. Экологическая викторина «Знатоки природы»
Задачи:
• Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. • Развивать логическое мышление, речь. • Активизировать внимание, память. • Учить детей соблюдать правила игры. • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща. • Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.
Ход занятия:
Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами. В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой). — Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей. — ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».
Давайте вспомним правила нашей игры:
Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов является победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники. Нужно быть очень внимательным и терпеливым. Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет какая команда должна будет отвечать первой. И так начинаем!
Ведущий:
Есть мир чудесный — он вокруг И стоит только захотеть Как оживет природа вдруг И всем захочется лететь, как птица Шуметь берёзкой кудрявою в лесу И я вас приглашаю окунуться В природу, в дикий мир и красоту.
Презентация 1. (Приложение № 1).
Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”. Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом. Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы; Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей. Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами, Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами. Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано. Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной. Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете. Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.
I – Приветствие команд.
Приветствие команды «Чистый родничок»
Широки просторы Родины любимой, Дорог каждый кустик, мотылек. Сохраним, мы, красоту природы, Пусть журчит, искрится, «Чистый родничок»!
Приветствие команды «Защитники леса»
Много леса – не губи, Мало леса – береги, Нет леса – посади. Лес сажаем и растим Его мы защитим, Никому в обиду не дадим.
II Разминка. С детьми «Бывает — не бывает»
Ледоход летом (не бывает) Листопад летом (не бывает) Дождь летом (бывает) Роса зимой (не бывает) Заморозки весной (бывает) Гроза летом (бывает) Метель летом (не бывает) Радуга летом (бывает) Град летом (бывает) Буран летом (не бывает) Иней зимой (бывает) Туман осенью (бывает) Капель летом (не бывает) Иней летом (не бывает) Мороз летом (не бывает) Лужи зимой (не бывает)
III «Соберипазл»
Детям предлагается разрезные картинки «пазл». Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.
IV.«Вопрос-ответ»
1. Самое длинношеее животное. (Жираф) 2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру) 3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин) 4. Длинноухий трусишка. (Заяц) 5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) 6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра) 7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка) 8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон) 9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит) 10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр) 11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка) 12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина) 13. Полосатый родственник кошки. (Тигр) 14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда )
V. Подвижная игра «Болото».
Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.
VI. «Загадочный ящик»: загадка о хлебе.
Рос сперва я на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотился, То в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место.
VII. – Выбрать правильное поведение в лесу
Презентация 1.(Приложение № 1 продолжение).
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много. Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь! Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело. Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом. В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте. А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно.(правило сопровождается картинкой).
VIII. Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 2).
Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.
— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее. А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»
Нас в любое время года Учит мудрая природа. Птицы учат пению, Паучок – терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте. У природы круглый год Обучаться нужно. Ведь ее лесной народ Учит крепкой дружбе.
Приложение № 2. Стихи.
Что такое лес? Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы… Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой.
Что такое луг? Что такое луг? Ковёр травы вокруг. Цветов нарядных венчики, Звонкие кузнечики. Мотыльки игривые, Жуки неторопливые. С мёдом сладким пчёлки, Песня перепёлки. Мяты аромат, Лета нежный взгляд И до белых мух С дудочкой пастух.
Что такое поле? Что такое поле? Для коней раздолье, Пашни полоса, Метёлочки овса. В поле колосится Спелая пшеница И шумит там рожь, Колючая, как ёж. В поле ветер свищет, Мышка зёрна ищет, Ящерка снуёт, Солнышко встаёт. Знает только птица, Где его граница, Ну а ты пойдёшь — Края не найдёшь. Что такое река? Что такое река? На воде облака. Над водою — ивы. Весенние разливы. Окуни, ерши. Кувшинки, камыши. Пена на песке, Лодка вдалеке. В гнёздышке утёнок, В домике бобрёнок. Под корягой рак, На берегу рыбак.
Что такое сад? Что такое сад? Розовый наряд. Яблони цветущие, Скворечники поющие. Синие капели, Мячики-качели. Заросли шиповника, Ягоды крыжовника. Груши золотистые, Персики пушистые. Шорох листопада, Осенняя прохлада. Снегирей семейка, Любимая скамейка.
Что такое огород? Что такое огород? Овощей хоровод. Дыни сладкие, Помидоры гладкие. С клубникой грядки, Грабли и лопатки. Лейка с дождём. Улитка под листом. А под землёй крот Устроил ход. Ещё для порядка Сторож Ванятка — Пугало сердитое, Соломою набитое.
Что такое море! Что такое море? Чайки на просторе. Скалы-великаны, Холодные туманы. Волны трёхэтажные, Моряки отважные. Акулы зубастые, Киты головастые. Камней подводных глыбы, Диковинные рыбы. Кораллы, осьминоги, Медузы и миноги, А на дне темно, Как в кино…
Что такое горы? Что такое горы? С ветром разговоры. Снежные вершины, Грозные лавины. Тропы каменистые, Антилопы быстрые, Пропасти бездонные И пещеры тёмные. Колючие кустарники, Змеи и лишайники, Козы-скалолазы, А под землёй алмазы. Реки, как хрусталь, В синей дымке даль, Где парит орёл — Страж высоких гор.
Приложение №1. Презентация
Автор: Родионова Наталья Сергеевна, воспитатель, МДОУ д/с «Светлячок», г. Хвалынск, Саратовская обл., Россия
Статья размещена в авторской редакции