Картотека «Утренний круг»картотека (старшая группа)


Конспект утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жить и не ссориться»

Конспект утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Как жить и не ссориться»

Цель:

расширение представлений о «прощении» как об одной из важнейших духовных и нравственных ценностей человека

Программные задачи:

Образовательные:

-Учить видеть нравственную сторону воспринимаемых событий, действий, понимать их суть;

-Обучать умению управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях;

Развивающие:

-Развивать способность понимать окружающих и умение прощать;

-Развивать дружелюбие, умение прощать, быть терпимыми к недостаткам товарищей, радоваться успехам других людей;

Воспитательные

:

-Воспитание гуманного отношения друг к другу;

-Воспитание способности понимать окружающих и умение прощать.

Методы и приемы: Словесные

( беседа «как я могу изменить мир к лучшему?»)
Практические (
игра «здравствуй , друг!»)

Оборудование:

Колокольчик, «Волшебные» очки, коврики.

Ход:

Позывные для сбора:

«Звон колокольчика»

Я, твой друг и ты мой друг.

Вместе сели мы все в круг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Организация круга:

Дети вместе с взрослыми сидят в кругу – на стульчиках

Приветствие:

Воспитатель: Утреннее приветствие «Здравствуй, Небо!»

Здравствуй, Солнце! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!

(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Коммуникативная игра:

Игра:

«Здравствуй, друг!»

Все участник становятся в общий круг и рассчитываются на 1-й. 2-й. 1-е становятся во внутренний круг, спиной друг к другу. 2-е номера во внешний, лицом к 1-м. (Можно поставить по кругу мальчиков напротив девочек). Таким образом образуются пары. (Общаются друг с другом с помощью слов и жестов).Здравствуй, друг! – (рукопожатие), Как ты тут? — (стучат по плечу друг друга). Где ты был? – (склоняются к уху друг друга). Я скучал! — (стучат по обоим плечам). Вот ты здесь! — (раскрывают руки, разводят в стороны) Как я рад! — (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).

Затем вторые номера смещаются вправо или влево, и снова пары общаются.

Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут в свои прежние пары.

Новости:

«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Дети сидят в кругу. Воспитатель показывает «Волшебные» очки»: «Тот, кто их оденет, увидит в других людях только хорошее,

даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных» Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга.

Воспитатель:

«А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» (дети отвечают)

Это всё помогает нам увидеть в других, что-то хорошее.

Методическая разработка «»Утренний круг»

Методическая разработка проведения утреннего круга в детском саду

Разработали воспитатели МОУ «Детский сад № 15 Тракторозаводского района Волгограда» Кусмарцева С.В.,Зайцева Е.Г. 2019-2020гг

Актуальность

Утренний круг (групповой сбор или утренний сбор) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.

Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех.

Основная цель проведения утреннего круга —создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Кроме этого, групповой круг:

  • развивает толерантное отношение к людям;
  • формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
  • позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Задачи

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • Создаёт условия для общения детей и взрослых:
  • Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей..
  • Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
  • Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
  • Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
  • Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Актуальные задачи утреннего круга для разных возрастных групп

Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).

Учить ставить цель (я буду строить дом).

Учиться говорить предложениями.

Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение).

Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

  • Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).
  • Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
  • Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).
  • Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
  • Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
  • Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
  • Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…).
  • Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
  • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
  • Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).

Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html

Позывной «Дудочка».

  • Громко дудочка поёт, Ребятишек в круг зовёт.

Приветствие.

  • Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх), Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх), Здравствуй, матушка Земля (Кланяются), Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки), И здравствуй, я (Руки к груди)!

По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

  • Мы рады, что пришли в детский сад, Всем, всем, всем доброго дня!

Игра-тренинг. В.: Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.). Давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли. (Дети на счёт 1 опускают голову, 2 — роняют руки вдоль туловища, 3 — приседают на корточки). Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Дети повторяют упражнение в обратном порядке). Беседа по аналогии «трёх вопросов» (мне бы хотелось узнать «кто садит овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»). (Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу — осенний листочек).

  • Какое сейчас время года сейчас?
  • Что поспевает на грядках осенью?
  • Какие вы знаете овощи?
  • Какие овощи вы любите?
  • Что мама делает из овощей?

Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку». Используются наборное полотно и тематические картинки. Дети называют овощ и «сажают» его на «грядку». Дидактическая игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты». Цель: Классификация. Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке».

  • У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина молодец! (Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

Игра на воображение с опорой на комментарий. В.: Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. (Дети приседают на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены). Работа с календарём (число, месяц, день недели). Презентация воспитателем организации дня.

Грузовик привёз игрушки

Позывной «Погремушка».

  • Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили. У Марины, у Танюшки и у Вовы погремушки, И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.

Приветствие.

  • В группе нашей каждый день Делаем зарядку, Выполняем упражненья Строго по порядку: Все присели, Дружно встали, Повертели головой, Потянулись, повернулись И друг другу улыбнулись!

Игра-тренинг. В.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете пожелать мне? Загадки об игрушках. Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке». Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи. Дети на ощупь отгадывают, какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть. Интервью «Моя любимая игрушка». Пальчиковая гимнастика.

  • Я с игрушками играю (Руки перед собой, сжимают-разжимают пальцы обеих рук): Мячик я тебе бросаю (Протягивают руки вперёд — «бросают мяч»). Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладут друг на друга несколько раз). Грузовик везде катаю (Двигают перед собой слегка раскрытой кистью правой руки — «катают машинку).

Подвижная игра «Найди домик игрушки». Цель: закрепить умение убирать игрушки на место. Дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, малыши по сигналу разносят игрушки по местам. Работа с календарём (число, месяц, день недели). Презентация воспитателем организации дня.

Дом, в котором мы живём

Позывной «Картинка — дом».

  • Вот какой красивый дом, В этом доме мы живём. Раз, два, три, четыре — В новой мы живём квартире!

Приветствие.

  • Встань, как только солнце встанет (Руки вверх), И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (Руки вперёд). Ты подставь скорей ладошку (Подставляют ладошки солнышку), Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви), Пусть твой день весёлым, звонким будет (Широко разводят руки в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Дом».

  • Дом стоит (Складывают ладони «домиком» над головой), На дверях замок висит (Смыкают ладони в «замок»). За дверями стол стоит (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки), Вокруг дома частокол (Руки перед собой, пальцы растопырить). «Тук-тук-тук!» — дверь открой (Стучат кулачком по ладони), «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх).

Интервью «Какой дом у тебя».

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме?
  • Кто убирает твои игрушки?
  • Кто живёт дома вместе с тобой? (С кем ты живёшь?).
  • Какие добрые слова ты говоришь своим близким?
  • Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?

Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф). Цель: группирование предметов по назначению. Подвижная игра «Ищи свой дом». Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок — цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть. На сигнал «Быстро в домик, дождь пошёл» малыши бегут занимать место в «домике» (любое место). Работа с календарём (число, месяц, день недели). Презентация воспитателем организации дня…>

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-utrenego-sbora-vo-2-mladshei-grupe.html

Картотека утренних сборов для старшего дошкольного возраста (фрагмент)

Позывные для утреннего сбора — звон колокольчика.

Организация круга. Дети сидят на именных подушках.

Приветствие. В.: Доброе утро, (имя ребёнка)! Я рада, что ты сегодня с нами.

Новости. В.: Как называются летние месяцы? Сколько дней в июне, июле, августе? Каждый летний месяц, как и все месяцы года, имеют свои названия в народном календаре. Напомню, что народный календарь — это закреплённый по месяцам годовой круг обычаев и обрядов, примет, природных явлений. Июнь — первый месяц лета. Получил название разноцвет, так как в июне цветут луговые и полевые растения. Июль — самый жаркий месяц лета. Его старинное название — липец, так как в это время цветёт липа. Даже примета такая есть: «Зацвела липа — началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И неспроста: пока всё вокруг цвело, пчёлы заняты были. А теперь пчёлы посвободнее, всё внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчёлы так стараются его собрать, что даже ночью летают. А какой мёд получается! Липовый мёд считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мёд. Пили липовый чай с липовым мёдом. А как полезен липовый мёд! Лучше многих лекарств лечит он простуды. Август — последний месяц лета. Поворот на осень в народе называли зарничником, так как частыми становятся яркие холодные зори. (Демонстрация иллюстраций к каждому месяцу).

Обмен информацией. В.: Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода? Скажите, какие приметы лета вы знаете?

Динамическая пауза.

Проблемные ситуации. В.: Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день). «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко».

Игры по теме. Подвижная игра «Косари». Выбираются трое водящих — косари, остальные играющие — цветы. Каждый играющий ребёнок получает цветную ленту, обозначающую цветок: жёлтая лента — одуванчик, белая лента — ромашка, синяя — василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону — вперёд и ходят между цветами по полю.

Предоставление права выбора центра активности.

2

Овощи, фрукты

  1. Позывные для утреннего сбора — звон колокольчика.
  2. Организация круга. Дети сидят на именных подушках.
  3. Приветствие от имени овощей и фруктов «Привет! Малинка…».
  4. Новости. В.: В овощах и других полезных продуктах содержится большое количество витаминов, и каждый витамин имеет своё имя и большое значение для организма.
      витамин А очень важен для зрения;
  5. витамин В помогает хорошей работе сердца;
  6. витамин Д делает наши руки и ноги крепкими;
  7. витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым. (Воспитатель вывешивает картинки). Но в сырых овощах больше всего витаминов.
  8. Обмен информацией. В.: Посмотрите в корзинку. На какие две группы можно разделить то, что в ней лежит? (Овощи и фрукты). Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете? Что мы называем фруктами? Какие фрукты вам известны? Назови свой любимый фрукт. А ты знаешь, где он растёт — на веточке дерева. Почему овощи и фрукты полезные? Что такое витамины? Витамины — это полезные вещества, которые нужны нам для укрепления здоровья.
  9. Динамическая пауза. Физкультминутка.
      Пейте все томатный сок (Ходят на месте), Кушайте морковку (Руки к плечам, руки вверх). Все ребята будете (Руки на пояс, наклоны в сторону) Крепкими и ловкими (Руки на пояс, приседания). Грипп, ангину, скарлатину (Руки на пояс, прыжки) — Всё прогонят витамины (Ходьба на месте).
  10. Проблемные ситуации.
      Какие названия витаминов вы знаете?
  11. В каких продуктах много витаминов А, В, С?
  12. Для чего нужны эти витамины?
  13. Как вы думаете, перед употреблением в сыром виде овощи и фрукты нужно мыть? Почему?
  14. Дидактические игры по теме:
      «Соберём урожай»,
  15. «Наш огород»,
  16. «Во саду ли, в огороде».
  17. Предоставление права выбора центра активности…>

29

Космос

  1. Позывные для утреннего сбора. Речёвка:
      Вот собрался наш кружок, Улыбнись скорей, дружок. Рука другу, рука другу, Передаём тепло по кругу.
  2. Организация круга. Дети сидят на именных подушках.
  3. Приветствие: передача флажка.
  4. Новости. В.: Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звёзд. На самом же деле, звёзды — это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце, и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живём мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара — Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
  5. Обмен информацией. Календарь: сегодня 12 апреля — день космоса, какой сегодня день недели? Повторить весенние месяцы.
  6. Динамическая пауза. Физкультминутка.
      Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться. И зарядку каждый день будем делать — нам не лень! Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться, Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать. А потом всё тише, тише походить — и сесть опять.
  7. Проблемные ситуации. Стихотворение Я. Аким «Земля».
      Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо… Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
  8. В.: Почему надо беречь нашу планету — Земля?
  9. Игры по теме. Упражнение «Четвёртый лишний»
      Солнце, сон, солнечный, солнышко.
  10. Космос, косматый, космонавт, космический.
  11. Планета, план, планетный, планетарий.
  12. Предоставление права выбора центра активности.

Этапы утреннего круга и приёмы их проведения

Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

  1. Приветствие (1–3 минуты).
  2. Игра (2–5 минут).
  3. Обмен новостями (2–10 минут).
  4. Составление плана дня (5–12 минут).

Иногда даже простая игрушка при проведении привычных видов работы вносит необходимую новизну в традиционный утренний круг

Приветствие

Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).

Одной из традиций является начало утреннего круга в форме позывных.

Для оповещения можно выбрать:

  • музыку;
  • звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
  • речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).

Соединение рук под речёвку настраивает ребят на совместное дружное времяпрепровождение

Многие методисты считают, что сама по себе речёвка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети ещё не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот приём рекомендуется сочетать с музыкой или звоном колокольчика.

Примеры речёвок для утреннего сбора

Давай с тобой обнимемся, И над землёй поднимемся, Тепло сердец соединим И станем солнышком одним!

С добрым утром! С новым днём! С новым солнцем за окном! Утро доброе встречай! День хороший начинай!

Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся! Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем! Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда, Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда! Если радость у кого-то, вместе радуемся мы! Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано И приветствуем тебя!

Цит. по: https://vospitateljam.ru/kartoteka-utrennix-privetstvij/

Игра

Ребята выбирают игры из предложенного списка или организуют их самостоятельно. При наличии условий в это время дети слушают музыку и, возможно, поют.

Дошкольник будет стараться любой вид деятельности свести к игре, поскольку именно в ней он приобретает необходимые навыки и умения.

Забавы в младших и средней группах могут быть:

  • пальчиковыми (например, «Домик», «Кошки-мышки» и др.);
  • словесными («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.);
  • играми-фантазиями (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя);
  • играми-цепочками (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).

В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы.

К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения.

Психологические особенности возраста таковы, что младшие ребята предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, в то время как старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.

Средний, старший

«Послушай тишину»

Развитие речи, воображения, умения сосредотачиваться на поставленной задаче.

Воспитатель предлагаем детям 1–2 минуты посидеть в тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышал, как чирикает воробей», «Я услышал, как шумят машины».

Старший

«Нос, нос, рот»

Тренировка координировать действия со словами, слушать и слышать инструкции, развитие быстроты реакции.

Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около воспитателя дети должны делать всё не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий.

«Покажи своё настроение»

Развитие речи, эмоциональной сферы детей, артистических способностей.

Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим — разгадать его. Вариант: дать одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, какое же настроение он изображает.

Игры для утреннего круга

— образцы пальчиковых игр

Каждую игру необходимо отрабатывать 3–4 дня

Дети с большой охотой перевоплощаются в героев пальчиковой забавы

При проведении пальчиковых игр важно сделать так, чтобы всем малышам было хорошо видно модель, то есть взрослого, показывающего упражнение

Игровые ситуации

Этот день в группе начинается с рисования улыбок:

  • маминой помадой на стекле,
  • красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках.

В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку.

День переучёта

Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:

  • игрушки,
  • шарики в бассейне,
  • фломастеры в коробках.

Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы.

День, когда всё наоборот

Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:

  • послушать «Путаницу» К. Чуковского в аудиозаписи или живом чтении;
  • распутать «самую запутанную путаницу» (для этого используются любые основы с отверстиями, шнурки, тесьма или ленты);
  • запутать её снова, чтобы было что распутывать другим детям.

Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность.

Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html

Примеры игровых ситуаций для группового сбора

Обмен новостями

Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.

Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:

  • Что за погода на улице?
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц, день недели, число?
  • Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
  • Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:

  • отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
  • обогатить и активизировать свой словарь;
  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.

Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:

  • не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
  • не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
  • не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
  • не запрещаем (запретных тем нет).

Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30).

Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.

Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:

  • в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;
  • в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);

Чем младше дети, тем больше нужно говорить воспитателю, так как малышам необходимо считывать речевой образец

  • в средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;
  • в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;
  • в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).

Примеры утреннего круга для разных возрастных групп

Приветствие. (Дети сидят на паласе). Кто-то у нас в уголочке маленький сидит и тихонечко пищит. (Мышка). (Дети прислушиваются и отгадывают).

Игра с мышонком. Маленький мышонок потерялся. Надо маму отыскать и скорей её позвать. (Дети на картинках с изображением животных ищут мышку).

Знакомство. Маму — мышку мы нашли, Мышонок успокоился. Пора и познакомиться. (Дети называют мышонку свои имена).

Игра с заводной мышкой. Мышка с вами познакомилась, А теперь хочет играть, От вас быстро убегать. (Дети догоняют заводную мышку).

Игра с цветными картинками «Найди домик для мышат». Цветные мышки по поляне побежали И свои норки потеряли. (Дети ставят мышек в домики по цвету).

Конструирование «Дом для мышонка». В поле у мышонка есть норка. А в нашей группе ему негде жить. Давайте построим ему домик. (Дети строят мышонку домик из конструктора).

Подвижная игра «Кошки-мышки». Мышонок любит не только с мышатами играть, но и от кошки убегать. (Дети бегают по паласу. При слове «кошка» бегут прятаться в «домик»).

Игра «Покажи свой стульчик». Мышонок устал играть, Он хочет отдыхать. Кто хочет мышонку свой стул показать? (Дети находят свои стульчики по картинкам и показывают мышонку).

Словесная игра: «Во что мы поиграем». Мышонок хочет узнать, Во что будем мы играть. (Дети по очереди показывают и рассказывают, во что они будут играть самостоятельно). Мышонок на свободном стульчике посидит и на вас поглядит. Хватит нашим игрушкам скучать. Идите, ребята, скорее играть. (Дети расходятся по группе играть).

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-pervoi-mladshei-grupe-myshata.html

Ковернева Н., воспитатель дошкольного мини-, г. Петропавловск, Казахстан.

Вторая младшая

  1. Приветствие. Я проснусь, затороплюсь, быстро в садик соберусь, В группе книжки и игрушки и любимые подружки.
  2. Игра «Улыбка». Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
  3. Пальчиковая гимнастика. Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, с Указательным запел. А Большой меня встречал и конфетой угощал.
  4. Обсуждение: Как называется наша группа? Для чего нам спальня? Раздевалка? Туалетная? Игровая? Что мы делаем в этих комнатах? Что есть в спальне и т. д.?
  5. Показ картины «В детском саду». Кого вы видите на картине? Как вы думаете, это спальня? Как называется эта комната?

Цит. по: https://.ru/files/utriennii-krugh-dlia-2-mladshiei-ghruppy.html

Зарубина Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №31», г. Ачинск, Красноярский край.

Средняя

  1. Звенит колокольчик. Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть. Ребята, вот и настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех вас видеть.
  2. Речёвка. Слева друг и справа друг, Очень дружный общий круг. Крепче за руки держитесь, И друг другу улыбнитесь! Я предлагаю спеть песенку «Доброе утро»! (Поют песенку «Доброе утро» с элементами самомассажа).
  3. Приветствие. А теперь, ребята, давайте поприветствуем друг друга (стоя в кругу, дети приветствуют друг друга разными способами).
  4. Коммуникативная игра «Я человек». Играющие стоят парами лицом друг к другу. Я человек, и ты человек. У меня нос, и у тебя нос. У меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие. У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие. Мы с тобой друзья, мы любим друг друга. (Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до своего лица, а затем до лица партнёра, в конце пожимают руки и обнимаются). Ребята, садитесь на ковёр, как вам удобно.
  5. Обмен информацией. Ребята, давайте посчитаем, сколько мальчиков и девочек сегодня присутствуют. Мальчиков мы обозначим синими машинками, а девочек — красными. (Выкладывают на доске синие и красные машинки). Кого сегодня больше? Меньше? А кого сегодня нет с нами? А как вы думаете, почему эти малыши не пришли в детский сад. Как мы сможем узнать, что с ними? (Ответы детей). Ребята, сегодня второй день недели. Как он называется? А какой день недели был вчера? А какой день недели будет завтра? Какое у нас сейчас время года? Назовите мне приметы осени.
  6. Новости. А теперь пришло время поделиться новостями. Что интересного у вас произошло? (Новостями делятся сегодня девочки).
  7. Ребята, я хочу напомнить вам, что тема нашей недели «Транспорт нашего города». Я предлагаю поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Но так как тема наша посвящена транспорту, то все движения, которые мы будем показывать, должны быть связаны с транспортом. Согласны? (С помощью считалки выбирают водящего и показывают различные движения: едут на машине, летят на самолёте, путешествуют на поезде и т. д.)…>

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-srednei-grupe.html

Чекоева С., музыкальный руководитель МКДОУ №10, г. Беслан, Республика Северная Осетия.

Старшая

(Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки). Приветствие. В.: Давайте поприветствуем друг друга.

  • Я люблю свой детский сад, В нём полным-полно ребят, Может, сто, а может, двести, Хорошо, когда мы вместе! Все на месте? Все ли тут? Повернулись, оглянулись, И друг другу улыбнулись…>

<�…В.: Ребята, Альбина с утра немного грустная. Давайте подарим Альбине хорошее настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей: улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе). Давайте испечём ей «Весёлый пирог». Психогимнастика «Весёлый пирог».

  • Если стало вдруг кому-то Очень грустно почему-то, И не знаешь — как же быть? Как его развеселить? (Дети мимикой и интонацией передают грусть, пожимают плечами) Мы возьмём стакан смешинок, Громкий хохот из корзинок, Рассыпного смеха ложку И хихиканья немножко. Их весёлкой размешай, В тонкий юмор раскатай, Обваляй все в прибаутках, Запекай в горячих шутках. Кто попробует кусочек — Непременно захохочет! (Дальше по тексту имитируют приготовление пирога, весело смеются)…>

В.: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? («Мой Беслан»). А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей).

Мешкова М., воспитатель МДОУ №4 «Звёздочка», п. Шушенское, Красноярский край.

Подготовительная

В.: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога). Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли в детский сад. (Дети берут свою фотографию и помещают её в выбранный кармашек на стенде «Уголок настроения»). Ребята, сегодня у всех радостное настроение, и чтобы оно не исчезло, предлагаю поиграть в любую игру. (Дети предложили несколько игр и выбрали игру «Руки-ноги»). Давайте вспомним правила игры. Один хлопок — команда рукам. Их нужно поднять или опустить. Два хлопка — команда ногам. Нужно встать или сесть. Ребята, у нас есть красивая «Звезда недели». Давайте подумаем, чью фотографию мы поместим в кармашек. Но сначала давайте вспомним правила:

  • себя предлагать не надо;
  • обязательно нужно объяснить свой выбор;
  • выбирать «Звезду недели» нужно от души и сердца, без получения выгоды.

Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звезда недели». В.: Ребята, мы не виделись с вами целый день. За это время произошло много интересных событий. Вчера я увидела маленького котёнка. Он так громко мяукал, наверное, потому что был голодный. Я угостила его колбаской. А какие новости есть у вас? Кто хочет рассказать о своих событиях? Давайте сначала расскажут новости девочки, у которых имя начинается на звук «Л». (Дети делятся своими новостями). Воспитатель: Ребята, наш утренний сбор завершился. Я надеюсь, что мы весело провели время!

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-sbora-v-podgotovitelnoi-grupe.html

Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

О нескольких играх, которые можно использовать в заключение ежедневного утреннего круга

Большой круг – маленький круг

Дети берутся за руки и встают в круг. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький. Так повторяется несколько раз.

Клубочек

Материал: клубок красивых, не очень тонких ниток.

«Давным-давно жили-были ткачи. Они владели искусством ткачества – ткали великолепные ковры из нитей. Это были добрые люди. Всякий раз, когда нужно было сплести ковер заказчику, они задумывали пожелания. И если у ткача были чистые мысли и добрые помыслы, ковер выходил особенно красивым».

Я хочу вместе с вами сплести сейчас ковер дружбы или знакомства. В руках у меня волшебный клубочек. Я предлагаю обмотать нитью палец, назвать свое имя и рассказать о себе – сколько вам лет, чем любите заниматься. После перекинуть клубочек кому-нибудь из участников группы. Тот, кто получит клубочек, обматывает свой палец ниткой и тоже рассказывает о себе, перекидывает клубок дальше.

Важно, чтобы плели ковер все участники группы. После того, как ковер сплетен, можно встать со своих мест, немного вместе пройтись по кругу, поднимая и опуская ковер, любуясь им. ведущий может обратить внимание на то, что сейчас группа представляет собой единое целое, что каждый важен и значим в кругу, что только при участии всех членов группы мог получится такой красивый узор. Затем ковер можно сматывать, начиная с высказываний последнего участника.

Волшебное животное

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе одно большое сильное и доброе животное. Ведущий просит послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково, так, как будто дышит одно большое животное.

Мы очень рады

Всем участникам группы предлагается назвать свое имя. После этого ведущий предлагает петь такие слова: «Мы очень рады, что…(называет имя ребенка, сидящего рядом с ним, например, Маша) с нами есть».

Затем все участники подхватывают эти простые слова и по порядку называют детей по имени.

После каждого третьего названного имени, все участники группы произносят следующие слова, хлопая в ладоши: «Все мы вместе. Все мы рядом!!!»

И снова продолжают круг со слов: «Мы очень рады….»

Массаж по кругу

«Сядьте в круг на пол так, чтобы ваши руки касались плеч того кто сидит перед вами. Положите руки ему на плечи и мягко погладьте их, словно месите тесто, руки ласковые, нежные и вместе с руками передайте свою нежность плечам другого. Представьте, что в ваших руках есть кисти с красками, и вы можете покрасить плечи и спинку краской.

Сделайте это. Раскрасьте спинку соседа волшебной кистью, а теперь проведите по спине, как будто катаете машинки…

А сейчас повернитесь в другом направлении, сделайте такой же массаж на плечах у своего соседа…. Поблагодарите друг друга: можно обняться, похлопать по плечику, пожать руку или просто сказать «спасибо».

Голоса зверей

Предложим детям встать в круг. Ведущий обходит детей по порядку и на ушко шепчет название одного из животных – кошка, собака, корова, гусь.

«Сейчас каждый из вас превращается в то животное, название которого я вам сказала. Например. Кошка начинает мяукать, собака – лаять, гусь – гоготать, корова – мычать. Ваша задача собраться в четыре команды по названию животных».

Модификация упражнения «Сложи картинку». Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок парных животных, разрезанных на 3-4 части. Дети делятся на группы по 3 – 6 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо сложить картинку, т. е. каждому члену группы нужно изобразить так свой кусочек, чтобы получилось целое животное.

Дождь в джунглях

Это игра, которая предполагает умение взаимодействовать в команде и слушать другого.

Предложим детям сесть плотно друг к другу. «Я хочу пригласить вас побывать в джунглях. Для этого сейчас мне понадобится ваша помощь. Мы будем вместе с вами слушать и одновременно издавать звуки джунглей. Предлагаю слушать внимательно и озвучивать движениями слова. Которые я буду говорить. Важно начинать по порядку и каждому включаться постепенно. Ребенок, сидящий рядом, по правую руку от ведущего, начинает движение, а тот, кто сидит по левую руку его заканчивает.

Итак, словосочетание «легкий ветерок» мы изображаем трением ладошек друг о друга. «Закапали первые редкие капли дождя» мы щелкаем пальчиками. «Пошел сильный дождь» — хлопки в ладоши. «Ударил сильный гром» — топаем ногами. Давайте попробуем, что у нас получится».

В джунглях подул легкий ветерок (дети шуршат ладонями).

В джунглях упали редкие первые капли дождя (дети щелкают пальцами рук).

И пошел сильный дождь (дети хлопают в ладоши), а сейчас ударил сильный гром (дети топают ногами).

Сильный дождь перестал, лишь слышны редкие капли дождя (дети щелкают пальцами рук), да легкое дуновение ветерка (дети шуршат ладонями). А затем в джунглях стало совсем тихо.

Автомойка

Встаньте в колонну по одному, друг за другом. Поставьте ноги шире, так, чтобы между ними можно было пролезть ребенку. Один из вас начинает: он встает на четвереньки – это машина в автомойке. А все остальные дети – части большого аппарата, который моет автомобили. Когда автомобиль проходит под вашими ногами, вы можете помассировать и поскрести ему спинку. Делайте осторожно и мягко, чтобы на машине не появились царапины. Каждый поможет машине выехать из мойки на улицу чистой и красивой.

Пусть всегда будет…

Ведущий рассказывает о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети будут хором кричать: «Пусть всегда будет….», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]