Искусство не спорить Мудрая притча для детей и подросток
В одном горном селении жил человек, известный тем, что он никогда ни с кем не спорил. И вот приехал к нему корреспондент, чтобы написать о нем в книге рекордов Гиннеса. И между ними состоялся такой разговор: — Скажите, а это правда, что Вы прожили 90 с лишним лет, и ни разу ни с кем не спорили? — Да, это правда. — Ну что, вообще ни с кем, ни с кем? — Вообще ни с кем, ни с кем! — И что, даже с собственной женой? — Даже с женой. — Даже со своими детьми? — Даже с детьми. — И что, за 90 лет ни единого разочка? — Ни разу. — Никогда-никогда ни с кем, ни с кем? — уже накаляясь, продолжал корреспондент. — Ну да, — спокойно отвечал старик. Корреспондент (краснея и раздражаясь): — Да не может этого быть, чтобы Вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили! — Спорил, спорил, спорил… — примирительно ответил старик.
Юз Алешковский. «Два билета на электричку»
Петька и Вовка Рыжиков, рассказывающий эту историю, собираются съездить на электричке в Подмосковье, искупаться в озере. Петька убеждает Вовку сэкономить на билетах, зато на озере купить крем-соды — популярный в советские годы сладкий шипучий напиток. Вовка колеблется, ведь совсем недавно его поймал контролер за безбилетный проезд и отвел в детскую комнату милиции. А папа потом сказал: «Это — мелкое воровство!» Но авторитет Петьки, предложившего целую «плутовскую систему», оказался сильнее, и друзья поехали на озеро без билетов.
А дальше разворачивается прямо-таки детективная история! При входе в вагон мальчишки находят два билета («Сегодняшние! Действительные!»). Но радость быстро сменяется у Вовки тревогой и раскаянием: присвоив чужие билеты, они подвергают людей, их потерявших, риску быть оштрафованными! Он даже совершает поступок отчаянной смелости, на весь вагон спрашивает, кто потерял билеты. Хозяин не находится, и Вовкина совесть немного успокаивается.
Но обстоятельства складываются так, что Петька становится заложником своей «плутовской системы», и ребята сталкиваются лицом к лицу с контролером. У них есть чужие билеты, но дело принимает неожиданный оборот. Контролер требует билеты от интеллигентного старичка в белом костюме и его внука, тонкогубого мальчишки. Билетов у них не оказалось, но старичок заявил, что он «кристаллически честный человек», а его внук, вероятно, билеты просто выронил из кармана. Внук подтверждает это громогласным рыданием. Не выдержав укоров совести, Петька отдает старичку найденные билеты. Но ребятам предстоит разговор с контролером. И тут выясняется, что потерянные билеты принадлежат вовсе не старичку с плаксивым внуком, а едущим в соседнем вагоне парню с девушкой — они выронили при входе в электричку. А противный плакса только сделал вид, что покупал билеты, а «деньги проест на мороженое». Так что у кристаллически честного деда с добрыми голубыми глазами вырос подлый внук-обманщик.
Контролер отпускает мальчишек, не отштрафовав их. И перед ними снова выбор: проехать обратно зайцами или честно заплатить. Петька действует как опытный искуситель: «Может, все-таки проедим обратные билеты? Мы же поступок совершили…» Но Вовка проявляет твердость. В рассказе хорошо показано, что «плутовские системы» рушатся и их «строителю» будет стыдно. И что справедливость не всегда торжествует здесь и сейчас: противный тонкогубый мальчишка покупает-таки мороженое на сэкономленные деньги и, проезжая мимо стоящих на платформе ребят, корчит им омерзительную рожу. Но главное, говорит Юз Алешковский, твоя собственная спокойная совесть. Будь честным человеком — для себя прежде всего.
3.
Лень, Недоверчивость Мудрая притча для детей и подростков
Когда-то даным давно на Востоке жил один мудрец, и пришли как то раз к нему пятеро молодых, сильных мужчин. Все они были разными, но связывала их одна единственная мечта — найти своё Счастье в этой жизни. Они попросили у мудреца совета, как можно достичь Счастья, на что мудрец дал им карту, на который и был обозначен путь к заветному Счастью. И лежал этот долгий, сложный путь через красивые места, живописые страны, загадочные пещеры и земли.
Отправились путники в дорогу… долго ли коротко они шли, но вот, пройдя пятую часть пути, один из них сказал, что ему надоело идти по дороге и вернулся обратно, не найдя счастья. Спустя какое-то время, когда позади осталось две пятых всего пути, второй юноша сказал: «старик обманул нас, нет никакого счастья», и вернулся назад. Прошло ещё много времени, прежде чем больше половины дороги осталось за плечами, и тут третий юноша не выдержал и повернул назад со словами: «я верю в Счастье, но я не смогу его найти».
Свой путь продолжили двое последних юношей. Они продолжади идти, строго следуя карте… один из них был весел, общался с людьми, которых встречал по дороге, наслаждался пением птиц в таинственных лесах, с улыбкой встречал рассвет, а второй шёл хмуро, ни на кого не обращая внимая, ропча на то когда же наконец закончится этот путь. И вот! Долгожданный день настал, путники свернули за последний поворот и вот… оказались перед вратами родного города, куда и привела их карта. Весёлый, жизнерадостный юноша бросился в объятия свои родных и близких, которые ждали его так долго, со временем он нашёл в своём городе девушку, полюбил её, женился и стал счастлив. А второй, хмурый путник, разочарованно вернулся к своей обычной жизни, так и не найдя Счастья.
Спустя какое-то время юношы встретились и решили спросить мудреца, зачем он обманул их, дав им карту, которая на самом деле вела не к Счастью, а обратно, домой. Выслушав жалобу юношей, мудрый старик ответил: «На самом деле я не обманул вас, та карта, которуя вы получили и правда вела к счастью. Но только трое из вас свернули со своего пути, кто раньше, кто позже… один из-за лени, другой из-за недоверчивости, третий из-за недостаточный веры в себя. Нет разницы по какой причине вы свернули с этого пути, нет также разницы и на каком отрезке это произошло, так как результат был одинаков — вы не нашли своего Счастья».
На это хмурый юноша, дошедший до конца пути сказал: «А как же я, старик? Я ведь дошёл до своей цели, но почему же я не нашёл Счастья». Мудрец ответил: «Ты шёл не разбирая пути, отвергая те красоты, которые окружали тебя, ты не видел людей, ты не слышал пения птиц… твоей целью стало не Счастье, а лишь окончание пути… поэтому ты не нашёл Счастья». И тут молвил последний юноша: «Скажи мне мудрец, зачем ты меня послал в столь дальный путь? Да, я прошёл его с улыбкой и в конце концов нашёл своё Счастье, но ведь я мог его найти и не проходя весь этот путь». Мудрец покачал головой и сказал: «Тебе карту я дал для того, чтобы ты понял, что Счастье не всегда бывает так далеко, как нам кажется. И не всегда долгий путь является единственно верным, возможно, счастье совсем рядом. Но разве ты бы понял это, если бы тебе не пришлось пройти столько дорог на пути к нему?».
Вот так и по сей день Лень, Недоверчивость, Недостаточная вера в себя и Неправильно поставленная цель мешают нам добраться до своего Счастья, которое на самом деле находится не так далеко, как нам кажется.
Дмитрий Дмитриев. «Босяк»
Из сборника рассказов «Волшебная скрипка»
Эта условно-сказочная история тем не менее основана на реальных фактах. Взрослый читатель, знающий российскую историю, особенно начала ХХ века, сразу угадает, кто является прототипами ее героев.
В столице некоего королевства есть красивый парк, в котором любят гулять горожане с детьми. Вот только дети богачей со своими нянями ревностно охраняют границы своей игровой площадки, не пуская туда бедняков. Социальное расслоение, очень напоминающее постсоветскую ситуацию. Но вот на площадке появляется новичок — мальчик с заплатками на скромном сюртучке, со стареньким плюшевым мишкой. Сопровождает его старик в солдатской шинели, к которому мальчик обращается «ваше превосходительство». Няньки, возмущенные вторжением на территорию привилегированных детишек каких-то оборванцев-самозванцев, начинают высмеивать их. А вслед за няньками к травле подключаются их подопечные: дети банкира, генерала, владельца крупного магазина. Обидные дразнилки, как стрелы, летят в простодушного дружелюбного мальчика с заплатками: «Босяк, босяк, попляши за пятак!» От обиды он не может сдержать слез, но мудрый старик, пришедший с ним, замечает: «Ну что ты, солдат, что ты? Ты же сам хотел прийти сюда. Может, оно и к лучшему. Пойдем к босякам, делов-то». Дети простых тружеников оказываются гораздо приветливее и добрее, и мальчика охотно принимают в игры.
А когда в парке появляется королевская карета, все с изумлением обнаруживают, что мальчик в потертом сюртучке — сам наследник престола, который захотел «пойти в народ». На следующий день дети бедняков получают сладости и игрушки — как в настоящей сказке, доброта вознаграждена. А спесивые и злобные богачи остаются ни с чем.
В рассказе явственно угадывается параллель с семьей последнего русского императора Николая II. Цесаревича Алексея и его сестер, как известно, родители воспитывали в строгости, в уважении к людям независимо от сословия, развивая в них трудолюбие, чуткость, скромность. Именно таким — открытым, доброжелательным, скромным — изображен юный наследник престола в рассказе Дмитрия Дмитриева.
5.
Мир – это большое зеркало Мудрая притча для детей
Однажды ученик спросил у своего учителя: — Учитель, окружающий мир несет человеку благо или несчастье? — Давай я лучше тебе расскажу историю, сказал тот. Давным давно жил шах, и решил он построить замок, полный чудес. И сделал он в этом замке зал, в котором все стены, пол и потолок были обклеяны зеркалами. А стены там были устроены таким образом, что если кто-то вслух скажет «кто тут?», то тут же услышит «кто тут?»»кто тут?»»кто тут?» Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине — целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака, на всякий случай, оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило её лай. Собака лаяла всё громче. Эхо не отставало. Собака металась туда сюда, кусая воздух, её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто бы мог причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями». — Теперь ты видишь, — закончил дервиш, — мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир — это большое зеркало…
Виталий Коржиков. «Один длинный, два коротких»
Из сборника «Морской сундучок»
Виталий Коржиков вспоминает, как во время кругосветного плавания, держа курс на Индию, его судно попало в густой туман недалеко от Китая. Чтобы корабли не налетели на скалы, в том месте был установлен маяк, который подавал сигналы: один длинный проблеск, два коротких. Но маяк сломался, и экипаж не на шутку встревожился — место было опасное. И тут вдруг заметили недалеко от своего парохода лодочку, а в ней — мальчонку с фонарем в руках.
Неизвестный мальчишка вызывает уважение взрослых, бывалых моряков. Он мужественно несет свою вахту в маленькой лодчонке в штормящем грозовом море, кишащем акулами. Потому что от сигналов его фонаря зависит сейчас жизнь многих людей, проходящих мимо на кораблях.
Рассказ, помимо всего прочего, учит с уважением относиться к человеку любой национальности. Человеческая ценность не определяется цветом кожи. А определяется мужеством, умением жертвовать своим благополучием ради других людей, даже незнакомых.
4.
Любовь, богатство и удача Мудрая притча для детей
Женщина вышла из своего дома и увидела на уличном дворике троих стариков с длинными белыми бородами. Она не узнала их. Она сказала «Наверное вы мне не знакомы, но вы должно быть голодны. Пожалуйста, входите в дом и поешьте.» «А муж дома?», спросили они. «Нет», ответила она. «Его нет.» «Тогда мы не можем войти», ответили они. Вечером, когда ее муж вернулся домой, она рассказала ему о случившемся. «Иди и скажи им что я дома и пригласи их в дом!» сказал муж. Женщина вышла и пригласила стариков. «Мы не можем пойти в дом вместе», ответили они. «Почему же?» удивилась она. Один из стариков объяснил: «Его зовут Богатство,» сказал он указывая на одного из своих друзей, и сказал указывая на другого, «А его зовут Удача, а меня зовут Любовь.» После чего добавил, «Сейчас иди домой и поговори со своим мужем о том, кого из нас вы хотите видеть в своем доме.» Женщина пошла и рассказала мужу о том, что услышала. Ее муж был очень обрадован. «Как хорошо!!!», сказал он. «Если уж надо сделать выбор, давай пригласим Богатство. Пусть войдет и наполнит наш дом богатством!» Его жена возразила, «Дорогой, а почему бы нам не пригласить Удачу?» Их приемная дочь слушала все сидя в углу. Она подбежала к ним со своим предложением: «А почему бы нам лучше не пригласить Любовь? Ведь тогда в нашем доме воцарит любовь!» «Давай-ка согласимся с нашей девочкой,» сказал муж жене. «Иди и попроси Любовь стать нашим гостем.» Женщина вышла и спросила и троих стариков, «Кто из вас Любовь? Заходи в дом и будь нашим гостем.» Старик по имени Любовь пошел в направлении дома. Другие 2 старика последовали за ним. Удивленная, леди спросила Богатство и Удачу: «Я же пригласила только Любовь, почему вы идете?» Старики ответили: «Если бы вы пригласили Богатство или Удачу, другие два из нас остались бы на улице, но так как вы пригласили Любовь, куда она идет, мы всегда идем за нею. Там где есть Любовь, всегда есть и Богатство и Удача!»
Сергей Махотин. «Шестиклассник Серафим»
В рассказе современного российского писателя Сергея Махотина девятиклассница Таня, рассказывая на уроке стихотворение Пушкина «Пророк», оговорилась: вместо «шестикрылый серафим» она сказала «шестиклассник Серафим».
Беда в том, что в школе действительно учился шестиклассник по имени Серафим. И вот за мальчиком уже закрепляется новое прозвище, что очень обижает его. Серафим чувствует себя одиноким, он перестает улыбаться и начинает получать двойки. Тогда Таня, по вине которой и появилось прозвище мальчика, советует ему прочесть произведение Пушкина. Стихотворение производит на Серафима большое впечатление. Оно помогает ему полюбить до этого ненавистное имя и вернуться к обычной жизни.
В финале рассказа Серафим переходит в седьмой класс. Его перестают дразнить, ведь прозвище «семиклассник Серафим» уже не кажется смешным.
3.
О ветре и цветке Мудрая притча для детей и подростков
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер: — Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил! Но Цветок ничего не ответил. Он умер.
Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.
Ольга Колпакова. «Дуэль наоборот»
Сборник «Школьная хрестоматия. Веселые истории о современных школьниках», изд-во «Махаон»
Игорь, Коля и Катя постоянно ссорятся друг с другом. Перепалка начинается из-за какой-нибудь ерунды, а последствия оказываются серьезные. Однажды Игорь «Колей разбил» стекло в шкафу. После чего учительница Ирина Алексеевна объявила дуэль, ведь гимназия у них «с пушкинским уклоном», и ребята хорошо знают, чем дуэли заканчиваются.
Сюжет необычный, интригующий. Чтение затягивает: как это учительница, вместо того чтобы пресекать ссоры, сама организует дуэль между учениками? И как, интересно, эта дуэль будет проходить? Стреляться противники будут словами, решила Ирина Алексеевна. Но не «обзываться и орать друг на друга», что в совершенстве умеют делать герои рассказа. Учительница оказалась изобретательной и придумала отличный способ утихомирить и помирить ребят (лайфак, который пригодится педагогам и родителям).
«Патроны у вас будут необычные. Стрелять вы должны хорошими словами о своем противнике. Комплименты называются. Кто первым не сможет подобрать подходящие слова — проиграл и будет учить на два пушкинских стихотворения больше».
Очень забавно наблюдать, как вчерашние враги мучительно вспоминают что-нибудь хорошее друг о друге и сначала через силу, а потом все увереннее говорят друг другу приятности. А Игорь даже извиняется перед Колей за порванную тетрадку, и тот великодушно его прощает.
Рассказ не только остроумный, но и поучительный. Прямо как в песне Булата Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви счастливые моменты». Дружеской любви, а не вражды, вот что важно.
6.
Притча для подростков. Полная банка
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Лев Толстой. «Прыжок»
У многих творчество Льва Николаевича Толстого ассоциируется с огромными романами, которые сложно прочитать даже взрослому. Однако у писателя есть множество небольших, но увлекательных произведений, которые нравятся юным читателям.
Действие рассказа «Прыжок» происходит на корабле. Однажды на палубе большая обезьяна показывала забавные трюки. На потеху публике она схватила шляпу мальчика, сына капитана, и забралась с ней на мачту. Публика, естественно, смеялась, а мальчик полез вслед за обезьяной. Добравшись до самого верха, он оказался в опасном положении. Люди внизу перепугались и не знали, что делать. Тогда происходящее заметил капитан. Он немедленно приказал сыну прыгать в воду и даже пригрозил, что выстрелит. В результате мальчик прыгнул в воду, матросы подняли его на борт и откачали.
Эта короткая история показывает, что иногда человек готов рискнуть жизнью, лишь бы не показаться смешным. Но не стоит обращать внимание на глупые шутки и обижаться на них.
4.
Притча о гневе
«Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву».
Юрий Яковлев. «Друг капитана Гастелло»
Современные дети в большинстве своем не знают, кто такой капитан Гастелло. А это летчик, совершивший со своим экипажем огненный таран в первые дни войны и взорвавший колонну вражеской техники. Имя его знала вся страна, он был любимым героем мальчишек, мечтавших стать летчиками. Вот и герой этого рассказа, Сережа, «восхищался им и переживал его гибель, словно незнакомый капитан, отдавший свою жизнь задолго до того, как Сережа появился на свет, был его близким человеком».
А тут вдруг приятель Сережиного отца, дядя Владя, похваляясь своими фронтовыми подвигами, уничижительно отзывается о прославленном летчике.
Сережа пытается вступиться за капитана Гастелло, но взрослые не дают ему даже рта раскрыть. Тогда Сережа отправляется на поиски боевых друзей Николая Гастелло, которые смогли бы дать отпор наглому мясистому дяде Владе. В летной части, куда устремляется Сережа, он знакомится с летчиком-фронтовиком и тот отправляется вместе с мальчиком разъяснить дяде Владе, был ли Гастелло героем.
Финал рассказа неожиданный. Оказывается, полковник Ростов никогда не встречался с капитаном Гастелло. Но на разочарованный вопрос Сережи: «Значит, вы не его друг?» — летчик твердо отвечает: «Нет, я его друг. Такой же, как ты. Ведь у людей значительно больше друзей, чем они думают. И друзья никогда не дадут в обиду имя тех, кто отдал свою жизнь за Родину».
2.
Солнце и ветер
Выступление с притчей. Лучшая легенда, притча, история. Выступление с притчей
Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее?
И Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган. Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ.
Наконец Ветер стих и прекратился. А Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник повеселел и снял плащ.
И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.
Антон Чехов. «Пересолил»
Антон Павлович Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. Среди его произведений можно найти такие, которые будут интересны не только взрослым, но и детям младшего подросткового возраста. Рассказ «Пересолил» относится к их числу.
Сюжет произведения легкий и юмористичный. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов ищет лошадей, чтобы добраться до имения, куда его пригласили на работу. Он находит «здоровеннейшего мужика» Клима, который соглашается довезти его до села. Едут они долго, пока не темнеет. Тихий лес и темнота вызывают страх у трусливого землемера. Оказавшись посреди леса один на один с возницей, он начинает думать, что тот — разбойник. Чтобы обезопасить себя от нападения, Глеб Гаврилович врет, что взял с собой револьверы и вообще изображает из себя силача и забияку. Это так пугает извозчика, что тот убегает в лес. Тогда землемер понимает, что «пересолил» с хвастовством. Герою приходится звать Клима обратно. После долгих уговоров он все же возвращается, и спутники продолжают путь.
Учитывая тягу многих подростков к хвастовству (причина которого — неуверенность в себе), рассказ может оказаться полезным юному читателю.
2.
Драка со Львом
Лев отдыхал в тени большого дерева после сытного обеда. Стоял полдень. Жара. Ко Льву приблизился Шакал. Посмотрел на отдыхающего Льва и несмело сказал:
— Лев! А давай подеремся!
Но в ответ была только тишина.
Шакал стал говорить громче:
— Лев! Давай драться! Устроим на этой поляне сражение. Ты против меня!
Лев на него и внимания не обратил.
Тогда Шакал пригрозил:
— Давай драться! А не то я пойду и всем расскажу, что ты, Лев, меня ужасно испугался.
Лев зевнул, лениво потянулся и промолвил:
— И кто тебе поверит? Подумаешь! Даже если меня кто-то и осудит за трусость – это все же куда приятнее, чем то, что меня будут презирать. Презирать за драку с каким-то там Шакалом…
Михаил Пришвин. «Таинственный ящик»
Находчивость — главное оружие человека. Этому посвящен короткий рассказ Михаила Пришвина. Действие происходит в Сибири, где водится много волков. Рассказчик знакомится с старым охотником, который утверждает, что волк не может тягаться с человеком, ведь тот, даже безоружный, способен с помощью смекалки найти защиту от свирепого хищника.
Чтобы доказать свою правоту, он рассказывает историю охотника, который «простой ящик превратил в оружие». Оставшись один на один с волчьей стаей, герой спрятался в ящике и медленно стал продвигаться к обочине. Вожак стаи попытался приблизиться к столь хитрому убежищу, но человек дунул и закричал, чем испугал волков. Хищники разбежались, после чего охотники нашли потерявшегося товарища.
Изображения и иллюстрации https://ru.depositphotos.com
Поспешные выводы
Одна бабка сказала мужику, что сосед у него не чист на руку, что, мол, и топор украсть может.
Пришел мужик домой. И — сразу искать топор.
Нет топора!
Весь сарай обыскал — нигде нет топора!
Выходит на улицу. Видит — сосед идет. Но не просто идет: а идет он, как укравший топор, и смотрит, с прищуром, как укравший топор, и улыбается он, как укравший топор. Даже поздоровался сосед, как человек, укравший топор.
«Какой же нечестный у меня сосед!» — решил мужик.
Затаил злобу и вернулся домой. Глядь, а под сараем топор лежит. Его топор! Видать, кто-то из детей брал топор, да на место не положил. Обрадовался мужик. Довольный выходит за ворота. И видит, что сосед идет не как укравший топор, и смотрит с прищуром, не как укравший топор, и улыбается не как укравший топор.
«Какой честный у меня сосед!»
О. Генри. «Дары волхвов»
Эта короткая известная рождественская история с характерной для О. Генри неожиданной развязкой отлично подойдет для детей 12 лет.
Молодые супруги Джим и Делла Янг живут в бедном районе Нью-Йорка. Они едва сводят концы с концами. У пары есть всего два сокровища — роскошные локоны Деллы и золотые часы Джима. Накануне Рождества герои обнаруживают, что их денег недостаточно, чтобы сделать друг другу подарки на праздник. Тогда Делла решает продать свое главное богатство — каштановые волосы, чтобы приобрести мужу дорогой ремешок для часов. Когда наступает момент дарить подарки, выясняется, что Джим также расстался с предметом своей гордости и купил любимой роскошные гребни для волос.
Рассказ удивителен по своей красоте. Это урок бескорыстной и искренней любви.
6.
Два яблока
Притча о том, что не стоит делать поспешных выводов.
Маленькая девочка принесла с улицы два яблока. Наверное, кто-то подарил.
— Мама, смотри, какие красивые яблоки! — Да, красивые! Угостишь? — спросила мама.
Малышка посмотрела на яблоки. А потом откусила от одного яблока. На секунду задумалась и… — надкусила второе.
Мама удивилась. И подумала:
— Какая жадная девочка у меня растет. Оба яблока начала кушать, а мне так и не предложила ни одного.
Но к ее удивлению, девочка протянула маме одно яблоко со словами:
— Мамочка! Бери это яблоко! Оно – слаще!