«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли мы этому своих детей?
Семья – это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.
Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.
Название проекта: «Моя семья»
Тип проекта: Творчески – исследовательский
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: педагоги, родители, дети
Продолжительность проектной деятельности: сентябрь – ноябрь
Проблема: Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью – он дополняет её, выполняя свои особые функции. Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитание ребёнка, а осознании общих целей доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.
Цель проекта:
- Дать возможность родителям почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса;
- Способствовать укреплению семьи;
- Сформировать у детей положительный образ семьи.
Задачи проекта:
- Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- Формировать у детей представления о семье, профессиях родителей;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
- Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Родители почувствуют себя полноправными участниками образовательного процесса.
- У детей значительно повысится уровень сформированности положительного образа семьи.
- Дети лучше узнают свои корни, что такое семья.
- В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями.
1 этап – подготовительный (вхождение в тему проекта) .
- Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала по теме;
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор музыкального репертуара для проведения итогового мероприятия К Дню матери
- Разработка сюжетно-ролевых игр;
Работа с родителями:
- Проведение родительского собрания;
- Подборка фотографий из семейного альбома;
- Создание предметно-развивающей среды по теме.
2 этап – основной.
Работа с детьми:
- Беседы познавательного характера по теме: «Моя семья», «Наша дружная семейка», «Папа – мой лучший друг»;
- Чтение художественной литературы: Осеева «Сыновья», «Мальчик – с пальчик»;
- Разучивание стихотворений: Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший! »;
- Разучивание пословиц, поговорок о семье, дружбе;
- Рассматривание репродукций картин З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами»;
- Дидактические игры: «Кому что нужно для работы? », «Как мы помогаем родным», упражнения «Кто ты для…! », «Огорчится ли мама, если … »,
- Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Семья», «Любимый праздник моей семьи»;
- Продуктивная деятельность: «Моя семья»;
- Изготовление подарка для мамы.
Работа с родителями:
- Консультирование родителей по теме «Рекомендации для заботливых родителей»;
- Рекомендации родителям:
Побеседовать с детьми (родственники, имена, профессии, любимые занятия) ;
Побеседовать с детьми по содержанию прочитанных художественных произведений в ДОУ;
Рассказать детям о своем детстве, о семейных традициях.
- Рисуем « Генеалогическое древо семьи»;
- Оформление альбома «Моя семья».
3 этап – заключительный.
- Музыкально – оздоровительный досуг «А ну-ка мамы! » ко Дню матери.
Отчет по проектной деятельности
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Проводя беседы с детьми, я заметила, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея создать проект «Моя семья».
Наш проект носил творчески – исследовательский характер.
Нами были поставлены следующие задачи:
- Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»;
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- Формировать у детей представления о семье, профессиях родителей;
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
В ходе реализации проекта мы обсудили с родителями на собрание вопросы, связанные с проектной деятельностью, им были предложены на выбор следующие задания:
- Альбом «Мой семейный альбом»
- Создание герба семьи
- Оформление фотогазеты «Моя дружная семейка».
Родители откликнулись на предложенные задания, заинтересованно взялись за работу, не осталась в стороне почти ни одна семья.
С детьми были проведены занятия по формированию целостной картины мира «Цветок семейного счастья», «Я и моя семья», проводились беседы «Моя семья», «Мой дом, моя семья», где закреплялись представления детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, а также беседы о семейных увлечениях, играх.
На занятиях по изодеятельности дети рисовали свою семью, портреты мам,
пап, бабушек и дедушек, семейный букет, подарки для мам.
На занятие по аппликации были сделаны подарки для мам
На занятиях по развитию речи с детьми заучивали стихотворения о членах семьи, пословиц и поговорок о семье и дружбе. С родителями было проведено анкетирование «Семейные традиции» и проведена консультация по теме «Рекомендации для заботливых родителей». В группе была оформлена фотогазета «Моя дружная семейка» совместно с родителями и детьми.
Итоги проекта было решено подвести на семейном празднике посвященном дню матери «А ну-ка мамы! » с приглашением членов семей, старшего поколения. На празднике представили генеалогические древа семей, альбомы , веселые игры с участием мам, песни, танцевальные композиции.
Наиболее активным семьям были вручены благодарственные письма, грамоты и подарки.
Цели проекта были достигнуты, задачи решены, предполагаемые итоги реализации проекта подтвердились.
Презентация по теме: проект «Моя семья», 2 группа
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
Благополучие семьи и успешное воспитание в семье зависят и от формирования правильного (оптимального) режима дня с учетом жизненных ситуаций каждой семьи и его соблюдения каждым членом семьи. Режим дня семьи включает весь распорядок дня в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние
здоровья детей. Режим дня семьи должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании детей к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ПРАЗДНИКИ
Семейные праздники по случаю дня рождения взрослых и детей, а также других знаменательных дат, как День свадьбы родителей, День памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.) имеют значительный воспитательный потенциал. К семейным праздникам также относятся проведения в доме общественных праздников как День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых. Подготовка детьми и взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение подарков при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.
Проект «Моя семья»
Вид проекта:
Групповой, художественный, семейный.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы №9, родители.
Воспитатели: Миркушова Валентина Алексеевна, Разливинская Инна Сергеевна.
Дата выполнения проекта:
январь-март 2015 г.
Цель проекта:
Развитие художественных способностей детей через литературное и изобразительное русское народное творчество, направленное на развитие добрых чувств к семье.
Задачи:
Развивать у детей стремление узнать историю своей семьи.
Стараться через знакомство с искусством (художественной литературой, живописью, русским народным творчеством) развивать словесное и изобразительное творчество детей.
Создавать дома развивающую среду для создания генеалогического дерева семьи.
Содействовать дружеским отношениям между детьми и родителями во время выполнения проекта.
Стараться относиться доброжелательно к деятельности детей и взрослыми при работе над проектом.
Организовать выставку совместных работ детей и родителей по теме: «Генеалогическое дерево», а также выставку результатов изобразительного творчества детей на тему: «Моя семья».
I этап — подготовительный.
Определить вид поздравлений пап и мам с праздниками «День защитника отечества» и «Международный женский день».
Узнать кто мои дедушки и бабушки. Попробовать составить генеалогическое дерево.
II этап – основной.
- Взаимодействие с семьей: рассматривание семейных фото дома и детском саду.
- Знакомство с произведениями русского народного творчества: чтение и драматизация русских народных сказок о семье.
- Прослушивание музыкальных произведений, заучивание песен о маме, папе, бабушках и дедушках.
- Сюжетно-ролевые игры о семье.
- Составление кроссвордов, используя русское народное творчество:
Нет лучшего друга, чем родная …
Не нужен клад, коли в семье …
При солнышке – тепло, при матери – …
Дома и … помогают
Вся семья вместе и … на месте
… от яблони, недалеко падает
- Рисование портретов мам и пап.
- Изготовление подарков к праздникам «День защитника отечества» и «Международный женский день».
- Выполнение работ совместно с родителями – «Моё генеалогическое дерево».
III этап — заключительный.
- Вручение подарков, выполненных детьми в детском саду, родителям на праздники «День защитника отечества» и «Международный женский день».
- Выставка результатов изобразительного творчества детей на тему: «Моя семья».
- Выставка совместных работ детей и родителей по теме: «Генеалогическое дерево».
Примеры продуктивной деятельности по проекту «Моя семья».
1. Подарки родителям.
Открытка для папы
Подарок для мамы
2. Результаты изобразительного творчества детей на тему: «Моя семья».
«Я с папой»
«Мы с мамой улыбаемся»
3. Совместные работы детей и родителей по теме: «Генеалогическое дерево»
«Генеалогическое дерево»
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: ЧТЕНИЕ
Чтение занимает особое место в воспитании ребёнка в семье. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. В дальнейшем, когда ребёнок сам научится читать, важно
закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа семьи. Только это приобщит ребёнка к чтению, и он начнёт считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.
Проект в подготовительной группе «Моя семья»
Проект «Моя семья»
Тип проекта
: информационно – творческий;
Участники
.
Воспитанники подготовительной группы «Морячки», воспитатель группы, родители.
Продолжительность
.
Краткосрочный
Актуальность
. Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Цель.
Формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
1. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений
2. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
3. Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи
Проблемная ситуация.
В результате работы было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, не все знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение? Считаю что именно мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Проблемы, на решение которых направлен проект
:
1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
2. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
3. Разобщенность между семьей и детским садом.
Предполагаемый результат.
1. Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
знать семейные традиции и праздники,
2. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
3. Установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
Связь с другими видами деятельности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «Моя семья», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, анкетирование родителей, консультации для родителей) – 2-я- 5-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 6-я неделя.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Взаимодействие с родителями |
I. Подготовительный этап | · Беседа о семье. · Подбор наглядно – дидактических пособий, игр, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. · Составление настольно — печатных игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы». · Изготовление атрибутов к драматизации: Сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Семья», « Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы» · Поиск и оформление информации для родителей по теме «Моя Семья». · Оформление стены, уголка «Моя семья», папок передвижек, буклетов. · Организация тестирования и анкетирования родителей на темы «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей, «Какой вы родитель». · Предложение родителям создать видеона тему «Моя семья». | · Участие в беседе на тему «Моя семья». · Сбор информации по данному проекту совместно с родителями. · Создание совместно с родителями видео на тему «Моя семья». | · Участие в беседе на тему «Моя семья». · Прохождение тестирования и анкетирования на темы «Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей», «Какой вы родитель». · Изучение информации в уголке для родителей по данной теме проекта. · Ознакомление с информацией консультаций, папок передвижек и буклетов на тему проекта. · Сбор информации по проекту совместно с ребенком. · Создание совместно с ребенком альбома на тему «Моя семья». |
II. Практический этап | • Показ сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Мы в детском саду тоже одна семья» и т.д. • Загадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». · Чтение произведений: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала. · Проведение беседы на темы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие — родные, друзья, соседи», «Кто рядом с нами в детском саду». · Чтение пословиц и поговорок о семье. · Проведение занятия рисования на тему: «Наша дружная семья», «Учимся правильно рисовать человека», «Поможем маме постирать платочки». · Проведение беседы на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи» · Организация и проведение познавательных занятий: «Состав семьи», «Работа моих родителей», «С кем я живу». · Проведение занятия аппликации : «Мой дом – моя крепость», «Подарок папе», «Подарок маме», «Посадил дед репку», «Испекла бабушка баранки», «Испекла бабушка колобок». · Составление рассказов на тему:, «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как мы отдыхаем всей семьей». · Организация и проведение игр: «Назови ласково», «С днем рождения». · Плоскостное моделирование – составление сюжетов из палочек на семейную тематику. · Чтение и беседа по пословицам о семье. · Загадывание загадок о семье. · Консультация родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Семья глазами ребенка». | · Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья», «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Мы в детском саду тоже одна семья» и т.д. • Отгадывание загадок на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». · Слушание произведений: Обсуждение прочитанного материала. · Участие в беседе на темы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие — родные, друзья, соседи», «Кто рядом с нами в детском саду». · Слушание пословиц и поговорок о семье. · Активно участвует на занятии рисования на тему: «Наша дружная семья», «Учимся правильно рисовать человека», «Поможем маме постирать платочки». · Участие в беседах на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи» · Участие в познавательных занятиях: «Состав семьи», «Работа моих родителей», «С кем я живу». · Активное участие на занятии аппликации: «Мой дом – моя крепость», «Подарок папе», «Подарок маме», «Посадил дед репку», «Испекла бабушка баранки», «Испекла бабушка колобок». · Составление рассказов на тему: «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как мы отдыхаем всей семьей». · Участие в играх: «Назови ласково», «С днем рождения». · Плоскостное моделирование – составление сюжетов из палочек на семейную тематику. · Слушание и участие в беседах по пословицам о семье. · Отгадывание загадок о семье. | · Творческий досуг с ребенком · Активное участие и помощь ребенку в выполнении творческих работ. · Чтение ребенку на досуге произведений на тему семьи: С.Капутикян «Моя бабушка», В.Чёрная «Хорошая внучка», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Е.Благинина «Посидим в тишине», В.Осеева «Сыновья», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С.Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. · Консультация родителей на темы: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Семья глазами ребенка», «Семейные традиции. Культура общения». |
III. Заключительный этап | Предложение родителям создать видео на тему «Это я». Предложение родителям и детям создать макет на тему «Родословное дерево» Составление презентации по проекту. Фотоотчет о проделанной работе. Показ родителям презентации по проекту «Моя семья». | Создание совместно с родителями семейного видео на тему «Это я». Создание совместно с родителями макета на тему «Родословное дерево» Просмотр презентации по проекту. Просмотр фотоотчета о проделанной работе. | Создание совместно с ребенком семейного видео на тему «Это я». Создание совместно с ребенком макета на тему «Родословное дерево» Просмотр презентации по проекту. Просмотр фотоотчета о проделанной работе. |
По реализации проекта «Моя семья» были получены следующие результаты:
Ребенок:
1. Дети получили необходимую информацию о своей семье.
О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
2. Имеют представление о родственных отношениях.
3. Проявляют уважительное отношение и любовь к родным и близким, к окружающим людям.
Родители:
1. Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
2. Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
3. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЕ ПОХОДЫ
Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на
рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, — в это время и происходит воспитание чувств. Чувство «прекрасного» помогает воспитать потребность — беречь окружающую среду. Экскурсии и походы всей семьёй являются также хорошим средством патриотического воспитания детей. Приобщение к истории родного края, в том числе к истории рода и семьи как её составной части, способствует формированию гражданина, учит детей к ответственности перед прошлым и будущим.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ: СОВМЕСТНЫЙ ТРУД
Совместный труд является основой организации жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей до школы, зависит их успех и в учении, а также в общем трудовом воспитании. В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело до конца,
проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо (кроме игры) и в процессе бытового труда, включая ребёнка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде.
Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. По тому, как ребёнок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.
Кроме того, трудно переоценить значение труда в жизнедеятельности человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека: улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Формирование культуры труда, смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.