Ребенок от двух до трех лет
Постепенно, по мере развития ребенка, происходит переход действия от совместного к самостоятельному. За взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого.
В этот период ребенку очень важно, чтобы мама разделила его восторг от того, например, что брызги в ванной разлетаются во все стороны. Или руки, перепачканные краской, оставляют необыкновенно красивые следы на обоях. То есть действия с предметами интересны не только сами по себе, но и как способ привлечения внимания взрослого.
В этом возрасте ребенок уже может проводить параллели между собой и сказочным героем, корректировать действия героя, вносить свои дополнения в развитие сюжетной линии. Поэтому сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую, воспитательную, обучающую функции, а также решает профилактические и подготовительные задачи. При помощи такой сказки ребенка можно подготовить к какой-либо неприятной, но неизбежной процедуре, например, к маминой командировке или визиту к стоматологу.
В процессе подготовки к сочинению сказки можно выделить несколько этапов.
Вовлечение малыша в сказку достигается тем, что в ключевых моментах рассказа мама может задавать ребенку вопросы, на которые необходимо ответить герою, или выполнить соответствующие действия, как это показано в приведенной ниже истории.
Сказка для посещения поликлиники может звучать, например, так:
Жили-были в лесу в маленьком домике зайчишка-сынишка, мама-зайчиха и папа-заяц. Папа-заяц много работал, поэтому не мог проводить с зайчишкой столько времени, сколько хотел, редко бывал дома. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка часто занимались своими заячьими делами вдвоем: весело играли, читали интересные книжки, ходили в магазин и подолгу гуляли по лесу.
Однажды вечером мама-зайчиха сказала зайчишке-сынишке:
— Завтра утром нас с тобой ждет важное дело.
— Нам нужно пойти к доктору, показать ему твою лапку и уколоть пальчик.
Здесь можно попробовать вовлечь в сказку ребенка: «Как ты думаешь, что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?» или «как ты думаешь, а зачем вообще всем зайчикам делают прививки?» Нужно сформировать осознание полезности прививки, несмотря на неприятные ощущения при самой процедуре.
— Прививки ставят всем маленьким зайчикам, и иногда даже взрослым зайцам, чтобы они росли крепкими и здоровыми и поменьше болели.
Мама увидела, что зайчишке очень страшно, посадила его на колени, обняла и сказала:
— Ты испугался того, что будет больно колоть пальчик?
— Ты знаешь, будет немного больно, но совсем недолго. Потом доктор будет доставать разные интересные трубочки и прикладывать к твоему пальчику. Тебе интересно будет посмотреть на разные трубочки? Или даже поговорить с доктором о них, она про них, наверное, много знает.
— У меня к тебе есть предложение: давай, когда доктор будет колоть пальчик, я тебя крепко-крепко обниму и скомандую: «Глазки закрывай!» А ты после этого громко скажешь: «Ой!» И сразу откроешь глазки, чтобы смотреть на трубочки. Договорились?
(На этом этапе также можно вовлечь ребенка в Вашу сказку: «Что ответил маме-зайчихе зайчишка-сынишка?»)
А мама тогда предложила:
Важным воспитательным элементом является общение с ребенком перед отходом ко сну. Это общение также может сопровождаться сказкой.
Однажды Зайка с мамой отправились на пикник. Они вместе приготовили бутерброды, заварили чай, Зайка сам вымыл два яблока и положил их в свой рюкзачок. Мама посмотрела на Зайку, который уже взял свой рюкзачок и надел кепку, и спросила:
— Зайка, ты готов? Выходим?
Зайка сосредоточенно кивнул.
Путь предстоял не близкий: Зайка с мамой собирались пойти на овечью ферму, понаблюдать за ягнятами и барашками. Путешественники пересекли большую поляну, поднялись на пригорок, спустились к веселому лесному ручейку, перешли его по бревнышку. Наконец, вдалеке показался заборчик овечьего загончика.
Зайка чувствовал себя немного уставшим и проголодавшимся. Мама Зайки уже расстилала покрывало под их любимой стройной березкой. Зайчишка с удовольствием плюхнулся на него:
— Ух, как устали мои лапки! Садись, мама, овечки уже прыгать начинают!
Мама ласково улыбнулась своему малышу, распаковала свой рюкзачок и села рядом.
Мама нежно погладила Зайчишку по голове и кивнула:
— Одна овечка прыгнула через заборчик. вторая овечка прыгнула через заборчик. третья овечка прыгнула через заборчик. пятьдесят восьмая овечка прыгнула через заборчик.
Зайка незаметно для себя задремал. Мама укрыла его покрывалом:
Источник
С чего начать
Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).
Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого — дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами, а может быть, находясь в дороге).
Ребенок от полугода до года
Ребенок растет и развивается, у него появляются новые навыки и умения. Так, хватание, направление к предмету, стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются и те, к которым притронуться нельзя. В этом проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.
С учетом изменения восприятия и потребностей ребенка меняется сказка, которую рассказывает мама. Здесь уже может появиться сюжет, разворачиваемый вокруг функционирования заинтересовавшего ребенка предмета. Малыш может выступать активным участником сказки, ее героем. Сказка должна быть небольшой: десять-двенадцать коротких предложений, с использованием простых, конкретных слов, понятных ребенку. Слушая сказку, ребенок расширяет свой словарный запас, получает знания об интересующем его предмете, а также обогащается широким спектром общих знаний, например, об этикете или культуре общения. Функция сохранения и поддержания эмоционального контакта сказкой также важна для ребенка этого возраста. Рассказывание сказки требует от сказочника некоторого артистизма, способности выступать от имени различных персонажей.
Например, ребенок проявляет большой интерес к будильнику, знакомство с которым может быть обыграно в форме сказки.
Пришел малыш в гости к будильнику: топ-топ-топ!
— А что ты еще умеешь?
— Да, хочу! (Если звук будильника не слишком резкий и громкий, то можно послушать с ребенком его звучание)
— А еще я показываю время и говорю: пора обедать! (последняя фраза становится выходом из сказки и переключением ребенка на другую деятельность).
Инсценировка
Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания — активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.
Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее — в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).
Ребенок от года до двух
В возрасте от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри. Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон возможностей малыша еще очень ограничен.
Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.
Сказка для ребенка от года до двух становится более протяженной по времени. История может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз, когда возникнет обоюдное желание.
Посредством сказки может происходить обучение нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка, сопровождающая процесс чистки зубов.
Ребенок до полугода
Малыши этого возраста находятся в неразрывном единстве с мамой. Только при наличии тесного духовного и телесного контакта с ней, социальная ситуация будет комфортна для ребенка.
Сказка, с которой мама обращается к малышу этого возраста, может быть названа сказкой лишь условно, потому что ее сюжет абсолютно не важен для ребенка. Сказка становится одним из компонентов комплексного контакта с ребенком. Здесь особое значение приобретает настроение, эмоциональное состояние, интонационный рисунок речи рассказчика, потому что через интонацию ребенок «впитывает» состояние взрослого, чувствует его отношение к себе. Слова при этом могут быть любыми, как правило, слова отражают какое-либо взаимодействие с ребенком.
Например, при выполнении гимнастики:
Эта сказка-игра не имеет ярко выраженного начала и конца, поэтому может длиться до тех пор, пока игра интересна ребенку.
Речь сопровождается соответствующими движениями, контакт мамы и ребенка приобретает комплексный характер: малыш видит маму, слышит интонацию ее голоса и ощущает прикосновения. Таким образом, достигается неразрывное единение мамы и малыша, так необходимое ребенку этого возраста.
Какие препятствия должен преодолеть Герой сочиненной сказки?
- решить маленькую или большую проблему,
- достичь какого-то пункта назначения в результате путешествия,
- помочь себе, члену семьи или просто спасти человека,
- осуществить мечту,
- получить ответ на вопрос,
- сломать заклятье,
- излечить или излечиться?
- найти друга или любимого человека.