Организация оздоровительной работы в ДОУконсультация на тему


Система оздоровительной работы в ДОУ

имеются залы для физкультурных и музыкальных занятий, с необходимым инвентарём;

имеются гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски;

лестницы для перешагивания и развития равновесия, резиновые коврики, массажные коврики для профилактики плоскостопия, сухой бассейн;

массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты;

кегли, фитболы, мишени навесные, мягкие модули и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

имеется сенсорная дорожка, конусы для разметки;

спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием, гимнастической стенкой и бревном;

имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;

имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

в каждой возрастной группе имеются физкультурные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

дети старшей, подготовительной групп посещают бассейн и тренажерный зал детской поликлиники;

имеется кабинет логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы;

медицинский кабинет, оснащенный следующим оборудованием: весы, ростомер, спирометр, динамометр кистевой детский, ингалятор, облучатель-циркулятор воздуха бактерицидный, плантограф, аппараты «Дельфин», «Солнышко»

Воспитательно-образовательный процесс ДОУ строится по программе «Из детства – в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой Используются программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н Авдеевой, «Как воспитать здорового ребенка» В.Г. Алямовской.

Проанализировав программу «Из детства – в отрочество» (раздел «Физическое воспитание»), коллектив педагогов пришел к выводу, что в ней не достаточно реализуется потребность детей в движении. В течение дня не выполняется физиологически необходимое ребёнку количество движений, физические занятия не решают проблемы тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, следовательно, не дают должного эффекта в укреплении здоровья.

Для выработки эффективного плана действий была составлена система оздоровительной работы в ДОУ, которая стала инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам.

2.2. Мониторинг здоровья детей

При организации мониторинга здоровья

детей медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в детский сад через анкету, изучение документации и личную беседу. Важным условием работы в этом направлении является диагностическая работа врача, старшей медсестры, инструктора по физической культуре, воспитателей. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Все эти данные записываются в
индивидуальную карту ребенка.
После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития врачом составляется
паспорт здоровья группы
(по Е.Борисовой), где даются рекомендации воспитателям по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально. На основе групповых паспортов составляется годовой план лечебно-профилактических процедур в ДОУ.

Методические рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста

Категория: Егорова Т.Н. Опубликовано: 16.01.: 3069

Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно эта проблема остро стоит в образовательной области, где всякая практическая работа направленная на укрепление здоровья путём совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того следует помнить, что дошкольный возраст-наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально- волевые и поведенческие качества.

Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Заболеваемость, несмотря на предпринимаемые меры по оздоровлению растет: у вновь прибывших детей диагностируются выраженные формы психических расстройств, преобладают неврозы, нарушения сна. Оценка физического здоровья показывает, что большинство детей развивается дисгармонично, существенно возросло количество детей, у которых возрастно-половые показатели основных двигательных качеств ниже среднего. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без рационально организованной двигательной активности.

В настоящее время идёт постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Сравнительный анализ по заболеваемости в дошкольных учреждениях показал неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья воспитанников за последние несколько лет. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. Только все болеют по-разному: одни дети просто переносят хоть какой недуг, и стремительно поправляются, другие, напротив, еще не успев совсем окрепнуть после одного заболевания, уже подхватывают другой вирус. При этом даже лёгкую простуду они переносят очень тяжело и нередко получают отягощения. Врачи разъясняют такую несправедливость ослабленным иммунитетом. В связи с этим принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровительная работа должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Ребенок, посещающий детский сад, проводит в нём большую часть времени (80%), поэтому именно в ДОУ необходимо сосредоточить все усилия на том, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей и систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.

На протяжении нескольких лет по итогам мониторинга заболеваемости в дошкольном учреждении наша группа показывала низкие результаты: дети плохо посещали ДОУ, из-за перенесённых простудных и вирусных заболеваний освобождались от физической нагрузки на одну, две недели, что становилось причиной низких результатов при оценке показателей физической подготовленности. Поэтому для меня было актуальным подобрать физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на повышение двигательной активности детей и снижения заболеваемости. Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую и специальную литературу по проблеме;
  2. Создать команду педагогов и специалистов;
  3. Подобрать традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, а также картотеку подвижных игр, оздоровительных упражнений, комплексов гимнастик, закаливающих мероприятий, различных видов массажа;
  4. Пополнить развивающую среду группы оборудованием и пособиями, способствующими развитию двигательной активности детей и укреплению здоровья каждого воспитанника;
  5. Выстроить взаимодействие со специалистами и родителями;
  6. Соблюдать режим дня.

Теоретическую основу моего опыта составили методические рекомендации Ю.Ф.Змановского, В.Т. Кудрявцева, В.Г.Алямовской, Н.Н.Ефименко, М.А.Руновой, практический опыт здоровьесберегающекй деятельности в ДОУ автор-составитель А.К.Сундукова, Г.Н.Калайтанова, Е.В.Майгурова «Растём здоровыми», «Здоровый малыш»- программа оздоровления детей в ДОУ под редакцией З.И.Бересневой. Откуда смогла подчеркнуть знания о системе физкультурно-оздоровительных мероприятий, развитии двигательной активности у детей, а также перечисленные выше методики позволили решить некоторые проблемы в составлении комплексов гимнастик пробуждения, оздоровления, утренней гимнастики, пальчиковых, подвижных игр, закаливающих процедур, различных видов массажа и т.д.

Исходя из выше сказанного, мною были подобраны физкультурно — оздоровительные мероприятия, целью которых являлось развитие двигательной активности и снижение заболеваемости детей в группе, а также приобщение к организации самостоятельной двигательной деятельности.

Двигательная активность воспитанников детского сада должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому модель физкультурно-оздоровительных мероприятий включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Итак, формы организации двигательной активности в детском саду общеизвестны:

  • Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года)
  • Гимнастика после сна (ежедневно в течение года)
  • Дыхательная гимнастика
  • Точечный массаж
  • Воздушные ванны
  • Физкультурные занятия
  • Пальчиковая гимнастика
  • Закаливание солнцем, водой (в летний период)
  • Профилактика плоскостопия (ежедневно)
  • Профилактика осанки детей (ежедневно)
  • Физкультминутки (ежедневно)
  • Подвижные игры (ежедневно)
  • Прогулки
  • Работа с родителями (консультирование, рекомендации, беседы, праздники, развлечения, походы).

Одним из условий при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий является то, что ребенок принимает добровольное участие, т.е. имеет право отказаться от того или иного упражнения, либо может просто выступать в роли наблюдателя или выполнять упражнение частично. При организации двигательной активности применяла игровые методы и приёмы, а именно: во время проведения гимнастики пробуждения начинала с упражнения игрового характера, включала элементы звуковой, дыхательной гимнастик, растирание махровой рукавицей, выполнение массажа маленькими массажными мячиками, элементы закаливающих процедур: переход из «тёплой» комнаты в «холодную», хождение по мокрым полотенцам. Для этого использовала нетрадиционное оборудование, изготовленное руками родителей и педагогов.

Гимнастику пробуждения, направленную на постепенный переход ото сна к бодрствованию, начинаю проводить с проснувшимися детьми под звуки плавной музыки, которая постепенно нарастает, а остальные дети присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика включает в себя такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание ног и рук, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило-исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления. Длительность гимнастики в постели около 3-4 минут. Затем дети входят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленный на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей-положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Далее дети переходят в «тёплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки.. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, а также упражнения такие, как «Кошечка». «Змея», «Рыбка» и др. Они выполняются в течение 2-3 минут.

Затем дети опять переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно у детей вызывает трудности, поэтому ограничиваю выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно. Затем провожу индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с часто болеющими детьми, организую для них самостоятельную деятельность по оздоровлению: даю задание собирать каштаны то правой, то левой ногой, захватывать карандаш, поднимать и передавать платочек друг другу. В это время остальные дети выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой). Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна составляет не менее 12-15 минут.

На сегодняшний день развитие двигательной активности у детей стоит одной из главных задач в любом дошкольном учреждении — это связано с определенными условиями в нашей жизни в последнее десятилетие, поэтому особую роль в оздоровлении детей я отвела и подвижным играм, которые способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры включала в комплексы гимнастики после сна (малой подвижности), в свободной деятельности, конечно, же, на прогулке. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет. Здесь важно не забывать, что максимальный эффект может быть достигнут только на фоне высокой мотивации, которая достигается посредством игрового метода, что позволяет создавать положительный эмоциональный фон, вызывает повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. «Играя-оздоравливать, играя-воспитывать, играя-развивать, играя-обучать!» (Н.Н.Ефименко).

Придавая особую значимость двигательной активности в укреплении здоровья воспитанников, детей приобщаю к самостоятельной деятельности, ими освоены и успешно проводятся некоторые комплексы гимнастик пробуждения, различные виды массажа, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Подбор содержания комплексов упражнений, оздоровительных гимнастик, оздоровительных упражнений, подвижных игр, физкультминуток, считалок исходил из содержания проектной деятельности, которая в данный момент проходила на группе, а также из интересов и потребностей детей.

Вся физкультурно-оздоровительная работа в группе не носила бы комплексный характер, если бы не было бы взаимодействия со специалистами дошкольного учреждения и родителями. Специалисты помогли в подборе тематических физкультминуток, считалок, подвижных, пальчиковых, хороводных игр, закаливающих процедур, видов массажа, подборе и оформлении консультаций для родителей. Были изучены потребности и интересы родителей через анкетирование: тест-опрос («Работа с родителями в ДОУ» О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер), составлены планы оздоровительных мероприятий, проведены консультации, индивидуальные беседы, оформлены папки-передвижки, даны рекомендации по профилактике нарушений плоскостопия, осанки, проведен круглый стол «Здоровый ребенок», наглядная агитация «Наши родители советуют».

Результатами проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста можно считать, прежде всего, те изменения, которые произошли с детьми за последний период:

  • снизилась заболеваемости детей в группе (2010г.-9,1 д./д., 2011-8,8 д./д., 2012-3 д./д);
  • повысился показатель двигательной активности воспитанников (каждый ребенок достиг собственного прогресса в зависимости от его начального уровня развития);
  • дети научились организовывать самостоятельную двигательную активность,

а также

  • составлена картотека комплексов гимнастик и упражнений;
  • картотека считалок, подвижных игр, физкультминуток;
  • оформлена подборка закаливающих мероприятий;
  • созданы условия для развития двигательной активности (изготовлено нетрадиционное оборудование: дорожки по профилактике плоскостопия «Наши ножки», ребристые доски, массажёры, пластиковые бутылочки, сшиты махровые рукавички из полотенец для растирания тела).

В заключении хочется сказать, быть здоровым-это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего возраста и для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.

Методические рекомендации «Физкультурно-оздоровительные мероприятия с детьми дошкольного возраста» утверждены на уровне ДОУ, и могут быть полезны в работе воспитателям, инструкторам по физической культуре.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Автор: Свиридова Виктория Геннадьевна

Аннотация: в статье раскрывается построение образовательного пространства для гармоничного физического развития дошкольников, формирование интереса и ценностного отношения к НОД, формирование основ здорового образа жизни.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду».

В дошкольных учреждениях имеются возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям.

Дети – дошкольники по своей сути, очень подвижны. В бесчисленном количестве движений проявляется их естественное стремление к развитию. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Учить же правильным движениям детей не только нужно, но и необходимо. Поэтому одной из главных задач является правильная организация физического воспитания детей. Разумное физическое воспитание – основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Основные задачи физического воспитания:

  • охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма
  • достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности
  • воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности
  • создание условий для целесообразной двигательной активности детей
  • формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений
  • формирование широкого круга игровых действий
  • развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие
  • содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия
  • формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах
  • воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Для решения этих задач в детском саду должны присутствовать все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на НОД и прогулке: спортивная площадка на территории детского сада, различные спортивные тренажеры, в том числе выполненные своими руками, групповые спортивные центры, спортивный инвентарь.

Все это способствует усвоению возрастной программы, помогает сделать НОД полезной и интересной, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности.

Организационными формами работы с детьми по физической культуре в детском саду являются:

  • образовательная деятельность
  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
  • активный отдых
  • самостоятельная двигательная деятельность детей
  • работа с семьей.

Основным видом ОД являются игровые ситуации. С целью развития и поддержания интереса детей необходимо использовать разные формы НОД:

  • классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части)
  • игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.)
  • тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.)
  • сюжетные и комплексные (объединенные определенным сюжетом, походы, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.)
  • ритмическая гимнастика (состоящая из танцевальных движений)
  • НОД из серии «Изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи)
  • тематические (с одним видом физических упражнений)
  • контрольно-проверочные (выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).

К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особые задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке проводятся как со всеми детьми, так и с небольшими подгруппами. Важно, чтобы в течение дня каждый ребенок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре.

Однако, ни в коем случае нельзя отождествлять подвижные игры и физические упражнения на воздухе с НОД. Главное их отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов и форм игр. Игры на прогулке можно организовывать в разное время года. Если в игре будет участвовать вся группа, целесообразнее провести ее в начале прогулки. Игры с небольшими группами детей и индивидуальные воспитатель организует в течение всей прогулки.

Назначение физических упражнений (на развитие быстроты движений; на развитие ловкости; на развитие силы и выносливости) должно вызывать у детей интерес к самостоятельному поиску различных движений, научить элементарному управлению своими движениями. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, веселую забаву, непринужденное интересное действие с взрослым, сверстником, или со всеми вместе.

Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на НОД с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида игровых ситуаций и программных задач.

Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дней здоровья. Все эти мероприятия способствуют совершенствованию двигательных умений у детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, пропаганде физической культуры среди населения.

Планирование физкультурных досугов и праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Воспитатели заранее планируют проведение мероприятия, подбирают игры и упражнения, соответствующие времени года и отвечающие тематике так, чтобы все воспитанники могли принять в них активное участие. В одних играх и упражнениях объединяются все дети, в других – участвуют небольшие группки. Важно создать общее радостное настроение, чтобы праздник запомнился детям надолго.

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Содержание и продолжительность физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих игр зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.

Организуя двигательную активность детей важно помнить о физиологических возможностях и физическом здоровье каждого ребенка. Именно индивидуальный подход наиболее полно и широко должен использоваться воспитателями для организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Необходимо расположить игровое оборудование таким образом, чтобы оно было доступным для детей.

Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребенку эмоциональное наслаждение. Поэтому, надо стремиться, чтобы музыка чаще звучала в дошкольном учреждении в часы досуга и самостоятельных игр детей.

В режим детской жизни, как форма физкультурно-оздоровительной работы, входит День здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал.

В этот день режим дня воспитанников насыщается активной двигательной деятельностью, самостоятельными играми, спортивными соревнованиями, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух. В холодное время года пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется.

Для проведения успешной физкультурно-оздоровительной работы детский сад должен тесно сотрудничать с родителями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются:

  • совместное проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, соревнований
  • дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, НОД, режимных моментах
  • консультации, беседы, рекомендации для родителей
  • родительские собрания, круглые столы
  • демонстрация передового семейного воспитания: интервью, выставки, встречи с родителями, конференции.

Хорошо в детском саду или группе иметь библиотеку по физвоспитанию для семьи: рассказы, стихи по физкультуре для семейного чтения. Содержательные тематические папки-передвижки, броские и запоминающиеся материалы в родительских уголках также важны в физкультурной пропаганде. Главное, чтобы они не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

Положительный эффект физкультурно-оздоровительной работы возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности ее организации.

СПИСОК ИТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. В. Г.Алямовская. — Москва: ВЛАДОС, 2006. – 168 с.
  2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие / Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005. — 112 с.
  3. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. — Калининград: Калинингр. ун-т., 2007. — 71 с.
  4. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2006. – 233с.
  5. Зимонина, В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым / В.А. Зимонина – Москва: ВЛАДОС, 2003. — 304 с.
  6. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе/ М. Маханева. — Москва: АРКТИ, 2004. – 263 с.
  7. Моргунова, О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ/ О.Н. Моргунова. – Воронеж: ИкМА, 2005 – 127 с.
  8. Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников/ Т.С. Овчинникова. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 176 с.
  9. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Сост. Т.Л. Богина. – Москва: Мозаика-синтез, 2006. – 165 с.
  10. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников/ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 12. – С.23–25.
  11. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/ И.В. Чупаха. – Москва: Просвещение, 2003 — 143 с.
  12. Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры детей дошкольного возраста в различных видах деятельности / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Н.С. Старжинская и др.; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2008. – С. 243–245
  13. Ширяева, И. Закаливание детей/ И. Ширяева // Ребенок в детском саду – 2001. — № 6. – С.26-27.
  14. Физическое воспитание и развитие дошкольников/ Под ред. С.О. Филипповой. — Москва: Детство, 2007. – 322 с.
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]