Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Конспекты занятий с детьми 5-9 лет


Весёлая «мозаика»

Дидактическая игра. «Веселая мозаика»

Настольная игра для детей от 3до 5 лет.

Цель игры:

развивать мелкую моторику, развивают фантазию и память,

умение складывать различные картинки с помощью подготовленных деталей разного цвета, повторить название цветов и их оттенков, научить детей работать самостоятельно, выбирая для этого камешки необходимого цвета.

Количество играющих:

2-3 ребенка.

Оборудование:

набор мозаики из стеклянных цветных , плоских камешек, игровое поле, образецы выполнения или карточки.

Материал:

коробка из-под конфет, пластиковые крышки белого цвета от бутылок, клей ПВА, разноцветные стеклянные плоские камешки.

Описание работы:

Для изготовления игрового поля приклеиваем крышечки белого цвета на дно коробки ровными рядами, вплотную. Получилось игровое поле с ячейками.

Правило игры:

Играть в мозаику можно начинать с 2-3 лет. Во время игры обязательно следить, чтобы маленький ребенок не положил плоский камешек в рот, так как это опасно. Правило игры аналогично игре в готовую мозаику. Вначале познакомить детей с игровым полем и фишками – камешками. Начинать выкладывание камешек в ячейках с простых орнаментов, а потом игра начинает принимать творческий характер у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

учить выкладывать простые схематичные изображения предметов; закреплять умение считать в пределах 20; закреплять названия цветов и оттенков; развивать воображение и творчество, пространственное расположение; воспитывать терпение и усидчивость.

Ход игры:

воспитатель предлагает ребятам при помощи мозаики сделать солнышко , который показан на образце. Далее понадобится один плоский камешек желтого цвета, который следует разместить чуть выше центра дощечки. Это будет начало нашего крага солнце, затем делаем круг и заполняем его желтыми камешками, далее делаем лучики для солнышка.

Варианты выкладывания шариков в ячейках:

Выкладывание простых орнаментов.

Выкладывание по готовым схемам.

Играть в самодельную мозаику весело и интересно. Как бы между делом развивается мелкая моторика, речь. Дети учатся усидчивости, стараются доводить начатое дело до логического завершения.

В конце занятия необходимо провести подведение итогов, похвалив каждого ребенка за выполненную работу, особо отметив те детали, которые выполнены по собственной инициативе.

В дальнейшем можно предложить детям игру в мозаику с выполнением произвольного сюжета например, строящегося домика, деревьев с яблоками,

Игры с мозаикой: развиваем усидчивость и моторику

Читатель этой статьи наверняка с детства знаком с замечательной творческой игрой — мозаикой. И хотя «в наше время» трава, безусловно, была зеленее, а небо — голубее, но и игрушки в основном были примитивнее, чем современные. Приходилось довольствоваться немудреными деревянными или пластмассовыми наборами фигурок, из которых даже ребята с неординарной фантазией могли сложить не более десятка картинок. У нынешних детей выбор намного больше, а у взрослых, соответственно, больше возможностей потратить деньги на очередной подарок по случаю или просто так.

Играем и развиваемся

Педагоги и психологи единогласно относят мозаику к полезным развивающим игрушкам. Даже если малыш не желает потренировать фантазию, а создает только такие картинки, которые можно найти в качестве примеров в инструкции к любому игровому набору, он все равно проводит время с пользой. Мелкая моторика, объект бурных дискуссий среди продвинутых мам, развивается именно посредством манипуляций с предметами, которые ребенок способен удерживать своими пока еще неловкими пальчиками. Таким образом, игра отлично сочетается с тренировкой рук. Обычно на коробке с мозаичным набором указан возраст, на который рассчитана данная игра. В этом случае учитывается не только сложность узора, но и размер отдельных деталей. Для самых маленьких игроков выпускаются наборы с фигурками поярче и покрупнее, чтобы малышня обучалась различать и правильно называть цвета, а детали игры удобнее было удерживать в руках и, что не менее важно, труднее было проглотить.

Еще одно полезное свойство игры с мозаикой — это развитие усидчивости на радость мамам и бабушкам, у которых нет энергии для подвижных забав. Творческое развлечение действительно может надолго увлечь гиперактивного малыша. Такие занятия особенно пригодятся в период подготовки к школе, ведь в классе придется примерно сидеть за партой, а для непосед это настоящая пытка! Мозаика же позволяет будущему школьнику в буквальном смысле играючи стать более внимательным и долго сосредотачиваться на одном занятии. Совместные творческие игры как нельзя лучше способствуют и быстрой социальной адаптации «домашнего» малыша, который ни дня не ходил в детсад. Для начала компанию может составить кто-то из уступчивых родителей, со временем в игру можно приглашать и малознакомых детей — в коллективном творчестве проще научиться сотрудничеству, взаимодействию. Ребята без слез и обид начинают делиться фигурками мозаики, договариваться, кто какой цвет собирает, и т. д.

Профессиональный опыт педагогов и психологов — это замечательно, но у капризных детишек другое мнение: даже самая интересная, красочно оформленная и дорогостоящая (к сожалению родителей) игра со временем все равно приедается. В случае с творческими развлечениями ничего подобного не произойдет, поскольку эти игровые наборы стоят относительно недорого, так что можно купить сразу несколько комплектов из дерева, пластика и мягких материалов и чередовать тематику. Кроме того, стимулировать к творческой деятельности будет и возможность похвастать результатами перед бабушками и дедушками. Многие современные мозаики позволяют зафиксировать получившуюся картинку на клеевой или магнитной основе и украсить таким шедевром стену в детской.

Итак, разнообразие ассортимента у производителей игрушек впечатляет. Попробуем условно классифицировать разновидности мозаики.

Деревянная мозаика — игрушечная классика

Объемные и плоские геометрические фигурки из ошлифованного или окрашенного в разные цвета дерева — именно так выглядела типичная мозаика во времена, когда нынешнее старшее поколение интересовалось игрушками. Аналоги таких раритетов и сейчас очень популярны — им в первую очередь отдают предпочтение родители, ведущие здоровый образ жизни и покупающие товары, изготовленные из экологически чистых материалов. Кроме того, подобные игрушки нравятся и малышам, поскольку поверхность фигурок с гладкими и шероховатыми гранями открывает целый новый мир необычных тактильных ощущений.

Деревянная мозаика с плоскими фигурками

Обычно подобные наборы позволяют складывать угловатые и весьма абстрактные картинки, очень отдаленно напоминающие реальные цветы, транспортные средства или животных. Но родителей не должно это смущать — именно таким способом лучше всего развивается детское воображение. Любой малыш запросто позаимствует мамину кастрюльку и тут же вообразит ее космическим кораблем, ведь «давай представим, как будто…» — любимая детская забава.

Серьезным школьникам не пристало возиться с фигурками для малышни, зато их можно заинтересовать… кубиками! Сейчас очень популярны напоминающие конструктор игровые наборы с деревянными произвольно раскрашенными кубиками, которые позволяют создавать абстрактные узоры или мандалы.

Деревянная мозаика для старших детей

Пластмассовая мозаика — дешево и разнообразно

В свое время на смену деревянной мозаике пришла пластмассовая. Многие взрослые помнят типичные советские игровые наборы с разноцветными шестиугольными фишками, которые закреплялись на круглой основе с многочисленными отверстиями. Современные производители взяли на вооружение эту нехитрую, а главное, дешевую технологию и просто развили идею. Некоторые всего лишь варьируют форму фишек и основы, предлагают в качестве деталей мозаики буквы и цифры (как дидактический материал для дошкольников), но принцип остается тем же.

Пластмассовая мозаика с основой и фишками

Мозаика с фишками и фиксирующей основой — отличное развлечение, но подойдет оно не всем. Некоторым малышам просто не хватит терпения, чтобы вставлять колышки фигурок в соответствующие ячейки. Таким нетерпеливым торопыгам придутся по душе магнитные наборы, представляющие собой кусочки металла в оболочке из пластика. В комплект игры входит магнитная основа, которая будет удерживать прикрепленные к ней детали, даже если наклонить или перевернуть ее. Некоторые недобросовестные производители плохо приклеивают металл к пластмассовым фигуркам, он отпадает в самом начале игры, и малыш, естественно, огорчается. Чтобы не было лишних слез, лучше выбирать наборы с фигурками, у которых магниты запаяны внутрь корпуса. Идеальный вариант — это игра с гибкими магнитами, а вот более предпочтительные с гигиенической точки зрения деревянные мозаики на магнитах редко имеют длительный срок эксплуатации, поскольку металл все время норовит отклеиться от дерева.

Пластиковая магнитная мозаика

Еще одна разновидность пластиковой мозаики является практически полным аналогом рассмотренной выше деревянной — те же ярко окрашенные геометрические фигурки, которые можно выкладывать узорами на плоскости или строить башенки. Пластиковые наборы стоят дешевле деревянных, при этом они легче, так что повздорившие и устроившие драку маленькие игроки не поранят друг друга фигурками. Если же к мирному развлечению присоединится братик-младенец, он сможет внести посильное участие и погрызть деталь мозаики: пластмасса — более подходящий для массажа десен материал, чем дерево.

С фишками, безусловно, удобнее играть за столом, а вот крупная пластиковая мозаика так и просится на пол. Чтобы бабушки не хватались за сердце, видя ребенка, играющего на голом полу, малышу можно купить специальную напольную мозаику из мягкого гибкого пластика. Эта игрушка состоит из очень крупных элементов, в собранном виде она представляет собой пестрый лоскутной коврик. На боковых частях деталей сделаны специальные выемки и зазубрины, характерные для родственника мозаики — пазла. Составлять узор можно в произвольном порядке, поскольку обычно на каждой отдельной детали есть собственная цельная картинка. При желании плоскую мозаику можно превратить в объемную: из прямоугольных составных кусочков легко получается гигантский кубик. Игра с такими ковриками-кубиками очень познавательна: малыш изучает буквы, цифры, разные виды животных и растений.

Напольная мозаика-коврик из мягкого пластика

Наборы для детского художественного творчества

Все перечисленные выше разновидности мозаик можно условно отнести к утилитарным: ребенок составляет узор, а когда ему надоедает это занятие, складывает фигурки обратно в коробку и отправляет в свой шкаф до следующего раза. Однако существуют наборы для декоративно-прикладного творчества, в которых акцент делается не на процессе, а на результате. С помощью таких забав дети учатся доводить дело до конца, и усилия стоят того, ведь в результате получается красивая поделка, созданная собственными руками, пусть и по эскизу разработчика. Так малыш сможет украсить забавными безделушками собственную комнату или сделать подарок близким в виде маленькой симпатичной открытки либо большого настенного панно.

Так называемая кнопочная мозаика — это подвид игры с основой и фишками, вот только перечисленные компоненты соединяются друг с другом надежно, раз и навсегда. В комплект входит одна или несколько заготовок с нарисованным условным эскизом, задача ребенка — заполнить линии или области на эскизе кнопками соответствующего цвета либо формы. Получается что-то вроде раскраски или аппликации. Подобные мозаики для самых маленьких, конечно, очень простые, а вот ребятам постарше предлагают репродукции известных художественных полотен в качестве основы для заполнения цветными кнопками.

Кнопочная мозаика с рисунком средней сложности

Если кнопочная мозаика позволяет изготовлять только картинки, то стикерная применяется даже для оформления нехитрой детской бижутерии, фоторамок, шкатулок, сумочек, декоративных элементов интерьера и елочных игрушек. Очевидно, что в наборы для детского творчества не попадают привычные офисные стикеры, здесь речь идет о маленьких картонных фигурках на клейкой основе с покрытием из блесток. Обычно на заготовках, к которым приклеивают цветные блестки, схематически расчерчиваются узоры, а разные оттенки обозначаются соответствующими цифрами. Конечно, никто не запретит ребенку проявить фантазию и поэкспериментировать с цветами, но в случаях, когда количество наклеек точно соответствует орнаменту, лучше следовать схеме, чтобы не испортить всю работу. Такая яркая и жизнерадостная разновидность мозаики с наклейками приведет в восторг маленьких девочек, а вот мальчишек, которые скептически относятся к сверкающим звездочкам и сердечкам, оставит равнодушными.

Шкатулка-заготовка для стикерной мозаики и комплектные наклейки

Еще один интересный вид детского декоративного творчества — это термомозаика. Такие игровые наборы состоят из основы с колышками, на которых набирается рисунок из бусинок. Когда работа полностью готова, мама под чутким руководством малыша прогладит рисунок утюгом, и все элементы склеятся в сплошную фигурку. Большую картинку можно повесить на стену, а маленькую оформить в виде магнита на холодильник.

Процесс изготовления термомозаики

30.01.2015 Пахомова Ирина

Дидактические игры для детей 2 младшей группы

Дидактические игры и упражнения для детей младшей группы по развитию познавательных способностей.

Игра доставляет радость и удовольствие ребёнку. Однако игра является так же источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходимых для учёбы в школе и дальнейшей жизни.
Игры на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек.«Мозаики» Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировки на плоскости. «Кто скорее свернёт ленту». Цель: развитие моторики пальцев и кистей рук. Скорость и точность движений. «Шнуровки». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. «Поймай рыбку». Цель: Развитие движений кистей рук, формировать точность движений, развитие зрительное внимание. Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов.
Игры на восприятие цвета.

Целью игр по развитию восприятия является усвоения детьми представлений о цвете. Форме, величине, пространственных отношений предметов.
«Разложи по цвету». Цель: Учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета. «Гномики» Цель: Развитие зрительного восприятия, цвета, памяти. внимания, мелкой моторики пальцев рук. «Пирамидки». Учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.
Восприятие формы.
«Рамки и вкладыши». Цель: Совершенствовать умение выделять форму, соотносить рамку и вкладыш, развитие внимание, памяти, мелкой моторики пальцев рук.» «Три поросёнка». Цель: Учить детей выделять различную форму, соотносить цвета, развитие внимания. «Форма и цвет». Цель: Закрепить знание о геометрических фигурах, формах предметов. Игра так же направлена на развитие внимания, мышления, памяти, воображения.
Восприятие величины.
«Три медведя». Цель: Учить выделять величину предметов. Соотносить предметы по величине. «Домик для зайчат». Цель: Учить детей ориентироваться на величине в игре. «Флажки». Формировать зрительную ориентировку на величине без учёта других свойств предмета, а так же с учётом всех свойств предмета.
Развитие тактильно двигательного восприятия.
«Что лежит в мешочке». Цель: Учить на ощупь определять предметы. Закрепить название предметов. формы, величины. «Большие и маленькие шары». Цель: Учить находить по словесной инструкции находить на ощупь большие и маленькие шары. «Платочек для куклы». Цель: Учить узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак-фактуру материала.
Игры на внимание и память.

Игры на внимание формируют умения сосредотачиваться на определённых сторонах предметов и явлений. Способствующих переходу от непроизвольного внимания к произвольному.
«Что изменилось». Цель: Развитие, учить называть игрушку, которой не хватает. «Узнай по контуру». Цель: Учить детей узнавать предметы по контурному изображению. «Найди половинку». Цель: Научить детей узнавать предметы по одному из изображений, запомнить предмет.
Игры на развитие мышления и воображения.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходства и различия, распределять по группам и называть обобщающим словом.
«Сложи узор». Цель: Учить детей составлять узоры. «Сложи квадрат». Цель: Учить составлять целое из разных геометрических фигур. «Посади огород». Цель: Учить детей использовать заданные предметы заместители и располагать в соответствии с расположением заместителей.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для младшей группы ДОУ Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Кто что ест» Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей 3-5 лет Дидактические игры для ознакомления детей 3-4 лет с растительным миром природы

Похожие статьи:

Дидактические игры с природным материалом для детей младшей – средней группы в детском саду

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Дидактические игры по окружающему миру во второй младшей группе

Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по математике в младшей – средней группе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]