Картотека развивающих игр для детей старшей группы ДОУ


Логические задачи по математике старшая группа

Задачи по математике старшая группа. Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?

5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?

7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?

8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?

9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?

10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?

11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?

Серьёзные задачи

1. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?

2. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?

3. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?

4. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?

5. В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?

6. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?

7. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?

Задачи на сравнение.

1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый?

2. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех?

3. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех?

4. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?

5. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех?

6. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех?

7. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый?

8. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех?

9. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?

10. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех?

11. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют: — развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. — развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами— основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др. Настольно — печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Игры на развитие внимания

Старший дошкольный возраст

  1. «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

Оборудование: игрушки

Описание игры

На стол ставится три-четыре игрушки (в дальнейшем можно увеличить их количество) и ребенку дается их рассмотреть в течение одной-двух минут. Затем попросите ребенка отвернуться, а тем временем уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их местами, не убирать и не менять игрушки.

Если ребенок не понимает задания убирать и менять местами игрушки можно так, чтобы ребенок видел, проговорить порядок расположения игрушек. Когда ребенок освоит правило, попросить закрывать глаза.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

2. «Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Оборудование: листы бумаги с нарисованными шарами

Инструкция:

Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным.

Если ребенок не понимает задания предложите раскрасить по образцу.

Если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы.

3. «Игрушки идут на праздник»

Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активизировать внимание.

Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки, две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары, отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и т.п.).

Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на праздник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же мишка, кукле — кукла, зайке — зайка. Помогите им, ребята». Дети по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каждый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игрушками по комнате.

Если ребенок не понимает задание помочь ему найти пару, рассмотреть игрушки, сравнить , найти сходство

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

4.«Кто внимательный»

Цель. Продолжать формировать восприятие пространственных отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать несложный образец, используя не только пространственные представления, но и представления о форме, величине и цвете.

Оборудование. Наборы строителя «Цвет и форма», «Построй поселок» и др. по числу детей.

Ходигры (проводится индивидуально или подгруппами). 1-й вариант. Педагог сажает перед собой * (напротив) ребенка и выкладывает 4—6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию. В процессе работы сопоставляет жестом положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их положение. Ребенок повторяет действия. В конце дается оценка выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил правильно».

2-й вариант. Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выделяя форму, величину элементов и их пространственное расположение, и воспроизвести конструкцию. О том, как ребенок анализирует образец и насколько правильно, можно судить по процессу действия со строительным материалом. Никаких вопросов малышу задавать не следует. Если ребенок не может строить по образцу, педагог переходит к действиям по подражанию. В заключение педагог вновь оценивает результат: «Видишь, как ты хорошо смотрел. Ты правильно построил: большой кубик внизу, маленький наверху, треугольная крыша на нем, рядом кирпичик — получился дом с забором».

3-й вариант. Постройка улицы по подражанию действиям взрослого. Педагог выкладывает на стол ряд элементов из строительного набора «Построй поселок». Говорит ребенку, что они будут вместе строить улицу. Отграничивает место, где будет его улица и улица ребенка. Улицы должны быть одинаковыми. Сначала посередине улицы строит двухэтажный дом так, чтобы в дальнейшем улицу можно было достраивать в обе стороны — вправо и влево. Элементы для дома педагог выбирает в присутствии ребенка, побуждая его делать то же самое. Рядом с домом ставит дерево. С другой стороны ставит два дерева и машину. Такая последовательность заставляет ребенка отражать правильно не только вертикальные, но и горизонтальные отношения — тут уже недостаточно просто воспроизвести положение «рядом», нужно увидеть, по какую сторону от дома располагаются другие предметы. Таким образом расположение «рядом» уточняется, дифференцируется («по ту сторону», «по эту сторону»).

4-й вариант. Постройка улицы по образцу, заранее выполненная за экраном. По окончании постройка обыгрывается.

Если ребенок не понимает задания, предложить выполнить вместе.

Если ребенок затрудняется предложить внимательнее посмотреть на прстройку.

5.« Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие мышления, объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов, из которых два предмета одинаковые;

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания найти вместе одинаковые предметы, сравнить, найти сходство.

6.« Выкладывание из палочек»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки, образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания, предложить выкладывать по подражанию – «делай как я».

7.«Исключение лишнего»

Цель: развитие объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие».

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания, выполнить задание вместе с ребенком, сравнить, найти различия.

8. «Нанизывание бусинок»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Если ребенок не понимает задание, начать выполнение задания вместе с ним, обращая внимание на последовательность бусинок. Затем предложить продолжить самостоятельно.

Если ребенок затрудняется задать наводящие вопросы.

9.«Скопируй»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку; образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагается сделать две картинки одинаковыми

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру. Будь внимателен!».

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задание, выполнить вместе с ребенком, по показу способа выполнения.

Развивающие игры для детей 5 – 6 лет по группам целей

ЦельНаименование игры
Тренировка мелкой моторики1. Нанизывание
2. Раскрашивание
3. Оригами
4. Театр теней
5. Перебираем крупу
Развитие внимания1. Что изменилось?
2. Что делать?
3. Хлопки
4. Стихии
5. Угадай игрушку
Развитие логического мышления1. Рисунки из геометрических фигур
2. Концовки
3. Закрась круг
4. Хорошо – плохо
5. Что бывает?
Развитие речи1. Закончи предложение
2. Режим дня
3. Кто это ест?
4. 3 слова
5. Что чем было?
Навыки счета1. Где шарик?
2. Прямой и обратный счет
3. Покорми животное
4. Замеры
5. Карточки с числами

Игры на развитие мелкой моторики

Поскольку начальное развитие соответствующих навыков в этом возрасте уже заложено, следующие игры помогут дальнейшему совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников:

  • Нанизывание. Нанизывать можно бусины, кольца, пуговицы, макароны и прочие предметы. Также потребуется леска или прочная нитка. Можно провести «ярмарку», на которой будут представлены сделанные ребятами бусы, браслеты и прочие украшения.
  • Раскрашивание. Игра проводится в виде мастер-класса по раскрашиванию или конкурса. Детям раздают картинки с контурами фигур и объясняют, как штриховать. Картинки нужно закрасить в прямом и диагональном направлениях.
  • Оригами. Детям выдают бумагу и объясняют, как складывать фигурки. Затем можно предложить устроить конкурс или поиграть в магазин бумажных игрушек.
  • Театр теней. В комнате выключают свет и направляют источник света на экран (с расстояния примерно 4 м). Детям показывают, как при помощи движений рук между источником света и экраном создать картины на экране. Можно разыгрывать сценки с участием персонажей-теней.
  • Перебираем крупу. Для этой игры нужно смешать 2 вида круп (например, гречку и рис или пшено) и попросить ребенка помочь разобрать крупу по своим банкам. Впоследствии задачу можно усложнить, добавив еще 1 или 2 вида круп.

Специалисты считают, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и интеллекта в целом.

Е. О. Комаровский

Педиатр, к.м.н.

Работа пальцами воздействует на речевые зоны головного мозга. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с полугода и до 6 лет. В результате правильно формируется речь, стимулируется память и воображение.

— Е. О. Комаровский Педиатр, к.м.н.

Игры на развитие внимания

Следующие игры помогут ребенку учиться приобретать, накапливать и применять новые знания:

  • Что изменилось? Перед ребенком ставят до 7 (но не меньше 3) разных игрушек. По сигналу ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек. Затем опять по сигналу ребенок должен открыть глаза и угадать, какой игрушки не хватает.
  • Что делать? До начала игры детям объясняют, какое действие нужно выполнять при назывании того или иного слова. Затем дети ходят по кругу, а ведущий называет какое-либо из оговоренных ранее слов. При этом игроки должны выполнить определенное действие (например, «аист» – встать на одну ногу, «рак» – идти спиной вперед, «заяц» – прыгать и т. д.).
  • Хлопки. Это игра, похожая на предыдущую. Только вместо слова дети должны выполнять определенное действие на оговоренное заранее количество хлопков. Так, например, 1 хлопок может означать «аиста», 2 – «рака», 3 – «зайца» и т. д.).
  • Стихии. Дети садятся в кружок. При назывании ведущим определенной стихии они должны выполнять заранее оговоренное действие (например, «вода» – опустить руки, «огонь» – поднять, «воздух» – развести руки в стороны, «земля» – скрестить на груди).
  • Угадай игрушку. Ребенку нужно изобразить какие-либо действия, которые бы охарактеризовали предложенные игрушки (например, показать, как себя ведет мишка, лиса и т. д.).

Юлия

В педагогической деятельности одним из основных направлений является развитие внимания, так как именно от него в дальнейшем будет зависеть качество обучения.

— Юлия

Игры на развитие логического мышления

Навыки логического мышления необходимы как подготовка к дальнейшему обучению. Развить умение мыслить логически помогут следующие игры:

  • Рисунок из геометрических фигур. Детям раздают различные геометрические фигуры, нарисованные на листе бумаги. Ребята должны дорисовать из полученной геометрической фигуры какой-либо предмет или персонажа (например, яблоко из шара и т. д.).
  • Концовки. Детям предлагают закончить предложения типа: «Маша вышла из дома раньше Веры, значит Вера – … (позже Маши)».
  • Закрась круг. Детям выдают листы с нарисованными несколько раз 6 кругами и предлагают закрасить их таким образом, чтобы закрашенных кругов оказалось столько же, сколько и не закрашенных. Победит тот, кто предложит больше всех вариантов заштриховки.
  • Хорошо – плохо. Ребенку предлагается проанализировать любое явление со всех сторон, уделяя внимание положительным и отрицательным аспектам, например: «Много комаров – плохо, кусаются, но хорошо, что птицам есть, чем питаться. Нет комаров – хорошо, но плохо, что птицам нечего есть, они улетят в другие места и станет много комаров».
  • Что бывает? Детям предлагается задавать друг другу вопросы и по очереди отвечать, например: «Что бывает белое? (облако, полотенце и т. д.)» «Что бывает большое? (радость, машина, гора и т. д.)».

Елена

Оренбург

Логическое мышление ребенка нужно развивать систематически и своевременно, чтобы в последующем он мог хорошо учиться и добиваться поставленных целей.

— Елена Оренбург

Игры на развитие речи

Развитие речи – важный этап обучения, в этом помогут следующие игры, кстати, тесно связанные с предыдущей группой занятий на логику:

  • Конец предложения. Детям предлагается закончить предложения, исходя из контекста (Вита сегодня не пришла потому, что … (заболела); папа принес мороженое и положил … (в холодильник); Марина идет в магазин, чтобы … (купить продукты)).
  • Режим дня. Детям показывают картинки, изображающие различные дела в течение дня. Ребятам предлагается расположить их в нужной последовательности.
  • Кто это ест? Выдаются картинки, изображающие различных животных, и предлагается определить, кому из них нужно дать, например, зерно, мед, яблоки, траву и т. д.
  • 3 слова. Детям предлагают назвать по 3 слова в качестве ответа на один вопрос, например: «Что можно сварить? (яйцо, мясо, макароны)».
  • Что чем было? Ведущий задает вопросы типа: «Кем раньше была курица, бабочка, лошадь?», «Чем раньше был хлеб, свитер, стол?», а детям нужно на них ответить.

А. Н. Леонтьев

Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности

Речь занимает центральное место в психическом развитии, процесс ее развития и есть само развитие.

— А. Н. Леонтьев Советский психолог, автор общепсихологической теории деятельности

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]