«Москва — столица нашей Родины» Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе


Реализация содержания программы в образовательных областях: “Познавательное развитие”; “Речевое развитие”.

Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательское, восприятие художественной литературы, коммуникативная.

Цели: расширять представления о столице нашей Родины — Москве; познакомить с её достопримечательностями, учить рассказывать о том, что узнали и увидели, воспитывать любовь к родному краю и стране.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает и называет столицу России и Края может рассказать о достопримечательностях Москвы.

Ход занятия

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём? На каком языке мы с вами говорим? Что такое страна?

Дети: “Это леса, моря, реки, горы, сёла, города…”

Воспитатель: Это место, где мы живём, где жили ваши родители, бабушки и дедушки, ваши знакомые и друзья. Россию мы называем своей Родиной, потому что мы родились и выросли. Всё здесь для нас родное. У нас с вами есть малая Родина — ваша семья, наш детский сад и наш город – Боготол. (Ребёнок рассказывает стихотворение о Родине или о семье.)

Россия – огромная страна и в ней живёт очень — много людей. Для того, чтобы в стране был мир и порядок нужны справедливые законы, которым бы подчинялись все люди страны. Основным законом нашего государства является Конституция. Конституция защищает права гражданина и юного гражданина.

В каждом государстве есть главный город – столица. Столица нашей Родины Москва (показываю на экране), а столица нашего Красноярского Края – город Красноярск (показываю на экране).

Воспитатель: В Москве находится главные правительственные учреждения – парламент, где есть государственная дума и совет федерации (показываю соответствующие картинки на экране), в Кремле работает наш президент и правительство нашей страны (министры – помощники президента, показываю картинки).

Президент — это глава государства, избранный народом. Он и правительство руководят страной, решают важные государственные вопросы, утверждают законы.

Воспитатель: Кто знает, как зовут нашего президента? (Ответы детей.)

Воспитатель: Москва самый большой город России. В нём живёт боле 8 миллионов человек. Сейчас мы с вами совершим экскурсию на выставку картин в Москве. Она называется “Я шагаю по Москве”.

Показываю картинку (Москва река и Кремль) Обратите внимание на зубцы и башни, они сделаны из красного кирпича. Одна из башен – Спасская, на ней находятся самые большие часы. По ним мы сверяем своё время. В Москве много учебных заведений: университетов, институтов, академий, где учатся студенты со всего мира и пользуются услугами центральной библиотеки (показываю картинку с центральной библиотекой).

Включаю песню “Я шагаю по Москве” вместе с детьми делаем несколько упражнений (физ. минутка).

Воспитатель: Много в Москве храмов: Благовещенский Собор, Архангельский Собор, Храм Христа Спасителя (показываю соответствующие изображения на экране).

В Москве есть много театров: Академический Большой театр, Малый театр, Кукольный театр имени Сергея Образцова. Также есть много площадей (показываю соответствующие изображения на экране). Есть и памятники знаменитым людям, которые жили в этом городе: Пушкин, Маяковский, Чайковский. Много здесь и других достопримечательностей: Царь Пушка, фонтан (показываю соответствующие изображения на экране).

Воспитатель: Много сложено песен и стихов о Москве. Наши дети подготовили стихи и поговорки о Москве (слушаем детей).

История Москвы, её многовековые традиции, отражаются в гербе Москвы (показываю герб), флаге гимне (рассказываю, что такое флаг и что он обозначает и гимне). Если остаётся время можно нарисовать флаг России.

Рефлексия: Что вы сегодня нового узнали на занятии? Что вам понравилось? (Дети отвечают.)

Конспект нод «Москва — столица нашей Родины»

Тема «Москва – столица нашей Родины».

Цель:

продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой, создать у детей более целостный образ Москвы – столицы.

Задачи:

образовательные:

формировать у детей представления об истории возникновения Москвы; обобщить и расширить знания о Москве, о достопримечательностях города, совершенствовать умение узнавать их по иллюстрациям; познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о Москве; пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле.

развивающие:

развивать умение согласовывать слова в предложениях, познавательный интерес; двигательную активность, мелкую моторику рук.

воспитательные:

воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей — чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

Предварительная работа:

ознакомление с картой России, беседы о Москве, рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве, чтение рассказов, пословиц и поговорок о Москве.

Материалы и оборудование:

глобус, иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня, Собор Василия Блаженного, Царь – Колокол, Царь – Пушка, Москва Белокаменная, Кремль, портреты Юрия Долгорукого и императрицы Анны Иоанновны.

Ход занятия

Организационный момент:

— Ребята, в какой стране мы живем? (в России)

Кто мы с вами?
(россияне)
Показ границы России на глобусе.

В каждой стране есть главный город – столица.

-Кто знает, как называется столица России?

-А как следует называть жителей Москвы? (москвичи, москвичка)

Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий (портрет).

Каждому русскому человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства – России.

Много лет тому назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, образовывались много маленьких сел. И именно князь Ю. Д. решил объединить эти села в город – так появилась Москва. Сначала дома в городе были деревянные, и поэтому называлась Москва «Деревянной» (беседа о деревянных домах и возможности пожара).

Затем, в древние времена, когда на Москву часто нападали враги, а деревянные стены, которыми был обнесен город, периодически сгорали во время набегов, их заменили толстыми стенами из белого камня (демонстрация иллюстрации «Москва белокаменная»).

И Москву стали называть «белокаменной».

А позднее построен был Кремль из красного кирпича (иллюстрация «Кремль»).

Это уже современная Москва. В Москву приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться ее красотами. Вот и мы с вами можем совершить сегодня небольшую экскурсию по Москве, познакомиться с ее достопримечательностями. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.

В стенах Кремля много башен, каждая имеет свое название. Одна из них Спасская.

— А чем она знаменита? (на ней часы, по которым сверяет время вся страна — куранты.)

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.

Кто является главой нашего государства? (Президент, ФИО, обращается внимание на портрет в Патриотическом уголке).

А это, самая знаменитая площадь Москвы – Красная (иллюстрация).

Как вы думаете, почему она так называется?

Именно потому, что на Руси всегда было – что красиво, то «красно» («красна изба не углами, а пирогами» и др. пословицы и поговорки).

Какие еще сооружения Красной площади вам уже знакомы? (Показ иллюстрации «Собор В. Блаженного»)

В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным россиянам (возможно дополнительно – иллюстрации Третьяковской галереи, Большого театра и др.).

Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника — Царь – пушку и Царь – колокол.

Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка – всем пушкам пушка! Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Она предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. А огромные ядра, которые лежат рядом, никакого отношения к пушке не имеют. Кто знает, почему? (потому что из нее должны были стрелять мелкими камнями и кусочками железа – «дробом», т. к. это артиллерийское оружие относится к так называемым дробовикам.)

А это, Царь – колокол. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анна Иоанновны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил Моторины.

— А как вы думаете, почему этот колокол никогда не звонил? (однажды в Кремле случился пожар, и мастера, испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур колокол и треснул, от него отвалился кусок)

Колокол треснул от разницы температур. Долго потом Колокол лежал в земле, только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.

-А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки о Москве?

— Москва – всем городам мать!

— Кто в Москве не бывал, красоты не видал!

— Москва белокаменная, хлебосольная, златоглавая!

— Москва славится колоколами, калачами, да невестами.

Родина у нас всех одна – она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!

Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе. Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! (А. С. Пушкин)

Красная площадь, для многих россиян, это и есть Москва, столица нашей большой и необъятной Родины. А побывать в столице, хотя бы один раз жизни, должен каждый житель страны. Красная площадь — самая красивая московская площадь. Россияне очень любят свою столицу. Каждый, кто приезжает в столицу, спешит пройти по ее брусчатой мостовой, побывать на Красной площади и увидеть достопримечательности.

Сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию «Красной площади», но сначала мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка:

А давайте и мы представим себя орлами.

Широко раскинув крылья, мы летим под облаками (расставив руки, покачиваемся из стороны в сторону)

И вокруг мы грозно смотрим очень зоркими глазами (повороты вокруг своей оси)

Все мы видим, все мы слышим, все вокруг мы замечаем (руки на поясе – наклоны из стороны в сторону)

И страну свою большую любим мы и защищаем! (руки раскинули и обняли себя)

Прежде чем приступим к выполнению работы, давайте вспомним технику безопасности с ножницами. (ответы детей)

Дети выполняют коллективную аппликацию.

Рефлексия:

-Ребята, с каким городом мы с вами познакомились? Какие достопримечательности вам запомнились?

Что вам больше всего понравилось?

Культурное развитие Москвы

Москва имела статус столицы до 1712 года, после чего Петр I присвоил его Санкт-Петербургу. Вернули его только после 1917 года. Но за это время Москва продолжала развиваться во всех направлениях. Был открыт Московский государственный университет (МГУ) при непосредственном участии великого ученого М. В. Ломоносова. Появились две гимназии – одна для дворянских детей, а вторая – для детей разночинцев и купцов.

Огромное горе для жителей Москвы принесла война 1812 года, когда город полностью был уничтожен пожаром. Однако после победы русской армии над войском Наполеона его восстановили. Так Москва снова стала культурным и экономическим центром.

Сегодня часть древнего города расположена в самом центре столицы. К ней относят исторические здания, усадьбы и другие объекты. На территории Кремля расположены религиозные строения, которые известны во всем мире: Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы.

В мегаполисе открыто более 60 театров, около 100 музеев, 75 высших учебных заведений, галерей. Для москвичей и гостей столицы работают свыше 4000 библиотек, в том числе и известная «Ленинка» (Библиотека имени Ленина).

Уникальна московская система транспорта, которая включает вокзалы железной дороги, аэропорты, городской транспорт, метро. Некоторые станции метрополитена являются памятниками архитектуры. Метро продолжает развиваться и ежегодно открывает новые станции для пассажиров.

Правительство Москвы делает все возможное для комфортного проживания москвичей и гостей столицы. Инфраструктура развивается, и город становится более современным и практичным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]