Развивающее занятие для детей раннего возраста на тему «Мишка»


Цель: перейти от исходного различения большой — маленький к различению большой по росту, по возрасту, по тому, кто что умеет делать. Занятие на сравнение, требующее выхода на новое различение. В русском языке различение большой — маленький одновременно фиксирует качество (большой или маленький размер) и обозначает количественную меру для всех других качеств (больше по высоте, ширине, возрасту и т.д.).

Как правило, дети словами большой — маленький называют совокупность признаков. По этой причине при помощи имеющегося у них исходного различения большой — маленький можно строить множество ситуаций, требующих наращивания системы различений у ребенка.

Ход занятия

Воспитатель читает детям письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам Зайчишка — Короткие Штанишки из соснового леса. Помогите разобраться! Собрал нас однажды Медведь — хозяин леса и говорит: «Много в нашем лесу беспорядков стало происходить, чужаки разные приходят. Пора этому положить конец. Вот что я решил: пусть все большие звери тропы лесные расчищают да малых зверей от врагов-чужаков оберегают. А малые зверюшки пусть лес в порядок приводят, мусор да разные щепки в кучи собирают. Вот и будет у нас в лесу порядок». На том и порешили. Все звери по своим делам разошлись, а вот про меня, Зайца, спор возник: какой я — большой или маленький? Медведь говорит: «Маленький». А мышонок говорит: «Какой же Заяц маленький? Он вон какой большой. Недавно как прыгнул, чуть меня, Мышонка, не раздавил». Спорили, спорили, так и не пришли к согласию. Помогите, ребята, разобраться: какой я — большой или маленький?» Логика движения на примере ситуации «Медведь»: 1.Задание ситуации — в задачной форме, где исходно закладывается противоречие (заяц одновременно полагается и большим и маленьким) и неразрешимость в действии (для зайца). 2.Дети пытаются разрешать ситуацию за счет выбора одного из полюсов оппозиционной пары: заяц либо большой, либо маленький. 3.Задача не разрешается, противоречие углубляется за счет того, что удерживается позиционность (заяц одновременно и большой — для мышонка, и маленький — для медведя) и вопрос: а какой же заяц на самом деле?

Задача не решается по типу простого выбора, а требует для своего решения восстановления исходной деятельностной ситуации.

4. Восстановление ситуации: чего хотел медведь — навести порядок в лесу с учетом того, какой зверь что умеет делать.

Что медведь делал? Через разыгрывание выясняется, что он разделил всех зверей по росту. Здесь происходит выход в мыслительный план: различения — это не то, что существует натурально, на вещах, а то, что задается контекстом ситуации и целями говорящего и действующего субъекта.

5. В мышлении — смысловое углубление и дифференциация различений. Например: кто больше — слоненок или взрослая зайчиха?

Дети путаются, затрудняются дать однозначный ответ. —А как мы тут смотрим, как сравниваем? —По годам, по росту, размеру.

Различные понимания большого — маленького схематизируются. —А каким лучше быть — большим или маленьким? Дети высказывают разные мнения: —Маленькому можно ничего не делать. —Зато большие много что умеют делать. Фиксируется третье понимание: размер, возраст, умения.

6 Возвращение в ситуацию. Какое из трех пониманий может помочь медведю? Выбираем третье: разделить всех зверей по тому, кто что умеет делать. В результате заяц оказывается почтальоном — он быстро бегает.

Ход занятия

Звучит весёлая музыка.

Воспитатель: Как рада видеть всех сейчас, Давайте обниму всех вас, Друг другу улыбнёмся и вместе засмеёмся!

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Кто же в гости к нам зашёл, посмотрите, кто пришёл!

Вносит игрушку мишку.

Воспитатель: Кто пришёл к нам в гости?

Дети вместе с воспитателем рассматривают мишку, здороваются, обсуждают и закрепляют части тела мишки.

Воспитатель: Мишка в гости всех зовёт.

Где же Мишенька живет? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Чтобы в гости нам прийти, надо по дорожке пройти.

Звучит песня из мультфильма «Винни-пух»: «Кто ходит в гости по утрам…»

Ходьба по ребристой доске друг за другом

Дети подходят к рассыпанным на полу шишкам, рядом стоят две корзинки: большая и маленькая.

Воспитатель: Шёл по лесу Мишка, нёс в корзинке шишки. Он запнулся и упал, шишки сразу растерял. Кто поможет Мишке, соберёт все шишки? Шишки с вами соберём, по корзинкам разберём.

Дети с воспитателем рассматривают шишки, отмечают разницу в величине, воспитатель предлагает разложить шишки по корзинкам: большие шишки в большую корзинку, маленькие шишки — в маленькую корзинку.

Игра «разложи шишки по корзинкам»

Воспитатель: Как доволен очень мишка, ну, спасибо, ребятишки, Мои шишки разложили, очень мишке угодили. А теперь посмотрите на корзинки, сначала на большую, потом на маленькую.

ПРОВОДИТСЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Воспитатель: Хочет мишка поиграть, свои лапки поразмять. С мишкой вместе поиграем, и за мишкой повторяем!

Проводится физминутка

Мишка по лесу идёт. ходьба стайкойМишка по лесу идёт. ходьба стайкойШишки он в карман кладёт. приседанияШишки он в карман кладёт. приседания

Много шишек он набрал, разводят руки в стороныНи одной не потерял. поворачивают голову в стороныАй да мишка, молодец, хлопают в ладошиНашей песенке конец! хлопают в ладоши

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в гости к Мишке. Смотрите, ребятки, Мишка хочет угостить нас чаем, расставил на столе цветные блюдечки. Давайте ему поможем. Поставим чашки такого же цвета на блюдца.

Дидактическая игра «Найди чашку такого цвета, как блюдце»

(Воспитатель помогает некоторым детям расставить кружки по цвету на блюдца, уточняет и повторяет с детьми цвет кружки и цвет блюдца Мишка благодарит детей и предлагает попить чай.)

Проводится дидактическая игра «Моем руки»

Кран с водой откроем мы — перебирают пальчиками рук,

Не боимся мы воды, — протягивают руки вперёд

Чисто умываемся, — имитируют мытьё рук и лица

Друг другу улыбаемся! — улыбаются друг другу

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Как медведи зимуют»

Подготовила и провела воспитатель Арабачян Р. А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №225»

Цель: Формирование представлений у детей об особенностях зимовки медведей.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать любознательность и познавательный интерес через открытие новых представлений о жизни животных.
  2. Развивать творческое воображение.
  3. Развивать мелкую моторику, аккуратность в работе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к жизни и повадкам животных.
  2. Воспитывать доброе отношение к животным.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к детёнышам животных.

Образовательные:

  1. Формировать представление у детей об особенностях зимовки зверей.
  2. Совершенствовать навыки работы с к5расками и кисточкой.
  3. Обогащать словарь детей новыми словами.
  4. Закреплять умение рисовать предметы округлой формы. Поощрять точную передачу объекта.

Представления детей: Зимой медведь впадает в спячку. У медведицы в берлоге рождаются медвежата. Они слепые и голые, они нуждаются в материнской заботе. Медведица держит их у себя, среди тёплой шерсти. Она кормит медвежат своим тёплым материнским молоком.

Ход занятия

На столике удивления слева: макет зимнего леса, заяц, белка, медведь, берлога.

В.: Ребята, сегодня у нас на столике удивления зимний лес. Что интересного мы можем рассказать про зимний лес?

  • Хорошо ли зимой животным в лесу?
  • Как они готовятся к зиме?
  • Где же медведь?

Рассуждения детей.

Вывод: К зиме разные животные готовятся по – разному: заяц и лиса «одевают» тёплую шубку, белка сушит грибы и собирает орешки на зиму, медведь спит в берлоге, поэтому мы его не встретили в зимнем лесу

Открывается правая часть столика удивления: берлога в зимнем лесу.

В.: Ребята, посмотрите, что это?

  • Из чего сделана берлога?
  • Давайте заглянем и посмотрим, кто там?

Дети: Там медведица с медвежатами!

В.: Какие медвежата, ведь мы знаем, что медведица вошла в берлогу одна, и мы знаем, что медведи зимой спят. Вокруг холод, зима, везде снег, нет еды, как же медведица будет за ними ухаживать

Парное взаимодействие детей, перебор разных мнений.

В.: Ребята у вас у всех очень разные и интересные мнения, откуда нам узнать точный ответ, на вопрос, как медвежата зимой живут в берлоге.

Познавательный рассказ (из литературы): Зимой медведь впадает в спячку. У медведицы в берлоге рождаются медвежата. Они слепые и голые, они нуждаются в материнской заботе. Медведица держит их у себя, среди тёплой шерсти. Она кормит медвежат своим тёплым материнским молоком.

Видите, сколько интересного можно узнать из книги. Что нового книга нам рассказала про медвежат?

Вывод: Медвежата питаются молоком медведицы. Им зимой не холодно, потому что медведица держит их близко к своей тёплой шерсти.

В.: Медвежата очень любят играть. Давайте мы тоже превратимся в маленьких медвежат и поиграем с ними.

Физкультминутка:

Мы весёлые ребята Наше имя медвежата Любим прыгать и играть, Любим лазать и метать.

В.: Ребята, для медведицы и медвежат сегодня радостный день. У медвежат День рождения. Как мы с вами можем их поздравить?

Рассуждения детей.

Вывод: На День рождения принято дарить подарки.

В.: Давайте мы тоже для медвежат сделаем подарки своими руками.

Рисование. Тема «Угощение для медвежат» по выбору детей.

В.: У вас у всех очень хорошо получилось.

Вручение подарков.

В.: Ребята, какое у нас с вами настроение? Почему радостное?

Рассуждение детей.

Вывод: У нас хорошее настроение, потому что мы сделали доброе дело. Нам хорошо, потому что хорошо медведице и медвежатам.

Следующая >

Вводная часть

Тема занятия: К мишке в гости мы пойдём.

Цель занятия: Привлечь детей к совместной деятельности для развития познавательной активности.

Задачи:

  1. Создавать эмоциональное настроение, активировать речевое развитие детей и словарный запас.
  2. Закреплять умение различать величину: большой, маленький.
  3. Упражнять в умении соотносить 3 основных цвета (жёлтый, зелёный, красный).
  4. Развивать внимание, память, слуховое восприятие.
  5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  7. Предупреждать утомляемость; создать условия, способствующие развитию двигательной активности.

Словарь:

  • маленький;
  • большой;
  • шишки;
  • кружки;
  • блюдца;
  • цвета: желтый, красный, зеленый.

Материал и оборудование:

  • игрушка Мишка;
  • 2 корзины с шишками (большая, маленькая);
  • цветные кружки и блюдца;
  • ноутбук;
  • аудиозаписи.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]