Конструирование в группе раннего возраста
Весна. Превращения, оживление, пробуждение природы. | |||||||||||||||
17 | 14.05 | Весна | Конструирование из песка | Закреплять знание о свойствах песка. Учить строить башенку, домик для собачки, дорожки, скамейки, столы и т. д. Развивать мышление, память, творческие способности. Воспитывать интерес к конструированию из песка. | Песочница | Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие исследовательской деятельности, фэмп),развитие речи, хэр (худ-я лит-ра), скр (с\р\и),физическое | И.А.Лыкова Конструирование в детском саду стр.18 | ||||||||
18 | 28.05 | Цветы | Заборы высокие и низкие | Учить: изменять постройку в высоту; называть детали: кирпичики, кубики; строить разнообразные заборы, разные по высоте. Закреплять умение способов расположения деталей. Развивать чувство формы и цвета, интерес к цветам. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. | Строительные наборы, декоративные цветы на подставочках | Познавательное развитие(формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательно-исследовательской деятельности, фэмп), хэр (худ-я лит-ра), физическое развитие | И.А.Лыкова Конструирование в детском саду стр.17 | ||||||||
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач: • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей. Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим, педагогический мониторинг: — не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений; — позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику; — учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; — позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; — учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения и электронное приложение, которое позволит педагогам проводить анализ динамики развития ребенка. Где подсчеты ведутся с помощью определенной формулы. Полученные результаты выражаются в процентах и определяют так называемый коэффициент успеха каждого ребенка. В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом индивидуализации. В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей. Принципы оценивания – трехуровневая система мониторинга – 2 балла «качество проявляется устойчиво», 1 балл «качество проявляется неустойчиво», т.е. находится в зоне ближайшего развития и проявляется лишь в совместной со взрослым деятельности, 0 балл – «качество не проявляется». В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится квалифицированными специалистами (например, педагогами-психологами) и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка. Диагностическая карта: Вид деятельности: Конструирование
Лего Дупло и его аналоги (Ozon, My-shop)
Лего не нуждается в представлении, это конструктор, проверенный временем и миллионами детей во всем мире. С 2 лет ребенку будет интересно строить из него дорожки, заборчики, домики, воротики, стулья, столы, а также какие-нибудь несложные декорации, которые могут понадобиться для сюжетно-ролевых игр. Надо сказать, что имеющиеся в наборах Лего животные и человечки здорово повышают интерес ребенка к игре, мотивируют соорудить ту или иную постройку. Например, одна из наших самых любимых построек – это зоопарк для животных. Сначала возводим заборчики, потом организовываем игру с продажей билетов и посещением животных.
Правда, при покупке ролевого набора с животными и другими фигурками надо быть внимательнее. Очень часто наборы сделаны так, что ограничивают фантазию ребенка только одним вариантом игры, а также содержат готовые элементы, которые можно применить одним единственным способом. Так, присутствие в наборе готовых крыш, стен, столов, стульев лишает ребенка возможности пофантазировать и придумать, как сделать то же самое из конструктора самому. Поэтому постарайтесь покупать такие наборы конструкторов, которые содержат много универсальных элементов и как можно меньше готовых решений.
Если вы хотите конструктор, с еще более крупными деталями, чем у Лего Дупло, то можно остановиться, например, на конструкторе Mega Blocks (Ozon, MyToys). Но вообще говоря, все аналоги Лего заметно проигрывают оригиналу по точности деталей и качеству пластика.
Конструктор «Животные» (Ozon, My-shop)
Очень хороший конструктор, долгое время был нашим «хитом». В конструктор входит много вариантов лап, голов, туловищ, хвостов, позволяющих собирать самых разных животных. Можно собирать как животных в их классическом виде, так и забавных гибридов. Фантазия развивается только так. А заодно закрепляется и представление о животных и их частях тела.
У нас «звероконструктор» фирмы Edushape, он сделан из мягкого вспененного материала, чем-то похожего на пенопласт, детали между собой никак не соединяются. Возможно, кому-то это покажется минусом, но мне наоборот очень понравилось то, что собирая его, дочка училась находить баланс, старалась ставить детали аккуратно, чтобы они не упали.
Вот пример аналогичного конструктора из дерева от фирмы Djeco.
У Лего тоже есть похожий звероконструктор: Ozon, My-shop, MyToys.
«Машинка»
Цель: познакомить с новой деталью – пластиной, научить строить по образцу машинку, формировать представление о машине, как транспортном средстве.
Материал: набор строительного материала, матрёшки.
Занятие.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть на детали стройматериала. Спросите: « На что похожа пластина: на кубик или на кирпичик?»
Поместите рядом с пластиной кубик и кирпичик. Пусть ребёнок сравнит их между собой и подведёт итог.
Расширяйте знакомство с окружающим миром.
По сюжету постройте вдоль дороги много домов, изображая улицу. Спросите ребёнка: «Что ездит по улице? Как Маша переходит дорогу?»
Предложите построить машинку. Для этого на кирпичик кладётся кубик – кабинка машины.
Пусть ребёнок повторит ваши действия и построит самостоятельно машинки разных цветов.
Усложните задачу. Предложите построить автобус.
Для этого на длинную пластину кладутся кубики через определённое расстояние друг от друга, оставляя место для окошек.
Верх накрывается другой пластиной, изображая крышу автобуса. Готово!
Посадите матрёшек в машину или автобус и поехали. Имитируете звуки движения транспорта.
« На лодочке»
Цель: научить строить лодочку из разных деталей, различая их по форме, цвету, величине, обогащая словарный запас новыми словами.
Материал: набор строительного материала, матрёшки – большая и маленькая.
Занятие.
По сюжету Маша хочет покататься на лодочке. Предложите ребёнку построить для неё лодку.
Возьмите две пластины и положите их параллельно друг другу. Попросите малыша подать призму – это будет нос судна.
В процессе игры задавайте вопросы по цветам деталей, которые применяются в строительстве лодки.
Заднюю часть судна закройте кирпичиком, а по центру положить ещё один для скамеечки, на которой будет сидеть Маша.
Продемонстрируйте катание матрёшки по воде.
У Маши есть подружка, маленькая матрёшка, которая тоже хочет покататься на лодочке.
Предложите ребёнку для неё самостоятельно построить судно.
Конструктор «Zolo» (Ozon, My-shop)
Совершенно необычный конструктор с деталями причудливой формы и нестандартным принципом соединения деталей. Такой конструктор нужен вовсе не для того, чтобы строить дома или заборчики, этот конструктор для того, чтобы будоражить детское воображение и создавать непривычные формы. Строить из него можно самых невероятных существ (возможно, у вас это будут чудики или пришельцы). Процесс создания очень увлекательный, можно посмеяться от души, дав волю своей фантазии. Ну а когда существа инопланетного происхождения будут готовы, им можно придумать забавные имена вроде пятиножки, глазастика или бубузяки.
Я считаю, наиболее ценно в этом конструкторе то, что он помогает ребенку научиться мыслить нешаблонно: ведь совершенно необязательно, чтобы у неведомого пришельца было два глаза и две ноги, да и зачем вообще ему туловище и почему нос обязательно на голове? В общем фантазируем. Возможно, кто-то сочтет этот конструктор сумасшествием, но у меня он самый любимый.
Очень надеюсь, что конструктор Zolo снова появится в продаже в магазинах, ведь аналогов у него просто нет. Чем-то похож на него конструктор Ogobild, но с ним, как мне кажется, лучше фантазировать на неодушевленную, техническую тематику. Да и скреплять детали в Ogobild гораздо тяжелее, так что он больше подходит для детей после 3-4 лет.
3. Дорога (Ozon, My-shop, MyToys)
Бытует мнение, что девочки всегда играют с куклами, а мальчики с машинками, может отчасти это и правда, но только дорожного конструктора точно не касается . Когда дочке в 2 года подарили дорогу, она настолько увлеклась ею, что в течение месяцев двух каждый день с утра на полу в детской нас встречала автотрасса новой формы. Надо сказать, что Тасе нравился именно процесс строительства, до катания машинок порой даже и не доходило. Думаю, для мальчиков любой конструктор в виде авто- или железной дороги покажется еще более интересным.
Для самых маленьких очень важно подобрать дорожный конструктор так, чтобы детали сцеплялись без лишних усилий, и ребенок мог собрать дорогу сам, без помощи взрослого. Мы играли авто-конструктором малоизвестной фирмы Dolu. Мне не удалось найти его в продаже, поэтому даю ссылки на железную дорогу фирмы Brio (Ozon, My-shop, MyToys) и его аналоги (Ozon, My-shop, Read).